Образовательные программы "Бисерок" 20-24 г
материал

Сакова Любовь Леонидовна

Образовательные программы "Бисерок" 20-24 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного  образования 

Дом Детского Творчества

   

Принята на методическом совете                                                                                            Утверждаю                                                                                                                                     МКУДОДДТ                                                                                                       Директор  МКУДОДДТ

Протокол № …                                                                                                     Приказ №

от «___»______2022г.                                                                                           от«__»_______2022г

                                                                             

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно – эстетической  направленности

 «Бисерок»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

                                                                                                  Автор – составитель:

 Сакова Любовь Леонидовна

педагог дополнительного

                                                                                                   образования  

п.г.т .Гари

2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

I.  Наименование программы

«Бисерок»

II.  Направленность

Художественно-эстетическая

III. Сведения об авторе и

составители программы

1. ФИО

Сакова Любовь Леонидовна

3. Образование

Высшее

4. Должность

Педагог дополнительного образования

5. Квалификационная категория

Первая

6. Электронный адрес,

контактный телефон.

sakova.1975@mail.ru

89521305617

IV. Сведения о программе

1. Объем и срок освоения

360 ч. 3 года

2. Форма обучения

Очная

3. Возраст обучающихся

7-12 лет

4 Подвид программы

Традиционная

5.Уровень программы

  Базовый

6.Тип программы

  Модифицированная

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….4

1.2. Цель и задачи программы………………………………………………….9

1.3. Содержание программы…………………………………………………..10

Учебный план 1 года обучения………………………………………………..10

Учебно (тематический) план 1 года обучения………………………………11

Содержание учебно (тематического) плана 1 года обучения………………13

Учебный план 2 года обучения………………………………………………..15

Учебно (тематический) план 2 года………………………………………….16

Учебный план 3 года обучения………………………………………………..20

Учебно (тематический) план 3 года обучения………………………………..21

1.4. Планируемые результаты  обучения……………………………………...25

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы………………………………………….28

2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы……………………………..29

2.3.Список литературы…………………………………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Направленность  программы

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Бисерок» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа – модифицированная, разработана на основе изучения программ данного направления, в частности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Бисероплетение» Юношевой Т.А. и «Бисероплетение» Саловой Е.В. Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов, способностей и особенностей детей.

    Актуальность программы

         Бисероплетение – это искусство, которое позволяет сформировать у детей эстетический вкус, дать сведения об основах декоративной композиции, научить основам мастерства, познакомить с некоторыми сведениями из истории развития декоративно – прикладного творчества и заполнить их досуг приятным и полезным занятием. В связи с возросшим в последние годы интересом к бисероплетению и, исходя из потребностей современного общества в воспитании широкообразованной разносторонней творческой личности, с целью развития творческого потенциала и формировании обшей культуры ребенка создана     дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Бисерок», которая ориентирована на развитие интереса к культуре, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, развитию художественно – эстетического вкуса.   Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.  Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия детей. Приобщаясь к бисероплетению, дети познают основы цветоведения, материаловедения, орнаменталистики. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации.

     Дополнительная    общеобразовательная    общеразвивающая    программа    «Бисерок» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации  образовательных программ»;
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по .дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
  12. Письмо Минобрнауки         России        от        29.03.2016        №        ВК-641/09        «О направлении       методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  адаптированных        дополнительных         общеобразовательных        программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
  13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской  области на период до  2035 года».
  14. Устав Муниципального казенного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества.

             

       Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.

       Адресат программы

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерок» адресована детям в возрасте от 7 до 12 лет. В группу принимаются все  желающие без предварительного отбора. Зачисление в группы производится с обязательным условием – написанием заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних), подписанием согласия на обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности.

Особенность курса обучения заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.

                     Психологические особенности младших школьников (8-9 лет)

          Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

  Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности   этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

 Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

                     Психологические особенности средних школьников (10-12 лет)

        Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде.

 В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, школьник стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

 Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.

 

Форма обучения – очная

 

                                                  Режим занятий

Год обучения

Кол-во детей

в группе

Периодично сть

в неделю

Продолжит

ельность занятия

Количество часов

в неделю

Количество часов

в год

1

8-10 чел

2

45 мин

2

72

2

8-10 чел

2

45 мин

4

144

3

8-10 чел

2

45 мин

4

144

    Общий объём программы составляет 360 часов, из них: первый год обучения рассчитан на 72 часа,  второй и третий год обучения  рассчитан   на 144 часа. Содержание программы выстроено  поэтапно:   1 этап - «Азбука  бисероплетения» первый год обучения – подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение  основных методов и  техник работы с бисером; формирование основных навыков работы; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих способностей.   Занятия проходят в игровой и занимательной форме.

2 этап – «Секреты мастерства» второй год обучения  –  данный этап предназначен для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом.    На втором этапе осуществляется отработка полученных практических навыков, осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса,

3 этап – «Совершенствую себя». Этап овладения навыками работы  бисероплетения   в совершенстве. Обучающиеся самостоятельно выполняют работы в разных техниках    плетения изделий, повышается уровень мастерства активизация творческого мышления, навык самоконтроля и самовыражения в работе. В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство.

Срок освоения общеразвивающей программы   - 3 года              

                                 

            Формы  обучения

- групповое обучение – традиционное занятие с объяснением нового материала на доске, на экране, беседа , отработка общего навыка;

- работа в парах – работа двух обучающихся с обучением одного другим или взаимоконтролем;

- индивидуальная работа – работа по карточкам, схемам, выполнение самостоятельных работ;

 

                Виды занятий

- учебные занятия;

 - практические занятия;

- мастер-классы;

- открытые занятия

 

    Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы

  •  Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом  (после прохождения соответствующего раздела).
  • Проведение выставок работ обучающихся.
  • Участие в различных конкурсах

 

  1.  Цель и задачи программы

Целью данной программы является создание условий для самореализации личности ребенка, раскрытия творческого потенциала посредством создания уникальных изделий из бисера.

Задачи программы

Образовательные:

1.Овладеть основами бисероплетения

2.Овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования      изделий из бисера;

3.Расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения

4.Обучить различным техникам бисероплетения

5.Сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

Развивающие:

1.Развивать моторные навыки

2.Формировать эстетический и художественный вкус

3. Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание

4.Повышать общий интеллектуальный уровень

5.Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности

6. Способствовать расширению кругозора

7.Содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе

Воспитательные:

1.Прививать интерес к культуре, истокам народного творчества

2. Способствовать взаимопомощи при выполнении работы

3.Воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность

4.Формировать  культуру общения обучающихся

         5. Воспитывать отзывчивость, ответственность за порученную работу  

1.3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный план 1 года обучения

Название раздела

Количество часов (теория/практика)

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие

1(1/0)

Анкетирование

тестирование

опрос

2

Бисерная азбука

1(1/0)

  Анализ  работ

3

Плоское параллельное плетение

26 (3/23)

 Презентация работ

4

Петельное низание

26 (3/23)

Выставка работ

5

Игольное (игольчатое) плетение

14 (4/14)

Выставка  панно

6

Выставки, конкурсы, праздники

4 (4/0)

Итоговая выставка к концу учебного года

                              Итого:

72 ч

Учебный (тематический) план первого года обучения

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля  

Раздел 1. Вводное занятие.

1

1

-

Анкетирование

тестирование

опрос

Раздел 2. Бисерная азбука.

1

1

-

Анализ  работ  

Раздел 3. Плоское параллельное плетение.

26

3

23

3.1.

Насекомые.

10

3

7

Наблюдение  практ. работа 

3.1.1.

Мотылек.

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.1.2.

Стрекоза.

4

1

3

Наблюдение  практ. работа 

3.1.3.

Бабочка.

4

1

3

Коллективное    обсуждение.

Анализ творческих работ.

3.2.

Цветы.

10

2

8

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.1.

Незабудки.

4

1

3

Наблюдение  практ. работа 

3.2.2.

Ромашка.

4

-

4

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.3.

Панно «Цветочная поляна».

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.3.

Подводный мир.

6

2

8

Промежут. диагност.

3.3.1.

Золотая рыбка и ее друзья.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.2.

Морские жители.

2

-

2

Наблюдение  практ. работа 

3.3.3.

Панно «Аквариум».

2

1

1

Презентация работ   

Раздел 4. Петельное низание.

26

3

23

 

4.1.

Березка.

10

1

9

Наблюдение  практ. работа 

4.1.1.

Веточки.

8

1

7

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.2.

Сборка.

1

1

1

Наблюдение  практ. работа 

4.1.3.

Декорирование.

1

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.2.

Сакура.

16

3

13

Наблюдение  практ. работа 

4.2.1.

Веточки.

12

1

11

Наблюде ние,  упр ажнения

4.2.2.

Сборка.

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

4.2.3.

Декорирование.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.

Сказочное деревце.

10

1

9

Наблюдение  практ. работа 

4.3.1.

Веточки.

6

1

5

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.2.

Сборка.

2

1

5

Наблюдение  практ. работа 

4.3.3.

Декорирование.

2

1

5

 Выставка работ.

Раздел 5. Игольное (игольчатое) плетение.

14

4

10

Наблюде ние,  упр ажнения

5.3.4

Хризантема.

10

1

9

Наблюдение  практ. работа 

5.3.5

Сборка.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

5.3.6

Декорирование

2

1

1

 Выставка панно 

  Выставки, конкурсы, праздники

4

4

-

Итоговая выставка к концу учебного года

Итого:

 72

 27

      45

 

  .

 Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

     Раздел 1. Вводное занятие  

Теория: Знакомство с программой обучения. Беседа на тему «История возникновения бисероплетения». Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Их основные свойства и качества. Организация рабочего места. Правильное положение тела во время работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.  

Практика: Анкетирование, тестирование  с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков.

      Раздел 2. Бисерная азбука  

Теория: Общие сведения о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Техники плетения бисером. Цветоведение и композиция. Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Основные правила при работе с бисером.

Викторина «Волшебный бисер».

Практика: Выполнение божьей коровки в технике плоского параллельного плетения.

   Раздел 3. Плоское параллельное плетение  

3.1. Тема «Насекомые».

Теория: Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Беседа на тему «Способы закрепления и наращивания проволоки». Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал).

Практика: Выполнение насекомых (мотылек, стрекоза, бабочка) в технике плоского параллельного плетения.

 3.2. Тема «Цветы».

Теория: Продолжение обучению параллельному плетению. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декоративное панно». Повторение основ цветоведения.

Практика: Выполнение цветов (незабудки, ромашка) в технике плоского параллельного плетения.  Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление панно «Цветочная поляна» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.

 3.3. Тема «Подводный мир».

Теория: Изучение особенностей плоского параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Панно в интерьере». Повторение законов композиции.

Тест «Мои первые игрушки».

Практика: Выполнение золотой рыбки, краба, дельфина в технике плоского параллельного плетения. Подготовка основы декоративного панно. Составление панно «Аквариум» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.

 Раздел 4.  Петельное низание  

4.1. Тема «Березка».

Теория: Знакомство с петельным низанием. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Последовательность выполнения деревьев из бисера». Повторение сведений о насыщенности и светлости цвета.

Практика: Выполнение элементов (веточек) березки петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление березки на подставке. Декорирование ствола (покраска).

   4.2.  Тема «Сакура».

Теория: Продолжение обучения петельному низанию. Демонстрация фотографий деревьев из бисера, выполненных методом низания петлями. Понятие «сакура». Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декорирование деревьев из бисера». Новый способ декорирования ствола – шпаклевание, лакирование. Шпатлевка, ее виды. Лак, его виды.

Практика: Выполнение элементов (веточек) сакуры методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление сакуры на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска)

4.3. Тема «Сказочное деревце».

Теория: Изучение особенностей петельного низания. Демонстрация фотографий деревьев из бисера. Самостоятельная работа данным способом плетения с опорой на схему. Беседа на тему «Оформление интерьера при помощи изделий из бисера».

Тест «Бисерные деревья».

Практика: Самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов деревца в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

  Раздел 5. Игольное (игольчатое) плетение  

          5.1. Тема «Хризантема».

Теория: Знакомство с игольным (игольчатым) плетением. Схемы. Беседа на тему «Использование игольчатого плетения с другими техниками».

Практика: Выполнение элементов цветка (хризантемы) в технике игольного плетения. Сбор элементов хризантемы в готовое изделие.

 5.2. Тема «Нежный букет».

Теория: Изучение особенностей игольчатого плетения.

Практика: Выполнение нескольких цветков хризантемы и их сбор в букет.

  Раздел 6. Выставки, конкурсы, праздники

          Теория : Подведение итогов года, рефлексия деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

          Практика: Участие в конкурсах разного уровня. Участие в мероприятиях  ДДТ. Презентация работ. Проведение игровых программ в каникулярное время. Подготовка и  репетиции с детьми к мероприятиям объединения и ДДТ.

Учебный план 2 года обучения

Название раздела

Количество часов (теория/практика)

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие

2 (2/0)

Анкетирование

тестирование

опрос

2

Бисерная азбука

2 (1/1)

  Анализ  работ

3

 Объемные фигурки на проволоке

55 (15/40)

 Презентация работ

4

 Украшения из бисера

 46 (18/28)

Выставка работ

5

 Цветочная композиция

35 (8/27)

Выставка  панно

6

Выставки, конкурсы, праздники

4 (4/0)

Итоговая выставка к концу учебного года

                              Итого:

144 ч

Учебный (тематический) план второго года обучения

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

Раздел 1. Вводное занятие.

2

2

-

Анкетирование

тестирование

опрос

Раздел 2. Бисерная азбука.

2

1

1

Анализ  работ  

Раздел 3.  Объемные фигурки на проволоке

55

15

 40

 

3.1.

 Пингвин

24

5

19

Наблюдение  практ. работа 

3.1.1.

 Коала

20

3

17

Наблюде ние,  упр ажнения

3.1.2.

 Панда

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.1.3.

 Динозавр

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.

 Лебедь

24

4

20

Наблюдение  практ. работа 

3.2.1.

 Снегирь

20

2

18

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.2.

 Мартышка

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.2.3.

 Какаду

2

1

1

 Презентация работ

Раздел 4.  Украшения из бисера

 46

18

 28

 

4.1.

 Кольцо

20

5

15

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.1.

 Браслет

10

2

8

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.2.

 Колье

6

1

5

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.3.

 Серьги

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.4.

 Бусы

2

1

1

Выставка работ

 Раздел 5. Цветочная композиция.

 35

8

 27

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.1.

Великолепие цветов.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.2.

Волшебные цветы.

30

3

27

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.3.

Разнообразие листочков.

18

2

16

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.4.

Декорирование букета.

4

2

2

Выставка  панно

  Выставки, конкурсы, праздники

4

4

-

Итоговая выставка к концу учебного года

Итого:

 144

48

96

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

  Раздел 1. Вводное занятие  

Теория: Знакомство с программой обучения. Беседа на тему «История возникновения бисероплетения». Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Их основные свойства и качества. Организация рабочего места. Правильное положение тела во время работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.  

Практика: Анкетирование, тестирование  с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков.

      Раздел 2. Бисерная азбука  

Теория: Общие сведения о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Техники плетения бисером. Цветоведение и композиция. Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Основные правила при работе с бисером.

Викторина «Волшебный бисер».

Практика: Выполнение божьей коровки в технике плоского параллельного плетения.

Раздел 3.  Объемные фигурки на проволоке

 

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

   Практика: Выполнение фигурок. Составление композиции. Оформление.       Применение.

 Раздел 4.  Украшения из бисера

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления  украшений из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение

Практика: Выполнение украшений. Оформление. Применение.

Раздел 5. Цветочная композиция

 

Теория:  Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика:  Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка                                   изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание                                     картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление                                     цветами из бисера подарков и других предметов.

Выставки, конкурсы, праздники

 

Теория: Подведение  итогов года,  рефлексия деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Практика: Участие в конкурсах разного уровня. Участие в мероприятиях ДДТ.                                                  Презентация работ. Проведение игровых программ в каникулярное время. Подготовка и  репетиции с детьми к мероприятиям объединения и ДДТ

Учебный план 3 года обучения

Название раздела

Количество часов (теория/практика)

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие

2 (2/0)

Анкетирование

тестирование

опрос

2

Бисерная азбука

2 (1/1)

  Анализ  работ

3

 Петельное низание

60 (15/45)

 Презентация работ

4

  Дуговое низание (французское плетение)

 76 (18/58)

Выставка работ

5

Выставки, конкурсы, праздники

4 (4/0)

Итоговая выставка к концу учебного года

                              Итого:

144 ч

Учебный (тематический) план третьего года обучения

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

Раздел 1. Вводное занятие.

2

2

-

Анкетирование

тестирование

опрос

Раздел 2. Бисерная азбука.

2

1

1

  Анализ  работ   

Раздел 3. Петельное низание.

60

15

 45

 

3.1.

Рябина.

24

5

19

Наблюдение  практ. работа 

3.1.1.

Веточки.

20

3

17

Наблюде ние,  упр ажнения

3.1.2.

Сборка.

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.1.3.

Декорирование.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.

Инь-янь.

24

4

20

Наблюдение  практ. работа 

3.2.1.

Веточки.

20

2

18

Наблюде ние,  упр ажнения

3.2.2.

Сборка.

2

1

1

Наблюдение  практ. работа 

3.2.3.

Декорирование.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

3.3.

Фантастическое дерево.

26

6

 20

Опрос. Обсуждение. Самооценка.

 

3.3.1.

Веточки.

20

3

27

Наблюдение  практ. работа 

3.3.2.

Сборка.

4

2

2

Наблюде ние,  упр ажнения

3.3.3.

Декорирование.

2

1

1

Презентация работ  

Раздел 4. Дуговое низание (французское плетение).

76

18

 58

 

4.1.

Орхидея.

20

5

15

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.1.

Лепестки.

10

2

8

Наблюдение  практ. работа 

4.1.2.

Листочки.

6

1

5

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.3.

Сборка.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.1.4.

Декорирование.

2

1

1

Коллективное обсуждение.

Анализ творческих работ

4.2.

Лилия.

20

5

15

Наблюде ние,  упр ажнения

4.2.1.

Лепестки.

10

2

8

Наблюде ние,  упр ажнения

4.2.2.

Листочки.

6

1

5

Наблюдение  практ. работа 

4.2.3.

Сборка.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.2.4.

Декорирование.

2

1

1

Устный опрос, обсуждение.

Самооценка

4.3.

Цветочная композиция.

64

8

  56

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.1.

Великолепие цветов.

2

1

1

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.2.

Волшебные цветы.

40

3

27

Наблюдение  практ. работа 

4.3.3.

Разнообразие листочков.

18

2

16

Наблюде ние,  упр ажнения

4.3.4.

Декорирование букета.

4

2

2

Устный опрос, обсуждение.

Самооценка

  Выставки, конкурсы, праздники

 4

4

-

Итоговая выставка к концу учебного года

Итого:

144

40

 104

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие  

 Теория: Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих планов на год. Повторение свойств и  характеристик материалов и инструментов. Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

Практика: Анкетирование, тестирование  с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков

      Раздел 2. Бисерная азбука  

Теория: Повторение общих сведений о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Разнообразие изделий из бисера. Повторение материала о цветоведении и композиции. Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Эскиз. Схема. Основные правила при работе с бисером.

Практика: Выполнение поделки на выбор обучающегося объемным параллельным плетением.

 Раздел 3. Петельное низание.

  Тема «Рябина».

Теория: Повторение материала о петельном низании. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Бисероплетение в России. История и современность». Повторение материала о цветоведении и композиции.

Практика: Выполнение элементов (веточек, гроздьев) рябины петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление рябины на подставке. Декорирование ствола любым методом.

 3.2. Тема «Инь-янь».

Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Понятие «инь-янь». Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Сувениры из бисера».

Тест «Деревья из бисера».

Практика: Выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов в готовое изделие. Укрепление дерева на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

 3.3. Тема «Фантастическое дерево».

Теория: Изучение особенностей петельного низания. Самостоятельная работа данным способом плетения с опорой на схему. Беседа на тему «Бисер в народном костюме».

Практика: Самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

 Раздел 4. Дуговое низание (французское плетения)  

4.1. Тема «Орхидея».

Теория: Знакомство с методом низания дугами. Демонстрация готовых цветов из бисера, выполненных дуговым низанием. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Цветы в интерьере». Повторение законов цельности и соразмерности.

Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков,  веточек) орхидеи методом низания дугами. Сбор элементов цветка в готовое изделие. Декорирование стебля.

4.2. Тема «Лилия».

Теория: Продолжение изучения плетения методом низания дугами. Демонстрация фотографий готовых цветов и букетов из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Букеты из бисерных цветов». Повторение материала о гармоничном сочетании цветов.

Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков,  веточек) лилии методом низания дугами. Сбор элементов цветка в готовое изделие. Декорирование стебля.

4.3. Тема «Цветочная композиция».

Теория: Продолжение работы в технике низания дугами. Демонстрация фотографий букетов и композиций из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Составление цветочных композиций». Повторение законов композиции.

Тест «Цветы из бисера».

Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков,  веточек) цветов методом низания дугами. Сбор элементов композиции в готовое изделие. Декорирование букета.

 Выставки, конкурсы, праздники

 

Теория: Подведение  итогов года,  рефлексия деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Практика: Участие в конкурсах разного уровня. Участие в мероприятиях ДДТ.                                                  Презентация работ. Проведение игровых программ в каникулярное время. Подготовка и  репетиции с детьми к мероприятиям объединения и ДДТ

             1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты

              В результате освоения программы обучающиеся будут обладать определенным набором знаний и умений:

Знать:

Уметь:

  •  основные способы бисероплетения (в соответствии с программой), технику выполнения игрушек и сувениров из бисера;

  •  правильно организовывать рабочее место; понимать  схемы с общепринятыми в бисероплетении условными обозначениями;
  •  основные правила подбора и сочетания цветов в декоративных работах;

  •  аккуратно и качественно выполнять изделия по схеме, используя различные приемы низания в соответствии с содержанием программы.

  •  условные обозначения и терминологию, принятые в бисероплетении
  • самостоятельно работать;
  • технику безопасности при работе с инструментами и материалами.
  •  правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

Личностные результаты

В процессе занятий у обучающихся формируются:

  • устойчивый интерес к занятиям творческой деятельностью;
  •  способность и желание к самообразованию;
  •  доброжелательность по отношению к окружающим.
  • потребность сотрудничества со сверстниками;
  • культура труда.

Метапредметные результаты

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих                 универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • применять полученную информацию при выполнении работы;
  • объективно оценивать результаты своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение;
  • работать в группе;
  • формулировать свои затруднения;
  • обращаться за помощью к педагогу и сверстникам, предлагать помощь и сотрудничество.

  .

        РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

       Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1сентября

31 мая

36

74

 72

2 занятия по 1 часу в неделю

2 год

1 сентября

31 мая

36

74

144

2 занятия по 2 часа в неделю

3 год

1 сентября

31 мая

36

74

144

2 занятия по 2 часа в неделю

Каникулы: с 24 по 30 октября,

                    с 20 по 26 марта

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

 

Для реализации данной программы необходимо:

  • светлое, просторное помещение (кабинет) и подсобное помещение для склада;
  • качественное электроосвещение с настольными лампами;
  • столы и стулья;
  • шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
  • инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, сантиметровая лента, фурнитура для украшений);
  • канцелярские принадлежности.

              Кадровое обеспечение

                Реализовывать программу может педагог дополнительного образования,   имеющий среднее либо высшее профессиональное образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности.

              Методические материалы   

                Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более высоких результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом возрастных особенностей обучающихся

                         Наглядные пособия

  1. Конспекты открытых занятий и мероприятий.
  2. Правила безопасной работы на занятиях.

3.Лекционный материал к занятиям: история бисероплетения, бисер в народном               костюме, история пасхального яйца, праздники на Руси, интерьер и его оформление, история украшений.

   4.Иллюстрационный материал: фотографии изделий, репродукции, материал по                цветоведению и т.п.

   5.Материал для проведения бесед с родителями.

                            Раздаточный дидактический материал

  1. Схемы изделий по темам программы.
  2. Инструкционные карты.
  3. Индивидуальные и творческие задания.
  4. Зачетные задания по разделам программы

                         Средства обучения

  1. Образцы готовых изделий, выставочных работ учащихся.
  2. Наглядные пособия и иллюстрации для ознакомления с различными техниками
  3. Наглядные пособия по технике безопасности.

4. Наглядные пособия по цветоведению

                2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материал

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале обучающего курса

Определение уровня развития детей их творческих способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий контроль

В течение обучающего  курса

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Наблюдение, опрос, контрольное задание, самостоятельная работа.

Промежуточный  контроль

По окончании изучения темы или раздела.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Мини-выставка, демонстрация поделок.

Итоговый контроль

В конце курса обучения.

Определение результатов обучения, степени удовлетворенности от занятий. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение.

Выставка, демонстрация поделок.  

Анкетирование.

   

 Оценочные материалы

     Для оценки эффективности реализации программы разработана система диагностических методик отслеживания и фиксации результатов деятельности обучающихся. Цель диагностики – проследить динамику личностного развития и рост мастерства обучающихся. Диагностике подлежат: уровень развития качеств личности по методике М.И. Шиловой «Изучение качеств личности воспитанников», представлен в приложении 8;   уровень развития знаний, умений и навыков, который  представлен в диагностической карте «Оценка результатов освоения программы» в приложении 5.  

 

 2.3. Список литературы

             

           Список литературы, рекомендованной педагогу

1.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 2000.

2.Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011.

3.Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.

4.Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007.

5.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2000.

6.Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005.

7.Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006.

8.Ляукина М.В. Бисер:  Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца. – АСТ-ПРЕСС, 2003.

9.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

10.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

11.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000.

12.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008.

13.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.// Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. – Смоленск, 2000.

           

                Список литературы, рекомендованной обучающимся и родителям

1.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.

2.Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000.

3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4.Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006.

5.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001.

6.Морас И.  Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.

   7.Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону: Феникс,2009.

             

                   Электронные образовательные ресурсы

1.Техника параллельного плетения бисером на проволоке

         http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

    2. Петельная техника плетения бисером

         http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

    3. Игольчатая техника плетения бисером

        http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

        4. Инструменты и материалы для бисероплетения

              http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

        5. Бисерная цепочка «пупырышки»

             http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

        6. Цепочка «зигзаг»

            http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

        7.  Цепочка «змейка».

           http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

       8.  Цепочка с цветами из шести лепестков

         http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

      9.  Низание бисера «в крестик»

         http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

      10. История бисера

          http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-                                 biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

      11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

       12. Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

        13. Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

        14.  Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

        15. Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..h

Приложение 1

«Петелька» - входная диагностика практических умений и навыков при работе с бисером и проволокой

Задание:  На проволоку длиной 15 см набрать 5бисерин любого цвета, но средняя бисеринка должна быть зеленого цвета. Распределить бисер на середине проволоки, сложить и закрутить концы проволоки вместе.

Время выполнения задания: 7-10 мин.

      Требования к выполненной работе:

1. Работа выполнена в соответствие с заданием ;

2. Подбирает высокое качество бисера;

3. Работа выполнена аккуратно, проволока скрыта;

4. Хорошая скрутка проволоки;

5. Умение сочетать цвета;

6. Соблюдение ТБ при выполнении задания;

7. Правильная организация рабочего места при выполнении задания;

8. Работа выполнена вовремя.

     Критерии оценки:

Максимальное количество баллов по заданию – 8 баллов. За каждый пункт обучающийся может набрать по 1 баллу.

8-7 баллов – безупречно выполненная работа;

6-5 баллов -  работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется небольшой изъян, неровный бисер;

4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке, не качественная скрутка проволоки.

Приложение 2

Тест для входного диагностического  опроса обучающихся                      

на выявление уровня знаний теоретического материала по теме:

«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»

Тест «Бисеринка»

Фамилия, имя обучающегося …………………………………………………….

Задание:  Прочитай , выбери и подчеркни  правильный ответ!

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

6 -5  вопросов - 6 баллов;

4- 3 вопросов -   4 баллов;

2-1 вопросов – 2 балла;

Приложение 3

Тест «Проверь себя»

(правила техники безопасности)

Задание: Прочитай и найди неверное утверждение!

1. Хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках;

2. Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;

3. Ножницы хранить необходимо в определенном месте;

4. Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;

5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

6. Можно  резать ножницами  на ходу;

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

6-5  вопросов - 6 балов;

5- 4 вопросов -   5 баллов;

3-1 вопросов – 3 балла;

Приложение 4

Задание: «Технология  изготовления лепестка»

1. Какая техника  плетения изображена на схеме ?

2. Пронумеруй последовательность выполнения лепестка

3. Выполни лепесток по схеме

Время выполнения задания: 10-15 мин.

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов

1 вопрос - 1баллов – техника плетения  названа правильно;

2 задание - 1баллов-  нумерация проставлена верно

3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;

6-5 баллов -  работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется небольшой изъян, неровный бисер;

4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке

Приложение 5

 

            Список

       обучающихся

        Диагностика уровня развития умений и навыков обучающихся  

пп

Фамилия имя

обучающегося

класс

Умение подбирать цветовые

сочетания

Знание правил

техники

безопасности

Умение пони

мать схемы

Состав

лять компози

ции из бисера

Знание основ

ных

спосо

бов

бисеро

плетения

Знание терми

ноло

гии

Сред

ний балл

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Диагностическая карта результатов освоения программы

 

Низкий уровень(0-3)        Средний уровень(4-7)        Высокий уровень (8-10)

                

Приложение 6

Анкета для обучающихся

Цель: выявить круг интересов детей в декоративно-прикладном творчестве, отношение к искусству

 « Бисероплетение»

1. Фамилия, имя _______________________________

2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?__________________

______________________________________________________________

3. Как часто ты интересуешься  книгами по бисероплетению  (Часто, редко, затрудняюсь ответить)

4. Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязанные вещи, вышитые изделия,  работы из бисера и т.д.) _______________________________

5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_______________________________

_____________________________________________________________

6. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_____________________

7. Заниматься в нашем кружке ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________

8. Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего кружка? __________

Приложение 7

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Отметьте, что для Вас является самым важным, значимым результатом занятий в кружке:

  • Желание ребенка заниматься любимым делом.
  • Желание развить способности ребенка.
  • Желание дать ребенку разностороннее образование.
  • Желание занять свободно время ребенка.
  • Желание найти ребенку друзей.
  • Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе в школе.
  • Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
  • Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
  • Желание дополнить основное образование ребенка.
  • Другое ________________________________________

Приложение 8

          Методика «Изучение качеств личности воспитанников»

          (разработана М.И. Шиловой)

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи  программ дополнительного образования:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты.

Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды: в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь), в начале второго полугодия (январь), в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

Диагностическая карта

мониторинга развития личностных качеств воспитанников

     КМЖ _______________                                                                                                            Детское объединение_______________

     Образовательная программа_________________________                                                  Педагог___________________________

     Год обучения________                                                                                                             Учебный год __________                    

ФИО

Активность,

организаторские

способности

  Коммуникативные

навыки,

коллективизм

 

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинирован

ность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

МОНИТОРИНГ

развития личностных качеств воспитанников

Качества

 личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

    организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес,  целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные    навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено,  адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

    самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован,  везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии  контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.