Программа курса "Экоспас"
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Морозова Любовь Анатольевна

Данный материал представляет собой, разработанную программу факультативного курса "Экоспас", рассчитанного на 2 года занятий. Данная программа дает расширенное представление об экологических факторах, проблемах местной экологии. Занятия  делятся на несколько типов. Прежде всего это теория, практические занятия (эксперимент, лаборатораторные занятия и экскурсии). Практический материал ориентирован на  местный ландшафт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ekospas.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ СОШ «Царицынская  1»

«Утверждаю

Зам. директора по  учебной работе

_____________________________

«____»_________201_г.

Программа и календарно-тематическое планирование

Факультативного курса «Экоспас».

Учитель Морозова Л. А

Пояснительная записка.

Проблема охраны природы – одна из наиболее  важных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  
Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 6 – 8 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
Актуальность данной программы объясняется все более возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально  развитых  молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся среднего звена.

Цели и задачи программы

Цель:

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

  • привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
  • научить проводить мониторинг здоровья школьников
  • составить экологическую карту  поймы р. Царица
  • изучать растительный и животный мир родного края
  • написать историю реликтовых растений Волгограда и Волгоградской области (в том числе и захватить временной период г. Царицына).
  • воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую); творческие и коммуникативные способности учащихся;
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • научить правильно оформлять результаты работы, защищать.

Режим занятий: (занятия  один раз в неделю). Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

• познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;

• бережное отношение к природе;

• творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

• самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

• духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;
  • правила поведения в природе;
  • что такое охрана природы;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • разнообразие растений и животных;
  • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • особенности растительного и животного мира
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края;
  • основы здорового образа жизни;
  • влияние вредных факторов на здоровье человека;
  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
  • физиологические основы закаливания;
  • способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

• оценивать экологическую ситуацию;

• выполнять правила поведения в природе;

• ухаживать за комнатными растениями;

• наблюдать за погодой, явлениями природы;

• составлять температурные графики;

• составлять карту местности;

• оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

• правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

• участвовать в природоохранных акциях;

• изготовлять поделки из природных материалов;

• работать с научной литературой;

• выполнять учебные рефераты, презентации;

• самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • подведение итогов своих наблюдений (презентация, защита проекта);
  • фотовыставки;
  • учебно-исследовательские конференции (защита исследовательской работы);
  • демонстрация презентаций, экологических представлений, викторин;
  • участие в областных конкурсах.

Прогнозируемые результаты.

Реализация данной программы способствует развитию и накоплению знаний  о разнообразии растительного и животного мира (в том числе и урбанизированного сектора); об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Помогает формировать качества коллектива как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело, и свой результат в нем.

ПРОГРАММА.

Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек». Изучение промышленности Волгограда. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История Волгограда: экологическое состояние.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети в городе, правила поведения на дороге. Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты Решение экологических задач.

Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного  уголка природы (на примере городского парка).

Конференции. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.

Раздел «Практическая экология, или охрана природы». Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы. Вода, свойства, значение, охрана. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в  городских условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ

Практические работы. Операция  «Чистый школьный двор», « Чистое побережье р. Волги». Изучение и моделирование глобальных проблем.

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды.

Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира. Редкие и охраняемые животные и растения. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Практические работы. Изучение растений-красителей. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.

Экскурсии.

 Биоценоз в условиях города (экскурсия в ботанический сад).  Изучение развития биоценозов родного края.

 

Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

Написание рефератов, создание презентаций.

Тематический план занятий.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Экскурсии

  1.  

Вводное занятие

1

1

Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек».

4

2

2

Изучение промышленности Волгограда.

2

1

1

Изучение комнатных растений.

2

1

1

Экологическая демография. История Волгограда: экологическое состояние.

3

1

2

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края.

1

1

Экология человека. Здоровье человека.

1

1

Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания.

1

1

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни.

2

1

1

Что мы едим. Правильное питание.

5

2

3

Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях..

2

1

1

Дети в городе, правила поведения на дороге

1

1

Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта.

2

2

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты

1

1

Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях.

1

1

Решение экологических задач.

2

2

Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного  уголка природы (на примере городского парка).

1

1

Конференции. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.

1

2 год. Вводное занятие.

1

1

Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Основные сведения об экологическом  состоянии окружающей среды.

5

2

3

Природа и общество. Памятники природы.

3

2

1

Вода, свойства, значение, охрана. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение.

5

2

3

Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в  городских условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды.

4

1

3

Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него.

2

2

Законы взаимоотношений общества и природы.

1

1

Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ

3

1

1

Практические работы. Операция  «Чистый школьный двор», « Чистое побережье». Изучение и моделирование глобальных проблем.

3

3

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

2

1

Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды.

2

1

Всего:

64