Экскурсия к старице реки Кондома, расположенной у Катунских утесов
статья по экологии по теме
Экскурсия
к старице реки Кондома, расположенной у Катунских утесов
В современном образовании важную роль играют экскурсии, проводимые на базе экологических лагерей. Катунские утесы расположены на правом берегу реки Кондома, между поселками Осман и Подкатунь в Горной Шории. На нижней надпойменной террасе находиться лагерь, еще ниже располагается старица реки Кондома.
Целью экскурсии является изучение водного биоценоза старицы Катунских утесов.
Задачи:
1. раскрыть общие закономерности водного биоценоза,
2. показать специфику водного биоценоза, выявить черты приспособленности растений и животных к водной среде обитания и воздействие на них антропогенных факторов,
3. способствовать развитию интереса к родной природе и бережному отношению к ней,
4. расширить экологические знания обучающихся.
Начало маршрута:Спуск к пойме реки Кондома до старицы. Продолжительность экскурсии 2 часа. Данную экскурсию лучше проводить летом.
Оборудование для экскурсии:пластмассовый лоток, два водных сачка (марлевый и капроновый), пинцет, две стеклянных банки с крышками, термометр, длинная веревка, размеченная узлами на метры и полуметры, с грузом на конце, палка с крючком, лопатка и нож, лупа, определители по ботанике и зоологии.
Экскурсия рассчитана на учеников 8 классов.
Экскурсия включает в себя 4 этапа:
1. Изучение особенностей водной среды старицы реки Кондома у подножия Катунских утесов. Школьники устанавливают, что река Кондома находятся на одном уровне со старицей, но отмечают, что старица не соединяется протокой с рекой, а подпитывается подземными источниками. В связи с этим вода отличается цветом, мутностью, температурой и отсутствием течения. Исследуя грунт вдоль берега на разных участках дна, учащиеся определяют его механический состав, плотность, рельеф, и устанавливают, что грунт дна старицы одинаков с грунтом дна реки. Эти особенности определяют уникальность биоценоза старицы.
2. Изучение особенностей строения растительного и животного организма в связи с жизнью в водной среде и влиянием «антропогенного пресса». Изучаются растения гетерофиллы, растущие вдоль береговой линии (стрелолист обыкновенный, камыш озерный, лютик едкий, хвощ болотный и др.), гомофиллы, растущие на дне (горец земноводный, рдест плавающий, роголистник темно-зеленый), и свободно плавающие (спирогира, ряска малая).При подходе к водоему рассматриваются стрекозы: стрелка голубая, коромысло большое; поденки обыкновенные, водомерки большие, гладыши, плавунцы, прудовики большие, ложноконские пиявки, зеленые жабы (только в весенний период массовой миграции для размножения), ужи обыкновенные. В воде обитаеткарась обыкновенный, который во время весенних наводнений может попасть в старицу из реки.
3. Изучение приспособленности к жизни в водной среде и к воздействию «антропогенного пресса». Установлено, что при недостатке солнечного света и воздуха у растений наблюдаются ускоренный рост, рассечение листовых пластинок подводных листьев для увеличения фотосинтезирующей поверхности. При наблюдении видно, что устьица находятся на верхней стороне плавающих листьев, корень растений служит отвесом или якорем, прикрепляющий побег ко дну. При наводнениях вымывается много организмов и вносится очень много техногенного материала (Тетро-Пак, пластиковые бутылки, пенопласт и др.) и органического материала, что в свою очередь изменяет рН и мутность воды. Учащиеся делают вывод, что биогеоценоз старицы — сложная и саморегулирующаяся система, но под воздействием человека легко подвержена разрушению.
4. Вывод: старица — уникальный и хрупкий водный биоценоз.
Экскурсия доставляет радость от общения с природой, у учащихся формируется осознание, что природа и человек - единое целое, и неповторимое наследие не только для нас, но и наших детей.
Разработку экскурсии составил и апробировал
Я.В. Гуменников, учитель биологии МОУ «Лицей №36»
города Осинники Кемеровской области

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости"
Мастер-класс: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости", по УМК Е.В.Потоскуев, Л.И.Звавич....

Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение двух ркружностей.
Конспект и презентация к уроку по теме "Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение двух окружностей". Урок в 6 классе по учебнику "Математика - 6" под ред. Г.В. Дорофеев, И...
«Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес».
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.Предполагаемые результаты:Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобр...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...

Методическая разработка урока « Стереометрия. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости»
Методическая разработка урока по геометрии для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучи...

Исследовательская работа на тему: "Исследование качественного состава воды в реке Старица Села Чернокурья Карасукского района и возможностей использования её в быту"
Вода - ценнейший природный ресурс, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Для многих живых организмов о...