Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений
творческая работа учащихся по экологии (10 класс) по теме

Пересыпкина Анна Евгеньевна

Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений.
Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108».
Предмет исследования: экологическое состояние школьных кабинетов.
Цель исследования: изучить санитарно-гигиенические условия в школе как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.
Задачи исследования:
- изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к школьной среде, как среде обитания учащихся;
- оценить состояние среды школьных кабинетов и её возможное влияние на здоровье учащихся;
- предложить меры по созданию экологически безопасной для учащихся школьной среды.
Методы исследования:
• анализ литературы и санитарно-гигиенической документации по проблеме;
• исследовательские методы (тестирование, опрос, беседа, визуальное обследование, метод измерений, статистическая обработка данных).
Место исследования: Челябинская область, г. Трехгорный, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108».
Время исследования: 2011-2012 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений.

Автор:_ Киселева Анастасия Валерьевна 

год рождения_29.11.1995_, класс_10_,

Гришакова Татьяна Дмитриевна, 

год рождения 22.08.1996, класс 10

Руководитель: Кудашева Анна Евгеньевна

образовательное учреждение_МБОУ «СОШ № 108»

Трехгорный, 2012


                                                                     Введение       Охрана и укрепления здоровья – важнейшего из жизненного приоритетов- является одним из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья школьников. Снижение уровня здоровья сказывается на успешности обучения школьников и в конечном итоге на успешности реализации всех государственных программ развития нашей страны.

     Анализируя сведения о состоянии здоровья учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108, нами установлено, что ими было пропущено по причине хронических и острых заболеваний в среднем около недели учебных занятий.

    Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть  своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако решить проблему невозможно без участия самих учащихся. Школьники должны проанализировать и изменить к лучшему свой образ жизни, стать активными участниками решения  проблем состояния окружающей среды. Поэтому исследование школьной среды с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды  для школьников в настоящее время являются актуальными.

    Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной  школы № 108».

    Предмет исследования: экологическое состояние школьных кабинетов.

    Цель исследования: изучить санитарно-гигиенические условия в школе как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье  учащихся.

   Задачи исследования:        

- изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к школьной среде, как среде обитания учащихся;

- оценить состояние среды школьных кабинетов и её возможное влияние на здоровье учащихся;

- предложить меры по созданию экологически  безопасной для учащихся школьной среды.

Методы исследования:

  1. анализ литературы и санитарно-гигиенической документации по проблеме;
  2. исследовательские методы (тестирование, опрос, беседа, визуальное обследование, метод измерений, статистическая обработка данных).

Место исследования: Челябинская область, г. Трехгорный, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108».

Время исследования: 2011-2012 учебный год.

                                                      Общий обзор вопроса

      Современная экологическая обстановка, прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул необходимость точных исследований влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В 1921г. в науку введен термин «экология человека» американскими учеными Р.Парком и Э. Бэрджесом. Однако как научное направление оно сформировалось в 80-е годы. Главным понятием экологии человека является здоровье.

      В настоящее время существует более 60 определений «здоровья» и не одно не может раскрыть его в полном объёме. Одно из первых научных определений  было дано в 1940 году ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков» [1]. 

    По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень здоровья зависит от  четырех групп факторов. Воздействия наследственных факторов играют огромную роль в периодах детства, а затем к 12- 15 годам ослабевают. Внешние факторы (физические, химические, биологические, психические, социальные) способны оказать существенное влияние на каждом этапе развития человека. Медицина в основном сориентирована на лечение уже выявленных болезней. Осмысливая эти факты, напрашивается вывод: наилучший выход из этой ситуации – каждому человеку взять ответственность за своё здоровье в свои руки. Для этого необходимо пересмотреть свой образ жизни и отношение к  проблемам экологии.

     Следует различать здоровье человека и здоровье человеческой популяции. Нас интересует здоровье школьника. Каждый третий российский школьник живёт в городе и ощущает воздействие городской среды. Для подрастающего поколения, большую часть времени проводящего за школьной партой, важно качество еще одной среды – школьной.

     С гигиенических позиций нормируются все стороны школьной жизни, начиная от планировки учебного учреждения или размещения его в населенном пункте и кончая шрифтом школьных учебников. Только строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм школьника, предотвращать негативные последствия.

   Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в детских учреждениях имеет предупредительный и текущий санитарный надзор. Однако, к сожалению, этот надзор не всегда достаточно эффективен, поэтому важно, чтобы педагоги,  администрация школ и сами учащиеся ясно представляли себе смысл и значение требований к среде, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и старались, насколько возможно, оптимизировать ее параметры.

      В настоящее время проектирование, строительство, реконструкция и деятельность  общеобразовательных учреждений должны проводится в соответствии с СанПиН 2.4.2.№-178-02 [3].                                                                                  

   По этим нормам оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. При этом наполняемость каждого класса - не более 25 человек.

Площадь классной комнаты и учебных кабинетов должна быть не менее 60 кв. м, тогда на одного ребенка будет приходиться около 2,5 кв. м площади при высоте помещения в 3,5 м. Снижение высоты учебных помещений требует увеличения площади на одного учащегося.

Наиболее распространенной формой учебных помещений является прямоугольная с размещением окон по одной из длинных сторон. Это обеспечивает нужную левостороннюю направленность света. Благоприятные условия видимости на классной доске создаются при расстоянии от нее до первой парты не менее 2,4м. При меньшем расстоянии дети, сидящие за крайними партами, видят доску под слишком острым углом, что создает неблагоприятные условия для деятельности зрительного анализатора. Кроме того, развиваются привычный наклон туловища, поворот головы; нарушается осанка (поэтому детей, сидящих за крайними в ряду партами, в целях профилактики нарушений осанки следует пересаживать, меняя местами, не реже 2 раз в год).

    Оптимальное освещение классной комнаты имеет важное значение не только для профилактики зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, но и для нормализации функций всего организма, что предупреждает перенапряжение нервной системы, сохраняет работоспособность и активное состояние учащихся. Прежде всего, это относится к уровню естественного освещения.

Солнечный свет обладает выраженным биологическим действием на организм, особенно детский, способствует росту и развитию, оказывает положительное психологическое влияние, укрепляет иммунитет. В то же время резкий солнечный  свет неблагоприятно сказываются на функциональном состоянии учащихся, что снижает эффективность уроков. Такие неблагоприятные условия создаются при неправильной ориентации окон по сторонам света,  при отсутствии солнцезащитных приспособлений для устранения прямой и отраженной блескости, высоких яркостей в поле зрения и перегрева помещения (жалюзи, светлые шторы, металлизированная пленка).

Благоприятными считаются восточная, юго-восточная и юго-западная ориентации, которые обеспечивают максимальное проникновение солнечных лучей в помещение зимой и
умеренную инсоляцию в весенне-летние месяцы. В связи с большими колебаниями уровня естественного освещения в течение дня и года для его нормирования применяются не абсолютные, а относительные показатели. Один из них - световой коэффициент (СК).

    Отношение площади застекленной части окон к площади помещения (световой коэффициент) должно составлять в классе 1:4 - 1:5. При этом, конечно, необходимо поддерживать чистоту оконных стекол, так как запыленные стекла могут задерживать до 30-40% света. Нельзя расставлять на подоконниках цветы, высота которых (вместе с вазоном) превышает 25 -30 см. Рекомендуется размещать их в подвесных кашпо в простенках окон или устраивать переносные цветочницы, высота которых должна быть ограничена (65-70 см от пола). Шкафы и оборудование следует устанавливать у задней стены помещения. Зеленые насаждения не должны затенять окна, поэтому не следует сажать деревья ближе 15 м, а кустарник - ближе 5 м от здания школы [3].

Комфортность освещения достигается также определенным соотношением яркостей различных поверхностей, отсутствием блескости рабочих поверхностей которые находятся в поле зрения ученика. Поэтому стены и покрытия парт должны быть матовыми, а  окраска поверхностей интерьера,  должна обеспечивать высокие коэффициенты отражения.

Окраска помещения, мебели и рабочего оборудования в светлые тона при одной и той же мощности источников света значительно повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на состояние детей. Наиболее благоприятной для зрительной работоспособности  школьников являются «теплые» и светлые тона: бледно-розовый, светло-желтый, бежевый, светло- зеленый, голубой. На таком фоне уместны зеленоватые тона школьной доски, а для парт, столов цвета натурального дерева.

     Чтобы поддерживать необходимый уровень освещенности в осенне-зимний период приходится с помощью искусственного освещения. Система искусственного освещения должна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещения класса в соответствии с современными требованиями.

    Предпочтительнее использовать люминесцентные лампы, свет которых по своему спектральному составу близок к естественному, а технические характеристики лучше, чем у ламп накаливания. Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания, так как они имеют разную природу свечения и окраску светового потока.

Все светильники должны быть оборудованы бесшумными пускорегулирующими устройствами. Для того чтобы освещение было равномерным, рекомендуется светильники с люминесцентными лампами располагать параллельно линии окон на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5м от внутренней. Классная доска должна быть оборудована дополнительными софитами.

     Большое влияние на жизнедеятельность организма оказывает микроклимат помещения, под которым понимают совокупность физико-химических и биологически свойств воздушной среды.

    Микроклимат помещения и его формирование зависят от многих причин: свойств стройматериалов, особенностей планировки помещений, климатических условий местности, режимов работы вентиляции, отопления и т.п. На его формирование  влияют воздухопроницаемость и гигроскопичность стройматериалов - чем она выше, тем существеннее снижается температура воздуха. В непроветриваемых помещениях, где находятся люди, повышаются температура и влажность воздуха, изменяется его химический состав.

     Установлено,  что в воздухе жилых помещений иногда присутствует одновременно более 100 примесей, таких как эфиры, спирты и другие органические соединения, а также аэрозоли, содержащие свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром и другие металлы. Можно выделить три группы загрязнителей:

- вещества, поступающие извне с загрязненным атмосферным воздухом;

- продукты жизнедеятельности человека;

- продукты выделения из строительных и отделочных материалов.

      Известно, что через легкие, например, выводится из организма около 150 веществ (летучие метаболиты); с поверхности кожи через потовые железы – примерно 270 веществ. В замкнутом, непроветриваемом помещении концентрация, например, ацетона возрастает за 12 ч в 10 раз; концентрация альдегидов - в 30 раз; аммиака и угарного газа - в 5 раз и т. д.  Эти так называемые антропогенные токсины действуют, прежде всего, на нервную систему, вызывая сонливость, головные боли и даже обмороки. Угарный газ и сероводород связывают гемоглобин - переносчик кислорода, нарушая процессы тканевого дыхания. Аммиак и уксусная кислота вызывают насморк, удушье [2].

Кроме того, воздушная среда загрязняется за счет выделения химических веществ из строительных, отделочных материалов здания.

Строительные и отделочные материалы, используемые в        помещении, бывают очень опасны для здоровья. Так, за последние несколько десятков лет в быт прочно вошло много новых материалов - от прессованных плит на синтетических смолах до пластика. А они выделяют множество активных органических соединений, вовсе не безвредных для здоровья. Даже широко распространенные линолеумные покрытия врачи-гигиенисты рекомендуют использовать лишь там, где человек бывает не очень часто. Особенно неблагоприятны для  среды относительно    древесноволокнистые и древесностружечные прессованные плиты. Они почти полностью вытеснили дерево из наших школ. Связующим веществом в этих материалах служат феноловые или карбамидно-меламиновые смолы, выделяющие продукты распада в окружающую среду - в воздух помещений. Если изготовление стружечно-прессованных изделий идет с нарушением технологий, то фенольные испарения за самое короткое время могут привести к серьезному отравлению. В таком случае, древесно-стружечные плиты нужно покрывать краской, лаком, какими-нибудь стойкими соединениями, препятствующими выделению в воздух вредных испарений. К не менее эффективным способам очистки воздуха следует отнести проветривание и размещение растений, способных поглотить вредные испарения.

В закрытом помещении меняются биологические свойства воздуха (резко возрастает количество микроорганизмов - бактерий, спор, плесневых грибков, в том числе и болезнетворных), ионный состав (уменьшается количество легких, отрицательных ионов, благотворно действующих на организм человека, снимающих усталость, повышающих работоспособность, и увеличивается число тяжелых, положительно заряженных частиц, которые угнетают жизнедеятельность), наконец, возрастает запыленность.

Косвенным показателем загрязнения воздушной среды в помещении является содержание диоксида углерода. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его в школьном помещении - 0,1 %, но уже при 0,08%-ном содержании углекислого газа в воздухе у детей заметно ухудшается работоспособность, изменяется поведение (снижается дисциплина, падает способность концентрировать внимание и т. д.). В связи с этим особое внимание отводится озеленению школьных кабинетов. Растения играют огромную эстетическую и гигиеническую роль.

     Говоря о микроклимате класса, следует обратить внимание на воздушно-температурный режим. Установлено, что наиболее длительное время высокая работоспособность и хорошее самочувствие учащихся сохраняются при относительной влажности воздуха в классе 40-60% и температуре не более +210 в холодных климатических условиях и не более + 180 в умеренных и теплых условиях. Пребывание в условиях дискомфортного микроклимата: нагревающего или охлаждающего отрицательно влияет на здоровье человека. Так, например острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38-400 усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в 1 мин и более), учащением дыхания.

     Особую заботу следует проявлять о тепловом комфорте школьников, которые сидят в первом от окон ряду парт, где в связи с близостью радиаторов отопления, с одной стороны, и охлаждающим влиянием окон - с другой создается неблагоприятный воздушно температурный режим. Не случайно отмечен более высокий уровень простудных заболеваний среди детей, находящихся в этих условиях. Чтобы смягчить действие неблагоприятных факторов, следует строго выдерживать расстояние от окна до парт - не менее 0,5 м.

 Необходимо учитывать то количество воздуха, которое приходится в классе па одного ученика. Потребный объем воздуха (воздушный куб) должен составлять не менее 4,2 кубометра. Однако чтобы в классе концентрация диоксида углерода не поднималась выше 0,1 %, требуется не менее 16 кубометров воздуха на одного человека в течение часа. Эта величина, называемая объемом вентиляции, указывает на необходимость, по крайней мере, трехкратной смены воздуха, что достигается проветриванием помещения [4].  

    Для проветривания класса используются фрамуги. При открытых фрамугах наружный воздух поступает сначала вверх, к потолку. Там он согревается и затем опускается вниз, не создавая условий для переохлаждения людей, которые находятся в помещении. Поэтому фрамуги зачастую можно оставлять открытыми даже в зимнее время года.

Нормальный режим проветривания возможен, когда отношение площади форточек (фрамуг) к площади помещения составляет не менее чем 1:50. Это так называемый коэффициент аэрации. Чтобы обеспечить нормальную естественную вентиляцию, заклеивать фрамуги не следует.

Если нет возможности постоянно держать фрамуги открытыми, следует организовывать проветривание после каждого урока. Продолжительность аэрации определяется наружной температурой.

Наиболее эффективно сквозное проветривание, при котором одновременно открываются все форточки (даже окна) и двери класса, а при надобности и окна коридора (до начала занятий и после их окончания). При таком проветривании за несколько минут можно нормализовать важнейшие показатели микроклимата. Конечно, в помещении в этот момент не должно быть учащихся, чтобы не вызвать у них простуды. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

 Качество предметов оборудования школ в значительной степени влияет не только на работоспособность и поведение детей на уроках, но и на состояние их здоровья. Школьная мебель  должна соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма детей с учетом их роста и возраста. Конструкция мебели и других предметов оборудования предусматривает их прочность, легкость, устойчивость, доступность для поддержания в чистоте. Водостойкое покрытие мебели должно выдерживать частое мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств в течение всего периода эксплуатации. Важно, чтобы отделочные материалы не выделяли вредных химических веществ [4].

В целях удобства передвижения по классу ширина проходов между рядами парт должна составлять не менее 0,6 м, а расстояние от последних парт до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, - 0,7 м. Установлено, что наиболее высок уровень зрительной работоспособности учащихся при использовании классной доски темно-зеленого цвета. Доску располагают на передней стене посередине [3].

   Правильно сформированный  интерьер создает душевный комфорт, хорошее настроение, способствует необходимой циркуляции воздуха, освещенности. Большое значение при этом имеют размещение мебели, оборудования и цветов, освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом.

    Таким образом, изменение физических, химических и биологических качеств школьной среды способно оказать негативное воздействие на их организм и может вызывать различные заболевания. Используя ниже описанные методики, мы попытались оценить экологическое благополучие среды учебных кабинетов  МБОУ «Средней общеобразовательной  школы № 108» г. Трехгорный.

                                                 Материал и методика исследования

      Объектом данного исследования явились школьная среда. Так как большую часть времени  ученик пребывает в школьном кабинете, предметом исследования стало их экологическое состояние.  Любое школьное помещение это гетеротрофная экосистема в миниатюре. В ней существенной место занимают живые объекты (люди и растения) и окружающая их среда (неживая природа) имеющая множество параметров. В такой экосистеме действуют как биотические факторы (внутривидовые взаимодействия между людьми и межвидовые взаимодействия между декоративными растениями и людьми) и абиотические факторы (микроклимат, освещение, материалы и отделка помещений, оборудование и расстановка мебели). Абиотические факторы влияют на живых обитателей, а живые организмы в свою очередь способны повлиять на параметры окружающей их среды.

      С этой целью были подробно изучены следующие параметры школьной среды:

1.Размещение школы в микрорайоне.

2.Эмоциональное отношение учащихся к школьным кабинетам.

3.Экологическое состояние школьных кабинетов:

      3.1  вместимость;

      3.2  параметры внутренней отделки помещений;

      3.3 воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов;

      3.4  параметры освещенности;

      3.5  озеленение;

      3.6  качество оборудования, мебели и их расстановки.

     Все исследования имели целью выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школьного кабинета и предложить меры по созданию экологически  безопасной для учащихся школьной среды. При работе над проектом были использованы простые и доступные методики:

  1.  оценка размещения школы в микрорайоне;
  2.  эмоциональная оценка школы;
  3.  визуальная оценка учащимися школьных кабинетов (первичная);
  4.  оценка внутренней отделки помещения и дизайна (последующая);
  5.  измерение и оценка параметров микроклимата кабинета (последующая);
  6.  изучение  освещенности кабинета (последующая);
  7.  изучение состояния озеленения в кабинетах (последующая);
  8.  оценка качества оборудования, мебели и её расстановки (последующая).

  1. Методика оценки размещения школы в микрорайоне

     

     Для проведения оценки размещения школы в микрорайоне использовалась простейшая методика.

Методы  исследования: визуальный осмотр территории, измерения расстояния (шагом),  сравнение с данными  СанПиН 2.4.2.№-178-02 и анализ результатов.

Порядок выполнения работы и обработки результатов:

  1. Производился визуальный осмотр территории.
  2. Измерены  расстояния от здания школы до:

         -коммунальных предприятий,

        - жилых домов, детских дошкольных учреждений,

        - автострады;

        - деревьев и кустарников, передней красной линии участка.

  1. Данные заносились в таблицу 5.  и сопоставлялись с санитарными нормами и правилами безопасности.
  2. Производились выводы.


  1. Методика эмоциональной оценки школьных кабинетов

     С целью выяснения эмоциональной оценки школы нами были протестированы ученики 9,10 и 11 классов, которые четко и осознанно могут выразить своё отношение к  школе в целом и к отдельно взятому кабинету.

Метод исследования: тестирование с последующей обработкой данных и проведением рейтенговой оценки.

Порядок выполнения работы:

  1. Выбирались школьные кабинеты  из числа тех, в которых проходят учебные занятия по различным дисциплинам согласно расписанию для этих классов.
  2. Были подготовлены тесты, включающие вопрос  «Каким термином вы можете выразить свои ощущения, возникающие при упоминании или посещении кабинета №..».  Каждый кабинет  оценивался респондентом термином «тепло» и «холодно».
  3. Пред началом было произведено пояснение, что под словом «тепло» следует понимать « чувствую себя уютно, хорошо», «мне нравится там находиться», с термином «холодно» связаны отрицательные эмоции.
  4. Произведено тестирование учащихся. Каждый из респондентов   заполнял  тест самостоятельно и анонимно.

 Обработка результатов:

  1. Общее количество опрошенных принималось за 100 %.
  2. Полученная величина вносилась в таблицу 6.
  3. Определялся процентный показатель по каждому из кабинетов.
  4. Согласно полученному проценту производилось ранжирование.
  5. На основании полученных результатов были сделаны выводы и произведено дополнительное исследование на визуальную оценку кабинетов.


  1. Методики оценки экологического состояния школьных кабинетов
  1. Методика оценки вместимости школьных  кабинетов

     Вместимость школьных помещения первоначально определяет  уровень комфортности для ученика и количество воздуха, которое обеспечивает нормальное функционирование организма одного ученика.

Методы исследования: измерения расстояния,  сравнение с данными  СанПиН 2.4.2.№-178-02 и анализ результатов.

Порядок выполнения работы и обработки результатов:

  1. Определялась площадь и кубатура помещения.
  2. Определялась площадь и кубатуру в перерасчете на одного учащегося, путем деления данных на количество посадочных мест.
  3. Данные заносились в таблицу 7 и сопоставлялись с санитарным нормами.
  4. Производились  выводы.

  1. Методика визуального оценки  школьных кабинетов

      Мы решили расширить исследование и определить, как учащиеся школы визуально оценивают кабинеты, в которых наиболее часто для них организуется учебный процесс. Нами было опрошены  ученики 10 «А» класса.

  Метод исследования: анкетирование учащихся старших классов с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.

  Порядок проведения работы:

  1. Выбирались школьные кабинеты с различной степенью благоприятности визуальной среды из числа тех, в которых проходят учебные занятия различных дисциплин согласно расписанию для этих классов (не менее трех).
  2. Были подготовлены анкеты, включающие вопросы о признаках визуальной среды.  Каждый вопрос оценивался респондентом по пятибалльной шкале.
  3. Произведён опрос учащихся. Каждый из респондентов заполнял  анкету самостоятельно, чтобы избежать какого-либо влияния со стороны.

 Обработка результатов:

  1. Общее количество опрошенных принималось за 100 %.
  2. Определялся бальный и процентный показатель по каждому из критериев.
  3. Полученные величины вносились в таблицу 8,9.
  4. По итоговой сумме баллов визуальной оценки произведено ранжирование кабинетов.
  5. На основании полученных результатов были сделаны  выводы и произведено дополнительное исследование по оценке кабинетов по каждому из указанных критериев.

3.3 Методика оценки внутренней отделки помещений и дизайна

    Эмоциональное и физическое состояние человека зависит от уровня комфортности зрительной среды помещения, в котором он находится и качества внутренней отделки кабинета определяющие физико-химические показатели микроклимата, в частности возможное загрязнение воздуха.

Методы исследования: визуальный осмотр, беседа.

Порядок выполнения работы:

  1. Производился визуальный осмотр помещений и беседа с зав. кабинетами.
  2. Давалась характеристика внутренней отделки помещения по следующим параметрам: отделка стен; цвет стен, потолка, пола; соответствие цветовых гамм; качество покрытия пола; чистота стен.
  3. Полученные данные вносились в таблицу 10.

Обработка результатов:

  1. Оценка внутренней отделки кабинета, производилась с учётом следующей информации:

- дизайн - это вид инженерной конструкторской деятельности для придания изделию или помещению привлекательного вида, это умение создать красивый интерьер [6].

- чистота стен влияет на их отражательную способность, так, например, загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые;

- цветовая гаммы отделки существенно влияет на самочувствие человека и объем помещения (использовались материалы таблицы 2);

Табл.2                  Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений

Цвет

Объём

Воздействие на здоровье

Влияние на психику

   желтый

увеличивает

   Лечит депрессию, способствует укреплению  нервов, стимулирует, согревает,  увеличивает спазмы гладкой мускулатуры

   Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит

  оранжевый

увеличивает

Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос

   Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией

красный

   увеличивает

Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность

Радует, иногда вызывает некоторую долю страха

белый

   увеличивает

Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает

Гасит раздражение, несколько успокаивает

  фиолетовый

уменьшает

Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм. Увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать

Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли

 зеленый

нейтральный

Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизировать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность

Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность.

синий

уменьшает ширину

Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание

Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение

голубой

Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы

Снижает напряжение, успокаивает

-   качество строительных отделочных материалов влияет на химический состав воздуха помещения (на основе данных таблицы 3) [2].

Табл.3

Материалы, использующиеся при строительстве и отделке

Название материала

Степень вредного воздействия

на организм человека

Дерево

    Экологически чистый материал

Железная арматура

    Экологически чистый материал

Стекло

     Экологически чистый материал

Краска масляная

Токсическое воздействие тяжелых ме-

      таллов и органических растворителей

Древесностружечные и дре-

Формальдегид, обладающий мутаген-

весноволокнистые плиты

     ными свойствами

Монтажная пена

     Воздействие токсических веществ

Пластики

Содержат тяжелые металлы, вызываю-

щие необратимые изменения в организ-

     ме человека

Линолеум

     Хлорвинил и пластификаторы могут

      вызвать отравления

Бетон

      Источник радиации

Поливинилхлорид

      Может вызвать отравление

Обои с моющимся покрытием

    Источник стирола, вызывающего голов-

ную боль, тошноту, спазмы и потерю

       сознания

  1. Сделали  выводы.

  1.   Методика измерения воздушно-тепловых параметров микроклимата кабинета

   

    Данное исследование предполагало выяснить состояние ключевых параметров микроклимата – температуры и относительной влажности, т.е. параметров воздушно-теплового режима, влияющих на самочувствие работоспособность человека.

  Метод исследования: измерение температуры и влажности с помощью приборов с анализом полученных данных, измерения данных для коэффициента аэрации.

Оборудование: психрометр, термометр, рулетка.

  Порядок проведения работы и обработки данных:

  1. Выбирались школьные кабинеты из числа тех, которые использовались для эмоциональной оценки.
  2. Производились замеры с помощью приборов в течении учебной недели.
  3. Определялся коэффициент аэрации (отношение площади фрамуг к площади пола)
  4. Данные заносились в таблицу 10.
  5. Показатели анализировались и производились выводы.

3.5  Методика  изучения  освещенности кабинета

     Освещение кабинета является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся. Исследуя освещенность в учебном классе определялись показатель естественного освещения (СК) и факторы влияющие на него.

  Метод исследования: визуальный осмотр, замеры площади окон и площади пола.

  Порядок выполнения работы и обработки результатов:

  1. Определялся световой коэффициент.
  1. Определялась отражающая способность стен  по таблице 4 [2];
  2. Определялась ориентация окон по сторонам горизонта;
  3. Определялась чистота стекол окон.
  4. Данные заносились в таблицу11 и сопоставлялись с санитарным нормами.
  5. Производились  выводы.

 Табл. 4              

                                  Отражающая способность окрашенных стен

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%

  1.   Методика изучения состояния озеленения в кабинетах

     Озеленение кабинетов позволяет улучшить дизайн помещений и способствует решению проблемы очистки воздуха, а их правильное размещения влияет положительно на  уровень естественного освещения.

Метод исследования: визуальный осмотр, изучение литературы по цветоводству.  

Порядок выполнения работы и обработки результатов:

  1. Определялась количество цветочно-декоративных растений и ухоженность.
  2. Определялся видовой состав растений.
  3. Оценивалось правильность размещения в кабинете и высота растений на подоконниках.
  4. Данные заносились в таблицу 12.
  5. Изучалось воздействие растений на организм человека и атмосферу помещения по специальной литературе.
  6. Производились  выводы

  1.  Методика изучения качества оборудования, мебели и её расстановки

    Расстановка мебели и её качество напрямую влияют на состояние воздуха в помещении (загрязнение, циркуляцию), её цвет - на общий дизайн и естественное освещение. Качество оборудования  и правильно подобранная мебель способствует сохранению работоспособности и сохранению здоровья школьника.

Метод исследования: визуальный осмотр, сравнение с санитарными нормами.

Порядок выполнения работы и обработки результатов:

  1. Определялось качество мебели и её цвет.
  1. Оценивалось правильность размещения в кабинете  школьных парт, мебели, оборудования.
  2. Данные заносились в таблицу 13.
  3. Определялось наличие специального оборудования.
  4. Производились  выводы


                                                     Результаты исследования

  1. Оценка размещения школы в микрорайоне

    Правильное расположение школы  в микрорайоне изначально обеспечивает выполнение основных санитарных правил и норм, предъявляемым к образовательным учреждением.  В ходе исследования нами установлены следующие данные, приведенные в таблице 5 и в описании.

Табл.5

Оценка размещения  школы

        Наименование  

            параметра

Требования

СанПиН 2.4.2.№-178-02

       Результат

    исследования

Расстояние от школы до автотранспортной магистрали

100- 170 м

174м до центральной автомагистрали – ул.Мира, 170м до ближайшей автомагистрали по ул. Космонавтов

Расстояние до промышленных предприятий

Автостоянок поблизости - 2,

Расстояние от школы до жилых домов, детских учреждений

До магазина – 79м, до детского сада – 150м, до жилых домов – 40 – 50 м

Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников

Деревья не ближе 15м, кустарники не ближе 5м

Расстояние до деревьев - 17м. Кустарники отсутствуют

Ограждение участка

Забор высотой 1,5м

Металлический забор высотой 1,5м

 Данная школа была открыта в 1955 году. До середины 80-х годов, внутриквартальное размещение школы  соответствовало санитарным нормам. После, с ростом посёлка,  был изменен маршрут регулярного движения автобусов. В связи с этим вблизи школы стала прилегать автотранспортная магистраль с регулярным движением на расстоянии не соответствующей норме. Для безопасности движения рядом с границей участка проложена пешеходная дорожка, установлен «лежачий полицейский» и пешеходный переход. Вдоль дороги высажены кустарники, сохранились посадки деревьев. Это позволяет снизить фактор риска дорожно-транспортных происшествий с участием детей, уровень шума и влияние автомобильных выбросов на загрязнение атмосферного воздуха на территории школьного земельного участка. Вблизи  школы на расстоянии  300м  от здания расположена остановка «Школа №112» с навесом, что облегчает учащимся дорогу до дома и обратно. Крупных промышленных предприятий в непосредственной близости нет. Однако при неблагоприятных погодных условиях шлейф выбросов в атмосферу с ФГУП «ПСЗ», достигает школы или может вместе с автомобильными выбросами сформировать смог. Площадь земельного участка соответствует норме, что позволяет участок озеленить и разместить спортивный городок, зону отдыха, хозяйственную зону. Перед зданием имеется цветники, посажены деревья. Территория освещена, все дорожки заасфальтированы. Таким образом, выяснилась  проблема благоустройства территории, требующая  обязательного решения.

  1. Эмоциональной оценки школьных кабинетов

    Современная школа призвана не только вооружить своих учащихся необходимыми в будущем знаниями и умениями, но и оказывает комплексное воздействие на здоровье  школьника. Учебно-воспитательный процесс должен организоваться таким образом, чтобы ученики с желанием шли в школу с пользой для себя. Своё эмоциональное отношение к учебным кабинетам, где они проводят большую часть своего времени, учащиеся выразили в ходе теста. Количество опрошенных варьирует в зависимости от количества присутствующих на момент времени проведения исследования. Поэтому оценка рассчитывалась в процентном показателе.

                                                                                                                                                     Табл.6

Рейтинговый лист эмоциональной оценки школьных помещений

№, каб

название  кабинета

класс

Кол-во опрошен-ных

Оценка испытуемого

Рей-тинг в %

Ранжирование

тепло

холодно

13

математика

10 «А», 9 «А», 11 «А»

60

31 чел.

29 чел.

51,7

7

30

русский язык

9 «А», 10 «А»

39

34 чел.

5 чел.

81,2

4

16

история

10 «А», 9 «А», 11 «А»

60

54 чел.

6 чел.

90

2

11

ин. язык

11«А», 10 «А»

47

25 чел.

22 чел.

53,2

10

37

география

11 «А»,10 «А»

47

38 чел.

9 чел.

80,9

5

19

химия

11 «А»,10 «А», 9 «А»

47

41 чел.

6 чел.

87,2

3

9

биология

11 «А»,10 «А»

47

33 чел.

14 чел.

70,2

6

18

физика

11 «А»,10 «А», 9 «А»

47

21 чел.

26 чел.

44,7

8

5

информатика

11 «А»,10 «А»

40

37 чел.

3 чел.

92,5

1

     В результате анализа табл. 6  выяснилось, что при упоминании  кабинетов информатики, истории, химии большинство учащихся испытывают положительные эмоции. Однако причиной этих ощущений может быть не только ощущение комфортности от физических, химических, биологических, но психологических факторов среды, действующих в момент пребывания в кабинете. Поэтому произведены дополнительные исследование, характеризующие более полно параметры среды.

  1. Оценки экологического состояния школьных кабинетов
  1. Оценка вместимости школьных  кабинетов  и их размещения

В МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 108» учится на начало текущего учебного года 525 учеников. При этом в среднем наполняемость каждого класса - около 25 человек.

                                                                                                                                             Табл.7

Оценка площади и кубатуры кабинетов в перерасчете на 1 человека

Каб.

Кол-во посадоч-ных мест

Площадь,м2

Кубатура, м3

общая

на 1 учени-ка

санитарно-

гигиеническая

норма

общая

на 1 учени-ка

санитарно-

гигиеническая

норма

13

30

47,6

1,83

2,5

142,8

5,5

4-5

9

30

47,6

1,83

2,5

142,8

5,5

4-5

36

30

47,9

1,84

2,5

143,7

5,5

4-5

30

30

48,9

1,6

2,5

146,7

5,6

4-5

18

32

48,9

1,6

2,5

146,7

5,6

4-5

19

32

48,9

1,88

2,5

146,7

5,6

4-5

Анализ данных, приведенных в таблице 7, показал, что площадь нескольких учебных кабинетов  ниже нормы. Это определяет возникновение такой проблемы как недостаточная обеспеченность учащихся жизненным пространством. Этим объясняется желание учащихся дольше находится вне учебных помещений в рекреациях на перемене. Показатели кубатуры воздуха на 1 человека в пределах нормы. Однако это не должно сказываться на режиме проветривание помещения. Он обеспечит состояние ряда показателей микроклимата на должном уровне. Наиболее распространенной формой учебных помещений является прямоугольная с размещением окон юго-восток. Это определяет параметры освещенности и подбора цветовой гаммы для окраски помещений.

     Таким образом, школа работает на пределе своих возможностей в текущем учебном году.

  1. Визуальная оценка  школьных кабинетов

  В анкетировании приняли участие  29 учащихся 10 «А» класса. Это самый многочисленный класс в школе. Его учащиеся изучают дисциплины гуманитарного и социально-экономического профиля. В результате анкетирования нами   получены следующие результаты, представленные в таблице 8, 9.         

                                                                                                                                                    Табл.8

Рейтинговый лист визуальной оценки кабинетов

Назва-ние поме-щения

Общее кол-во отве-тов

Количественный анализ в баллах

Общее кол-во баллов

Рейтинг

привлека-тельность

освещение

удобство

дизайн

озеленение

19

химия

29

132

137

137

128

133

662

1

16

история

29

91

98

98

86

73

441

3

30

русский язык

29

70

96

96

70

70

389

4

11

ин. язык

29

88

96

96

88

93

461

2

13

матема-тика

29

58

62

62

52

66

298

6

Табл.9

Средний балл визуальной оценки кабинетов

Назва-ние поме-щения

Общее кол-во ответов

Средний балл

привлека-тельность

осве-щение

удобст-во

дизайн

озеленение

19

химия

29

4,7

4,6

4,6

4,4

4,6

16

история

29

3,1

3,4

3,4

3

2,3

30

русский язык

29

2,4

3,3

3,3

2,4

2,4

11

ин. язык

29

3,0

3,3

3.3

3,0

3,2

13

матема-тика

29

2

2,1

2,1

1,8

2,3

Анализ таблиц показывает, что учащиеся отмечают наибольшую привлекательность кабинетов химии, истории, иностранного языка; озеленение кабинетов химии, иностранного языка № 11; дизайн кабинетов химии, иностранного языка №11. Бесспорным лидером визуальной оценки стал кабинет химии.

3.3 Оценка внутренней отделки помещений и дизайна

        Необходимость в более детальном изучении по отдельным критериям школьных кабинетов вытекает из результатов анализа визуальной оценки, выполненной учащимися

 10 «А» класса. В ходе беседы выяснилось, что наибольшие претензии были к дизайну помещений и качеству их отделки. Поэтому нами были дополнительно осмотрены кабинеты

 с разным уровнем визуальной оценки. Данные сведены в таблицу 10.

  Табл. 10

Показатели внутренней отделки кабинетов

Каб.

Отделка стен

Окраска стен

Отделка потолка

Окраска потолка

Отделка пола

Окраска пола

Чистота

30

известь, краска

белая,  бежевая

известь

белый

линолеум

коричнево-оранжевый

чистый

19

известь, ДСП,  краска

белая, бежевая

известь

белый

линолеум

коричнево-оранжевый

чистый

9

краска, известь

зелёный, белый

известь

белый

линолеум

коричневый

чистый

13

краска, известь

белый, бежевый

известь

белый

линолеум

коричнево-оранжевый

чистый

18

краска, известь

бежевый

известь

белый

линолеум

коричневый

чистый

                                                                                                                                             

   Известно, что при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски их стен (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной - более теплые (желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый). В нашем случае с ориентацией окон на юго-восток подходят более холодные тона. Именно такие тона наблюдаются в кабинетах химии и иностранного языка, отмеченные учащимися как лидеры дизайна. Вместе с тем отмечаем, что оттенки других цветов используемые, для отделки стен в остальных кабинетах улучают настроение, стимулируют активности, благотворно влияют на основные процессы жизнедеятельности. Недопустимо использование в кабинетах пожароопасной краски и ДСП для отделки стен. В большинстве случаев пол покрыт ДВП и выкрашен эмалевой износоустойчивой краской. Отмечена чистота в кабинетах. Присутствие извести облегчает процесс поглощения избытка влаги и вредных газов. Вместе с тем присутствие линолеума и  стеновых панелей   хотя и улучшает общий вид помещений, но может быть причиной выделения вредных веществ. Несомненно, на рейтинг кабинетов с эмоциональной точки зрения оказало влияние использование современных отделочных материалов и правильно подобранная цветовая гамма отделки.

3.4  Оценка воздушно-тепловых параметров микроклимата кабинета

   В ходе бесед с учащимися 11 класса и на основе эмоциональной оценки большинства используемых кабинетов, выяснилось, что немаловажным фактором понизившим рейтинг ряда кабинета стал показатель температуры в нём. Примером этому стали кабинеты 2, 11, 21.

Табл.10

Оценка микроклимата кабинетов

№, кабинета

Коэффициент аэрации

Температура, С

Относительная влажность, %

Санитарно- гигиеническая норма

Результат

Санитарно- гигиеническая норма

Результат

9

1: 19

18-21

24

40-60

42

13

1: 19

18

23

40- 60

44

16

1:19

18

23

40- 60

48

18

1:19

18

23

40-60

46

30

1:19

18

25

40-60

48

36

1:19

18

25

40-60

46

37

1:19

18

24

40-60

50

11

1:19

18

24

40-60

50

19

1:19

18

24

40-60

52

17

1:19

18

25

40-60

46

32

1:19

18-22

23

40-60

50

     

     Исследование с помощью лабораторных датчиков цифровой лаборатории «Архимед» показали, что в этих кабинетах более высокая температура воздуха и более низкая относительная влажность воздуха, чем в других кабинетах. Однако в течение всей недели обследования во всех кабинетах наблюдалась повышенная температура воздуха. Главной причиной явилась теплая,  солнечная погода и высокий уровень подачи тепла в отопительную систему. Это требует внесения корректировки в режим  проветривания и регулирования температуры в подачу тепла в систему отопления с помощью винтелей. Относительная влажность находится в пределах нормы. Пониженная влажность способствует возникновению сухости и воспалению слизистых оболочек. В кабинетах с большим содержанием цветов и большим объемом помещения влажность выше. Нормальный режим проветривания обеспечивается работающими фрамугами, соблюдением частоты и правил проветривания на перемене и во время учебных занятий. Коэффициент аэрации выше  нижнего предела допустимости. Фрамуги находятся в рабочем состоянии

3.5 Оценка  освещенности кабинета

     Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80% информации. В ходе визуального осмотра кабинетов, замеров и расчетов получены следующие данные, занесённые в таблицу 11.

                                                                                                                                                   Табл.11

Показатели освещенности кабинетов

№,

кабинета

название  кабинета

     СК

Чистота стекол

Размещение

цветов по норме

Качество искусственного освещения

Отражающая способность стен в %

13

математика

1:4

чисто

Голубова-тый дневного света

50, 80

30

русский язык

      1:4

чисто

выше нормы

Тот же

0, 80

16

история

     1:4

чисто

Тот же

0, 50

11

ин. язык

     1:4

чисто

выше нормы

Тот же

30, 80

37

география

    1:4

чисто

Тот же

40

32

русский язык

    1:4

чисто

Тот же

10, 80

19

химия

    1:5

чисто

Тот же

40,18

9

биология

    1:5

чисто

Тот же

50

18

физика

    1:5

чисто

выше нормы

Тот же

50, 80

36

математика

    1:4

чисто

Тот же

50

5

информатика

    1:4

чисто

Тот же

50

     Отношение площади застекленной части окон к площади
помещения (световой коэффициент)  составляет в кабинете 1:4 - 1:5. Окна кабинетов чистые. В кабинетах цветы расставлены на подоконниках, однако  высота  некоторых  цветов в кабинетах значительно превышает  нормы 30см. Цветы  также размещают  в подвесных кашпо в простенках окон или на переносных цветочницах, подставках, устанавливают на шкафы крупные экземпляры  на пол. Шкафы и оборудование установлены  у задней стены помещения. Зеленые насаждения вокруг учебного корпуса посажены на расстоянии дальше 15м. Всё это способствует хорошему естественному освещению. Для искусственного освещения используются люминесцентные энергосберегающие лампы, свет которых по своему спектральному составу близок к естественному. Приборы освещения расположены  в необходимом количестве на достаточной высоте. Все лапы работают бесшумно. Имеется дополнительное освещение над доской. Стены имеют хорошую отражающую способность в пределах нормы (50-60%), благодаря хорошо подобранной цветовой гамме.  Во многих кабинетах в интерьере присутствует и белая окраска стен (выше высоты 1,5 м от пола) с повышенной отражательной способностью. В целом состояние освещенности удовлетворительное.

3.5 Оценка состояния озеленения в кабинетах

    Озеленение кабинета как экологический фактор влияет сразу на несколько параметров школьной среды: дизайн интерьера, освещение, показатели относительной влажности и загрязнение воздуха в помещении. Обследование выявило следующие данные, представленные в таблице 12.

                                                                                                                                                 Табл. 12

Оценка озеленения кабинетов

№ кааб.

Название растений

Кол-во растений

Ухоженность

Размещение

Высота растений на подоконнике

11

хлорофитум, циссус, кротон,

4

ухожены

на стенах

13

кротон, циссус, фатсхедера

3

ухожены

на подоконнике, в стенах

51 см

9

циссус, бегония, щучий хвост, толстянка, монтера, фикус,  циссус

7

ухожены

на столе, на стене, на стеллажах  

30

кротон, шеффлера, сциндапсус

3

ухожены

на подоконнике, на подставке

70см

32

кротон, диффенбахия, лилия амазонская

3

ухожены

на столе, на подставках

12

кротон, лилия амазонская, фикус, фатсхедера, сингониум, шеффлера, фатсия, бересклет, аглаонема

14

ухожены

на полу, на подоконниках, на подставках

19

кротоны, абутилон, пальма, щучий хвост, монстера, бегонии, пальма, маранта, фикус, циссус, кротон,сингониум, аглаонема

16

ухожены

около стен, в промежутках, на подоконниках

31 см

   Анализируя видовой состав растений, мы отмечаем их многообразие Существуют несколько вариантов размещения цветов (Прил. 7). Мы оценили возможное влияние использующихся цветочно-декоративных растений  на состояние здоровья человека.

     Хлорофитум поглощает избыточное количество углекислого газа и обогащает воздух необходимым для нашего дыхания кислородом. Американский ученый Билл Вилвертон отметил: «По каким-то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства». Особенно «неравнодушен» хлорофитум к окислам азота, тяжелым металлам. Причем чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. 4-5 экземпляров хлорофитума на 10 м2 помещения способны очистить воздух от различных примесей на 70-80 %. К тому же он обладает бактерицидным эффектом [5].

                       Кротон очищает от энергии чрезвычайной активности, способствуя приятному отдыху.    

                  Монстера же поглощает энергию беспорядка. Ее хорошо иметь дома людям, которые занимаются наукой, школьникам, студентам и т.д. Она успешно оптимизирует микроклимат: воздух помещения освежается, увлажняется, ароматизируется. Это помогает избежать утомляемости, уменьшает сухость и воспаление слизистых оболочек. Маранта избавляет от бессонницы и поглощает энергию беспорядка. Циссус повышает выносливость органов, таких как кишечник и брюшная полость. Он усиливает адаптационные способности организма, сам он может жить при любых, даже неблагоприятных, условиях.             Хризантема, так же как и хлорофитум, активно поглощает и нейтрализует формальдегид.      Шеффлера способна поглощать формальдегид, бензол, толуол. От паров бензола нас избавляют комнатные лианы - плющи, сансервиерия(«щучий хвост»), аглаонема и другие растения [7].  Аглаонема так же  максимально и эффективно в подавлении большинства видов болезнетворных организмов. Фикусы продуцируют эфирные масла и фитонциды, которые убивают стафилококки и стрептококки, которые вызывают у людей заболевания. Так же успокаивает нервную систему Кактусы активно защищают нас от микробов и электромагнитного излучения, почему их и держат вблизи источников излучения.  Сциндапсус ускоряет процесс обмена веществ, препятствует воспалению аппендикса, ускоряет лечение любых заболеваний, связанных с тонким кишечником, в целом с брюшиной.  Пальма бережет лёгкие и бронхи, не даёт заболеванию стать хроническими.

    Однако не все кабинеты озеленены в полной мере. Требует корректировки и размещение ряда растений.

  1.  Оценка качества оборудования, мебели и их расстановки

 

  Качество оборудование и мебели является важным здоровьесберегающим фактором в организации учебных занятий. Свой анализ мы производили на основе сводных данных, полученных в ходе визуального осмотра помещений.

Табл.13

Показатели качества мебели, её расстановки

№,

кабинета

Качество мебели

Цвет мебели

                    Расстановка мебели (расстояние в см)

 между рядами

до внешней стены

 до задней стены

 до доски

норма

результат

норма

результат

норма

результат

норма

результат

13

ДСП

блено-желтый

60

62

50

18

70

107

240-270

182

11

ДСП

блено-желтый

60

67

50

29

70

190

240-270

154

30

ДСП

блено-желтый

60

70

50

23

70

188

240-270

172

12

ДСП

блено-желтый

60

55

50

46

70

130

240-270

170

18

ДСП

блено-желтый

60

61

50

51

70

91

240-270

230

10

ДСП

блено-желтый

60

93

50

70

75

240-270

134

19

ДСП

бежевый

60

60

50

51

70

250

240-270

240

17

ДСП

блено-желтый

60

70

50

41

70

120

240-270

240

   Нами отмечено, что в большинстве кабинетов устанавливается новая мебель. Она имеет хорошее моющееся покрытие, приемлемую цветовую гамму. Изготовлена мебель из ДСП, что оценивается нами  как фактор риска для загрязнения воздуха парами вредных веществ. Чтобы снизить их влияние и повысить износоустойчивость крышки парт покрывают матовым лаком. В кабинетах установлены учебные доски зеленого цвета. Однако не все параметры расстановки парт соблюдаются.  Прежде всего, недостаточное расстояние до учебной доски и до внешней стены. Это может привести к возникновению повышенной утомляемости газ, возникновению близорукости, а также причиной простудных заболеваний. В большинстве кабинетов  у задней стены установлены шкафы. А в кабинетах химии, биологии и физики основное оборудование хранится в отдельных помещениях. Наши исследования подтвердили предположение, что на оценку кабинета учащимися влияет наличие современного оборудования. В кабинетах истории и географии установлено оборудование облегчающее работу с картами, В обследованных кабинетах  физики, математики, химии, истории, географии используется мультимедийное оборудование. Самым передовым в техническом оснащении, очень привлекательным для занятий учащихся является кабинет информатики. Кабинеты физики и биологии,  имеют  такую же большую площадь как кабинеты информатики, химии,  но кажутся слишком объемными с незаполненным жизненным пространством.

    Таким образом, осуществляя проект исследования, мы  получили не только характеристику школьной среды  но и постарались оценить  её безопасность для  здоровья.

                                                             


 Заключение

     Школа – это типичная искусственная экосистема гетеротрофного типа, напоминающая город в миниатюре. Как и город, она существует за счет поступления в неё энергии и ресурсов. Её главные обитатели – ученики, учителя и те, кто обеспечивает её бесперебойное функционирование. К числу задач современной школы относится не только воспитание и обучение подрастающего поколения россиян, но забота об их состоянии здоровья.

    На качество и безопасность школьной среды способны оказать влияние следующие факторы:

  1. - размещение школы;
  2. - вместимость;
  3. - воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов
  4. - параметры внутренней отделки помещений;
  5. -  параметры освещенности;
  6. - озеленение;         
  7. - качество оборудования, мебели и их расстановки.

Проанализировав с экологической точки зрения состояние «Средней общеобразовательной  школы № 108»,  мы пришли к следующим выводам:

  1. Она является самой крупной школой в микрорайоне и входит в число самых крупных школ города.
  2. Школа имеет большой земельный участок, требующий благоустройства.
  3. Большая наполняемость школы требует двухсменной бесперебойной работы.
  4. К числу насущных экологических проблем  школьной среды можно отнести:

- поддержание в норме воздушно-теплового режима в кабинетах,

- их озеленение;

- использование безопасных отделочных материалов,

- изменение дизайна и цветовой гаммы  некоторых кабинетов;

- пополнение школьных кабинетов современным оборудованием  и обеспечение его сохранности;

-  корректировка и соблюдение правил размещения мебели.

  1. Учащиеся способны не только правильно оценить достоинства и недостатки своей школы, её учебных помещений, но и предложить реальную помощь в решении ряда проблем.

    Тема исследования многогранна и до конца нами не раскрыта. Однако она у учащихся вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем.  На территории школы в ближайшее время старшеклассники заложат аллею выпускников, будут проведены экологические субботники по благоустройству территории.  Уверены, что в подобные исследования  найдут понимание и поддержку среди молодежи, учащихся школ, их родителей и педагогов. Сегодняшняя экологическая ситуация  не позволяет пребывать в надежде, что кто-то за тебя  и без твоего участия решит экологические проблемы твоего родного края, проблемы сохранения и укрепления здоровья, создание для благоприятных условий для проживания трехгорненцев.

 


                                                                  Рекомендации

    Для улучшения экологической безопасности  среды обитания учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» мы предлагаем следующие меры:

  1. В течение учебного года провести внутри школьный конкурс  проектов по благоустройству пришкольной территории. Лучший проект класса реализовывать через организацию школьных субботников экологических акций силами учащихся при наличии финансовых   поступлений от шефов школы и спонсоров.
  2. Разумно пересмотреть дизайн кабинетов, с учетом правил размещения растений, мебели, подбора цветовой гаммы.
  3. Осуществлять контроль за состоянием воздушно-теплового режима и установить теплосчетчики с  регуляцией подачи тепла.
  4. Приобретать мебель, материалы для ремонта с учетом их экологических качеств.
  5. Произвести корректировку в расстановки школьной мебели.
  6. Помнить, что растения играют большую эстетическую и гигиеническую роль: улучшают настроение, увлажняют воздух (особенно в зимний период), выделяют полезные вещества – фитонциды, поглощают вредные вещества.
  7. Максимально использовать существующее многообразие цветочно-декоративных растений.
  8. Во избежание несчастных случае размещать на должной высоте такие растения, как дифенбахию, алакказию, антириум, спатифилум, молочаи, кротоны, способные вызвать отравление человека своим соком.
  9. Шире использовать в озеленении растения способствующие устранению химического загрязнения воздуха (хлорофитум, дифенбахия, азалия, фикус, хризантема, шеффлера, плющ, сансевиерия, спатифиллюм, маранта, бегония, кодеум) (прил. 8)  и растения фитонцидными свойствами (герань, фикусы, плющи, аглаонему, сциндапсусы, пеларгонию, хлорофитум, гибискус, колеус, лавр).
  10. Соблюдать чистоту, порядок и сохранность оборудования в школьных кабинетах.

     В заключении  мы призываем не быть равнодушными к проблемам экологии и помнить слова великого российского философа Н Бердяева: «Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит будущее России, исполнение её признания в мире».


Список использованной литературы

1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. –СПб: СМИО Пресс, 1999.- 240с.

2.Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся    [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая.- Волоград: Учитель, 2008. – 203с.

3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru // - 2009.- 10 октября.

4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.

5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/  Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.

6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразоват. школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. –М.: Устойчивый мир, 2000.- 272с.

7. Чудинова, Л.Е. Токсичные вещества в учебных аудиториях и нейтрализующие их растения. Электронное издание/ Е.А.Чудинова, А. Авилов. - ТУ ГЭТК, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование экологического состояния урочища Раково с. Новотроицкого

Целью данной работы является исследование экологического состояния ближайшего леса – урочища Раково. Выполнение исследовательской работы   мы разбили на  два  этапа и поставили пер...

Изучение уровня экологической комфортности школьных помещений

Изучение уровня экологической комфортности школьных помещений...

"Исследование экологической среды жилого помещения"

ученический исследовательский проект...

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий....

Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».

Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...

Проект «Мониторинговые исследования экологического состояния села Нижний Саянтуй»

Автор работы: Калашникова Олеся,ученица 10 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Руководитель: Муруева Р.Д., учитель химии высшей категории, заслуженный учитель Республики Бурятия....


 

Комментарии

Спасибо за материал. С удовольствием изучила, сравнила опыт. Только вот жаль что в будущем эта работа может сойти на нет. Мы не имеем право привлекать учащихся для работы на УОУ без согласия родителей. А родители в последнее время все чаще дают отказ...