Организация исследовательской деятельности в школе в области краеведения
методическая разработка (9 класс)
Сегодня в школе как никогда важна систематическая, краеведческая работа с учащимися, воспитывающая в них чувство патриотизма, любви к родному краю. Я накопила богатый опыт внеклассной работы. Имею высокие результаты по работе с одарёнными детьми в исследовательской деятельности.
Под моим руководством учащиеся занимаются исследовательской деятельностью. Ежегодно они принимают активное участие в районных и областных мероприятиях, где всегда занимают призовые места. Мною разработана авторская программа дополнительного образования «Исток» лингвокраеведческого направления, она успешно реализуется в нашей школе. Сущность научно-исследовательской деятельности по краеведению заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим, я считаю, что мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма,гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим ценностям. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государственного образовательного стандарта.
Мне показалось интересным интегрировать краеведение в школьные дисциплины и во внеклассную деятельность, так как это расширяет возможности, как педагога, так и учащихся, и, что важно, способствует их эффективному взаимодействию в достижении образовательной цели.
В преподавании русского языка краеведение — одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию нравственных понятий. Кроме того, лингвокраеведение является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить их богатейшие традиции. Оно способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, развивает вкус к исследовательской работе. Русские деревни с их богатейшими нравственными и эстетическими традициями, широкими языковыми контактами являют собой феноменальный лингвистический объект, изучение которого, однако, школьной программой не предусмотрено.Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание любого предмета на конкретном жизненном материале.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко»
Тема работы:
«Организация исследовательской деятельности в школе
в области краеведения»
Подготовила:
Фёдорова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
Демянской средней школы
Демянского района
Новгородской области
175317 д. Великий Заход,
Демянский район,
Новгородская область
8 (81651) 95543
keddi18_08@mail.ru
2025 год
Особенности школьного краеведения.
Анализ современной социальной ситуации показывает, что обновление содержания образования происходит в условиях духовного кризиса, обострения воспитательных проблем: нравственных и патриотических. У учащихся наблюдается низкое знание истории своего края, равнодушное отношение к судьбе «малой» родины, а значит, и к своей собственной.
Поэтому сегодня в школе как никогда важна систематическая, краеведческая работа с учащимися, воспитывающая в них чувство патриотизма, любви к родному краю. Наконец-то первейшими задачами и в Федеральной программе развития образования, и в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года провозглашено не только усвоение суммы знаний, но и воспитание подлинной духовности, уважения к памяти предков, передавших новым поколениям веру в добро, любовь к Отечеству.
Решение данной проблемы немыслимо без ориентации подрастающего поколения на культурные ценности своего народа.
Всё это и явилось предпосылкой создания в нашей школе программы дополнительного образования «Исток» лингвокраеведческого направления, основная цель которой: способствовать воспитанию интереса к истории своего родного края, развитию нравственных сторон личности, готовой к самообразованию и самореализации. Авторская программа разработана в 2005 году и успешно реализуется в нашей школе. /творческое объединение «Исток»/.
Сущность научно-исследовательской деятельности по краеведению заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Преподаватель, как никто другой, имеет возможность оказывать влияние на патриотическое воспитание учащихся через разные виды деятельности.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим, я считаю, что мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государственного образовательного стандарта.
Мне показалось интересным интегрировать краеведение в школьные дисциплины и во внеклассную деятельность, так как это расширяет возможности, как педагога, так и учащихся, и, что важно, способствует их эффективному взаимодействию в достижении образовательной цели.
В преподавании русского языка краеведение — одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию нравственных понятий. Кроме того, лингвокраеведение является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить их богатейшие традиции. Оно способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, развивает вкус к исследовательской работе. Русские деревни с их богатейшими нравственными и эстетическими традициями, широкими языковыми контактами являют собой феноменальный лингвистический объект, изучение которого, однако, школьной программой не предусмотрено.
Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание любого предмета на конкретном жизненном материале.
Особенности научно-исследовательской деятельности.
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.
Организация научно-исследовательской деятельности в нашей школе направлена на реализацию следующей цели:
воспитание патриотизма и любви к родному краю, создание условий для духовно–ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Для достижения этой цели мы ставим и конкретные задачи:
- раскрытие интересов и склонностей учащихся в научно исследовательской деятельности;
- формирование навыков исследователя обучающихся;
- разработка и реализация исследовательских проектов;
- профессиональная ориентация школьников;
- координация взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
- развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Краеведческие исследования ведутся нами по следующим номинациям:
- Летопись родного края
- Военная история
- Исчезнувшие памятники России (святые места родного края).
В своей исследовательской деятельности мы используем разнообразные формы и методы работы, которые организуем в три этапа:
1 этап: Поиск и изучение литературных, статистических, справочно-энциклопедических, картографических материалов, известных публикаций СМИ и документов архива; подготовка рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом односельчан.
2 этап: Организация и проведение походов, экскурсий, экспедиций, вечеров, конференций, интервью, встреч с участниками и свидетелями исторических событий, социологических опросов по сбору материалов исследования; визуальное изучение современного состояния деревень, святых мест, бывших усадеб.
3 этап: Обработка полученных материалов, результатов наблюдений и исследований, обобщение, создание презентаций и видеофильмов, выход на практический результат.
Организация исследовательской деятельности ведётся по следующим направлениям:
- информационный подборка положений о конференциях и конкурсах краеведческой направленности, лист обзора источников краеведческой информации;
- научно-методический - методика и методы сбора и обработки материала, опросников, анкет, правила оформления работы;
- консультационный - помощь школьникам в формулировке темы, цели, предполагаемой гипотезы исследовательской работы, определение методов, рекомендация источников информации;
- психологический - психологическое сопровождение подготовки юных исследователей;
- риторический - воспитание культуры публичных выступлений;
- диагностика и стимулирование деятельности - формирование устойчивой мотивации учащихся и их руководителей к занятиям научно-исследовательской деятельностью, анализ достигнутых результатов;
- формирование мотивации способствует: награждение дипломами и грамотами всех участников исследования;
Мы стремимся к тому, чтобы содержание исследовательских работ соответствовало современным научным концепциям.
Процесс работы предусматривает сотрудничество с архивом, музеем, сельской библиотекой, церковью. Освоение материала невозможно без общения, тесного контакта с сельским населением: старожилами деревень, членами семьи. Таким образом, формирование патриотизма происходит через единое социальное пространство, что позволяет существенно расширить круг субъектов педагогического взаимодействия, чем на традиционном уроке.
Прикладная направленность научно-исследовательской деятельности реализуется через выступления учащихся на краеведческих конференциях, акциях, путем составления опросников, подборки вопросов к интервью, написания сочинений, работ творческого и поисково-исследовательского характера на патриотическую тематику, создание собственных исследовательских проектов и участие в конкурсе работ обучающихся туристко-краеведческого движения «Отечество», пополнение Демянского архива особо ценным материалом.
Одна из важных форм краеведческой деятельности – научно-исследовательская работа учащихся. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, с компьютера, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация исследовательской работы в школе.
В нашем учебном заведении используется пять направлений краеведения – историческое, экологическое, лингвокраеведческое, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое.
Выступая со своими работами на конкурсах научно-исследовательских работ, учащиеся эмоционально, со слезами на глазах рассказывают о родном крае, о поруганных святынях, о подвигах своих земляков. Считаю, что исследовательская деятельность в этом направлении способствует активному воспитанию гражданина-патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, к месту, где родился человек.
Важную роль в воспитании патриотизма может иметь каждая пядь родной земли. Так, в работе «Святые места – хранители памяти» ученица 9 класса рассказала о том, что в нашем крае все святыни погибли. При защите своей работы на конкурсе учащаяся не только сама переживала за исчезающие памятники культуры, но и заставила сопереживать других людей, сидящих в зале. И эти эмоции ребёнка воспитывают в нём те человеческие качества, которые и развивают патриотические чувства.
Огромный вклад в патриотическое воспитание детей дает научно-исследовательская работа при изучении материалов о Великой Отечественной войне. Работа с документами вызывает бурю эмоций и переживаний у учащихся. В этом направлении в нашей школе ведется также активная работа. В этом году учащиеся школы участвовали в областной акции «Поклонимся великим тем годам!», совершая походы по местам боевой славы, посещая музеи и встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны. Так, при подготовке проекта «Битва под Демянском как залог успеха Сталинграда» ученица 9 класса взяла интервью у Льва Михайловича Сысоева, ветерана Великой Отечественной войны, участника Ленинградской битвы. Также нам удалось побеседовать со многими участниками Демянской битвы.
В другой исследовательской работе «Мой прадедушка» учащаяся пишет о героической судьбе своего прадеда, участника Великой Отечественной войны. В основе работы – документы о тех суровых и страшных событиях, в которых участвовали ее родные.
Результатами научно-исследовательских работ являются выступления на районных, областных, всероссийских конференциях. На протяжении многих лет мы участвуем в конкурсе научно-исследовательских краеведческих работ «Отечество», где достигли следующих результатов:
- исследовательская работа «Деревни умирают молча…» заняла 1 место в области и 1 место на Всероссийском конкурсе «Отечество»;
- исследовательская работа «Годы меняют жизнь» заняла 1 место в области и 5 место на Всероссийском конкурсе;
- исследовательская работа Речкиной Любови «Забытая деревня» на областном уровне заняла 2 место, приняла участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина»;
- В 2015 году исследовательский проект Бочаровой Лидии «Битва под Демянском как залог успеха Сталинграда» - в области - 1 место.
Победе в районном конкурсе предшествовала долгая кропотливая работа по сбору и изучению материала, интервьюированию участников Демянской битвы:
- в 2016 году во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» проект Бочкарёвой Анжелики «Живи и здравствуй, Великий Заход!» занял в области – 1 место - победитель /награждение в апреле в Москве/. Ноутбук
- в 2017 году во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» творческий проект «Земли родимый уголок» занял 1 место, награждение в Калужской области в Этномире / ноутбук/
- в 2021 году во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» творческий проект Федоровой Ольги «Мой маленький остров надежды» принял участие.
- в 2024 году исследовательская работа Назаровой Дарьи «Село родное – Костьково» приняла участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Отечество».
Кроме того, ведутся исследования и в экологическом направлении. На протяжении нескольких лет участвуем в районных и областных конкурсах исследовательских работ, где добились также определённых результатов:
- в 2023 году исследовательская работа «Образ жизни бобра в окрестных водоёмах д. Великий Заход» заняла 3 место в районе;
- в 2024 году исследовательская работа «Изучение особенностей внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьёв в окрестностях д. Великий Заход» заняла 1 место в районе, и приняли участие в области.
- в 2024 году работа "Эффективные методы предупреждения весенних палов в сельской местности" заняла 1 место в районе, 2 место в области.
- ежегодное участие и призовые места в лесном конкурсе исследовательских работ учащихся "За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам "Подрост".
Работы нацелены на изучение и охрану флоры и фауны нашей местности.
Хочется верить, что приобщаясь к исследовательской работе по изучению истории своей земли, ребята смогут найти в жизни родного края место для себя, определят своё отношение к изучаемым явлениям и самостоятельно придут к пониманию тех качеств, из которых слагается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе
Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Презентация по теме "Организация исследовательской деятельности в школе"
Презентация отражает краткое определение исследовательской деятельности, этапы исследования, методы исследования. Кратко отражены цели, которых мы добиваемся, занимаясь исследовательской деятельностью...

Методика организации исследовательской деятельности в школе
В презентации даны основные положения организации учебной исследовательской деятельности в школе, изложены основные её виды , а также подходы к выбору тем для исследования...

Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.
В данной статье представлен вариант собственного опыта работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по кр...
Организация исследовательской деятельности в школе с учащимися
В презентации перечислены основные пункты на которые следует обратить особое внимание при подготовке исследовательской и проектной работы....

Организация исследовательской деятельности школьников по литературному краеведению
Эта статья будет интересна тем, кто занимается научными исследованиями, кто не только сам в поисках истины готов к получению нового опыта, но и своих воспитанников приучает открывать новое, добы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
Статья посвящена краткому обзору основных научных методов, которые встречаются в исследовательских работах учащихся 9-11 классов по биологии и экологии. В статье кратко рассмотрены проблемы и во...
