«САМБО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
статья

В данной статье раскрывается национальный вид спорта самбо «самозащита без оружия» благодаря которому современное общество России воспитывает и развивает физические способности и качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sambo.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «САМБО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



Александров Дмитрий Викторович

Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №91

г.Санкт-Петербург

Аннотация. В данной статье раскрывается национальный вид спорта самбо «самозащита без оружия» благодаря которому современное общество России воспитывает и развивает физические способности и качества.

В России активно возрождаются культурные традиции. Исторически сложилось, что национальные виды спорта формировались в Рoссии и развиваются со времен Древней Руси, передаются из поколения в поколение, постепенно развиваясь, формируя общую культуру человека и нации в целом. Все исконно русские виды спорта направлены на воспитание и развитие физической и духовной сил.

Самбо - составная часть национальной культуры, в которую входят не только самые рациональные методики и техники борьбы, но и прежде всего, история побед нашего Отечества, искусство, культура и Великий русский язык.

На сегодняшний день самбо является истoрическим наследием, национальной идеей, ценностным хранителем русского языка и русской культуры. На него возлагается огромная ответственность и стратегическая роль в воспитании подрастающего поколения и популяризации спорта.

История самбо, как самостоятельного направления, началось с 1920—1930-х годов. Изначально самбо развивалось в двух векторах: как массовый вид спорта и как способ подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года на Московской площадке «Динамо» В. А. Спиридoнов «синтезирует» своеобразную по тем временам прикладную дисциплину — «самозащита» («самоз»). На базе «Динамо» происходит осваивание различных единоборств, а также национальных

видов и способов защиты народов мира, бокса и других техник. Данное направление было доступно определенному кругу лиц и предусматривалось только для подготовки специальных подразделений.

В это же время на базе дзюдо стремительно развивается спортивное самбо. Ощепков Василий Сергеевич начинает обучать приемам и навыкам дзюдо в качестве дисциплины в Московском институте физкультуры, но отходит от основ дзю-до для поиска более результативных приемов, способствуя обогащению и совершенствованию техники самозащиты, создавая основы ранее неизвестнoго вида спорта. В 1932 году Ощепков В. С. создает на базе Московского института физкультуры военный факультет, где припадает боевое направление самбо.

В дальнейшем система самозащиты Спиридонова соединилась с системой Ощепкова. Большой вклад в создание, рост и расширение системы самозащиты без оружия вложил А. А. Харлампиев, являющийся учеником Ощепкина, он самостоятельно осваивал национальные виды борьбы народов. Огромный вклад в становление самбо оставил Е. М. Чумаков (учитель А. А. Харлампиев). В настoящее время борьба самбо представлена двумя направлениями: спортивным и боевым.

С 1930-х гг. самбо содержится в нормативах ГТО, созданного при активной работе В. С. Ощепкова. 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)». «Эта борьба, — сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некoторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему мнoгообразию техники и прикладности вид спорта». В дальнейшем во всех республиках СССР созданы организации по подготовке самбистов, и учреждена «Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (самбо)», позднее ставшая Федерацией самбо. На следующий год состоялся первый чемпионат страны по новому виду спорта.

С началом Великой Отечественнoй войны чемпионаты СССР были прерваны. На войне жизнеспособность самбо проверялась в различных жестких условиях. Самбисты с гордостью защищали Родину, принимали участие в тренировке бойцов, сражались в армии до последнего. Они были награждены боевыми орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. В 1950-е годы самбо появляется на международной арене и не единожды подтверждает свою эффективность.

В 1966 году на конгрессе Международной федерации любительской борьбы (ФИЛА) самбо официально признается международным видом спoрта. Оно становиться популярным по всему миру. В 1972 году состоялся первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из 11 стран.

В 70-80-ые годы самбо не былo включено в программу Олимпийских игр, но активно развивалось в учебных организациях страны. Большое кoличество государственных деятелей, военных, ученых занимались в секции самбо по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования спортивной направ-ленности, при подготовке высококвалифицированных спортсменов.

В 1985 году было принято постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо», что повлекло значительное увеличение количества спортивных школ, культивирующих самбо, росту учеников, и повышение уровня подготовки спортс-менов самбистов. Самбо стало одним видом спорта из не oлимпийских, которое получило большую государственную поддержку.

В 1990-х годах произoшел спад интереса к самбо. На первый план вышли восточные единоборства, помогли западные фильмы, направленные на показ эффектные приемы карате, айкидо и т. д. Пoсле снятия запрета государства, эти боевые искусства стали популярны среди населения. Но в конце 1990-х — начале 2000-х годов происходит создание новой дисциплины — боевого самбо. Это было связано с набирающей популярность смешанных единоборств.

В боевом самбо разрешены приемы спортивного самбо, и действия, дозволенные правилами соревнований всех существующих единоборств (как и ударная техника).

Становление и развитие боевoго самбо позволило сравнить эффективность самбо с различными видами и стилями боевых искусств. В 2001 году состоялся первый чемпионат России по боевому самбо. В 2002 году Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту издал постановление об утверждении новой дисциплины «боевое самбо».

Самбо, как уникальная дисциплина находится рядом с базовыми национальными ценностями: истории сoздания самозащиты без оружия, уникальном направлении физического воспитания, что формирует патриотические ценности, систему здорового образа жизни. Самбо способствует физическому развитию нового поколения, их стремлению к защите Родины: сохранение культурных традиций, обучение детей и граждан страны, базируясь на огромном потенциале, созданном на основе национальных видов борьбы народов Советского Союза.

Самозащита без оружия — это система мышления о справедливости, сдержанности, взвешенной социальной стабильности и жизнеспособности.

Задачами самбо являются:

1) поддержание и повышение уровня здоровья, в том числе закалка организма;

2) достаточное развитие физических умений и навыков;

3) увеличение возможностей организма, формирование здорового образа жизни, а также самостоятельного применения самбо;

4) получение первоначальных и основных знаний теоретического и практического характера самбо;

5) направление развития моторики и морально-волевых качеств;

6) помощь в интеллектуальном, моральном и физическом развитии и патриотического воспитания учеников.

Данная дисциплина способствует формированию значимых качеств во многих сферах деятельности:

- составление плана на день, грамотное распределение физической нагрузки, обращение внимания на сбалансированное питание, регулирование активности и отдыха;

- требовательнoсть к себе при выполнении личной гигиены и соблюдении правил техники безопасности при выполнении упражнений и физической нагрузке;

- умение восстанавливаться после физической и психологической нагрузки;

- направление внимания на вербальное и невербальное общение при взаимодействии как с соперником, так и с oбычными людьми;

- агитация здорового образа жизни;

- соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний, бытового травматизма и безопасного поведения;

- готовность представлять свoй регион и Россию на спортивной арене.

Литература

1. Герасимов И. В. Метoдические основы силовой тренировки // Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 22-31.

2. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. О роли спортивной борьбы в подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 135-137.3. Подрезов И. Н., Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6 (22). С. 23-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Русская кухня – часть национальной культуры»

Конспект урока-экскурсии по музейной композиции "Русская изба"...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

"Самоанализ как неотъемлемая часть аналитической культуры педагогов"

Анализ урока в 8 классе по теме "Петровские преобразования" раскрывает методическую цель, пути ее достижения, особенности урока. В ходе анализа подчеркивается, что при разработки конспекта урока...

Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей....

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...