Приёмы мотивации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на занятиях дополнительного образования естественнонаучной направленности.
методическая разработка
Материал представляет методические рекомендации по применению приёмов мотивации учебно-исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся на занятиях дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Корочанского района Белгородской области
«Приёмы мотивации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на занятиях дополнительного образования естественнонаучной направленности»
Автор: Белокопытова Л.В.
педагог дополнительного образования
г. Короча, 2025 год
Для устойчивого развития и уверенного взгляда в будущее человечеству необходимо всестороннее экологическое образование нового поколения. Человек будущего должен иметь базовые навыки защиты окружающей среды и уметь контролировать собственное воздействие на природу. А на это способен лишь экологически грамотный человек. Поэтому экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным [1, с.104].
На современном этапе для перехода к устойчивому развитию в России разрабатывается Стратегия экологического образования и просвещения [2, с.46], но предлагаемое введение обязательного предмета экологии лишь усугубит нагрузку на учеников. В то время, как юннатское движение имеет многолетние традиции «зелёного» воспитания и в настоящее время вполне успешно занимается экологическим образованием и воспитанием подрастающего поколения.
Систему приёмов экологического, т.е. «зелёного» воспитания можно показать на примере работы объединения «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» МБУДО «Станции юных натуралистов» Корочанского района Белгородской области.
В объединении «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» экологическая работа ведется постоянно по трём направлениям: просветительское, природоохранное, исследовательское. Все эти направления взаимосвязаны и в комплексе дают хорошие результаты экологического воспитания.
Содержание программы разработано с учётом возраста обучающихся (10-14 лет) и наличия отапливаемой теплицы. Каждая тема даётся в экологическом ключе, отрабатывается на практике, а один из модулей программы полностью посвящён биологическим приёмам защиты растений от вредителей и болезней.
В объединении создана система приёмов, способствующих мотивации учебно-исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся. Суть этой системы заключается в интеграции таких областей, как педагогика, экология, фенология, журналистика, агробизнес.
В целях развития познавательного интереса и облегчения усвоения новых знаний на занятиях применяется модульно-опорно-игровая технология. Новые темы изучаются посредством мнемотехнических приёмов: с использованием опорных схем и конспектов [3]. Углубляются и закрепляются знания с помощью овощных и цветочных карт, изготовленных детьми. Изученные опорные схемы нанесены на оборотной стороне овощной карты. Условием мотивации образовательной деятельности данной методики является игра «Умник» с использованием этих карт. Более подробно данная методика представлена на сайте «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/user .
Модульно-опорно-игровая методика может применяться с диагностирующей, обучающей, контролирующей и развивающей целями. Применение данной методики стимулирует образовательную деятельность обучающихся, способствует развитию их коммуникативных способностей. Ребята с удовольствием посещают занятия и легко усваивают довольно большие объёмы знаний. Таким образом, основы знаний по овощеводству усваиваются прочнее и за короткий период. Это позволяет уделять больше времени для учебно-опытной, проектно-исследовательской и природоохранной деятельности, углублению и развитию метапредметных умений и навыков.
С целью воспитания экологической грамотности мало говорить о проблемах экологии, более доходчивы в этом плане практические занятия по изучению местных экологических проблем и по их устранению, поэтому на занятиях применяется системно-деятельностный подход.
В рамках природоохранной работы в объединении многие годы ведётся мониторинг водных объектов села Погореловка. Ребятами изучено экологическое состояние таких водоёмов как Дубравушка, Каменка, ручей Лебедев, Мытрёнкова крыница. Ежегодно обучающиеся участвуют в акциях «Чистые берега», «Зелёная столица», «Родники Белогорья». Не остаются без внимания такие экологические акции как «Птицы наши друзья!», «Первоцвет». В результате ребята объединения изучают флору и фауну ближайшего к школе ручья. Несколько лет ведутся зимние учёты местных птиц. Изучено разнообразие первоцветов, произрастающих на территории Погореловского поселения. Методом сапробности выявлены проблемы загрязнения ручья, пересекающего центральную улицу с. Погореловка. Исследуя проблемы загрязнения ручья, ребята захотели узнать исторические факты об этом водоёме и провели опрос местных жителей. Оказалось, что у этого водоёма богатая история. Старожилы вспомнили, как в былые времена ручей вытекал из красивого пруда, на котором летом отдыхали и купались местные жители. Существует легенда, что во время Великой Отечественной войны в этом водоёме затонул немецкий танк вместе с экипажем. После войны на дно водоёма были сброшены боеприпасы, собранные на улицах села. Ребята, знающие историю ручья, изучив разнообразие растений и животных, обитающих в данном ручье, пожелали дать ему название и оформить это официально. С этой целью почти два года велась деловая переписка с администрацией сельского поселения. Проведено анкетирование местных жителей по выбору названия ручья. В результате Земским собранием Погореловского поселения утверждено название ручья - Лебедев. Для объединения это - большая победа, ведь водоём без названия, что человек без имени. Данная работа способствовала налаживанию таких связей, как «обучающийся – социум», «обучающийся - представитель власти». При такой организации работы у обучающихся повышается мотивация, меняется система ценностных ориентаций, их отношение к окружающему миру, формируется уверенность в своей причастности к решению экологических проблем.
Для любого человека очень важна оценка его деятельности окружающими, поэтому какая бы исследовательская работа или проект не велись, обучающийся должен быть уверен, что результаты его работы будут оценены. Так большинство ребят с удовольствием участвуют в различных конкурсах, проводимых на районном, региональном или федеральном уровнях. Также обучающимся интересно участие в акциях, проводимых различными предприятиями. Так учебно-опытная работа по изучению свойств нового препарата «НВ-101», заняла призовое место и была отмечена грамотой выставки «Золотая осень» ВДНХ. Кроме того, ребята получили от руководителя фирмы-производителя благодарственное письмо и препарат «НВ-101» в подарок. Участие в конкурсе природоохранных акций, проводимом Газпромом Белгородской области, также принёс объединению «Овощеводство и цветоводство приусадебного участка» призовое место. Порадовало ребят и их родителей, и то обстоятельство, что вручение грамот показали на региональном канале телевидения. Здесь нельзя не отметить, что процедура вручения грамот различного уровня также является мотивирующим условием. Если вручение проведено правильно, т.е. на общешкольной линейке, и с правильно подобранными словами поощрения, к следующему этапу желающих участвовать в данных проектах и исследованиях становится ещё больше. А это значит, что ещё больше ребят будут вовлечены в интересный, творческий процесс познания основ «зелёного» воспитания.
Кроме различного рода поощрений мотивирующий эффект имеет такой приём как публикация отчёта о результатах исследования или проекта в местной или региональной газете. Наличие возможности показать свои достижения в виде отчёта в прессе стимулируют творческие способности обучающихся. С этой целью работа организуется так, чтобы каждый участник проекта имел возможность написать статью в газету. Общим голосованием участников выбирается лучшая статья. Такой подход оправдывает себя, т.к. способствует воспитанию чувства справедливости, самокритичности и создаёт условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного самосовершенствования.
Так, обучающиеся объединения ежегодно отчитываются в местной газете о проведении акций «Чистые берега», «Алая гвоздика», «Птицы-наши друзья».
По результатам участия объединения во Всероссийской акции «Земле-жить!» по направлению «Мониторинг водных объектов» в региональном журнале «Большая переменка» была опубликована статья «Ручей Лебедев». Учебно-опытная работа «Влияние препарата «НВ-101» на урожайность болгарского перца» была опубликована в специализированном журнале «Овощевод», выпускаемом фирмой «Русский огород». Отчёты об участии обучающихся в подготовке работ к выставке выгоночных растений были опубликованы в региональной газете «Дом. Сад. Огород». Не меньше стимулирует активность обучающихся предложение опубликовать свою работу на сайте Социальная сеть работников образования на нашей странице «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства».
Проекты, в которых результатом является материальный творческий продукт: саженцы растений, наборы семян, дидактические материалы, творческие поделки продумываются так, чтобы этот продукт принёс пользу не только участникам проекта. Так, выращенные саженцы комнатных цветов при изучении темы «Вегетативное размножение растений» отправлялись в качестве подарков в благотворительную организацию «СемьЯ» или на региональную выставку-ярмарку «Белая ромашка» (акция сбора средств для больных детей). Цель Благотворительной организации "СемьЯ" - оказание психологической и материальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям. Саженцы, выращенные обучающимися, были вручены мамам особенных детей на празднике 8 Марта. Это имело большой воспитательный эффект, т.к. после воспитательной беседы о чуткости и доброте, каждый из ребят мог увидеть, кому принёс радость его цветок, заглянув на страницу организации в интернете «Дети, отмеченные Вселенной».
Особую роль необходимо отвести участию обучающихся в различных ярмарках. Кроме реализации результатов своей работы в благотворительных целях, обучающиеся участвуют в реализации своих трудов на «Ярмарке посадочного материала» в школе или в Белэкспоцентре на региональной ярмарке «Дом, сад. Огород. Цветы». Для участия в региональной выставке обучающиеся пишут письмо руководителю Белгородской торгово-промышленной палаты с просьбой допустить участие, договариваются с главой администрации сельского поселения о предоставлении транспорта, палатки и решают другие организационные вопросы. На самой ярмарке обучающиеся дают консультации по уходу за растениями. Таким образом, ребята учатся самостоятельности, сотрудничеству с администрацией, педагогами, сверстниками. Эта деятельность развивает организаторские способности, коммуникативные компетенции обучающихся. Кроме того, продажа саженцев на ярмарке развивает предпринимательские навыки и имеет профориентационный эффект. Здесь ребята получают первоначальные основы знаний по организации агробизнеса. Стимулирующий эффект имеет и своеобразная система поощрения, разработанная в объединении. В начале учебного года все обучающиеся объединения оповещаются, что их работа будет оцениваться в баллах. Оценивание заслуг проводится по пятибалльной системе. Ребята, набравшие наибольшее количество баллов за активное участие в работе объединения в конце учебного года поощряются поездкой в музей природы, ботанический сад или другое интересное познавательное место.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что описанные выше приёмы способствуют развитию мотивации учебно-исследовательской и природоохранной работы, способствуют формированию экологических знаний и культуры, творческих и практических умений, метапредметных навыков и становление гражданина с активной жизненной позицией, с «зелёным» мышлением.
Список литературы
1. Макаренко Е.Н., Тяглов С.Г., Парада Е.В. Экологическое образование, как необходимое условие развития зелёной экономики // Финансовые исследования. 2019. №3. – С.4-13.
2. Косоножкин В. И. Глазачев С. Н. Новая генерация учебных материалов по экологии: опыт российских вузов // Вестник международной академии наук (Русская секция) М.: Изд-во МГОУ. 46 с.
3. Фатеева Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г. И. Фатеева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14274/ (дата обращения: 13.12.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...
Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности
Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...

Проектная деятельность обучающихся в объединениях дополнительного образования
История метода проектов.Оргонизация проектной деятельности.Технология проектной деятельности.Библиография....

Игровые технологии на занятиях дополнительного образования естественнонаучной направленности
Игровые технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология – это игра по форме и учение по содержанию. ...
