Ходатайство
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ОКРУЖНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

 

129626, Москва, Новоалексеевская ул., 8

Тел/факс (495) 687-75-25     E-mail svuo@yandex.ru

«_29_»___марта__2013 г.

 

 

 

ХОДАТАЙСТВО

Профессиональное сообщество учителей географии и экологии

Северо-Восточного административного округа г. Москвы

ходатайствует о включении в списки участников конкурса

на получение денежного поощрения лучшими учителями 

учителя географии и экологии

Государственного бюджетного образовательного учреждения                 

города Москвы центра образования № 1430

Ломакина Владимира Владимировича.

 

Ломакин Владимир Владимирович - учитель с высоким уровнем профессионального мастерства, в совершенстве владеющий современными образовательными технологиями, функциональными основами теории, методики преподавания географии и экологии, рационально использующий традиционные и инновационные образовательные системы.

Передовой педагогический опыт Ломакин В.В. активно пропагандирует учителям округа и города: проведение мастер-класса в рамках  постоянно действующего семинара «Организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода» - 2012; трансляция опыта работы в рамках  региональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал дополнительного образования в реализации новых задач государственной экологической политики» - 2012; выступление на городском семинаре «Стратегии инновационного развития образовательной области «География»: требования ФГОС и пути их реализации» - 2013 год; в 2014 году принимал участие предметного жюри всероссийской олимпиады школьников по географии, 2014 год экологии, Ломакин В.В. является членом электронных образовательных сообществ учителей географии и экологии города Москвы (http://mioo.seminfo.ru), активно участвует в форумах, обсуждениях, делится опытом, размещая свои разработки в сети, как на собственном сайте (http://www.nsportal.ru), так и в образовательных пространствах. Имеет опубликованные статьи в научно-практических сборниках.

Хорошо продуманная система работы Ломакина В.В. обеспечивает высокое качество обучения (90%), помогает формировать прочные и глубокие знания у всех учащихся, что в течение ряда лет подтверждается результатами ЕГЭ и ГИА: в  2012-2015 году 100% девятиклассников сдали ГИА, ОГЭ и ЕГЭ на хорошо и отлично. Среди учеников Ломакина В.В. есть награжденные серебряными медалями (в 2011 году – Бровченко Екатерина, в 2012 - Клычкова Елизавета, Сергеева Ольга) и золотыми медалями (в 2011 году - Прожогина Юлия, в 2012 - Гузик Константин, Кудрявцев Александр - 2014, Марыкин Сергей - 2014).

Человек творческий, Ломакин В.В. обладает большим потенциалом, позволяющим обеспечить образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Ученики Ломакина В.В. являются участниками и призерами городских, всероссийских конкурсов, соревнований, конференций, имеют ряд публикаций.

Ломакин Владимир Владимирович активно занимается вопросом интерактивной формы обучения как на уроках, так и во вне урочное, постоянно пополняет банк электронных методических материалов по географии и экологии, дополнительному обучению детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikaz.docx39.66 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

П Р И К А З

24 сентября 2013 г.    №  450       

О проведении окружного

интерактивного экологического

проекта «Любимая Москва»

В целях развития творческой инициативы учащихся в процессе эколого- ориентированной деятельности, развития умений применять знания на практике и формирование экологической культуры школьников

 

            приказываю:

  1. Утвердить Положение о проведении окружного интерактивного экологического проекта «Любимая Москва» для учащихся 8-9 классов (Приложение 1).
  2. Утвердить форму заявки на участие в окружном интерактивном экологическом проекте (Приложение 2).
  3. Утвердить состав жюри окружного интерактивного экологического проекта (Приложение 3).
  4. Директору  ГБОУ ОУМЦ  Аврутиной Е.Ф.:

4.1. Провести 11 октября 2013 г. окружной интерактивный экологический       проект «Любимая Москва» в соответствии с Положением.

  5. Руководителям образовательных учреждений:

5.1. Обеспечить участие школьников образовательных учреждений округа в                                                                 окружном интерактивном экологическом проекте «Любимая Москва»;

5.2. Назначить ответственного за сопровождение участников окружного интерактивного экологического проекта до места проведения и обратно.

5.3. Обеспечить участие учителей образовательных учреждений округа в работе жюри конкурса (Приложение 4).

  6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

   

 Начальник  управления                                              А.И. Грабовский

 Исп.: Родионова Р.В.

    8 (495) 682-62-64

                                                                   

                                                                             Приложение 1

к приказу Северо-Восточного                                   окружного управления образования

                                                                             от  24 сентября 2013 г.    №  450       

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении окружного интерактивного экологического проекта  

учащихся 8-9 классов

«Любимая Москва»

1. ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА

1.1. Организатором конкурса является Окружной учебно-методический центр СВАО.

1.2. Соучредителем конкурса является Управление Особо Охраняемых Территорий СВАО

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. Формирование целостного мировоззрения учащихся.
  2. Формирование экологической культуры личности учащихся.
  3. Развитие творческой инициативы детей и подростков процессе эколого-ориентированной деятельности.
  4. Развитие умений применять знания на практике.
  5. Воспитание бережного отношения к природе.

3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

3.1. Участниками интерактивного экологического проекта могут быть команды учащиеся 8–9-х классов общеобразовательных школ СВАО г. Москвы в количестве 5 человек.

4. ПОРЯДОК  И  СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

4.1. Проект проводится на базе ЦПКиО «Лианозово» Северо-Восточного округа города Москвы.

4.2. Форма заявки на участие в проекте и содержание программы проекта представлены в Приложениях 2,3.

4.3. Сроки проведения интерактивного экологического проекта «Любимая Москва» 11октября 2013 г. в 15:00 в ЦПКиО «Лианозово».

5. ЖЮРИ  ПРОЕКТА

5.1. Жюри конкурса:

- осуществляет контроль за соблюдением прохождения маршрута;

- осуществляет контроль за выполнением заданий на этапах;

           -определяет команды-победителей и призеров окружного интерактивного экологического проекта «Любимая Москва».

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

6.1. Подведение итогов проекта осуществляется 11 октября 2013г.

6.2. Всем командам - участникам проекта вручаются сертификаты.

6.3. Команды - победители и призеры проекта, а также их руководители награждаются грамотами ОУМЦ СВАО г. Москвы и памятными подарками.

 6.4. Координатор конкурса: методист  ГБОУ ОУМЦ СВАО Родионова Римма Владимировна  (тел. /495/ 682-62-64); е-mail: svuo-m@yandex.ru

                                                                         

                                                                       

                                                                            Приложение 2

                                                            к приказу Северо-Восточного                                                                     окружного управления образования

                                                                             от  24 сентября 2013 г.    №  450       

ФОРМА  ЗАЯВКИ

Заявка на участие в окружном интерактивном экологическом проекте «Любимая Москва»:

1) Отсканированная  заявка направляется по электронной почте по электронному адресу svuo-m@yandex.ru с пометкой в поле «тема письма» – «Заявка на проект «Любимая Москва» в срок с 25 сентября 2013 г. по 04 октября 2013 г. (включительно)

2)  Или представляется в распечатанном виде (на бланке ОУ, с печатью и подписью руководителя) в кабинет № 17 ГБОУ ОУМЦ СВАО. Дни и время приема заявок на бумажном носителе: 30 сентября 2013г. и 3 октября 2013 г. с 15:00 до 18:00.

№ п/п

Наименование и № ОУ (образовательного учреждения)

Адрес учреждения, телефон,

e-mail

Название команды

Состав команды (ФИО участников, класс)

Ф.И.О.

руководителя команды

Должность

руководителя  

Контактный телефон руководителя,

e-mail

Директор ГБОУ СОШ № _____        ________________ / ______________ /

« ____ »  ________________ 2013г.

М.П.  

                                                                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Любимая Москва»

  1. Каждая команда движется по индивидуальному маршруту, нанесённому на топографическую карту, выполняя конкурсные    задания на «остановках». Количество «остановок» - до 9 (связано с погодными условиями)
  2. Каждую команду сопровождает инструктор – подготовленный старшеклассник,   который контролирует выполнение заданий, соблюдение маршрута, фиксирует некоторые оценки в «таблице баллов».
  3. На протяжении маршрута команды-участники записывают слова, найденные на «остановках». В конце игры команды составляют из слов высказывание-девиз игры.
  4. По ходу проекта команда собирает  в специальную тару мусор, обнаруженный на территории парка, количество которого измеряется и оценивается на финише.
  5. Команды готовят представление (название, эмблема, девиз) и показывают его жюри перед началом маршрута (до 2 минут).
  6. Командам выдаются маршрутные листы, где указана очередность «остановок» и место записи ответов.
  7. Возможные конкурсные задания на «остановках»:

- экологический вопрос – ситуация (команды дают письменный развернутый ответ);

             - экологические пиктограммы;

             - юные орнитологи;

             - определение деревьев на участке маршрута (род, вид);

             - составление экологических цепочек по предложенным картинкам;

             - краеведение;

             - постановка палатки;

  - нахождение на участке маршрута предметов, не соответствующих данному                                                        времени года и данной природной ситуации;

             - преодоление препятствия;

             - составление девиза  и комментарий девиза экологического проекта.

  1. После прохождения маршрута команды сдают маршрутные листы, таблицы баллов, мусор. Жюри оценивает время прохождения маршрута и качество ответов на конкурсные задания, выставляет баллы.

                                                                         

                                                                         

                                                                          Приложение 3

                                                                           к приказу Северо-Восточного окружного управления образования

                                                                           от  24 сентября 2013 г.    №  450       

СОСТАВ ЖЮРИ

окружного интерактивного экологического проекта «Любимая Москва»

Председатель жюри:

Аврутина Елена Федоровна – директор окружного учебно-методического центра.

Члены жюри:

Родионова Римма Владимировна (заместитель председателя жюри)  – методист окружного учебно-методического центра;

Алпатова Ольга Борисовна – заместитель директора Управления ООПТ СВАО;

Ломакин Владимир Владимирович - учитель географии и экологии  ГБОУ ЦО  № 1430;

Ломакина Екатерина  Михайловна – учитель экологии и английского языка ГБОУ ЦО № 1430;

Батавина Ирина Александровна  –  учитель биологии и экологии ГБОУ ЦО № 1482.



Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка

Иинтерактивный экологический проект

«ЛЮБИМАЯ МОСКВА»

Ломакин Владимир Владимирович

учитель географии и экологии

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы

 центр образования № 1430

Москва, 2013г.

Пояснительная записка

   Экологические знания необходимы любому человеку, независимо от профессии, социальной принадлежности, взглядов и убеждений. От того, насколько прочным окажется фундамент этих знаний и сформирована положительная мотивация к изучению этой всеобъемлющей науки о природе, зависит уровень общей экологической образованности личности,  и знания, необходимые в повседневной жизни каждому из нас.  

    А учитывая то, что сегодня особенно актуальна концепция устойчивого развития, необходимо развернуть учащихся к природе, показать ее  мудрость, красоту и ту важнейшую роль, которую она играет в жизни каждого человека. Помочь в осознании того, что они могут способствовать устойчивому развитию природы, построив свои взаимоотношения с окружающим миром таким образом, чтобы не причинять ему невосполнимого ущерба с точки зрения не только дня сегодняшнего, но и дня завтрашнего.

   Современные дети не привыкли замечать изменения в природе, рассматривать во взаимодействии процессы, происходящие вокруг. Они - дети научно-технического прогресса, владеющие передовой техникой, но подчас не имеющие представления о культурных,  исторических и природных объектах даже своего района. Отталкиваясь от заинтересованности учащихся новейшими техническими средствами, я решил ознакомить их со значимыми объектами их района с помощью GPS-навигатора.

   Современная система глобального определения месторасположения GPS (Global Positioning System) на базе спутникового определения координат была создана в конце 70-х гг. Как и Интернет, данная система изначально проектировалась для военных целей, однако в последние годы гражданское применение получило мировой размах. В настоящее время орбитальная группировка GPS насчитывает 30 работающих спутников. Покрытие спланировано так, что в любой момент времени в любой точке Земли при отсутствии физических помех можно получать сигналы от 5 до 12 спутников. Поэтому бытовые GPS-приемники обычно поддерживают 12 каналов. Для точного определения координат в трехмерном пространстве достаточно «видеть» 4 спутника, каждый из которых весом около 900 кг вращается по 12-часовым орбитам на высоте около 20 тыс. км. На их борту есть 4 генератора частоты, особо точные «атомные» часы для передачи сигналов точного времени, корректирующие двигатели, компьютерная аппаратура.

   GPS основана на определении координат местоположения по расстояниям до спутников. Это означает, что наши координаты на Земле вычисляются на основе измеренных GPS-навигатором расстояний до группы спутников в космосе. Спутники выполняют роль точно координированных точек отсчета.

   Точность определения своего расположения для бытового GPS-навигатора, равная при отсутствии физических помех около 3-10 м в любой точке Земли, более чем достаточна для использования в образовательных целях. При этом: повышается мотивация и наглядность преподнесения материалов в школьном курсе географии и экологии, учащиеся становятся более привязанными к практике, обеспечивается интерактивное  и рефлексивное взаимодействие.

    Для того чтобы убедиться в актуальности ознакомления учащихся с GPS-навигатором, я проверил учеников 8-ых и 9-ых классов на предмет умения пользоваться GPS в целях определения координат точек на местности. Классы были выбраны не случайно - курсы географии именно этих классов изучают Россию, а она начинается со школы, двора, района, округа. Результат оказался близким к нулю – 5 человек из 168 учащихся владели умением работы с GPS-навигатором, остальные не имели представления о данной системе определения координат. Но заинтересованных оказалось много – необходимость умения пользоваться навигатором не нужно было доказывать. Так родилась идея экологического проекта «Любимая Москва» с использованием GPS системы определения координат, целью которой было определено формирование культуры личности, способной реализовать программу устойчивого развития.

Основными задачи проекта были названы:

  • развитие умения пользования GPS- навигатором;
  • развитие умения ориентирования на местности с помощью GPS- навигатора;
  • развитие творческой инициативы детей и подростков в процессе эколого-географической и краеведческой деятельности;
  • развитие умения работать с картой, используя новейшие технические средства (GPS- навигатор, компьютер, интернет);
  •  развитие бережного отношения к природе;
  • формирование дружного коллектива, небезразличного к природе и проблемам взаимоотношений природы и человека.

   Вначале проект «Любимая Москва» с использованием новейших цифровых технологий была проведена для учащихся ЦО №1430, где я работаю. Объекты были выбраны на территории района «Лианозово». Она достигла поставленных перед ней цели и задач, и очень понравилась учащимся.

   В 2010-2011 учебном году экологический проект «Любимая Москва» с использованием GPS впервые была проведена для школ Северо-Восточного округа г.Москвы, под патронажем ОУМЦ СВУО и лично методиста по экологии Карагашкина С.В.. В проекте приняли участие 8 школ, включая команду ЦО №1430.

   В 2011-2012 учебном году во II-ой окружной эколого-географической игре «Любимая Москва» уже участвовало 16 школ СВАО. Учащиеся ЦО №1430 выступали в роли организаторов игры – подбирали, определяли и маркировали объекты, особенно хочется отметить: Пиримяшкина Михаила, Никитину Анастасию, Тимонина Николая, Белякову Юлию.

В 2012-2013уч. году в проекте принимает участие 25 школ округа.

Школы, принимавшие участие в экологическом проекте

 «Любимая Москва»

№ п/п

2010-2011 уч.год

№ школы

2011-2012 уч.год

№ школы

1

964

1237

2

1414

1414

3

1370

1370

4

1956

Интернат №5

5

1682

219

6

701

752

7

763

249

8

1430

388

9

967

10

953

11

255

12

1095

13

1568

14

300

15

763

16

1094

  Данный проект объединяет в себе географию, экологию, биологию и москвоведение, помогает применить на практике знания, полученные за партой, а также получить новые и постичь суть взаимодействия человека с окружающей средой.

Описание экологического проекта «любимая Москва»

   В проекте принимают участие команды 8-ых-9-ых классов общеобразовательных школ в количестве 8-ми человек под руководством своего учителя экологии. Время проекта выбрано специально и является первой ступенькой к подготовке к школьному туру по географии, экологии и биологии, сентябрь-октябрь.

   Проект предполагает поиск «тайников», заданных точными координатами, определяемых с помощью GPS- навигатора. При этом «тайники» расположены в значимых с экологической, географической или краеведческой точек зрения, местах округа.

     Определив местоположения «тайников», организаторы маркируют их, определяют точные координаты с помощью навигатора и отмечают на карте масштаба 1:20000 их примерное расположение кружком радиусом 1 см.(см. Приложение)

   Если в данном месте можно копать, в землю зарывается пластиковая бутылка с заданием, которое нужно будет выполнить, обнаружив «тайник». Если же зарыть «тайник» невозможно, организаторы ограничиваются визуальными маркерами и тайник называется «визуальным». Задания к такому «тайнику» выдаются учителю заранее, в запечатанном конверте, который нужно вскрыть, обнаружив «тайник». (см. Приложение)

   Условия проекта сообщаются на Церемонии Открытия, команды-участники получают подробный инструктаж, ответы на интересующие вопросы, карту СВАО с координатами точек, которые нужно будет отыскать в процессе игры, рекомендации по оформлению «Путевого журнала» и сроки его сдачи.

   В течение месяца команда под руководством своего учителя ищет «тайники» в порядке, который определяет самостоятельно. При нахождении каждого «тайника» получает задание: либо разыскать подробную информацию о данной достопримечательности, либо провести топонимическое расследование, либо выполнить экологическое или географическое мини-исследование на местности. Доказательством обнаружения «тайника» являются фотографии, на которых должна быть запечатлена команда рядом с найденным «тайником».

   Результаты исследований, найденную информацию и фотографии с места нахождения «тайника» учащиеся оформляют в папку - «Путевой журнал». Журнал является основным документом команды, ведь именно рассмотрев «Путевые журналы» жюри определяет победителей. Четких требований к оформлению «путевых журналов» нет, творчество приветствуется. Журналы сдаются в сроки, определенные организаторами.

   Победителей проекта определяет компетентное жюри, рассмотрев и оценив «Путевые журналы» команд-участников.

   Победители и участники проекта с использованием GPS- навигатора «Любимая Москва» получают призы и сертификаты участников на Церемонии Закрытия Проекта.

Программа экологического проекта  «Любимая Москва»

  • поиск тайников с помощью GPS- навигатора, расположенных на территории округа в срок, определяемый организаторами (координаты точек узнаются на «церемонии открытия», а также на сайте ЦО № 1430);
  • выполнение заданий, найденных в «тайниках»;
  • оформление «путевого журнала» (в бумажном или электронном виде);
  • рассмотрение и оценка «Путевых журналов» компетентным жюри;
  • церемония закрытия (награждение).

Заключение

    Наш проект является интегрированным методом интерактивного взаимодействия, которое предполагает систему взаимодействий: со стороны педагога — планируемых, со стороны учащихся — ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия оптимального развития.

   Интеграция  таких предметов общеобразовательного цикла, как география и экология, помогает комплексному ознакомлению с окружающей средой – законами, факторами, взаимодействиями; пробуждает в учащихся желание сохранить эту среду для будущих поколений, а значит реализовать программу устойчивого развития.

   Наличие заданий, предполагающих проведение исследований, закладывает основы профессионального самоопределения, познавательной активности, продуктивности работы, связанных с ее организацией, с умением поставить эксперимент, просчитать вперед свои действия, проанализировать результаты и сделать выводы.

   Изучение своего края воспитывает гражданина, патриота своей Родины. Краеведческий аспект игры «Любимая Москва» направлен на изучение своей малой Родины, которая начинается с того, что находится рядом – Ростокинского акведука, Ботанического сада, рр. Яузы и Лихоборки, ВДНХ, Шереметьевского дворца и других архитектурных памятников, топонимики улиц и улочек своего района и округа. А открывая и познавая удивительное, ребята начинают ценить, любить и беречь свою Родину.

   Все больше и больше новейшие технические и цифровые средства проникают в нашу обычную жизнь. Родители многих ребят уже пользуются системой GPS, определяя с помощью навигаторов направления и движения своих автомобилей до заданной точки, используют их при сборе грибов, на рыбалке, в походе, чтобы всегда знать, где находятся и куда двигаться дальше. Освоить GPS-навигатор, понять его возможности и преимущества, которые дает его использование – эти задачи решает наша игра, вооружая школьников цифровыми приборами определения направлений и расстояний, высот, точек и координат.

   Слушая и читая восторженные отзывы ребят-участников нашем проекте, понимаешь как важны человеку знания, которые он может получить самостоятельно из окружающей действительности, а также общение в коллективе, которое меняется в условиях, созданных игрой «Любимая Москва». Такое общение способствует воспитанию взаимоподдержки, взаимоуважения, взаимовыручки, ответственности, толерантности и формирует коллектив, который связывают не отношения «по долгу», а настоящая дружба.

   В 2013-2014 учебном году планируется проведение городской эколого-географической игры с использованием GPS- навигатора. Надеемся, что этому суждено сбыться.

   В стадии разработки находится сайт проекта, где планируется размещать координаты точек во время игры, общение и обмен информацией между участниками, учителями, «Путевые журналы», отзывы и пожелания команд, а также создание рубрики «Неизвестное об известном», где будет размещаться информация и фотографии значимых, с разных точек зрения, местах г.Москвы.

    В результате участия в  проекте «Любимая Москва»  ребята не только вооружаются умением пользоваться  GPS- навигатором и знаниями об округе, в котором живут, они по-другому смотрят на мир и на себя в этом мире. Надеюсь, что они начинают осознавать, что география и экология – замечательно интересные и нужные предметы. Но главное – игра вносит свой вклад в формирование культуры личности каждого участника и помогает воспитывать Человека.

Приложение

Часть карты г.Москвы СВАО

ТАЙНИК № 1

Масштаб 1:20000

                                   -  Место расположения закопанного тайника, географические  

                                        координаты смотри на конверте

                                             

Первый «ТАЙНИК»

Географические координаты

широта (N),

долгота (EO)

высота (метр)

55° 51´ 11,6´´

37° 34´ 48,5´´

161

(закопан)

  1. Необходима лопата
  2. Рулетка
  3. Большой мусорный пакет
  4. Перчатки
  5. Градусник для измерения t воды

ТАЙНИК №1

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! Вы нашли то, что искали!

Выполните задание:

ПРОТОКОЛ

 обследования участка реки

Дата                                                                            Ближайший населенный пункт

Название реки: по карте

Область (край, республика)                                    Район

Ближайший постоянный ориентир

Откуда река начинается                                       Куда впадает

Морфометрические характеристики

Ширина (м)                                                             Глубина на середине реки (м)

Гидрометрические характеристики

Скорость течения (м/с)

Русло реки

Русло: прямое, умеренно извилистое, извилистое, меандры (нужное подчеркнуть) Закоряжено, завалено сучьями, завалено топляком, опадом листвы, полуразложившимися растительными остатками, захламлено бытовым мусором, металлоломом

(нужное подчеркнуть)

Наличие островов, мелей, перекатов, плесов (нужное подчеркнуть)

Наличие запруд, плотин, дамб, шлюзов, створов, причалов (нужное подчеркнуть)

Дно реки

Дно: каменистое, каменисто-песчаное, песчаное, глинистое, глинисто-каменистое, заиленный песок, сильно заиленное топкое, ил черного цвета, коричневого цвета, светлый ил (нужное подчеркнуть)

Наличие родников на дне и берегу реки: есть, нет, мало, много {нужное подчеркнуть)

Характеристика воды

Наличие следов нефтепродуктов: отдельные пятна, примазки на растениях, пятна и пленки на большей части поверхности, пена, мусор (нужное подчеркнуть)

Прозрачность: вода: прозрачная мутная, слегка мутная, бесцветная (нужное подчеркнуть)

Цвет: серый, зеленоватый (нужное подчеркнуть)

Запах: землистый, гнилостный, гнилостный, торфяной, травянистый (нужное подчеркнуть)

Интенсивность запаха: (в баллах): нет (0), очень слабая (I), слабая (2), заметная (3), отчетливая (4),

очень сильная (5) (нужное подчеркнуть)

Температура воды            °С                                               Температура воздуха         °С

Берег и прибрежная зона

Правый берег, левый берег:

Высота берега: высокий, низкий (нужное подчеркнуть) Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (нужное подчеркнуть)

Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной, известняковый, со следами эрозии, топкий, заболоченный (нужное подчеркнуть)

Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией, кострищами,

колеями автотранспорта (нужное подчеркнуть)

Древесная растительность: редкая, сплошная; представлена преимущественно ольхой черной, ольхой серой, ивой, черемухой, рябиной, березой (нужное подчеркнуть)

Террасы (наличие, количество, превышение одной над другой в метрах):

Прибрежно-водная растительность:

Редкая, обильная, образует сплошные полосы, куртины, на участке с быстрым течением, в заводях (осоки, рогоз, камыш, тростник, стрелолист обыкновенный, частуха подорожниковая, хвощ, зюзник, дербенник иволистный (нужное подчеркнуть)

Водная растительность:

Обильная, редкая, сплошная, сплавина (нитчатые водоросли (спирогира, зигнема), одноклеточные водоросли (зеленые, сине-зеленые), кувшинка, кубышка, водокрас, сусак зонтичный, элодея, ряска, многокоренник, рдесты (нужное подчеркнуть)

Животные, живущие рядом с водой и в воде:

Лягушки, пиявки, перловицы, водомерки, стрекозы (нужное подчеркнуть)

Рыба: водится, не водится, рыбы много, рыбы мало (нужное подчеркнуть)

Встречаются следующие виды рыб:

Раки: водятся, не водятся (нужное подчеркнуть)

Пойма берега, с которого производится наблюдения

Хозяйственные объекты: жилая застройка, садово-огородные участки, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и объекты (силосные ямы, склады удобрений) (нужное подчеркнуть)

Сделать рисунок реки и подписать её элементы: исток, устье, левые и правые притоки, показать направление течения реки.

Примечание:

  1. не забудьте вложить этот листок в «Путевой журнал»!
  2. сделать фото тайника и вашей команды
  3. при заполнении протокола возможны другие ответы

Молодцы! Успехов в нахождении следующих «тайников»!

Список литературы

  1. Глазачев С.Н., Кашелев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя. - Москва, 2004
  2. Душков Б.А. География и психология. – М.: Мысль, 1987.
  3. Кузубов А.П. Исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования
  4. Панчешникова Л.М., Душина И.В. и др. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1997.
  6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. Под ред. Л.П. Печко. – Педагогика, 1984.
  7. Экология и география в XXI веке под ред. И.И. Бариновой № 6, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ходатайство общественных организаций

В материале представлены ходатайства общественных организаций по выдвижению кандидатуры учителя русского языка и литературы Шаровой Л.Н. на получение премии в рамках нацпроекта "Образование"...

Ходатайство на воспитанницу «Образцовой студии свободного танца»

Ходатайство на  воспитанницу «Образцовой студии свободного танца» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчес...

Ходатайство РМО учителей русского языка и литературы

Данное ходатайство адресовано в конкурсную комиссию по отбору лучших учителей образовательных учреждений Республики Бурятия...

Пример ходатайства для аттестации

Ходатайство с таблицами...

Ходатайство от родителей

Ходатайство от родителей...

Ходатайство профессионального сообщества

Ходатайство профессионального сообщества...