Внеурочная деятельность "Живая математика"
рабочая программа (8 класс)
Курс «Живая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности в рамках реализации ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Живая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности в рамках реализации ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Живая математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игры «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
Цель: углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике; формирование личностных компетентностей учащихся; активизация познавательной, творческой и исследовательской инициативы учащихся, навыков самостоятельной работы; развитие творческого, логического, конструктивного мышление учащихся.
Задачи :
Образовательные:
- развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности
- развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
- Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий курса.
Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.
- Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.
- Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
- Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания
Основным методом реализации Программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
Особенности возрастной группы. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Режим занятий: в 1 час в неделю - в 8-9 классах.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации самостоятельной, исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебно-исследовательских задач;
-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-формирование и развитие компетентности в области информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, исследования, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектно-исследовательские;
-умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
-формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях; решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины; решение логических задач;
-развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; сравнение чисел; оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
-овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат: выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения; решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
-овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей: определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости; нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции; построение графика линейной и квадратичной функций; оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
-овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
-формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач, оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; проведение доказательств в геометрии; оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
-овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события; решение простейших комбинаторных задач; определение основных статистических характеристик числовых наборов; оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях; наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях; умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
-развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах: распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Содержание программы
Тема I. «Логика и смекалка»
Элементы содержания: введение в тему, решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания; комбинаторика, ключевые задачи; высказывания, Булева алгебра, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач;
Тема II. «Цифры и числа»
Элементы содержания: введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; простейшие графы; метрическая система мер. забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой); элементы теории графов, простейшие графы, проценты.
Тема III «Геометрические фигуры. Геометрические измерения»
Элементы содержания: Знакомство с геометрическими фигурами. Введение понятия плоских фигур. Геометрические забавы. Моделирование треугольника, ромба Их свойства.
Куб и параллелепипед. Их свойства. Понятия жесткости фигур. Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Куб и прямоугольный параллелепипед. Нахождение объемов и площадей поверхности. Практические задания «Сколько надо обоев для ремонта кабинета»
Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площади». Теорема Пифагора. Поиск доказательств. Полуправильные многоугольники. Задачи на разрезание. Построение с помощью циркуля и линейки. Теорема Птолемея. Геометрические измерения на местности.
Тема IV. «Делимость и остатки»
Элементы содержания: введение в тему; остатки, четность-нечетность, признаки делимости; остатки, алгоритм Евклида; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Тема V. «Вычисления»
Элементы содержания: Неопределенные уравнения. Решение линейных уравнений с модулем. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения .Линейные диофантовы уравнения. Системы линейных уравнений с двумя переменными
Решение линейных уравнений с введение в тему; задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»; решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике; задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории; теория множеств; круги Эйлера-Венна, пересечение и объединение; алгебраическая смесь. Решение систем неравенств с одной переменной. Решение сложных неравенств.
Тема VI. «Комбинаторика»
Элементы содержания: введение в тему; математическая индукция; классические задачи, разные схемы ММИ; делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах, правило произведения, выборки с повторениями и без,размещения и сочетания,свойства сочетаний,малая теорема Ферма, доказательство теоремы Ферма, исследовательский проект.
Тема VII. «Работа над проектом»
Проект групповой «Геометрические фигуры» Проект групповой «Геометрические фигуры». Исследовательский проект. Исследовательский проект «Путешествие в историю. Теорема Ферма»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Логика и смекалка | 4 | Учи.ру |
2 | Цифры и числа | 6 | Skysmart класс |
3 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 6 | https://www.yaklass.ru |
4 | Делимость и остатки | 5 | Учи.ру |
5 | Вычисления | 5 | Skysmart класс |
6 | Комбинаторика | 4 | https://www.yaklass.ru |
7 | Работа над проектом | 4 | Учи.ру |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Логика и смекалка | 1 | 04.09.2025 | Учи.ру |
2 | Логика и смекалка | 1 | 11.09.2025 | Skysmart класс |
3 | Логика и смекалка | 1 | 18.09.2025 | https://www.yaklass.ru |
4 | Логика и смекалка | 1 | 25.09.2025 | Учи.ру |
5 | Цифры и числа | 1 | 02.10.2025 | Skysmart класс |
6 | Цифры и числа | 1 | 09.10.2025 | https://www.yaklass.ru |
7 | Цифры и числа | 1 | 16.10.2025 | Учи.ру |
8 | Цифры и числа | 1 | 23.10.2025 | Skysmart класс |
9 | Цифры и числа | 1 | 06.11.2025 | https://www.yaklass.ru |
10 | Цифры и числа | 1 | 13.11.2025 | Учи.ру |
11 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 20.11.2025 | Skysmart класс |
12 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 27.11.2025 | https://www.yaklass.ru |
13 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 04.12.2025 | Учи.ру |
14 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 11.12.2025 | Skysmart класс |
15 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 18.12.2025 | https://www.yaklass.ru |
16 | Геометрические фигуры. Геометрические измерения | 1 | 25.12.2025 | Учи.ру |
17 | Делимость и остатки | 1 | 15.01.2026 | Skysmart класс |
18 | Делимость и остатки | 1 | 22.01.2026 | https://www.yaklass.ru |
19 | Делимость и остатки | 1 | 29.01.2026 | Учи.ру |
20 | Делимость и остатки | 1 | 05.02.2026 | Skysmart класс |
21 | Делимость и остатки | 1 | 12.02.2026 | https://www.yaklass.ru |
22 | Вычисления | 1 | 19.02.2026 | Учи.ру |
23 | Вычисления | 1 | 26.02.2026 | Skysmart класс |
24 | Вычисления | 1 | 05.03.2026 | https://www.yaklass.ru |
25 | Вычисления | 1 | 12.03.2026 | Учи.ру |
26 | Вычисления | 1 | 19.03.2026 | Skysmart класс |
27 | Комбинаторика | 1 | 02.04.2026 | https://www.yaklass.ru |
28 | Комбинаторика | 1 | 09.04.2026 | Учи.ру |
29 | Комбинаторика | 1 | 16.04.2026 | Skysmart класс |
30 | Комбинаторика | 1 | 23.04.2026 | https://www.yaklass.ru |
31 | Работа над проектом | 1 | 30.04.2026 | Учи.ру |
32 | Работа над проектом | 1 | 07.05.2026 | Skysmart класс |
33 | Работа над проектом | 1 | 14.05.2026 | https://www.yaklass.ru |
34 | Работа над проектом | 1 | 21.05.2026 | Учи.ру |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Поурочные разработки по математике: 6 класс.-М.: ВАКО-544 с.
• Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В.А. Панчищина и др. - М.: Просвещение, 2019. - 175 с.: ил.
• Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. - 5-е изд.- М.: Айрис-пресс - 176 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru, https://www.yaklass.ru, Учи.ру, https://fipi.ru, skysmart класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"
В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"
Программа «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...
Внеурочная деятельность.Математика 7 класс
Внеурочная деятельность.Математика 7 класс...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математик-бизнесмен"
Сценарий внеурочного мероприятия по математике для 8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
