Экологическая конференция "Земля - наш общий дом"
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему

Черепанова Лариса Николаевна

Как выжить человечеству на Земле? Вода начало всех начал. Дайте глоток чистого воздуха. Мудрые хозяева нашей планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Департамент экономического развития Белгородской области

                      ГОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна»

 

Экологическая конференция:

«Земля – наш общий дом»

Выполнила:  Л.Н.Черепанова –

преподаватель химии и биологии

                                                                                       

2011


Тема: «Земля – наш общий дом»  

Эпиграф: «Как яблоко на блюде земля у нас одна,

                     Не торопитесь люди, все выгрести до дна.

                     Не мудрено добраться до скрытых тайников.

                     Разграбить все богатства у будущих веков»

                                                                                  М. Дудин

Цель: воспитывать у  учащихся  любовь к Родине,  умение   сохранять богатство Земли для будущих поколении;  помочь  обосновать известные им факты об экологическом пизда состоянии планеты Земля, делать самостоятельные  выводы  по этому материалу;  воспитывать  понимание того, что Земля - наш  общий дом и его нужно содержать в идеальной чистоте; привлекать учащихся к работе в различных экологических мероприятиях и акциях.

Оборудование: мультимедийный  проектор,  презентационнй материал, физическая   карта мира.

Ход урока

I.   Звучит музыка:  «Как прекрасен этот мир».  На фоне музыки мы видим  картины, отражающие красоту природы.  

II.    Вступительное слово преподавателя.

 Преподаватель:  Понятие «экологические проблемы» стало обыденным в нашей жизни.  О них можно  услышать по  радио или в  телепередачах, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах.   И это не случайно! С развитием цивилизации влияние людей на природу стало более мощным и к началу 21 века приобрело планетарный характер. Природа сама уже не в силах заживить нанесенные ей  раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало повседневным.  Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные промышленными отходами реки, исчезновения лесов, загрязнения воздуха. Положение, которое сложилось на Земле, ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важного задания, чем поиск путей выхода из нее. Одни предлагают увеличить количество заповедников. Другие — запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрытия промышленных предприятий, которые загрязняют природу. К сожалению, не все так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, которые загрязняют атмосферу и водоемы, и отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. А это значит, что остановятся практически все промышленные предприятия, электростанции, транспорт. Все города  и села окунутся во тьму и холод.  Останется без средств механизации,  минеральных удобрений, средств защиты растений сельское хозяйство. И наступит хаос, голод, бедность. Отсюда  выплывает неутешительный вывод: невозможно   сделать   заповедником всю планету. Следует искать компромиссные  решения. Как выжить человечеству на планете Земля? И сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос экологического состояния нашей планеты и местности, в которой мы проживаем. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу Землю для детей и внуков.

1-й чтец:  «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.

                 Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей  внутри себя».

                                                                                                                                                   (Е. Евтушенко)

1-й ведущий: Утро 12 апреля 1961 года.  В этот день весь мир узнал Ю.А. Гагарина, услышал его слова: «Маленькая голубая  планета». Оказалось, что нашу планету можно облететь всего за 108 минут! И те леса, которые с поверхности Земли казались бесконечными, можно просто окинуть взглядом, можно обозреть необозримые океаны, пересчитать зверей в лесу и запасы рыбы в реках, заглянуть в недра Земли и рассчитать запасы полезных ископаемых.  Он увидел,  что континенты расположены совсем недалеко друг от друга,  и все люди, живущие на нашей планете, кажутся сверху, из космоса, всего лишь пассажирами одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану  Вселенной и, несмотря на разный цвет кожи и различное политическое устройство их государств, у всех  людей одни и те же проблемы: они хотят быть здоровыми, долго жить, растить детей. Для этого нужен мир, нужно ясное солнце над головой, чистая вода, свежий воздух, голубое небо! И  поэтому, сегодня природа нуждается не в покорении, а в глубоком познании её законов.  Начиная с 60-х годов XX столетия, человечество всё больше склоняется к этой мысли, всё больше волнуют людей проблемы экологии.

2-й чтец:          Голубая планета серьёзно больна.

                           Завтра может прийти мировая война

                           Она просит, чтоб выжить, мы ей помогли.

                            Стонет наша Земля, наша общая мать

                        Как не хочется ей молодой умирать

                             Люди, бейте в набат!

                             Мир, вставай, не молчи!

                             Мы спасём её, все мы сегодня врачи!

 2-й ведущий: За последние десятилетия облик Земли сильно изменился.  Вместо буйных саванн с высокими  травами  образовались убогие пустыни. Под землей на месте выкачанной нефти, выбранного угля,  господствуют пустоты, в которых  живут бактерии. Все чаще в нашем обиходе встречаются  такие выражения как кислотные дожди, глобальное потепление, озоновые дыры. По-видимому, начинают сбываться грустные пророчества Жана Батиста Ламарка о том, что человек сам уничтожит себя, разрушит условия, в которых  живет. Каждому из нас  известно высказывание: «Человек - царь природы». Но насколько это высказывание правдиво и на самом ли деле человек обладатель природы? А может, он непослушный ребенок, который впитал в себя добро и зло? Потому что, с одной стороны, оберегает природу, а с другой, - безжалостно уничтожает ее.

3-й ведущий: Неимоверно растёт население Земли, достигшее уже 7 млрд. Каждому человеку требуется пища, одежда, крыша над головой. В это же время ресурса планеты не умножаются, а иссякают. Выбывают из оборота плодородные почвы - единственный источник всей земной жизни. Катастрофически быстро загрязняются воды и воздух. С каждым годом увеличивается площадь пустынь и уменьшается площадь лесов, дающих земле кислород, иссякают пригодные для питья воды. Повсюду дают о себе знать химические загрязнения. Вырастают горы отбросов, в том числе очень опасных для здоровья человека и всей земной жизни. Истощаются невозобновимые ресурсы планеты. Уже сейчас очень актуальным стал вопрос для человечества: «Мы живём или выживаем?»

1-й чтец:

                Как это страшно - умирание рода,

                Всех     поголовно, всех до одного.

                Когда опустошённая природа,

                Уже не в силах сделать ничего.

                И ползёт проказа запустенья,

                И пересохнут ниточки воды,

                И птицы вымрут, и падут растенья,

                И зверь не обойдёт беды.

                И сколько тут корысти не ищи ты,            

                   Какой ты отговоркой не владей,

                   Земля защиты требует! Защиты!

                    Она спасенья просит у людей.

 Вода начало всех начал.

 4-й ведущий: Вода - самое распространенное и в то же время самое необычное вещество на Земле. Она заполняет моря, озера, реки,  выпадает на землю  в виде дождей, ложится на нее снежным покрывалом. Без нее немыслимо существование не только человека, но и всего живого. Если разделить воду на всех жителей  нашей планеты, то на долю каждого  пришлось бы 280 миллиардов литров.  С развитием человечества вода приобретала большое значение. Сначала она несла на себе первые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе громадные корабли. Около 5 тысяч лет назад  благодаря воде в пустынях начали возникать древние цивилизации. Причина такого расцвета - могучие реки, которые разливались и даровали людям воду, плодородную почву. Вода делала чудеса.    

 1-й ведущий:  Давайте обратимся к карте. Фактически, все столицы государств, а также большие города, расположены или на побережье моря и  океана, или  на берегу  реки или озера. Вот посмотрите: Москва - на Москва-реке, Киев -  на Днепре, Париж - на Сене, Лондон -  на Темзе,  И это неслучайно, потому что вода нужна  не только для жизни человека и его   бытовых потребностей, но и как естественная защита от нападения врагов. Построив город, люди окружали его рвами, которые заполняли водой. В настоящее время широкое применение моющих средств в быту, влечет увеличение ядовитых веществ в воде. Погибают мелкие планктонные организмы, такие, как водоросли, дафнии, рачки, гибнет рыба. Моющие средства практически не уничтожаются очистительными сооружениями, поэтому попадают в водоемы, оттуда - в водопроводную воду, далее по цепочке питания они поступают к растительноядным животным, потом - к хищникам.

2-й ведущий:    

Когда - то давно в воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли посёлки, города, задымили трубы заводов, и люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! Всё это так. Но вся беда в том, что вода распространена на нашей планете крайне неравномерно - где-то густо, а где - пусто. Годами не выпадает ни капли осадков в пустынях Африки, Америки, Монголии. А  мы привыкли, что повернув кран, всегда можем получить любое количество холодной и горячей воды. Огромное количество воды требуется для промышленных целей. А сколько воды необходимо для выращивания с/х культур.

3-й ведущий: Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь около 2%, причём  большая ее часть приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой. Всё чаще и чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевом голоде.

Гонконг получает питьевую воду из Китая по трубопроводу. На привозной воде существует целое государство Алжир! Нехватка чистой воды ощущается в Югославии и Греции, где она ценится выше вина! По сообщениям печати, Германия, Голландия, Дания планирует закупку чистой воды из Швеции. Предполагается, что вода будет поступать в эти страны по трубопроводу. Разрабатывается проект переброски питьевой воды из Аляски в Канаду, США, Мексику.  В засушливых районах воды не хватает так же, как и хлеба. Люди носят её в бидонах, тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80% заболеваний в этих районах связано с недоброкачественной водой. По словам немецких учёных, Рейн являет собой насыщенный раствор дёгтя! Вода этой реки содержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ.

Сток в реку Северный Потомак достиг таких размеров, что там запрещено не только купаться, но и пользоваться алюминиевыми и деревянными ложками - их разъедает кислота!

4-й ведущий: В настоящее время резко возросла загрязнённость морских пространств нефтепродуктами. Оценивая последствия, специалисты применяют термин «Экологическая катастрофа».  Океан оставался чистым и пустым ещё в середине XX века. Вот каким увидела Тихий океан в 1947г. экспедиция известного норвежского учёного - путешественника Тура Хейердала во времена плавания: «Когда мы, наконец, выбрались на голубые океанские просторы, где под южным солнцем величественно перекатывались огромные валы, чуть сморщенные мелкой рябью, можно было наблюдать целые стаи сверкающих в воздухе летающих рыб; они летели по прямой линии, пока не оказывался израсходованным запас скорости, после чего снова исчезали в воде... Что касается нашей экспедиции, то не проходило дня, чтобы нас не навестили любопытные гости,- они так и сновали вокруг, а некоторые из них, как макрели и лоцманы, настолько освоились с нами, что сопровождали плот через весь океан, не отставая ни на шаг, ни днём, ни ночью ... Не только киты проплывали под нашим плотом. Стоило приподнять циновки, на которых мы спали, и в щелях между  брёвнами можно было видеть хрустально чистую голубую воду. Глаз примечал то грудной, то хвостовой плавник, промелькнувший мимо, а то и целую рыбу... Сине-синее море простиралось вокруг нас, такое же синее, как небо над нами; встречаясь на горизонте, они сливались в одну сплошную синеву. Порой нам казалось, что мы свободно парим в воздухе, а кругом - опустевший мир без единого ориентира, если не считать яркое, жгучее тропическое солнце». А вот каким океан стал спустя два десятилетия. Экипаж парусной лодки «РА» под руководством того же учёного – Тура Хейердала, в 1969 году был буквально потрясён, увидев до какой степени загрязнён океан. Они обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно удручающее впечатление производил мазут. В районе Африки, посреди океана, у Вест - Индских островов, открытый океан напоминал акваторию крупного порта. До самого горизонта на поверхности моря плавали чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину. Годом позже, следуя примерно тем же маршрутом на «РА-2», путешественники проводили ежедневные наблюдения; в течение 43 дней они вылавливали сетью комки мазута. Ю. А. Сенкевич, советский врач, член экипажа «РА-2» вспоминает, с каким удивлением путешественники разглядывали появившееся с правого борта лодки странное сооружение с высоченной башней: «Опять гадали, что за чудеса, и сошлись на том, что это, очевидно, бурильная платформа нефтяников ... без единого человека. Нам часто вспоминалась эта башня, как некий символ, увы, довольно зловещий. Цивилизованное человечество и посреди океана давало знать о себе». Делясь своими впечатлениями, Ю.А. Сенкевич с горечью говорит, что «порой противно было утром чистить зубы, столько грязи плавало у кормы. Ну, ладно пустые бутылки, пластиковые мешки - их как после воскресенья на дачной полянке, - но битум! Но мазут! Куски темно - бурого цвета, величиной с кулак, а иногда крупнее, некоторые обросли ракушками и усеяны малюсками, другие совершенно свеженькие - и это в центре Атлантики, а она довольно большая!...»

1-й чтец:

    Океан седой    гремит   набатно.

    Он таит свободу в глубине,

    Чёрные раскачивая пятна  

     На крутой, разгневанной волне.

     Стали люди сильными, как боги,

     И судьба Земли у них в руках,

     Но темнеют страшные ожоги

     У  Земного шара на боках.

     Мы давно освоили планету.

     Широко шагает новый век.

      На Земле уже белых пятен нету Чёрные сотрешь ли, человек?

1-й ведущий: В воду попадают излишки удобрений с полей, что имеет далеко идущее отрицательные последствия. Изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли в озёрах и водохранилищах, нарушается биологический круговорот веществ. Проникая в подземные слои Земли, азотистые соединения делают не пригодной для питья колодезную воду.  Основной водной артерией нашего города является река Оскол. Но кроме того, сколько ещё у нас рек, водохранилищ! Представляете, как было бы прекрасно, если бы все они были чистыми! Но периодически загрязняется Оскол и Осколец. Несколько лет подряд речки были закрыты для купания  из - за загрязнения их сточными водами.

 

2-й ведущий: Где же выход?  Учёные предлагают:

  1. Создавать безотходные производства с замкнутым циклом; исключающим сброс воды в реки;
  2. На всех предприятиях строить эффективные очистные сооружения;
  3. Экономично расходовать воду.

 Во многих странах мира на предприятиях и в квартирах стоят счётчики воды. У нас их тоже начали устанавливать.   Вспомните, как часто у нас дома бесполезно льётся вода! Всегда ли мы закрываем кран? Целые реки такой дорогой для государства и такой дешёвой для нас воды уходят в канализацию. Специалисты подсчитали, что подачу воды можно было бы сократить на 21%, если бы люди были просто-напросто экономнее.

 Дайте глоток чистого воздуха!  

3-й ведущий. Мусор окружает нас повсюду. Им завалены обочины автомобильных и железных дорог. Его мы видим в лесу и в поле. По дороге в школу и на работу,  или просто гуляя на улице,  мы натыкаемся на полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, консервные банки и другой бытовой мусор. Он  создает проблему для людей, которые проходят мимо. Есть люди, которые с безразличным видом проходят  мимо свалок  и думают, что это их не касается. Но они глубоко ошибаются, потому что из воздуха ядовитые вещества попадают к вам в дом, оседают на продуктах питания, коже. Некоторые из них замечательно растворяются кожным салом и через кожные покровы просачиваются в кровь, наконец, они просто могут попасть в наш организм через легкие. Дым после сжигания мусора разносится ветром, просачивается в грунтовые воды, и дальше этот ядовитый раствор идет к водоносным горизонтам. Сжигать мусор недопустимо.

4-й ведущий:  Этим мы создаем угрозу для своей жизни и жизни других людей. На   свалки   попадают самые разнообразные металлы:  железо, медь, свинец, алюминий. Некоторые из них сами по себе опасные для здоровья людей и других существ. Далеко не все знают, что большую опасность представляют собой разные элементы питания, или просто батарейки, как мы  привыкли их называть. Эти привлекательные на вид штучки содержат в себе тяжелые металлы, от которых человек может умереть. Опасность для нашего здоровья представляют просроченные медикаменты, остатки ядохимикатов, лаков. С ними следует  вести себя осторожно, потому что они содержат опасные яды: ртуть, кадмий, свинец, ацетон и другие. Все мы любим рассматривать  красиво иллюстрированные глянцевые журналы.  Если вы просто полистаете страницы журнала -  у вас  не будет никаких проблем, но если  вы завернете в него пищевые продукты -  то ядовитый металл кадмий  попадет в ваш организм.

 Изучая проблему загрязнения, мы пришли к выводу:

  1. мусор должен попадать туда, где он будет меньше приносить вред людям и природе;
  2. свалка не должно быть дикой, а специально оборудованной, огражденной, потому что если мы безответственно будем относиться к среде обитания, то наши потомки просто не доживут до тех дней, когда смогут что-то делать самостоятельно;

-  мусор в любом случае нельзя сжигать.

1-й ведущий: Рассказывает американский учёный Баттон: «3 декабря 1952 года в Лондоне стоял прекрасный день. В небе виднелись пушистые облака, ветер с Северного моря принёс прохладный, свежий воздух, люди вдыхали его, наслаждались и радовались превосходной погодой. 4 декабря сила ветра уменьшилась, облака закрыли всё небо, в воздухе почувствовался запах дыма. Из многих тысяч труб тихо поднимались вверх несгоревшие остатки угля - горючие газы, копоть, зола. Крупные частицы сажи падали на улице, сыпались на одежду прохожих, а более мелкие продолжали парить в воздухе».

2-й ведущий: «5 декабря ветер окончательно стих, на город пал туман, он ухудшил видимость, затруднил движение транспорта. Запах дыма усиливался с каждым часом. Уже в 10 мин. Ничего не было видно, пешеходы брели по тротуарам на ощупь, как слепые, автомашины включили дальний свет. Город погрузился в смог! У людей болели и слезились глаза, старики и люди с больными лёгкими сердцем тяжко страдали, не хватало кислорода, люди задыхались. Больницы были переполнены. 4 тыс. человеческих жизней унёс в те дни лондонский смог!»

4-й ведущий: К сожалению, смог - частый гость и других крупных городов мира.

     Проблема чистоты воздуха - это международная проблема! Копоть Гурских металлургических заводов осаждается в норвежских фондах, а сернистый газ Бирмингема «сжигает» хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с этим новый термин - «экологическая агрессия».

3-й ведущий: Сернистый газ во влажном воздухе образует серную кислоту. Выпадая с дождём, она разъедает не только лёгкие человека, но и металлы, краски и даже камень. Совсем недавно в Италии скульптурное изображение четвёрке коней, украшавшее площадь Св.Марка, пришлось заменить копией. Серная кислота разъедает камень скульптур, простоявших века! ТЭЦ средней мощности выбрасывает в сутки около 400 т золы и 120 т сернистого газа. Наиболее подвержены действию вредных газов хвойные деревья - сосна, ель, пихта, лиственница. Продолжительность жизни деревьев в городах сокращена по сравнению с теми, которые произрастают в естественных условиях. Так, липа мелколиственная в парках живёт 125-150 лет, на улице - 50-80 лет, а в естественных условиях - 300-400 лет!

Ведущие хором: Где же выход?

4-й ведущий: В 1980 году в нашей стране принят закон «Об охране атмосферного воздуха». В городах планируется дальнейшее зелёных поясов. Сделано много, но предстоит сделать ещё больше. Слово за нами, дорогие друзья!

Преподаватель: Дорогие ребята, уважаемые гости!  Хочется верить, что  сегодня ваши сердца наполнились уважением к природе, вы смогли убедиться, что неуважительное отношение к ней может привести к непоправимым последствиям. Я думаю, что ваши выводы помогут вам, вашим детям и всем – всем поколениям продолжить начинания сегоднешнего урока. И если каждый житель планеты выполнит хоть маленькую частицу ваших пожеланий, то мы действительно успеем спасти нашу Землю.

          Ведь  мы на своей планете — не временные обитатели, а мудрые хозяева.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Экологический вечер "Земля - наш общий дом"

Вечер можно провести в рамках месячника по экологии, с целью привлечения  внимания учащихся к экологическим проблемам и тем последствиям, к которым они могут привести....

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ

Программа   ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к ...