Дуют ветры в феврале.
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

Зейц Алёна Альбертовна

Сезонные изменения в феврале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duyut_vetry_v_fevrale..doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в 5 классе.

Тема: Дуют ветры в феврале.

Цель:

Упорядочить знания детей о месяце феврале, изменениях в живой и не живой природе.

Задачи:

  1. Познакомить с народным календарём на февраль.
  2. Воспитывать  познавательный интерес к занятию.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Загадка:

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.  Ну, так что за месяц это?

                                  (Февраль)

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Речевая разминка.

В бело – синем феврале

Мчится вьюга на метле,

Но возьмёт её тоска,

И на солнышке бока

Эта вьюга греет,

А февраль добреет.

4. Рассказ о феврале.

         Февраль – последний месяц зимы. По календарю он самый короткий месяц в году, финал зимы.  Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. А в безветрие всё засыпано инеем.  В старину февраль называли снеговеем. Крепкие морозы  в феврале бывают только по ночам.

     В феврале день становится длиннее, почти на два часа прибавляется.  Начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а  с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

                              Оттепель.

                  Ветры с юга прилетели,

                  Принесли с собой тепло,

                  И сугробы  враз  осели,

                  В полдень с крыши потекло.

     В феврале, когда солнышко начинает пригревать, оживают лесные обитатели – птицы, звери.  Бойкие синицы взлетают на самые верхушки деревьев и затягивают весёлую песенку. Оживляются воробьи и галки. Воробьи собираются в стайки, садятся на кусты. Изгороди, громко и радостно чирикают. Начинаются игры у зайцев, у лисиц, дерутся между собой волки. Только медведь всё ещё спит в своей тёплой берлоге.

     Птицы продолжают кормиться возле человеческого жилья.  Не забывайте подкармливать птиц в кормушках, это поможет выжить им в суровые февральские дни.

5. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» детьми.

Покормите птиц зимой.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна всего нужна,

Пусть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Когда наступает оттепель, снег делается липким, из него можно строить снежные крепости, лепить снеговиков.

6. Чтение стихотворения «Снеговик» детьми.

             Снеговик.

     Мы с подругой Катей

     Ком  большущий  катим.

     Из пушистого комка

     Слепим мы снеговика.

     В белой шубке  меховой,

     С угольками вместо глаз,

     Улыбаясь, как  живой,

     Снеговик глядит на нас.

     Мы дадим ему метёлку,

     Слепим пышный воротник,

     Пусть по улицам посёлка

     Ходит дворник – снеговик.

7. Физминутка.

8. Народное метеобюро.

  1. В феврале зима с весной встречается впервой.
  2. В феврале сильные морозы – короткая зима.
  3. Начало февраля погожее – и весну жди раннюю и пригожую.
  4. Февральский снег весною пахнет.
  5. Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.

9. Народный календарь.

     В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.  Хозяйки пекут вкусные и румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком.

     Солнышко – вёдрышко,

     Из – за  гор – горы!

     Выгляни, солнышко,

     До вешней поры.

Такой песенкой в старину дети звали весеннее солнышко.

10. Угадай – ка.

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.   (Вьюга)

          У нас под крышей белый гвоздь висит,

          Солнце взойдёт, гвоздь упадёт.   (Сосулька)

Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.   (Снег)

         Бегут по дорожке доски да ножки.  (Лыжи)

         

Кто зимой в трубе гудит?  (Ветер)

         Старик у ворот тепло уволок,

         Сам не стоит и нам не велит.   (Мороз)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?  (Солнце)

         Что на сковородку наливают,

         Да вчетверо сгибают?  (Блины)

11. Почитай – ка.

Дети по очереди читают на слайдах стихи.

        О чём поёт снег.

Снег искрится, кружит, метёт,

Тихим голосом песню поёт.

Укрывает поля одеялом:

- спи, земля, ты, наверное, устала –

Щедрым осенью был урожай!

Спи теперь до весны, отдыхай.

                                 С. Пшеничных.

         Между двух берёз.

Голубое озеро затянуло льдом,

Окна заморозило, побелило дом.

Опустел скворечник, и безмолвен сад.

Сливы и черешни в инее стоят.

Только у кормушки между двух берёз

Шустрые пичужки вьются и в мороз.

                                    Г. Ладонщиков.

    И летом и зимою.

Как будто вьюга белая

Берёзку замела;

И летом и зимою

Она белым – бела,

Лишь чёрные подпалинки,

Как на снегу проталинки.

                                  С. Пшеничных.

     Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся коньки,

Режут лёд снегурки.

                       С. Погореловский.

12. Вопросы к детям.

  1. Почему февраль называют  «снеговеем»?
  2. Что такое оттепель?
  3. Расскажите, что делают лесные обитатели в феврале.
  4. Какой праздник отмечают в конце февраля?
  5. Какие народные приметы вы запомнили?

13. Итог занятия.

14. Анализ деятельности детей.

                            Использованная литература.

  1. Арстанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками.    Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме   «Зима». М.: «Скрипторий», 2009.
  3. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? М.: Гном и Д, 2000.