Устный экологический журнал "Приведем планету в порядок!"
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Синченко Ольга Васильевна

Экологический  журнал  предназначен  для  учащихся 5-6-х классов. Состоит  из  трех  страниц: "Отношение  человека  к  природе", "Экология  нашей  станицы", "Правила  поведения  в  природе". Цель  проведения  мероприятия:  формирование  экологической  культуры  поведения  учащихся  в  окружающей  среде,  воспитание  любви  и  бережного  отношения  к  природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  бюджетное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 7 им. В.П. Адодина

муниципального  образования  Кореновский  район

УСТНЫЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

ЖУРНАЛ

«Приведем  планету  в  порядок!»

(  для  учащихся  5 – 6  классов)

                                                                                           учитель  географии

                                                                                                   I  категории

                                                                                            МОБУ  СОШ  № 7

                                                                                            им. В.П. Адодина

                                                                                       МО  Кореновский  район

                                                                               Синченко Ольга Васильевна

ст. Дядьковская

2013

Цель:  формирование  экологической  культуры  поведения  учащихся  в  окружающей  среде; воспитание  любви, бережного  и  доброго  отношения  к  природе.

        Ведущий:  Добрый  день,  дорогие  друзья!  Сегодня  для  вас  мы  проводим  устный  экологический  журнал  «Приведем  планету  в  порядок!»

        Чтец:       Мы  рубим  лес,  устраиваем  свалки.

                             Но  кто  же  под  защиту  всё  возьмёт?

                             Пусты  ручьи,  в  лесу  одни  лишь  палки.

                             Подумайте,  а  что  нас  дальше  ждёт?

                             Пора  бы  человечеству  понять,

                             Богатство  у  Природы  отбирая,

                             Что  Землю  нужно  тоже  охранять:

                             Она, как  мы,  такая  же – живая!

        Ведущий:  Первая  страница  экологического  журнала  называется  «Отношение  человека  к  природе» (раскрывается  1-я  страница  журнала).

        И  чего  только  люди  не  выдумали,  чтобы  облегчить  и  улучшить  жизнь  на  Земле.  Удобрения,  чтобы  собирать  большие  урожаи,  и  смертоносные  яды,  чтобы  убивать  насекомых-вредителей,  и  автомобили, заполонившие  наши  улицы.  Люди  научились  в  громадных  количествах  добывать  из  земных  недр  полезные  ископаемые – уголь, нефть.

        Реки  перегородили  плотинами, и  там, где  были  луга, появились  водохранилища.  На  месте  бескрайних  лесов  построили  города, заводы, дороги…

        Люди  так  увлеклись  улучшением  своей  жизни,  что  не  заметили, как  в  реках  стало  меньше  рыбы, а  в  лесах – птиц,  зверей.  Рыба  погибала, отравившись  стекающими  с  полей  ядохимикатами, грязными  стоками  городов  и  заводов. Яды  убивали  насекомых  на  полях, но  заодно  губили  птиц  и  зверей.  Леса  вырубались,  поэтому  животным  и  птицам  труднее  было  найти  еду  и  убежище.  Они  погибали.

        Воздух  в  городах  стал  грязным  из-за  выхлопных  газов  автомобилей  и  дыма  заводов.

        Не  только  на  улицах, но  и  вдоль  дорог  и  даже  в  лесах  и  на  берегах  рек  и  озёр  появились  кучи  мусора.  Ведь  многие  люди, и  в  том  числе  дети, выбрасывали  прямо  себе  под  ноги  обёртки  конфет, бумагу, бутылки.  Они  не  задумывались  о  том,  что, например, стекло  и  пластмасса  останутся  мусором  на  долгие  годы, природа  сама  не  сможет  их  переработать.

        Планета  наша  весьма  загрязнена, но  мы  ещё  не  осознали  всей  опасности  для  жизни  на  огромной  мусорной  куче.  Мы-то  на  ней  пока  кое-как  живём, но  смогут  ли  жить  наши  дети?

                                                                                                                                   1

        Земля  наша  тяжело  и  неизлечимо  больна.  Многие  исследователи  и  ученые  считают, что  ещё  можно  остановить  течение  болезни.  Главное – изменить  своё  отношение  к  природе.  Давайте  посмотрим, как  мы  с  вами  в  нашей  станице  охраняем  свою  родную  природу. Все  знают,  что  за  здоровье  Земли  в  ответе   каждый  город  и  каждый  населённый  пункт, каждая  семья  и  каждый  человек  в  отдельности.

(Звучит  аудиозапись  песни  «Родные  места»  (муз. Ю.Антонова,     сл. Ю. Пляцковского).)

Ведущий:  Страница  2  называется  «Экология   нашей   станицы»

(раскрывается  2-я  страница) (учащиеся  выступают  с  сообщениями).

        1-й учащийся:  Краснодарский  край  является  частью  нашей  огромной  страны – России, на  территории  которой  всё  труднее  и  труднее  находить  зоны  экологического  благополучия.

        2-й  учащийся:   Наша  станица  Дядьковская  является  частью  Краснодарского  края.  Для  неё  характерны  следующие  экологические  проблемы:

        1-й  учащийся:   Обмеление  и  заиливание  реки  Бейсужок,  истощение  её  рыбных  запасов.

        2-й  учащийся:   Сброс  загрязнённых  сточных  вод  в  реку.

        1-й  учащийся:   Загрязнение  подземных  вод,  используемых  для  питьевых  целей  за  счёт  применения  в  сельском  хозяйстве  минеральных  удобрений, пестицидов.

        2-й  учащийся:   Разрушение  почв  под  воздействием  ветра  и  воды, что  приводит  к  образованию  оврагов  на  полях, снижению  плодородия  почв.

        1-й  учащийся:   Свалка  бытовых  отходов  (пыль, дым, неприятный  запах).

        2-й  учащийся:  Сжигание  мусора, растительных  остатков, в  результате  чего  ухудшается  химический  состав  воздуха, наносится  ущерб  растительному  и  животному  миру).

        1-й  учащийся:  Выбросы  вредных  веществ  в  атмосферу  от  передвижных  источников:  автомобилей, тракторов.

                                                                                                                                   2

        2-й  учащийся:  Ребята!  Каждый  из  вас  может  внести  свой  вклад  в  охрану  природы  нашей  станицы.

        1-й  учащийся:  Не  устраивайте  мусорные  свалки  в  неположенных  местах.

        2-й  учащийся:  Помогайте  содержать  в  чистоте  свои  дворы.

        1-й  учащийся:  Не  разжигайте  костры  без  присмотра  взрослых.  Это  может  привести  к  нежелательным, порой  трагическим  экологическим  последствиям.

        2-й  учащийся:  Не  разоряйте  птичьи  гнёзда  и  муравейники.

        1-й  учащийся:  Постарайтесь  посадить  несколько  деревьев, вырастить  свой  цветник.

        Ведущий:  Страница  3.  «Правила  поведения  в  природе»

Здесь  вы  узнаете  о  том, как  правильно  нужно  вести  себя  в  лесу, поле,  на  речке  и  в  других  местах.

        (Звучит  весёлая  музыка.  Выбегают  Туристы (1) – (4).)

        Турист (1):      Сегодня  мы  пришли  гулять.

                                    Благо  лес – рукой  подать!

                                    Закупили  всё  подряд:

                                    Пищу,  спички,  лимонад.

        

        Турист (2):     Свежий  ветер  возбудит  

                                   Наш  здоровый  аппетит!

                                   А  пакеты, банки, склянки

                                   Лес  большой, он  всё  вместит!

                                   Лес, он  чей?

                                   Ничей!

        Туристы (1)  и  (2) (хором):

                                   Ничей!

        Турист (3):     Расположимся  скорей!

                                   Тут  уж  нам  не  помешают.

                                   Жги  и  лей, руби  и  бей!

        Турист (4):     Урны  нет!  Неси  в  кусты!

                                   Мы  с  природою  на  «ты»!

                                                                                                                                   3

        Турист (1):     Банки  в  землю  закопаем,

                                   Мусор  птицам  разбросаем,

                                   В  речку  скинем  все  бутылки,

                                   В  море  пусть  плывут  посылки!

Турист (2):     Мы  цари!  Молчи,  природа!

                        Всё  здесь  наше – лес  и  воды!

(Звучит  весёлая  музыка, Туристы (1) – (4)  танцуют, разбрасывают  мусор, появляется  Берендей.)

Берендей:       Что  за  шум  в  лесу  моём?

                         Что  случилось, не  поймём.

                         Кто  здесь  всё  переломал?

                         Разбросал  и  не  собрал?

                         За  такое  поведенье

                         Вас  судить – моё  решенье!

Турист (3):     Что  ты, что  ты, Берендей!

                         Мы  не  знали, пожалей!

Ведущий:       Можно  сберечь  и  лес, и  сад, и  поле,  и  речку, и  всё, что  нас  окружает, если  усвоить  ряд  несложных  правил  поведения  на  природе.  Правил, выполнение  которых  должно  стать  естественным  для  каждого  из  нас, как  привычка  говорить  «спасибо».

Берендей:       А  ну-ка, мои  помощники – Цветик-семицветик  и  Гриб  Боровик  (ударяет  посохом  об  пол),принесите  учебник  экологической  грамотности.  Мы  научим  наших  горе  туристов, как  нужно  вести  себя  в  лесу.

(Цветик-семицветик  и  Гриб  Боровик  выносят  учебник  экологической  грамотности.)

Итак, вот  некоторые  правила  из  нашей  экологической  азбуки.

(Удар  гонга.)

(Показывает  первый  знак.)  Правило  первое:     

                                 

Не  ломай  ветки  деревьев  и  кустарников.  Растение – живое  существо, и  ветки  вместе  с листьями  помогают  ему   дышать,  выделяют    в    воздух  кислород,  задерживают   пыль.   Неслучайно   там,   где   много    деревьев, дышится  легко.

                                                                                                                                 4

Гриб  Боровик  (показывает  второй  знак):  Правило  второе: 

Не  повреждай  кору  на  деревьях!   Это  очень  вредит  им:  через  ранку  вытекает  сок, могут  проникнуть  под  кору  микробы  и  грибы-трутовики, которые  вызывают  заболевания.  Деревья  долго  и  мучительно  умирают, только  сказать  об  этом  не  могут.

Цветик-семицветик  (показывает  третий  знак):  Правило  третье:   

Не  рви  цветов  в  лесу  и  на  лугу.  Ведь  цветок  в  вазе – это  пленник, приговорённый  к  скорой  смерти!  Пусть  лучше  это  чудо  природы  радует  глаз, сердце, душу  всех,  кто  придёт  следом  за  вами.  Именно  наша  давняя  привычка  рвать  цветы  привела  к  исчезновению  многих  видов  растений.  А  букеты  можно  составлять  из  прекрасных  цветов, выращенных  человеком.

        Берендей  (показывает  четвёртый  знак):    Правило  четвёртое:

В  лесу  старайся  ходить  по  тропинкам, чтобы  не  вытаптывать  траву  и  почву. От  вытаптывания  погибают  многие  растения,  насекомые.  Народная  мудрость  гласит:  один  человек  оставляет  в  лесу  след, сто  человек – тропу,  тысяча – пустыню.

        Гриб  Боровик  (показывает  пятый  знак):    Правило  пятое:

Нельзя  брать  яйца  из  птичьих  гнёзд, разорять  муравейники, раскапывать  норы  и  тревожить  лесных  зверей.  Если  увидите  в  лесу  маленьких  птенцов  или  зверёнышей, не  берите  их  с  собой.  Животные  в  природе  не  потеряны  и  не  брошены, они  живут  своей  жизнью, никто  не  создаст  им  необходимых  условий  для  роста  и  развития, кроме  родителей.

        Цветик – семицветик  (показывает  шестой  знак):  Правило  шестое:

 

Не  разводи  костёр  в  лесу, если  в  этом  нет  необходимости.  Кострище – это  раны  в  напочвенном  покрове  леса.  Для  их  заживления  требуется    15 – 20  лет.  От  костра  может  возникнуть  пожар  в  лесу  в  ветреную  погоду.

        Берендей  (показывает  седьмой  знак):  Правило  седьмое:

Не  сбивай  грибы, даже  несъедобные.  Часто  человек, проходя  по  лесу, сшибает  палкой  мухоморы,  поганки.  Тот, кто  так  поступает, не  уважает  лес, не  понимает  его  и  не  любит.  Мухоморы  помогают  расти  соснам, елям, берёзам  и  другим  деревьям.  Ими  питаются  белки, лоси  и  сороки.  Многие  грибы  участвуют  в  разложении  растительных  остатков  в  лесу:  разрушают  пни, поваленные  деревья, упавшие  сучья, отмершую  листву.  Они – санитары  леса.

                                                                                                                                  5

        Гриб  Боровик  (показывает  восьмой  знак):   Правило  восьмое:

В  лесу  запрещается  включать  на  полную  мощность  магнитофоны, поднимать  крик  и  шум.  От  этого  звери  и  птицы  покидают  свои  гнёзда  и  норы.  Нужно  ценить  и  охранять  извечную  и  мудрую  тишину, уметь  слушать  прекрасную  музыку  природы, волшебные  звуки  леса, птичьи  перепевы, разговор  ветра,  журчание  ручья.

        (Аудиозапись  «звуки  леса».)

        Берендей:  Вот  мы  и  познакомили  вас  с  основными  правилами  поведения  в  лесу.

        Турист (1):  Спасибо  вам, лесные  жители, вы  научили  нас, как  вести  себя  в  лесу.  Мы  навсегда  запомним  эти  правила  и  будем  их  выполнять.

        Турист (2):  А  мне  сейчас  вспомнились  слова  писателя  и  лётчика  Антуана  де  Сент-Экзюпери, который  говорил:  «Есть  такое  твёрдое  правило: встал  поутру, умылся, привёл  себя  в  порядок – и  сразу  же  приведи  в  порядок  свою  планету».

        Турист (3):  Ребята!  Давайте  уберём  всё  за  собой  и  приведём  в  порядок  лесную  поляну.

        (Звучит  аудиозапись песни  «Земляничная  поляна» (муз .Ю. Антонова, сл. В. Дюнина.)  Туристы  убирают  с  поляны  мусор.)

        Ведущий:     О,  человек!

                                 Природа-мать  ни  рек  и  ни  морей

                                 От  глаз  твоих  не  прячет,

                                 Ни  рослых  трав, ни  синевы  небес.

                              Цени  его, доверие  природы,

                                 Не  подведи  её.

                                 И  в  тёмный  лес  входи

                                 Как  в  храм  под  каменные  своды.

        Ребята, мы, готовясь  к  устному  журналу,  просили  вас  нарисовать  рисунки  на  тему  «Береги  природу!»  и  подготовиться  к  конкурсу  экологических  стихов. Давайте  мы  сейчас  и  проведём  конкурс  на  самые  лучшие  экологические  стихи.

        (Проводится  конкурс. Подводятся  итоги  конкурсов, награждаются  победители.)

        Вот  и  подошла  к  концу  наша  встреча.  Я  хочу  ещё  раз  напомнить  вам:  любите  природу, берегите  её  и  охраняйте!  Давайте  вместе  с  вами  споём  песню  о  природе.

                                                                                                                                   6

(Звучит мелодия песни «Пусть всегда будет  Солнце!» (муз. А.Островского))

        Все  (вместе; поют):     Пусть  всегда  будут  реки!

                                                    Пусть  всегда  будет  рыба!

                                                    Пусть  всегда  будет  море!

                                                    А  в  пустыни  верблюд!

                                                    Пусть  всегда  будут  рощи!

                                                    Пусть  всегда  будут  птицы!

                                                    Пусть  в  тайге  будут  звери,

                                                    А  у  дома  цветы!

                                                    Пусть  всегда  будут  люди,

                                                    Пусть  всегда  будут  дети!

                                                    Пусть  всегда  в  чистом  небе

                                                    Будет  солнце  светить!

 

                                                                                                                                 7