Урок №8 – Приспособление растений к высоким и низким температурам.
методическая разработка по экологии (6 класс) по теме

Кузнецова Лариса Валерьевна

Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся. Развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii_6_klass.doc70 КБ
Microsoft Office document icon programma_teatr_gde_igrayut_deti.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе.

Раздел III. Тепло в жизни растений.

Урок №8 – Приспособление растений к высоким и низким температурам.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Цели: 1). Дидактическая -  создать условия для осознания и осмысление блока новой учебной информации средствами критического мышления

        2).Образовательная -  Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися экологических групп растений по отношению к теплу и холоду;

        3). Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»;

        4). Воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Технология « Чтение и письмо для развития критического мышления» - это совокупность приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Ключевая компетенция – учебно - познавательная

Оборудование:

Былова А.М., Шорина Н.И. – учебник – Экология растений 6 класс;

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.

Ход урока:

Стадия вызова и целеполагания.

Сообщение темы урока  «Приспособление растений к высоким и низким температурам».  Составление учащимися схемы «Что я знаю о приспособлении растений к высоким и низким температурам».

Обсуждение схемы.

Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю».

Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Заполнение графы «Хочу знать».

II. Стадия  «Осмысления»

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб отвечать, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас второй год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

        Для ввода новой информации может быть использована самостоятельная работа с текстом. Для этого текст разбивается на части, и каждая часть озаглавливается. ( Уч-ся не только знакомятся с новой информацией, но и систематизируют её, а также представляют в переработанном, индивидуальном виде.)

1). Индивидуальная работа. Прежде чем перейти к изучению первой части текста, учащимся предлагается вспомнить, что им ранее уже известно о температуре организмов. При этом известная им информация помещается в колонку «Знаю»

2). Коллективная работа. Учащиеся зачитывают и обсуждают ту информацию, которую они поместили в таблицу. ( По отношению к температуре все организмы делятся на группы: Криофилы, Термофилы, Психрофилы, Психрофиты, Мезофиты.; Растения не имеют постоянной температуры тела.)

3) Индивидуальная работа. Заполняется графа «Хочу узнать» (Как приспособились растения к теплу и холоду? На какие группы по отношению к температуре делятся растения?)

4) . Коллективная работа. – обсуждение информации, самостоятельная работа с текстом – параграф №12 1,2,3 главы на стр. учебника33-35

4 глава «Приспособления растений к низким температурам»  на стр35-36 – конкурс шпаргалок.

5) Работа с таблицей «ЗХУ» - заполнение графы «Узнал»

III. Стадия «Рефлексия»

1). Анализ записей.

2) Что нового вы узнали на этом уроке?

3. Заполнение таблицы ЗХУ, графы «Узнал»

Домашнее задание: изучение параграфа учебника №12, записи в тетради.

                         Текст для работы на уроке

                                       ТЕМПЕРАТУРА

Теплота – основа кинетики химических реакций, из которых складывается жизнедеятельность организма. Поэтому температурные условия оказываются одним из важнейших экологических факторов, влияющих на интенсивность обменных процессов. Температура относится к числу постоянно действующих факторов; количественное ее выражение характеризуется широкими географическими, сезонными и суточными различиями.

                                 ХОЛОДОСТОЙКОСТЬ РАСТЕНИЙ

Устойчивость растений к низким температурам подразделяют на холодостойкость и морозоустойчивость. Под холодостойкостью понимают способность растений переносить положительные температуры несколько выше 0 °С. Холодостойкость свойственна растениям умеренной полосы (ячмень, овес, лен, вика и др.). Тропические и субтропические растения повреждаются и отмирают при температурах от 0 до 10 0С (кофе, хлопчатник, огурец и др.). Для большинства же сельскохозяйственных растений низкие положительные температуры негубительны. Связано это с тем, что при охлаждении ферментативный аппарат растений не расстраивается, не снижается устойчивость к грибным заболеваниям и вообще не происходит заметных повреждений растений.

Растения не имеют постоянной температуры тела и, в отличие от животных, не могут уйти в укрытие от жары или холода. К вредному воздействию неблагоприятных температур они приспосабливаются с помощью анатомо-морфологических и физиологических механизмов.

 К анатомо-морфологическим адаптациям растений к холоду относится:

маленький рост при сохранении больших размеров репродуктивных органов.  Примеры:  Ива полярная, березка арктическая, многочисленные арктические растения.

Формирование укороченных побегов. У каких растений формируются укороченные побеги при адаптации к холоду?  -  У лиственницы, ивы.

А ива чукотская и дуб монгольский адаптируются при помощи неопадение отмерших листьев с крон. Береза шерстистая, лапчатка земляниколистная, прострелы, лиственница курильская опушают побеги и листья.

Анатомо-морфологические адаптации растений к холоду: минимизация размеров при сохранении больших размеров репродуктивных органов (ива полярная, рододендроны камчатский и Адамса, березка тощая (арктическая), филлодоце голубая, многочисленные арктические растения); формирование укороченных побегов-брахибластов (лиственницы, ивы); неопадание отмерших листьев в кронах (дуб монгольский, ива чукотская); опушение побегов и листьев (береза шерстистая, лапчатка земляниколистная, прострелы, лиственница курильская), наличие воскового налета; оплетание сосущими корнями лиственницы теплых бугорков (камни, валеж) на почвах с мерзлотой; геофилизация – погружение в субстрат нижней части растений.

        Адаптации к холоду таковы: опушение почечных чешуй, толстая кутикула, утолщение пробкового слоя, опушение листьев, закрывание розеточных листьев ночью, развитие карликовости, развития стелящихся форм, подушковая форма роста, развитие контрактильных корней, повышение концентрации клеточного сока, повышение доли коллоидно-связанной воды, анабиоз

И наконец, физиологические (биохимические) адаптации к ним относится:

снижение интенсивности транспирации, уменьшающее теплоотдачу;

накопление в клетках сахаров и других веществ, увеличивающих концентрацию клеточного сока;

накопление в клетках антоцианов, обеспечивающих в холодное время сезона красный цвет и оттенки фотосинтезирующего аппарата (побеги шиповника и чозении, листья копытня, джефферсонии, адониса, ветрениц и тополя; цветки у ивы Крылова);

выделение веществ, зачерняющих поверхность вокруг стволов (чозения);

Отложение в клетках запасных питательных веществ в виде высокоорганических соединений – масла, жира, гликогена. Они вытесняют из вакуолей воду и делают клетки более устойчивыми к замерзанию. В период подготовки к зиме происходит изменение запасных веществ: крахмал вновь превращается в сахар, но иного строения, чем летом – кроме сахарозы и фруктозы в коре хвойных деревьев появляется стахиоза и раффиноза

Перераспределение в тканях энергетических веществ. У растений к зиме крахмал откладывается в корнях, масла и сахара – в надземных органах. В древесине масла откладываются во внутренних слоях, что повышает их зико-химического состава веществ в клетках и тканях.

                           ЖАРОУСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕНИЙ

Жароустойчивость (жаровыносливость) — способность растений переносить действие высоких температур, перегрев. Это генетически обусловленный признак. Виды и сорта сельскохозяйственных растений различаются по выносливости к высоким температурам.

                    По жароустойчивости выделяют три группы растений.

1. Жаростойкие — термофильные синезеленые водоросли и бактерии горячих минеральных источников, способные переносить повышение температуры до 75-100 °С. Жароустойчивость термофильных микроорганизмов определяется высоким уровнем метаболизма, повышенным содержанием РНК в клетках, устойчивостью белка цитоплазмы к тепловой коагуляции.

2. Жаровыносливые — растения пустынь и сухих мест обитания (суккуленты, некоторые кактусы, представители семейства Толстянковые), выдерживающие нагревание солнечными лучами до 50-65 °С. Жароустойчивость суккулентов во многом определяется повышенными вязкостью цитоплазмы и содержанием связанной воды в клетках, пониженным обменом веществ.

3. Нежаростойкие — мезофитные и водные растения. Мезофиты открытых мест переносят кратковременное действие температур 40-47 °С, затененных мест — около 40-42 °С, водные растения выдерживают повышение температуры до 38-42 °С. Из сельскохозяйственных наиболее жаровыносливы теплолюбивые растения южных широт (сорго, рис, хлопчатник, клещевина и др.).

Многие мезофиты переносят высокую температуру воздуха и избегают перегрева благодаря интенсивной транспирации, снижающей температуру листьев. Более жаростойкие мезофиты отличаются повышенной вязкостью цитоплазмы и усиленным синтезом жаростойких белков-ферментов.

При высоких температурах растения утолщают покровную ткань, и образует восковой налет на листьях при это уменьшает интенсивность испарение воды, образует толстый слой кутикулы, имеют толстый слой пробкового слоя для изоляции камбия от перегрева, листья принимают вертикальную ориентацию и имеют войлочное опушение. В холодных районах растут, в основном многолетники, в жарких – много однолетников.

При высоких температурах выявлены такие адаптации, как густое опушение листьев, блестящая поверхность, уменьшение поверхности, поглощающей радиацию, изменение положения по отношению к источнику тепла, усиление транспирации, высокое содержание защитных веществ, сдвиг температурного оптимума активности важнейших ферментов.

                  Группы растений по отношению к теплу и холоду:

                             1. Нехолодостойкие растения

К этой группе относятся все те растения, которые серьезно повреждаются уже при температурах выше точки замерзания: водоросли теплых морей, некоторые грибы и многие листостебельные растения тропических дождевых лесов. (Дерево какао, фиалка узамбарская, глоксиния)

                              2. Неморозостойкие растения

Эти растения хотя и переносят низкие температуры, но вымерзают, как только в тканях начинает образовываться лед. Неморозостойкие растения защищены от повреждения только средствами, замедляющими замерзание. В более холодное время года у них повышается концентрация осмотически активных веществ в клеточном соке и в протоплазме, а также переохлаждаемость, что предотвращает или замедляет образование льда при температурах примерно до --7°С, а при постоянном переохлаждении и до более низких температур. В период вегетации все листостебельные растения неморозостойки. В течение всего года чувствительны к образованию льда глубоководные водоросли, холодных морей и некоторые пресноводные водоросли, тропические и субтропические древесные растения и различные виды из умеренно-теплых районов.(лимоны, мандарины, камелии, чай)

                                   .3. Льдоустойчивые» растения

В холодное время года эти растения переносят внеклеточное замерзание воды и связанное с ним обезвоживание. Устойчивыми к образованию льда становятся некоторые пресноводные водоросли и водоросли приливной зоны, наземные водоросли, мхи всех климатических зон (даже тропической) и многолетние наземные растения областей с холодной зимой. Некоторые водоросли, многие лишайники и различные древесные растения способны чрезвычайно сильно закаливаться; тогда они остаются без повреждений и после продолжительных суровых морозов, и их можно охлаждать даже до температуры жидкого азота. (дуб, вяз, клён)

                   Отношение к низким температурам характеризуются:

Холодостойкостью – длительно переносят низкие положительные температуры – от +1 до +10°С. Нехолодостойки выходцы из тропиков – хлопчатник, рис, баклажаны.

Морозостойкостью – не гибнут при температуре от -1 до -7°С, хорошо переносят низкие температуры ниже 25°С. Все древесно-кустарниковые виды умеренных зон. У одних и тех же растений холодоустойчивость разных органов и в разное время года неодинакова (рис. 2). Наиболее уязвимы молодые ткани и регенеративные органы.

Льдоустойчивостью – переносят кратковременное образование льда между клетках, после оттаивания продолжают жить.

                     Отношение к высоким температурам характеризуется:

Жаровыносливостью – растения солнечных сухих местообитаний, способные переносить кратковременное (до получаса) повышение температуры до +60°С без повреждения тканей. Самые жаровыносливые – лишайники.

Жаростойкостью – низшие растения, живущие в термальных источниках (сине-зеленые водоросли, бактерии) стой до +90°С.

Жароустойчивость растений зависит от географического положения, сезона года, положения в рельефе. Более устойчивы к жаре южные виды. Виды умеренных и арктических зон более жароустойчивы зимой, жарких стран (средиземноморские виды) – летом. Горноальпийские виды менее жароустойчивы, чем растущие в нижележащих поясах.

Экология растений – 6 кл     Урок №8 – Приспособление растений к высоким и низким температурам.

Таблица «ЗХУ»

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ











Таблица «Приспособления растений к высоким и низким температурам.

ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА

НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА


















3. Заполнить схему: « Группы растений по отношению к теплу и холоду»

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

  ЖАРОУСТОЙЧИВОСТЬ                       ХОЛОДОСТОЙКОСТЬ 

1.

2

3.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Озинского муниципального района Саратовской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки»

ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620

Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru

ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423 

                         

«Согласовано»

Руководитель МО

___________И.Я. Девицина.

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «ООШ р.п. Озинки»   по УВР

_________ Н.П. Лявинскова.


«____»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор «ООШ р.п. Озинки»  

_____________Л.В. Кузнецова.


Приказ № ___ от «___»_____________2010 г.

Дополнительная образовательная программа

детского экологического театра

«Театр, где играют дети»

Программа рассчитана на детей 9-12 лет

Автор: Кузнецова Л.В., учитель экологии

Год разработки программы - 2010

Год корректировки программы - ежегодно

р.п. Озинки

2010-2011 уч.год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Театр, где играют дети» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности, через выступление ДЭТ перед разной аудиторией.

Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы дополнительного образования, в процессе которой закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы ДЭТ «Театр, где играют дети».

Школьникам среднего возраста свойственны не только высокая познавательная активность, направленная на изучение окружающего мира, интерес к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, но и желание реализовать свои творческие способности,  поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический театр.

Новизна данной программы заключается в соединении двух, казалось бы, абсолютно разных направлений, экологических проблем и театрализованного действия. Гармоничное соединение этих направлений как раз возможно при создании детского экологического театра. Экологический театр – синтез многих искусств (литературы, живописи, музыки, вокального искусства, искусства танца) и науки, изучающий природоохранную деятельность человека, его отношение ко всему живому. Это воспитание способствует приобщению школьников к искусству театрального мастерства, экологической направленности многостороннего художественно-творческого развития личности ребенка, расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-эстетических представлений, знаний и навыков.

 Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у нас в руках. Люди должны научиться бережно, относиться к богатствам планеты.

 Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, а экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной дополнительной образовательной программы.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

И особенно важно в данной образовательной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются театрализованные представления экологической направленности. Театрализованные мероприятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Театр, где играют дети» является ее форма реализации: экологическое воспитание школьников, через театральные постановки и актерское мастерство.

Цель программы:

формирование таких качеств как экологическая ответственность, познавательная и социальная активность в сфере отношения человека с окружающим миром и развитие творческих способностей учащихся в рамках ДЭТ «Театр, где играют дети».

Задачи:

1. формировать экологическое мировоззрение, основанное на представлении о своем единстве с природой;

2. развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека;

3.   воспитывать экологическую культуру учащихся;

4.  расширить творческие способности учащихся через развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

5.  овладение навыками общения и коллективного творчества.

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации и самовыражения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

 Для обучения принимаются учащиеся  9-12 лет.

          Оптимальное количество детей в группе 15 - 20 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

 Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 35 часов в год: 10 час – на теоретический материал по истории театра и знакомство с основными экологическими понятиями и проблемами современного общества; 25 час – на изготовление декораций, разыгрывание этюдов и импровизаций, репетиции спектаклей. Ежегодно в программу вносятся коррективы по репертуару.

                              Форма и режим занятий

 Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма  занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать  в коллективе. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. 

Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении, где должно быть достаточно свободного пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций. Учащиеся должны приходить в свободной и удобной одежде.

Основные этапы дополнительной образовательной программы ДЭТ «Театр, где играют дети»:

1 этап – знакомство с основными экологическими терминами, понятиями, проблемами;

2 этап – ознакомление с основами театральной культуры;

3 этап – развитие свободы и пластики движений;

4 этап – развитие культуры и постановки техники речи;

5 этап – постановка спектаклей экологического содержания;

6 этап – отчетные выступления, участие в конкурсах и фестивалях экологического направления.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Обучающийся знает:

правила безопасного поведения на сцене и обращения со сценическим оборудованием;

важнейшие экологические понятия и экологические проблемы крупных городов;

что такое театр;

чем отличается театр от других видов искусств.

Имеет понятия:

о глобальных экологических проблемах;

о возможных путях решения экологических проблем;

об элементарных технических средствах сцены;

об оформлении сцены;

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

направлять свою фантазию по заданному руслу;

образно мыслить;

концентрировать внимание;

ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают навыки:

общения с партнером (одноклассниками);

элементарного актёрского мастерства;

образного восприятия окружающего мира;

коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Формы подведения итогов

 Подведением итогов реализации данной дополнительной образовательной программы является просветительская и природоохранная деятельность через театрализованные представления перед учащимися школы, их родителями, а также участие в экологических конкурсах, конференциях и фестивалях детских экологических театров.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

I раздел «Актуальные экологические проблемы современности»

2

Что изучает экология.

Важнейшие экологические понятия

1

3

Глобальные экологические проблемы

1

4

Возможные пути решения экологических проблем современности

1

II раздел « Основы театральной культуры»

8

Театральный словарь

1

1

9

Вклад театрального искусства в формирование личности.

1

Фантазия - источник творческой духовности человека.

1

1

Устройство зрительного зала и сцены

1

1

Оформление сцены. Декорации

1

1

Игры

1

Пластические импровизации

1

Работа с этюдами

1

Работа со скороговорками. Развитие правильного дыхания

 

1

Распределение ролей и постановочные пробы

1

1

Работа с текстом по ролям

6

Изготовление декораций и костюмов

4

Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю

2

Репетиция всем составом

3

Отчетное выступление

1

Теория 10 час.

Практика 25 час.

Всего 35 часов.

Содержание дополнительной образовательной программы ДЭТ «Театр, где играют дети»:

Программа состоит из пяти  разделов, работа над которыми продолжается в течение 1 года.

I раздел «Актуальные экологические проблемы современности»

позволяет учащимся получить необходимые экологические знания;

понять ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.

II раздел « Основы театральной культуры»

призван познакомить учащихся с театром как видом искусства;

дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности;

включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание; участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

 III раздел «Пластика движений» 

включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся;

развитие свободы и выразительности телодвижений.

 IV раздел  «Культура и техника речи»

объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией;

включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

 V раздел  «Подготовка спектакля» 

базируется на авторских сценариях;

включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Организация занятий:

групповая форма работы со всеми членами кружка;

индивидуально-групповая форма на отдельных этапах работы над спектаклем;

работа по группам – декораторов, костюмеров, музыкантов.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Список литературы:

А.А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003

А.А.Кияновский, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды. 2007

А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.

А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.

А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.

В.С. Мурманцев, Н.В. Юшкин. Человек и природа. – М.: 2001

Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов //Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приспособления растений к высоким и низким температурам

Презентация к уроку "Приспособления растений к высоким и низким температурам" для 6 класса. Также можно использовать на занятиях дополнительного образования....

Конспект урока на тему: "Техника специально-беговых упражнений. Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)

Конспект урока на тему: "Техника специально-беговых упражнений. Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)...

Конспект урока на тему: "Техника специально-беговых упражнений. Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)

Конспект урока на тему: "Техника специально-беговых упражнений. Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (3 кл.)...

Тема «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека»

Тема : «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека.»Производственные процессы, выполняемые при пониженной температуре, ...