Методическая разработка модуля "Критическое эссе"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)
Данная разработка позволяет организовать интенсивную и продуктивную работу, в результате которой обучающиеся не только получают теоретические знания, но и сразу применяют их на практике, учась критически оценивать как чужие, так и собственные тексты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка модуля "Критическое эссе"
Возрастная группа: 8-11 классы
Продолжительность модуля:4 академических часа (2 занятия по 2 часа)
1. Цели и задачи модуля
Цель: сформировать у обучающихся умение создавать структурированное, аргументированное и критическое эссе на основе анализа информации.
Задачи:
· Познавательные: понять структуру и композиционные особенности критического эссе. Усвоить понятия: тезис, аргумент, доказательство, контраргумент, связность, риторические приемы.
· Практические: научиться анализировать текст-образец, выявляя его сильные стороны. Разработать план и написать черновик собственного эссе по заданному кейсу. Освоить навык конструктивного рецензирования работ сверстников.
· Развивающие: развивать критическое мышление, аналитические способности, письменную речь и культуру ведения дискуссии.
· Воспитательные: формировать уважение к чужому мнению, ответственность за собственный текст, умение работать в команде.
2. План проведения модуля
Занятие 1: Деконструкция успеха. Анализ эссе-победителя.
Ход занятия:
1. Вводная мотивация (15 мин)
· Преподаватель начинает с вопроса: "Что такое эссе? Чем оно отличается от сочинения или реферата?"
· Совместно с аудиторией выводится рабочее определение: Эссе — это небольшой прозаический текст, выражающий индивидуальную точку зрения автора на конкретную проблему, подкрепленную аргументами и личным опытом.
· Объясняется, что сегодня мы будем играть роль "литературных детективов" и разберем эссе-победитель, чтобы понять "формулу успеха".
2. Теоретический мини-блок (20 мин)
· Краткое объяснение классической структуры эссе ("правило 5 абзацев" как базовый каркас):
· Введение: Зацепка (hook), представление темы, формулировка основного тезиса (главной мысли).
· Основная часть (2-3 абзаца): Каждый абзац — один ключевой аргумент в поддержку тезиса. Схема: Тopic Sentence (главная мысль абзаца) -> Пример/Доказательство -> Анализ/Объяснение ("Почему это доказывает мою мысль?"). Возможность использования контраргументов и их опровержения.
· Заключение: Перефразировка тезиса, обобщение аргументов, "финальный аккорд" — вывод, призыв к размышлению, риторический вопрос.
3. Познавательное задание: Анализ структуры эссе-победителя (40 мин)
· Раздаточный материал: Текст эссе-победителя конкурса "Искусство. Взгляд. Дети" (например, на тему "Может ли современное цифровое искусство быть настоящим?").
· Инструкция: Работа в малых группах (по 3-4 человека). Проанализировать текст, ответив на вопросы в таблице (выдается на карточках или проецируется на экран).
Элемент эссе Найдите в тексте и процитируйте/опишите Какой эффект это производит на читателя?
Зацепка (Hook) Как автор начинает эссе? (вопрос, яркое утверждение, цитата, личная история?)
Основной тезис Сформулируйте одним предложением главную мысль автора.
Аргумент 1 Какой первый довод приводит автор? Какие примеры/доказательства он использует?
Аргумент 2 Какой второй довод? Примеры/доказательства?
Контраргумент Рассматривает ли автор противоположную точку зрения? Если да, то как он ее опровергает?
Заключение Как автор завершает эссе? Связывает ли он вывод с введением?
Языковые средства Найдите 2-3 ярких метафоры, сравнения или риторических вопроса.
· Презентация и обсуждение (15 мин): Каждая группа представляет результаты анализа по одному-двум пунктам. Преподаватель обобщает выводы, фиксируя на доске ключевые элементы успешной структуры.
Домашнее задание: познакомиться с предложенным кейсом (новостной статьей) и набросать предварительные идеи для своего эссе.
Занятие 2: От идеи к черновику. Практика и обратная связь.
Ход занятия:
1. Разминка "Тезис и антитезис" (10 мин)
· Преподаватель озвучивает тему предстоящего эссе (вытекающую из кейса). Например: "Социальные сети: инструмент связи или источник одиночества?"
· Обучающиеся быстро, по цепочке, высказывают один аргумент "за" и один "против". Это активизирует мышление и показывает многогранность проблемы.
2. Практическое задание: Написание черновика эссе (45 мин)
· Раздаточный материал: Распечатанная новостная статья (кейс). Например, статья о исследовании влияния соцсетей на ментальное здоровье подростков.
· Инструкция:
1. Сформулируйте свой четкий тезис (вашу позицию по проблеме, поднятой в статье).
2. Составьте краткий план: введение, 2-3 аргумента с примерами из статьи и/или личного опыта, возможный контраргумент, заключение.
3. Напишите черновик критического эссе объемом 200-300 слов, следуя своему плану и структуре, изученной на прошлом занятии.
· Преподаватель выполняет роль консультанта, отвечая на вопросы и помогая сформулировать мысли.
3. Работа в малых группах: Взаимное рецензирование (35 мин)
· Обучающиеся объединяются в группы по 3 человека (желательно те же, что и на первом занятии).
· Инструкция: Обменяться черновиками и заполнить "Карту рецензента" для каждого текста.
Карта рецензента:
· Имя автора:
· Имя рецензента:
1. Сильные стороны ("Что получилось лучше всего?"):
· Найдите и похвалите удачную зацепку, четкий тезис, яркий пример.
2. Структура и аргументация ("Что можно улучшить?"):
· Тезис ясен и конкретен? Да / Нет. Если нет, предложите вариант.
· Все ли аргументы логично поддерживают тезис? Какой аргумент самый сильный? Какой можно усилить?
· Есть ли плавные переходы между абзацами? Да / Нет. Где их не хватает?
3. Работа с кейсом:
· Использует ли автор примеры/цитаты из новостной статьи? Достаточно ли это сделано?
4. Главный совет: Какой ОДИН самый важный совет вы можете дать автору для улучшения эссе?
· Обсуждение в группах (10-15 мин): После заполнения карт участники по очереди кратко (2-3 минуты) дают устную обратную связь автору работы, опираясь на свои записи. Обсуждение должно быть доброжелательным и конструктивным.
4. Рефлексия и итоги (10 мин)
· Преподаватель просит поделиться: Что было самым трудным в написании? Какие замечания от коллег оказались самыми полезными?
· Подводятся итоги модуля: мы научились видеть структуру успешного текста, применили знания на практике и получили ценный взгляд со стороны.
· Финальное задание: На основе полученных комментариев доработать черновик и прислать финальную версию эссе.
3. Необходимые материалы и ресурсы
1. Раздаточный материал №1: Текст эссе-победителя конкурса "Искусство. Взгляд. Дети" (подобранный преподавателем, соответствующий уровню аудитории).
2. Раздаточный материал №2: Бланк для анализа эссе (таблица).
3. Раздаточный материал №3: Новостная статья (кейс) – актуальная, проблемная, провоцирующая дискуссию.
4. Раздаточный материал №4: Бланк "Карта рецензента".
5. Техническое оснащение: проектор, доска/флипчарт, маркеры.
4. Критерии оценки (для преподавателя)
· Анализ эссе (познавательное задание): Активность в группе, глубина анализа, умение выявить структурные элементы.
· Черновик эссе: Четкость тезиса, логичность и убедительность аргументов, использование материала кейса, соблюдение структуры.
· Участие в рецензировании: Конструктивность комментариев, умение давать развивающую обратную связь, соблюдение этикета.
· Финальное эссе: Учет замечаний рецензентов, общая грамотность, глубина раскрытия темы.
Данная разработка позволяет организовать интенсивную и продуктивную работу, в результате которой обучающиеся не только получают теоретические знания, но и сразу применяют их на практике, учась критически оценивать как чужие, так и собственные тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Данный урок посвящен формированию умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Методическая разработка "Вводные фразы для написания эссе на англ. языке"
Методическая разработка помогает учащимся составить эссе на англ. языке. Содержит фразы - клише для составления расказов и текстов....
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

Методическая разработка по написанию эссе на тему "Computers: curse or blessing?"
Конспект урока для 7-8 класса, общеобразовательной школы, по теме "Компьютеры", обучение письму, написание эссе....

Методическая разработка "Написание эссе "Моё мнение" в формате ЕГЭ" (2019)
Методическая разработка «Написание эссе "Моё мнение" в формате ЕГЭ»Данная методическая разработка представляет собой серию учебных занятий. Она посвящена подготовке учащихся 10 ...