Ключи к экологии глазами математики
элективный курс по экологии (9 класс) по теме

Черменева Галина Георгиевна

Цель курса:  Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире.

 

 

 

3318
Экология Сибири

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchi_k_ekologii_glazami_matematiki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

     Этот курс рассчитан на 10 часов, базируется на знаниях учащихся и расширяет знания об окружающем мире и решениях экологических проблем путём решения текстовых задач, игр и практических работ.

    Экологизация  математики даёт нам возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются.

    Числовые расчеты проникают во все области деятельности человека.

    В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи.

    Экологические задачи способствуют получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах.

    Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, в том числе решение задач по проблемам природопользования, историческая, антропоэкологическая. Каждый курс математики вносит свой вклад в формирование экологического сознания.

    В этом курсе предлагается решение ряда задач с экологическим содержанием по различным темам, различных тематик.

Цель данного курса:

    Дать представления о практическом применении математики в окружающем мире и в решении экологических проблем, повышении общей культуры мышления учащихся.

Задачи:

  1. Формирование экологического сознания.
  2. Создать условия для развития умений давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений.
  3. С помощью текстовых задач раскрывать вопросы о рациональном природопользовании, восстановлении и преумножении природных богатств.
  4. Решение задач с экологическим содержанием.
  5. Развитие способности к восприятию нестандартного материала и ориентации в нём.
  6. Познакомить учащихся с профессиями статиста, генетика, биолога-эколога.

 В результате изучения данного курса учащиеся должны научиться:

1) составлять таблицы и графики, дающие возможность лучше представить практическое применение математики в экологии;

2) видеть экологические проблемы и формулировать задачи для их решения;

3) решать задачи с элементами экологии.

Учебно-тематическое планирование.

   

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Всего

Теория

Практика

1.

Математические методы в биологии и экологии

1

0,5

0,5

Вводная беседа. Практикум по решению задач

2.

Статистика выброса вредных веществ

1

0,5

0,5

Беседа.

Решение задач

3.

Графики динамики роста населения

1

0,5

0,5

Решение текстовых задач.

Лабораторная работа «Рост населения ХМАО и Тюменской области»

4.

Кислотные осадки и исторические памятники

2

1

1

Лекция.

Решение задач.

5.

Статистические закономерности модификационной изменчивости

1

-

1

Лекция-беседа.

Решение задач

6.

Шкала интенсивного шума

1

0,5

0,5

Игра «Экологическое путешествие по Тюменской области»

Решение задач.

7.

Загрязнение биосферы в результате деятельности человека

3

1

2

Лекция. Решение задач. Практическая работа «Проблемы экологии малых городов»

Содержание программы.

Тема № 1

 Математические методы в биологии и экологии. Экономное использование лесов и пресной воды. Возможные экологические бедствия.

Тема № 2

Статистика выброса вредных веществ. Процент исчезновения в мире птиц и животных.

Тема № 3 

Графики динамики роста населения. Учёт населения. Факторы, влияющие на рождаемость, состояние здоровья, смертность и среднюю продолжительность жизни людей.

Тема № 4

Кислотные осадки и исторические памятники. Использование способов математики в сохранении экологии. История движения за охрану природы.

Тема № 5

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Озоновая дыра, причины её возникновения и влияние на биосферу.

Тема № 6

 Шкала интенсивного шума. Чем опасно радиоактивное излучение? Экологические угрозы. Мировые потребление энергии.

Тема № 7

Загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Проблемы экологии малых городов.

Литература

   

  1. Мамедов Н. М. Экологическое образование: Концепции и методические    

     подходы. -  М.: Экономика и информатика, 1996

2.  Математика. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998

  1. Математика. №2, январь 2005г. -  М.: Первое сентября,  2005

4.  Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. -  М.: Молодая гвардия, 1996

  1. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. -  М.: Просвещение, 1995

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Ключи к экологии глазами математика

Программа элективного курса предпрофильной подготовки

 для учащихся  8 – 9 классов

                                                     

                                                                  Составитель:

                                                                        Черменёва Галина Георгиевна      

                                                          учитель математики

г. Югорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология глазами детей

выступление экологической агитбригады "Эколята" с проблемами экологического равновесия в природе....

школьная конференция "Экология глазами детей"

Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...

Учебный элективный предмет "Экология глазами химика"

Элективный учебный предмет предназначен для работы с обучающимися 9-11 классов. Представлен полностью разработанный курс с материалами к каждому занятию....

Детские книги глазами математика. Задачи по математике 5 класс

Внеклассная работа по математике 5 класс.Материал представляет собой презентацию, в которую включены задачи по математике, встречающиеся в известных литературных произведениях детских авторов, и решен...

Интегрированный курс для 8 класса «Исторические события глазами математиков»

Математика и история – две  неразрывные области науки.Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составля...

интегрированный урок в 11 классе (экология и математика) "Законы и правила экологии. Решение задач".

План урока построен с учётом метапредмедного подхода: учитывались знания учащихся по экологии и математике. Девиз урока :" Математика - это язык, на котором написана книга природы". Дети, как исследов...

Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры

Я выбрала урок в игровой форме, так как нестандартные уроки, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению.  Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности,...