дополнительная общеразвивающая программа "Школьный медиацентр в социальных сетях"
рабочая программа (7, 8, 9, 10 класс)

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный медиацентр в социальных сетях" направлена на развитие медиакомпетенций обучающихся. 

Программа стартового уровня. рассчитана на 34 ччаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

+

Муниципальное учреждение отдел образования администрации

города Донецка Ростовской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества Муниципального образования

«Город Донецк»

ПРИНЯТО                                  

на заседании педагогического

совета                                                

Протокол от

«____» ________ 2025 г.

№ ____

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании методического объединения

Протокол от

«___» __________2025г.

№ ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО ДДТ   г. Донецка

______________Гуцу Т.А.

Приказ от

«____» _________ 2025г.

№____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Школьный медиацентр в социальных сетях»

                                 Подвид программы: модульная

 Уровень программы: стартовый

Целевая группа: 12-17 лет

Срок реализации: 34 часа, 1 год

Форма обучения: очная

Разработчик: педагог дополнительного образования Космодемьянская Зоя Анатольевна

г. Донецк

2025

СОДЕРЖАНИЕ

I.        КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ        3

1.1.        Пояснительная записка (основные характеристики программы)        3

1.2.        Цель и задачи программы        6

1.3.        Содержание программы        6

Учебный план        6

Содержание учебного плана        8

1.4.        Планируемые результаты        10

II.        КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ        13

2.1.        Календарный учебный график        13

2.2.        Условия реализации программы        15

2.3.        Методическое обеспечение        15

2.3.1. Теоретическое обоснование программы        15

2.3.2. Характеристика возрастных особенностей обучающихся        16

2.3.3. Школьный медиацентр как общественное детско-молодежное объединение        17

2.3.4. Используемые технологии и методы обучения        18

2.5. Формы контроля и аттестации        19

2.5. Диагностический инструментарий        20

2.6. Рабочие программы к модулям        20

2.7.        Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы (примерный)        30

Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год        31

III. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        31

3.2. Литература        32

Приложение 1        34

Приложение 2        39

ПРИЛОЖЕНИЯ        4

Приложение 1        4


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Нормативно-правовая база

Программа разработана в соответствии с действующими на территории РФ и Ростовской области нормативно-правовыми документами (см. Список информационных источников).

Направленность программы - социально-гуманитарная. Программа направлена на вовлечение детей в практику регионального и локального развития общества, развития лидерских качеств, медиаграмотности, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирование у обучающихся навыков, связанных с интеллектуальным, эмоциональным, духовным развитием человека.

Актуальность программы

Программа «Школьный медиацентр в социальных сетях» актуальна, поскольку современные подростки проявляют интерес к созданию медиапродуктов: творческих постов, видео, фото, но не всегда делают это качественно и грамотно. Программа предполагает:

  •  освоение учащимися навыков создания медиаконтента разных видов (фотография, видео, текст, инфографика, листовка, банер, мультимедиа и т.д.);
    освоение навыков написания журналистских текстов в различных жанрах,
  • практическую работу в медиапроекте «Школьный медиацентр»,
  • развитие навыков общения и публичного выступления,
  • развитие навыков работы в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, в графических и видео редакторах.

Программа обеспечивает развитие и поддержку обучающихся, проявляющих творческие, коммуникативные способности через участие в конкурсах различного уровня, предусматривает разработку индивидуальных образовательных маршрутов.

Программа:

  • предполагает формирование социальной и гражданской активности, патриотизма и социальной ответственности через участие в работе школьного медиацентра, в работе с муниципальными и региональными средствами массовой информации и медиа, в программах и проектах органов ученического самоуправления, детско-молодежных общественных организаций;
  • позволяет развить ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные, через приобретение опыта самостоятельной деятельности и гражданской ответственности;
  • обеспечивает право учащихся на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение;
  • обеспечивает право учащихся свободно и публично выражать своё мнение, делая это грамотно, используя социально-приемлемые формы;
  • удовлетворяет потребности учащихся, проявляющих интерес к журналистской, социально-значимой деятельности.

Отличительные особенности программы

 Форма организации образовательной деятельности основана на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Последовательность освоения модулей – линейная.

Обучение проводится с использованием активных и интерактивных методов, проектных методов, предполагает использование дистанционных технологий при работе над созданием контента для публикаций.

Программа предполагает публичное представление творческих продуктов, созданных обучающимися в социальных сетях в официальном сообществе образовательной организации или в сообществе школьного медиацентра.

Программа предусматривает разработку индивидуальных образовательных маршрутов.

Важными условиями обучения выступают:

  • общедоступный, самодеятельный, социально-значимый характер деятельности учащихся с учетом их интересов и возможностей;
  • многообразие сфер общения;
  • возможность неформального общения руководителя и обучающихся, творческая и доброжелательная атмосфера.

Педагогическая целесообразность программы

Программа носит практико-ориентированный характер. Обучение строится на основе практических задач и приобретения реального опыта, а не только на теоретическом материале. Программа предполагает включение учащихся в журналистскую, социально-значимую деятельность, содействует профессиональному самоопределению.

Адресат программы - обучающиеся в возрасте 12-17 лет.

Программа рассчитана на подростков в возрасте 12-17 лет, обучающихся 6-11 классов, проявляющих интерес к журналистике и медиа, желающих получить знания и реализовать себя в сферах современной журналистики и медиа.

По программе могут заниматься учащиеся с различными психофизическими возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

В программе предусмотрена возможность обучения одарённых детей, детей, состоящих на различных видах профилактического учёта по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). ИОМ разрабатывается в начале учебного года, после диагностики обучающегося, где учитываются его пожелания, интересы, склонности к тому или иному виду филологической деятельности.

Режим занятий - 1 занятие в неделю по 1 часу. 1 час – 40 минут.

Объем и срок освоения программы 

Объем программы – 34 часа

Срок освоения – 1 учебный год 

Особенности организации образовательного процесса

В целях сбережения здоровья обучающихся и недопущения излишней загруженности обучающихся программа реализуется, в том числе, с использованием электронного обучения, дистанционных технологий для общения педагога и обучающихся при работе над медиапроектами, для индивидуальных консультаций.

Виды, формы занятий

Основные формы занятий:

  • интерактивные занятия,
  • практические занятия (сбор и обработка информации, творческие работы, подготовка публикаций, медиапродуктов),
  • деловые и творческие игры,
  • тренинги общения,
  • работа над проектами,
  • теоретические (беседы, работа с интернет-источниками, литературой, словарями),
  • внеаудиторные занятия (выполнение самостоятельных работ).

Форма организации образовательного процесса – очная.

Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися. Индивидуальная работа проводятся во время подготовки и редактирования корреспонденций, постов, творческих конкурсных работ.

Программа предполагает выполнение обучающимися самостоятельной внеаудиторной работы по созданию контента для публикации в сетевом сообществе.

Язык преподавания – русский.

Формы подведения итогов – реализация медиапроекта.

  1. Цель и задачи программы

Цель:

 Содействие в развитии социально-ответственной и творческой личности средствами деятельности в сфере медиа через овладение обучающимися практическими навыками журналистского мастерства и включение обучающихся в социально-значимую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение основам журналистского мастерства в сфере информационной и мультимедийной журналистики;
  • обучение работе с медиасредствами и медиаинструментами.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательных интересов, расширение кругозора;
  • развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков групповой работы;
  • развитие организаторских навыков.

          Воспитательные:

  • формирование социальной и гражданской активности и социальной ответственности, патриотизма;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, целеустремленности;
  • формирование информационной культуры.

  1. Содержание программы

          Учебный план

таблица 1 

Учебный план

к программе «Школьный медиацентр в социальных сетях»

 

№ п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Форма контроля,

аттестации

Теория

Практика

Всего

  1. Модуль 1. Организация работы школьного медиацентра

1.1

Вводная диагностика. Инструктаж по ТБ. Введение в программу. Школьный медиацентр. цели, задачи, содержание работы.  

0,5

0,5

1

опрос

тест

1.2

Школьный медиацентр как проект.

1

1

опрос

1.3

Типы контента. Контент-план.

0,5

0,5

1

Опрос

1.4

Факты как источники информации.

Правила безопасной работы в медиапространстве.

0,5

0,5

1

Опрос

1,5

2,5

4

  1. Модуль 2. Типы и жанры новостного контента

2.1

Особенности публикаций в социальных сетях.  Типы и жанры контента.

0,5

0,5

1

опрос

2.2

Текст – основа контента в

информационно-медийном сообщении. Новостной пост.

0,5

0,5

1

творческий продукт

2.3

Фото. Съемка и редактирование.

0,5

0,5

1

опрос

2.4

Видеоконтент. ВК клипы, социальная реклама. Инструменты для монтажа видео.

1

1

опрос

2.5

Видеорепортаж. От замысла к монтажу. Съемка. Ракурс. Композиция кадра. План.

0,5

0,5

1

творческий продукт

2.6

Секреты интервью.

0,5

0,5

1

опрос

2.7.

Внешний вид, культура и техника речи корреспондента.

0,5

0,5

1

тест

2.8

Проект «Школьные новости»

2

2

творческий продукт

3

6

9

  1. Модуль 3. Подготовка конкурсных журналистских работ

3.1

Работа с Положением о конкурсе

1

1

опрос

3.2

Жанры текстовых работ

0,5

0,5

1

опрос

3.3

Жанры медиа работ. Мультимедиа проект

0,5

0,5

1

опрос

3.4

Работа над индивидуальными проектами. Консультирование

1

1

творческий продукт

3.5

Городской медиафорум. Подготовка. Презентация медиацентра

3

3

Участие в медиафоруме

1

6

7

  1. Модуль 4. Типы и жанры контента  в социальных сетях

4.1

Интерактивные жанры: опрос, челендж, обсуждение

1

1

2

творческий продукт

4.2

Познавательный контент: обзор, инструкция, инфографика, рекомендации

1

1

2

творческий продукт

4.3

Использование нейросетей и графического редактора для создания иллюстративных материалов

1

1

2

творческий продукт

4.4

Социальная реклама. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган.

1

1

2

творческий продукт

4.5

Развлекательный контент: юмор, мемы, цитаты, кроссворды

 1

1

2

творческий продукт

5

5

10

  1. Модуль 5. Разработка медиапроектов

5.1

Разработка индивидуальных и групповых медиапроектов

1

2

3

опрос

5.2

Итоговое занятие. Презентация  медиапроектов.

1

1

творческий продукт

1

3

4

Итого:

7,5

26,5

34

Содержание учебного плана

Модуль 1. Организация работы школьного медиацентра. 4 часа

Инструктаж по ТБ: основы безопасного поведения на занятиях, правила пожарной безопасности. Правила антитеррористической безопасности.

Теория.

Средства массовой информации и медиа. Определения. Роль в современном мире. Сходство и различия. Профессии в сфере медиа.

Школьный медиацентр как проект. Цели, задачи, содержание работы. Проектирование. Проблема. Идея. Цель. Задачи. Целевая аудитория. Направления реализации проекта. Зоны ответственности. Ресурсное обеспечение проекта. Предполагаемая результативность проекта.

Типы контента: текстовый, видеоконтент, аудиоконтент, мультимедиаконтент.

Типы  и жанры контента  по содержанию:

  • образовательный (статьи, гайды, инструкции),
  • развлекательный (мемы, шутки, викторины, забавные истории)
  • истории успеха (кейсы, отзывы, реальные примеры, интервью),
  • интерактивный (опросы, викторины, челленджи).

Контент-план. Определение, предназначение.

Факты как источники информации. Правила фактчекинга. Источники проверки и уточнения информации. Правила безопасной работы в медиапространстве. Как распознать фейк?

Практика.

Знакомство с пабликами школьных медиацентров. Обсуждение контента, названий медиацентров, видов используемых медиаплатформ, активности и др. Составление списка умений и качеств, необходимых для работы в школьном медиацентре.

Разработка проекта. Определение проблем, идей по их решению. Постановка цели и разработка задач по ее достижению. Выбор медиаплатформ(ы). Основные направления реализации проекта на учебный год. Определение необходимых ресурсов. Предполагаемая результативность проекта и инструменты для ее оценки. Определение условий успешной работы. Распределение зон ответственности. Выбор названия школьного медиацентра.

Разработка примерного контент-плана на учебный год и контент-плана на месяц.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом. Обучающиеся готовят публикации для группы или канала школьного медиацентра.

Модуль 2. Типы и жанры новостного контента. 9 часов.

Теория.

Текст – основа контента винформационно-медийном сообщении. Новостной пост. Структура новости. Точность и краткость.

Иллюстративный материал. Фото. Съемка и редактирование. Особенности репортажного фото.

Видеоконтент. ВК клипы, социальная реклама. Инструменты для монтажа видео.

Видеорепортаж. От замысла к монтажу. Синхрон, стендап, закадровый текст. Работа с микрофонами. Съемка. Ракурс. Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Значение освещения.  Электронные ресурсы для видеомонтажа.

Секреты интервью. Внешний вид, культура и техника речи корреспондента.

Практика.

Написание новостных постов о событиях школьной жизни. Фото и видеосъемка событий школьной жизни. Тренинг «Секреты интервью». Проект «Школьные новости» (создание видеоролика с короткими сюжетами о событиях школьной жизни).

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом. Обучающиеся готовят публикации для группы или канала школьного медиацентра.

Модуль 3. Подготовка конкурсных журналистских работ. 7 часов.

Содержание модуля направлено на подготовку обучающихся в городском фестивале-конкурсе юных журналистов и в городском медиафоруме «Свой голос».

Теория:

Работа с положением о конкурсе.

Жанры текстовых работ: очерк, интервью, репортаж, аналитические жанры. Жанры медиа работ: лонгрид, видео (репортаж, интервью, очерк), фоторепортаж.

Критерии оценки конкурсных работ.

Практика: 

Работа над индивидуальными проектами. Выполнение командных заданий для участия в городском медиафоруме.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом. Обучающиеся готовят публикации для группы или канала школьного медиацентра. Подготовка конкурсных журналистских работ.

Модуль 4. Типы и жанры контента  в социальных сетях. 10 часов.

Теория:

Интерактивные жанры: опрос, челендж, обсуждение.

Познавательный контент: обзор, инструкция, инфографика, рекомендации.

Использование нейросетей и графического редактора для создания иллюстративных материалов.

 Социальная реклама. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган. 

Развлекательный контент: юмор, мемы, цитаты, кроссворды.

Практика:

Составление и проведение опроса и челенджа в социальных сетях.

Подготовка публикаций, созданных в различных жанрах.

Работа в графическом дизайнере. Создание открыток, объявлений, листовок, мемов, викторин, в том числе, с использованием искусственного интеллекта.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом. 

Модуль 5. Разработка медиапроектов.

Теория:

Медиапроект - проект в сфере деятельности средств массовой информации по созданию уникального медиапродукта, созданный с использованием различных медийных инструментов, таких как фото, видео, тексты и графика. Последовательность работы над медиапроектом.

Практика:

Разработка и реализация индивидуальных и групповых медиапроектов.

Итоговое занятие. Презентация  медиапроектов. Анализ результатов работы школьного медиацентра. Итоговое анкетирование.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Обучающиеся работают над медиапроектами индивидуально или в малых группах.

  1. Планируемые результаты

Личностные

  • Проявляют потребность к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию,
  • Демонстрируют мотивацию к достижению цели.
  • Характерным результатом программы является развитие у обучающихся активной жизненной позиции, осмысленного отношения к социальным явлениям, развитие ответственности, целеустремлённости, коммуникативных навыков.
  • Через приобретение опыта самостоятельной деятельности и гражданской ответственности развиваются ключевые компетенции обучающихся ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные.

Предметные

Знают:

  • основные форматы медиа контента,
  • основные сведения о профессиях в сфере журналистики и медиа, о журналистской этике,
  • основы работы в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, в графическом и видеоредакторе,
  • основные правила публичного выступления и организации межличностного общения, общения с аудиторией,
  • основные правила фото-видеосъемки,
  • основы разработки социального проекта.

Умеют:

  • писать и оформлять новостные и информационные посты для информационных групп в социальных сетях,
  • использовать медиаинструменты для создания творческих медиапродуктов,
  • задавать вопросы, фиксировать ответы, провести опрос, интервью,
  • искать и отбирать нужную информацию,
  • писать работы в различных информационных и аналитических жанрах.

Метапредметные

  • используют сведения из разных областей знаний, владеют грамотной речью, способны анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры,
  • проявляют интерес к обучению,
  •  умеют добывать нужную информацию, используя доступные источники. Проявляют критичность мышления в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
  • умеют конструктивно взаимодействовать, работать в группе, работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  • умеют работать в режиме проектной деятельности, умеют организовать собственную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

Таблица 2

Календарный учебный график

 К программе «Школьный медиацентр в социальных сетях»

(наименование программы)

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма

занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводная диагностика. Инструктаж по ТБ. Введение в программу. Школьный медиацентр. цели, задачи, содержание работы.  

1

беседа

опрос

Школьный медиацентр как проект: идея, цели, задачи, направления работы, предполагаемый результат. Условия успешной работы.

1

обсуждение

опрос

Типы контента. Контент-план.

1

практикум

Опрос

Факты как источники информации.

Правила фактчекинга или проверка фактов.

Правила безопасной работы в медиапространстве.

1

обсуждение

Опрос

Особенности публикаций в социальных сетях.  Типы и жанры контента.

1

обсуждение

опрос

Текст – основа контента в

информационно-медийном сообщении. Новостной пост.

1

практикум

творческий продукт

Фото. Съемка и редактирование.

1

практикум

опрос

Видеоконтент. ВК клипы, социальная реклама. Инструменты для монтажа видео.

1

практикум

опрос

Видеорепортаж. От замысла к монтажу. Съемка. Ракурс. Композиция кадра. План крупный, средний, общий

1

практикум

творческий продукт

Секреты интервью.

1

тренинг

опрос

Внешний вид, культура и техника речи корреспондента.

1

практикум

тест

Проект «Школьные новости»

1

практикум

творческий продукт

Проект «Школьные новости»

1

практикум

творческий продукт

Работа с Положением о конкурсе

1

обсуждение

опрос

Жанры текстовых работ

1

обсуждение

опрос

Жанры медиа работ. Мультимедиа проект

1

практикум

опрос

Работа над индивидуальными проектами.

1

консультация

творческий продукт

Городской медиафорум. Подготовка.

1

практикум

опрос

Городской медиафорум. Подготовка.

1

практикум

творческий продукт

Городской медиафорум Презентация медиацентра

1

Участие в городском медиафоруме

творческий продукт

Интерактивные жанры: опрос, челендж, обсуждение

1

обсуждение

опрос

Выполнение творческой работы

1

практикум

творческий продукт

Познавательный контент: обзор, инструкция, инфографика, рекомендации

1

обсуждение

опрос

Выполнение творческой работы

1

практикум

творческий продукт

Использование  графического редактора для создания иллюстративных материалов

1

практикум

опрос

Использование нейросетей для создания иллюстративных материалов

1

практикум

творческий продукт

Социальная реклама. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган.

1

обсуждение

опрос

Выполнение творческой работы

1

практикум

творческий продукт

Развлекательный контент: юмор, мемы, цитаты, кроссворды

1

интерактивное занятие

опрос

Выполнение творческой работы

1

практикум

творческий продукт

Разработка индивидуальных и групповых медиапроектов

1

интерактивное занятие

опрос

Разработка индивидуальных и групповых медиапроектов

1

Практикум

творческий продукт

Разработка индивидуальных и групповых медиапроектов

1

Консультация

творческий продукт

Итоговое занятие. Презентация  медиапроектов.

1

интерактивное занятие

творческий продукт

Итого

34

  1. Условия реализации программы

  • комплект компьютерного оборудования, фото-видеокамера,
  • программное обеспечение (видеоредактор, графический редактор),
  • наличие доступа в интернет,
  • методическое обеспечение (литература, подборки заданий),
  • дидактическое обеспечение (подборки детских изданий, стенных газет, видеоматериалы, презентации к занятиям).

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую подготовку.

  1. Методическое обеспечение

2.3.1. Теоретическое обоснование программы

Программа носит личностно-ориентированный и практико-ориентированный характер; учитывает требования ФГОС к воспитанию активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Личностно-ориентированный подход предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я-концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности самовыражения и самоактуализации (таблица 1).

Таблица 3

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализация личности

Самовыражение

Субъект

Субъективность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

Диалогические

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создание ситуации выбора и успеха

2.3.2. Школьный медиацентр как общественное детско-молодежное объединение

  1. «Школьный медиоцентр — разновозрастное объединение обучающихся общеобразовательной организации, увлекающихся медиасферой, под кураторством наставников, целью которых является создание детского и  молодежного информационного контента и освещение событий  школьной жизни»  [Методические рекомендации по созданию школьного медиацентра].

Школьный медиацентр как общественное объединение выполняет ряд социально значимых функций, которые способствуют повышению качества развития и воспитания обучающихся. Информирование школьного коллектива о том, что происходит в образовательной организации, в других образовательных организациях, в стране и регионе влияет на формирующее взгляды и ценностные ориентиры обучающихся, их информационную культуру.

В процессе работы школьного медиацентра создаются условия для формирования социальной и познавательной активности школьников через вовлечение в проекты медиацентра.

Этапы создания школьного медиацентра.

  1. этап – подготовительный:
  • разработка и утверждение программы работы школьного медиацентра, сопроводительной документации, согласование создания медиацентра с администрацией образовательной организации;
  • работа по выбору помещения, подбору мебели и оборудования, технических средств, подключение к сети Интернет;
  1. этап – организационный:
  • информирование учащихся, педагогов, родителей о создании школьного медиацентра, набор на обучение по программе;
  • организационная встреча участников школьного медиацентра, разработка общих идей, правил, режима работы;
  • разработка проекта «Школьный медиацентр»: цели, задач, направлений, результативности;
  • разработка контент-плана;
  • распределение зон ответственности (обязанностей);
  • выбор медиаплощадки, разработка бренда и стиля.
  1. этап – информационно-деятельностный:
  • подготовка информационного контента;
  • информирование школьного сообщества о начале работы школьного медиацентра, вовлечение целевой аудитории в проекты школьного медиацентра (опросы, интервью, челленджи, конкурсы, викторины и т.д.);
  • установление контактов для организации сотрудничества с другими медиацентрами.

2.3.3. Используемые технологии и методы обучения

Технология интерактивного обучения.

Используется в целях создания наиболее благоприятных условий для практического освоения теоретических знаний через организацию совместной познавательной, игровой и творческой деятельности.

Интерактивное занятие – основная форма проведения групповых занятий.

Интерактивное занятие предполагает использование активных диалоговых, проблемных, поисковых, игровых методов, работу в парах и малых группах, рефлексию.

Информационно-коммуникативные технологии.

Используются в целях активизации индивидуальной познавательной деятельности, развития творчества, развития навыков поиска информации, навыков безопасного поведения в интернете, навыков групповой работы в облачных сервисах.

Работа над медиапроектами, онлайн-общение, использование облачных хранилищ, работа с таблицами онлайн.

Игровые технологии: Используются в целях активизации познавательной, мыслительной и творческой деятельности обучающихся, повышения мотивации, развития коммуникативных навыков.

Деловая игра, сюжетно-ролевая игра, квест, викторина, эвристические упражнения.

Технология проектной деятельности.

Используется в целях развития навыков целеполагания, коммуникативных, креативных навыков, навыков работы на общий результат, воспитывает гражданственность и социальную активность методы поиска идей, метод социального проектирования.

Разработка и реализация творческих, образовательных, социальных проектов.

Ключевой характеристикой дополнительного образования является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Этот практико-ориентированный подход требует от педагога включения детей в творческую, проектную, исследовательскую деятельность, требующих постоянного поиска новых идей.

Существует большое количество методов поиска и отбора новых идей и решений. Искать и находить новые идеи можно, не дожидаясь озарения, а используя необходимые технологии.

Метод недописанного предложения.

Предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, ребеноквыражает свое отношение к исследуемой теме, проблеме. Метод используется для поиска и отбора новых идей.

Майндмэппинг – технология работы с ментальными картами, содействует развитию креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности.

Ментальная карта - метод записи информации, основанный на визуальном мышлении, инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Методы эвристического обучения 

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

Методы эвристического обучения — те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, конкурсов, художественных произведений и др.

Метод социального проектирования используется в целях вовлечения обучающихся в социально-значимые практики, используется

Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности с определением ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу.

 Проект включает следующие стадии:

  • выявление актуальных проблем и формулирование названия проекта;
  • формулирование миссии и цели;
  • постановку задач;
  • разработка проекта (план, этапы, реализация, ответственные, ресурсы и т.п.);
  • реализация проекта;
  • анализ реализации проекта, подготовка отчета.

2.4. Формы контроля и аттестации

  • творческая (практическая) работа
  • опрос,
  • наблюдение,
  • тестирование.

Программа предполагает проведение аттестаций.

Промежуточная в январе (подготовка конкурсных работ),

Аттестация по итогам обучения в мае индивидуальный или групповой медиапроект.

Результаты аттестации оформляются в соответствии с диагностической картой мониторинга образовательного процесса и в соответствии с критериями, предусмотренными в результате освоения программы.

2.5. Диагностический инструментарий

Для фиксации результативности обучения используются:

  • Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида в МБУДО ДДТ г.Донецка (приложение 2),
  • Диагностическая карта мониторинга развития качеств личности обучающихся МБУДО ДДТ г.Донецка (приложение 3),
  • Таблица результативности детских объединений МБУДО ДДТ г.Донецка (приложение 4).

2.6. Рабочие программы к модулям

Модуль 1. Организация работы школьного медиацентра. 4 часа.

Цель: создание условий для формирования интереса к занятиям и работе в школьном медиацентре, для развития способностей учащихся к освоению программы.

Задачи:

  • дать представление о деятельности школьного медиацентра, о связи СМИ и медиа, их роли в современном мире,
  • обучить основам проектной деятельности на примере создания проекта «Школьный медиацентр»,
  • ознакомить с понятием и типами контента,
  • способствовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора,
  • способствовать развитию наблюдательности, воображения, творческого мышления,
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • способствовать включению учащихся в социально-значимую деятельность,
  • развивать навыки безопасного поведения, в том числе в интеренет-пространстве,
  • воспитывать ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

  1. Вводное занятие. 1 час.

Инструктаж по ТБ: основы безопасного поведения на занятиях, правила пожарной безопасности. Правила антитеррористической безопасности.

Теория

Средства массовой информации и медиа. Определение. Роль в современном мире. Сходство и различия. Профессии в сфере медиа.

Школьный медиацентр. Цели, задачи, содержание работы.

Практика

Знакомство с пабликами школьных медиацентров. Обсуждение контента, названий медиацентров, видов используемых медиаплатформ, активности и др. Составление списка умений и качеств, необходимых для работы в школьном медиацентре.

Внеаудиторная самостоятельная работа

 Вводная диагностика. Тест на определение мотивации обучения.

  1. Школьный медиацентр как проект. 1 час.

Теория

Проектирование. Проблема. Идея. Цель. Задачи. Целевая аудитория. Направления реализации проекта. Зоны ответственности. Ресурсное обеспечение проекта. Предполагаемая результативность проекта.

Практика

Разработка проекта. Определение проблем, идей по их решению. Постановка цели и разработка задач по ее достижению. Выбор медиаплатформ(ы). Основные направления реализации проекта на учебный год. Определение необходимых ресурсов. Предполагаемая результативность проекта и инструменты для ее оценки. Определение условий успешной работы. Распределение зон ответственности. Выбор названия.  

Внеаудиторная самостоятельная работа

 Разработка бренда школьного медиацентра: логотип, слоган, описание для группы или канала.

        

  1. Типы контента. Контент-план. 1 час.

Теория

Типы контента: текстовый, видеоконтент, аудиоконтент, мультимедиаконтент

Типы  и жанры контента  по содержанию:

  • образовательный (Статьи, гайды, инструкции),
  • развлекательный (Мемы, шутки, викторины, забавные истории)
  • истории успеха (Кейсы, отзывы, реальные примеры, интервью),
  • интерактивный (Опросы, викторины, челленджи).

Контент-план. Определение, предназначение.

Практика

Разработка примерного контент-плана на учебный год и контент-плана на месяц.

  1. Факты как источники информации. Правила фактчекинга. Правила безопасной работы в медиапространстве. 1 час.

Теория

Факты как источники информации. Правила фактчекинга. Источники проверки и уточнения информации.

Правила безопасной работы в медиапространстве. Как распознать фейк.

Практика

Тест «Фейк-не фейк».

Внеаудиторная самостоятельная работа в соответствии с контент-планом.

Результативность

созданы условия для формирования интереса к занятиям и работе в школьном медиацентре, для развития способностей учащихся к освоению программы.

Обучающиеся:

  • имеют представление о деятельности школьного медиацентра, о связи СМИ и медиа, их роли в современном мире,
  • имеют опыт проектной деятельности на примере создания проекта «Школьный медиацентр»,
  • знают  основные типы контента,
  • умеют подготовить короткий информационный пост,
  • демонстрируют познавательные интересы и изучаемому материалу,
  • проявляют наблюдательность, воображение, творческое мышление,
  • демонстрируют коммуникативные навыки, навыки групповой работы, навыки безопасного поведения, в том числе в интеренет-пространстве, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

Обучающиеся включены в социально-значимую деятельность (в работу школьного медиацентра).

Формы контроля и аттестации

Опрос, творческие работы.

Модуль 2. Типы и жанры новостного контента. 9 часов

Цель: Создание условий для овладения основными навыками создания контента.

Задачи:

  • ознакомить с основами создания новостного поста, основными правилами фото и видеосъемки, основам создания видеорепортажа,
  • сформировать основные навыки по созданию текстового новостного поста,
  • способствовать развитию навыков фото и видеосъемки,
  • способствовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора,
  • способствовать развитию наблюдательности, воображения, творческого мышления,
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • способствовать включению учащихся в творческую социально-значимую деятельность,
  • развивать навыки безопасного поведения в интеренет-пространстве,
  • воспитывать ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

  1. Текст – основа контента в информационно-медийном сообщении. Новостной пост. 1 час.

Теория

 Новостной пост. Структура новости. Хэдлайн. Лид. Разъяснение, описание факта. Комментарий. Бэкграунд. Точность и краткость. Иллюстративный материал.

Практика

Создание новостных постов о событиях школьной жизни.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Написание новостных постов о событиях школьной жизни

  1. Фото. Съемка и редактирование. Особенности репортажного фото. 1 час.

Теория

Настройки камеры в телефоне. Учет освещения. Композиция. Правила третей. Ракурс. Редактирование фото. Репортажная (документальная) фотография. Правила репортажной съемки: объективность, передача общего контекста события, эмоции.

Практика

Фотосъемка. Обсуждение.

Внеаудиторная работа

Создание фоторепортажа на любую, интересную для автора тему.

  1. Видеоконтент. ВК Клипы, социальная реклама. Инструменты для монтажа видео. 1 час.

Теория

Преимущества видеоконтента. Цели: информирование, обучение, реклама, развлечение. Видеоредакторы. Основные функции. Возможности видеоредактора на примере «СapCut». Требования к видеоролику: понятная идея, качество съемки, качество звука и соответствие звука видео. Социальная реклама.

Практика

Создание рекламных видеороликов в формате ВК Клипов о школьном медиацентре.

Внеаудиторная работа

Создание рекламных видеороликов в формате ВК Клипов о школьном медиацентре.

  1. Видеорепортаж. От замысла к монтажу. Съемка. Ракурс. Композиция кадра. План. 1 час.

Теория 

Видеорепортаж как проект. Синхрон. Стендап. Закадровый текст. План крупный, средний, общий. Значение освещения. Работа с микрофонами.

Практика

Разработка проекта «Видеорепортаж». Выбор темы, составление сценария, подготовка текста. Съемка эпизодов.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Работа над проектом «Видеорепортаж» в соответствии с планом.

  1. Секреты интервью. 1 час. 

Практика

Тренинг «Секреты интервью».

Цели интервью. Подготовка к интервью. Виды вопросов. Упражнения в парах.  Съемка интервью.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Интервью с человеком, достигшем успеха.

  1. Внешний вид, культура и техника речи корреспондента. 1 час.

Теория

Репортер в кадре: внешний вид, жесты, мимика, речь. Уверенное поведение.

Практика

Обсуждение «Качества и необходимые навыки корреспондента и ведущего программы «Школьные новости». Съемка-пробы.

 Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Проект «Школьные новости». 2 часа.

Практика

Разработка проекта, выбор сюжетов, создание сценария. Съемка сюжетов. Запись в студии. Монтаж.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с планом реализации проекта. 

Результативность

Созданы условия для овладения основными навыками создания контента.

Обучающиеся:

  • знают основы создания новостного поста, основные правила фото и видеосъемки, основы создания видеорепортажа,
  • владеют основными навыками по созданию текстового новостного поста,
  • демонстрируют развитие навыков фото и видеосъемки, развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • включены в творческую социально-значимую деятельность,
  • используют навыки безопасного поведения при работе в интернет-пространстве,
  • проявляют ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

Формы контроля и аттестации

Опрос, тест, творческие работы

Модуль 3. Подготовка конкурсных журналистских работ

Цель: создать условия для успешного представления работ на городской фестиваль юных журналистов «Свой голос» и другие журналистские конкурсы.

Задачи:

  • закрепить знания о работе с Положением о конкурсе, требованиях и условиях проведения журналистских конкурсов, о правилах оформления работ,
  • развивать навыки самостоятельной работы, навыки создания журналистских материалов в разных жанрах,
  • развивать навыки командной работы,
  • воспитывать гражданственность, ответственность, целеустремленость.

  1. Работа с Положением о конкурсе. 1 час.

Практика

Положение о конкурсе – руководство к действию. Анализ и обсуждение Положения о конкурсе.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Жанры текстовых работ. 1 час.

Теория

Замысел. Уникальность. Оригинальность. Жанры текстовых работ. Корреспонденция. Текстовое интервью. Репортаж. Аналитические жанры.

Практика

Обсуждение актуальных тем. Выбор жанра текстовой работы (для желающих).

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка конкурсных работ.

  1. Жанры медиа работ. Мультимедиа проект. 1 час.

Теория

Жанры медиа работ. Видеосюжет (репортаж, зарисовка, интервью). Фоторепортаж. Мультимедиа проект.

Практика

Выбор идеи и жанра медиаработ (для желающих).

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка конкурсных работ.

  1. Работа над индивидуальными проектами. Консультирование. 1 час.

Практика

Работа над индивидуальными проектами. Консультирование.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка конкурсных работ.

  1.  Городской медиафорум. Подготовка. Презентация медиацентра 3 часа

Практика

Подготовка в форуму включает подготовку устной или видеопрезентации медиацентра, работу с графическим и видеоредактором, подготовку командной конкурсной работы «Медиапроект», подготовку к творческим конкурсам медиафорума и др.

Участие в городском медиафоруме организуется в соответствии с Положением о городском медиафоруме.

Результативность

  • Созданы условия для успешного представления работ на городской фестиваль юных журналистов «Свой голос».
  • Обучающиеся имеют представление о работе с положением о конкурсе, как документом, регламентирующем условия участия и требования к конкурсным работам, имеют опыт грамотного представления конкурсных работ.
  • При работе над проектом используют навыки самостоятельной работы, навыки создания журналистских материалов в разных жанрах, демонстрируют гражданственность, ответственность, целеустремленность.

Формы контроля и аттестации

Конкурсные работы. Участие в городском медиафоруме.

Модуль 4. Типы и жанры контента в социальных сетях. 10 часов.

Цель: Создание условий для овладения основными навыками создания разных видов контента.

Задачи:

  • ознакомить с основами создания изучаемых видов и жанров контента, в том числе с использованием искусственного интеллекта
  • сформировать основные навыки по созданию изучаемых видов контента,
  • способствовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора,
  • способствовать развитию наблюдательности, воображения, творческого мышления,
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • способствовать включению учащихся в творческую социально-значимую деятельность,
  • развивать навыки безопасного поведения в интеренет-пространстве,
  • воспитывать ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

  1. Интерактивные жанры: опрос, челендж, обсуждение. 2 часа.

Теория

Интерактивные жанры: опрос, челендж, обсуждение. Используемые  медиаинструменты.

Практика

Организация опроса с использованием соответствующих опций в социальных сетях.

Организация челленджа или обсуждения на площадке школьного медиацетра (по выбору).

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Познавательный контент: обзор, инструкция, инфографика, рекомендации. 2 часа.

Теория

Познавательный контент: обзор, инструкция, инфографика, рекомендации. Цели, особенности создания.

Практика

Создание постов  в жанрах: обзор,  инструкция, рекомендации.

Создание инфографики с использованием искусственного интеллекта или графического редактора.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Использование нейросетей и графического редактора для создания иллюстративных материалов. 2 часа.

Теория

Возможности искусственного интеллекта. Плюсы и минусы использования. Основные доступные онлайн ресурсы для создания иллюстративных материалов.

Практика

Создание иллюстративных материалов, открыток, креативов.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Социальная реклама. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган. 2 часа.

Теория

Социальная реклама - информационное сообщение, направленное на решение общественно значимых проблем и изменение моделей поведения людей. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган. Визуальная реклама.

Практика

Создание социальной рекламы с использованием медиаинструментов по выбору обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Социальная реклама. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган. 2 часа.

Теория

Социальная реклама - информационное сообщение, направленное на решение общественно значимых проблем и изменение моделей поведения людей. Выбор идеи и способов ее воплощения. Текст в социальной рекламе. Слоган. Визуальная реклама.

Практика

Создание социальной рекламы с использованием медиаинструментов по выбору обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Развлекательный контент: юмор, мемы, цитаты, кроссворды. 2 часа.

Теория

Особенности основных жанров развлекательного контента. Медиаиснтрументы и онлайн-ресурсы для их  создания.

Практика

Создание развлекательного контента с использованием медиаинструментов по выбору обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

Результативность

Созданы условия для овладения основными навыками создания контента основных видов и в различных жанрах.

Обучающиеся:

  • знают особенности изучаемых видов и жанров контента, в том числе с использованием искусственного интеллекта, имеют основные навыки по созданию изучаемых видов контента,
  • демонстрируют развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • включены в творческую социально-значимую деятельность,
  • используют навыки безопасного поведения при работе в интернет-пространстве,
  • проявляют ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

Модуль 5. Разработка медиапроектов

Цель: Создание условий для успешной самореализцации в создании медиапроекта.

Задачи:

  • актуализировать знания и навыки, необходимые для создания медиапроекта,
  • способствовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора,
  • способствовать развитию наблюдательности, воображения, творческого мышления,
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • способствовать включению учащихся в творческую социально-значимую деятельность,
  • развивать навыки безопасного поведения в интеренет-пространстве,
  • воспитывать ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

  1. Разработка индивидуальных и групповых медиапроектов 3 часа.

Практика

Разработка и реализация медиапроекта, индивидуального или в малых группах, по выбору обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в соответствии с разработанным контент-планом.

  1. Итоговое занятие. Презентация  медиапроектов.

Практика

Устная презентация реализованных медиапроектов. Обсуждение. Итоговое анкетирование .

Результативность

Созданы условия для успешной самореализцации в создании медиапроекта.

Обучающиеся:

  • демонстрируют знания и навыки, необходимые для создания медиапроекта,
  • демонстрируют развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков, навыков групповой работы,
  • включены в творческую социально-значимую деятельность,
  • используют навыки безопасного поведения при работе в интернет-пространстве,
  • проявляют ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность.

  1. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы (примерный)

1. Цель, задачи

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи:

  • способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
  • развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • способствовать формированию социальной и гражданской активности и социальной ответственности, патриотизма,
  • способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  •  формирование и пропаганда здорового образа жизни,
  • воспитание ответственности, самостоятельности, целеустремленности,
  • формирование информационной культуры.

Воспитательные задачи решаются в ходе образовательных занятий и практической журналистской деятельности.

2. Результат воспитательной работы  

-  обучающиеся демонстрируют позитивное отношение к себе, собственный взгляд на мир, субъективную позицию;

- в коллективе сформированы отношения, направленные на конструктивное взаимодействие

-  обучающиеся умеют самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

-  обучающиеся демонстрируют готовность к здоровому образу жизни.

3.Приоритетные направления воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • Формирование у воспитанников чувства любви к Родине, уважения к истории и культуре, готовности к защите интересов Отечества. Содействие формированию активной гражданской позиции в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

Духовно-нравственное воспитание:

  • Развитие нравственных качеств, формирование моральных принципов, уважения к общечеловеческим ценностям, бучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

Формирование здорового образа жизни:

  • Привитие навыков заботы о здоровье, укрепление физических качеств, обучение безопасным моделям поведения. 

Трудовое воспитание:

  • Воспитание уважения к труду, формирование трудовых навыков, ориентация на трудовую деятельность. 

Эстетическое воспитание:

  • Развитие творческих способностей, приобщение к искусству, формирование чувства прекрасного. 

Профессионально-ориентированное воспитание:

  • Помощь в выборе профессии, развитие профессиональных навыков, подготовка к трудовой деятельности. 
  • Правовое воспитание:
  • Формирование правовой культуры, уважение к закону, знание своих прав и обязанностей. 

Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год

(примерный) представлен в разделе «Приложения» (приложение 5).

III. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3.1. Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1997 г. с изм. 01.07.2020); Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакциях от 14.07.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022), от 29.12.2022 - с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023);
  2. Указ   президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, (утв. Распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678).  
  5. Федеральные проекты: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Успех каждого ребенка»;
  6. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
  7. Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта РФ: Письмо Минпросвещения России от 07.04.2021 № 06-433;
  8. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г.№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1 января 2027 года;
  10. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
  11. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства РО от 17.10.2018 г. № 646);
  12. Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной программы регионального модельного центра Ростовской области ГАУ ИРО РО.

3.2. Литература

  1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика 
    http://alex-alex.ru/nij.php 
  2. Баранова Е. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2015  http://www.litres.ru/ekaterina-andreevna-baranova/konvergentnaya-zhurnalistika-teoriya-i-praktika-uchebnoe-posobie-dlya-bakalavriata-i-magistratury-11830587/?lfrom=25883111   
  3. Искусство разговаривать и получать информацию. /сост Лозовский Б.Н М.: «Высшая школа», 1993.
  4. Лукина М. Интернет-СМИ. Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2010
  5. Степаненко И.А. Профессионально-ориентированная программа курса телевизионной журналистики \\ сборник «Программы для учреждений дополнительного образования детей». – М.: ЦРСДОД МО,  2001г.
  6. Развитие творческих способностей детей в объединении юных журналистов и литературно-творческих объединениях.// под ред. Тануйлова О.В. –   Ростов-на-Дону: НМЦ, 2002г.
  7. Уланова М. Интернет-журналистика. Практическое руководство. М.: Аспект-Пресс, 2014
  8. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. Учебно-методическое пособие http://evartist.narod.ru/text3/82.htm
  9. Шустова Л.В. «Практическая стилистика русского языка» – М.: 1994.

3.3. Интернет ресурсы

  1. Методические рекомендации по созданию школьного медиацентра

https://mosobl-centerdo.ru/assets/images/2024/metodich.-rekomendaczii.1706881452.docx   

  1. Инструкция по видам контента для соцсетей https://smmplanner.com/blog/instrukciya-po-vidam-kontenta/ 
  2. Обзор 18 форматов текстового контента для блогеров, медиа и бизнеса https://blog.cybermarketing.ru/18-formatov-tekstovogo-kontenta-dlya-blogerov-media-i-biznesa/ 
  3. Ораторское искусство. Уроки риторики. https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/public.php
  4. Как сделать репортаж самостоятельно https://eventologia.ru/blog/kak-sdelat-reportazh-o-meropriyatii-samostoyatelno

3.4. Интернет ресурсы для обучающихся

  1. Библиотека агентства ЮНПРЕСС https://ynpress.com/library 
  2. Движение Первых. Медиа. https://t.me/mypervie_media 
  3. Портал школьной прессы https://lgo.ru/ 
  4. Руководство по SMM для юных журналистов https://vk.com/topic-60840410_49578342

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида в МБУДО ДДТ г.Донецка

Детское объединение

Дополнительная образовательная

 Программа общеразвивающего вида

Группа № ___

Год обучения

Педагог

Фамилия, имя обучающегося

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сроки диагностики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Показатели

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Промежуточная аттестация

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУТЬТАТЫ

Теоретическая подготовка

Теоретические знания, предусмотренные программой

Владение специальной терминологией

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Пользоваться компьютерными источниками информации

Осуществлять  учебно-исследовательскую работу

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Планировать, организовывать работу, распределять учебное время

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдение в процессе деятельности правил ТБ

Итого

средний балл

Средний балл высчитывается по формуле:   средний балл =   ,  где Ʃ– сумма баллов по 11 показателям. Например, учащийся набрал в сумме 20 балов, 20/11=1,8  (близко к 2 – средний уровень)

Р.S/ Р.S.  высокий уровень освоения программа: от 2, 5  до 3 баллов;

                 средний уровень – от 1,5 до 2,4  балла;

                 низкий уровень – 0-1,4 балла.

Достижения учащихся детского объединения_____________________________________________(группа № ) в 2_______________ у.г.

Ф.И.О. обучающегося

Уровень

На уровне детского объединения

На уровне дома детского творчества

На уровне города

На областном уровне

На всероссийском уровне

На международном уровне

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая    подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам  программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

 0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д.

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

     0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • не использует, работать с ними не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает  с помощью педагога или родителей;
  • работает  самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

     0

1

2

3

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • не осуществляет учебно-исследовательскую работу;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  •  осуществляет учебно-исследовательскую работу с помощью педагога или родителей;
  • работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

      Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;
  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

Приложение 2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБУДО ДДТ г.Донецка

Детское объединение________________________________________ Образ. программа___________________________________________________

Год обучения_______________________________________________Преподаватель_________________________________ Уч. год______________

Фамилия, имя

К а ч е с т в а     л и ч н о с т и     и     п р и з н а к и     п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность,склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

начало года

конец года

начало года

 конец  года

начало года

 конец года

начало года

 конец года

начало года

 конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБУДО ДДТг.Донецка

Качества

 личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

    организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес,  целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные    навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено,  адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

    самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован,  везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии  контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

    гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих,  но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших  чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект  с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но  в основном использует традиционные способы.

Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но  в основном использует традиционные способы.

В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.

Приложение 3

Таблица _

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Мероприятие

Цель

краткое содержание

форма проведения

 Сроки проведения

ответственный

Информационное сопровождение социально-значимых мероприятий

Воспитание гражданственности, социальной ответственности, патриотизма

подготовка контента

подготовка контента

В течение года

Участие в проведении Дня открытых дверей

воспитание уважения к школе

информ.

сопровождение

практикум

сентябрь

Участие в мероприятиях, посвященных Дню учителя

Воспитание уважения к учительскому труду

подготовка поздравления, сбор материалов

практикум

октябрь

Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства

Воспитание патриотизма и гордости за государство

подготовка контента

подготовка контента

ноябрь

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ

содействие формированию активной гражданской позиции;

обсуждение статей конституциии РФ

ток-шоу

декабрь

Участие в городском медиафоруме

развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности

подготовка презентации

КТД

январь

Участие в военно-патриотических мероприятиях

воспитание гражданственности, патриотизма

актуализация знаний о празднике «День защитника Отечества»

квиз

февраль

Подготовка тематических журналистских материалов ко Дню Победы

воспитание гражданственности, патриотизма

воспитание уважения к подвигу народа

мини-исследования

апрель

Защита групповых и индивидуальных медиапроектов

содействие формированию активной гражданской позиции

подготовка проектов

презентация проектов

май


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Название

… ввод текста …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеразвивающая программа по социализации социально-педагогической направленности "Сокоммуникации"

Программа «СоКоммуникации» определяется необходимостью выполнения задач укрепления здоровья обучающихся; развития положительных личностных качеств и социальных навыков у младших школьников. Данная пр...

Дополнительная общеразвивающая программа по экологии социально - педагогической направленности «Мой край родной»

Поведение человека в природе –это и зеркало его души.                    К.Л. Зелинский...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая «Разговор о правильном питании» стартовый уровень (дополнительное образование)

Отличие программы дополнительного образования «Разговор о правильном питании» заключается в модульном подходе к структурированию содержания программы.  Модульный подход позволяет...

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы "Медиацентр"

Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем выборе профессии, связанной с применением медиа. В хо...