Урок НРК "Природа и экология Красноярского края" по теме "Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края."
план-конспект урока (экология, 7 класс) на тему

Генералова Ольга Владимировна

Разраьртка урока с презентацией по НРК "Природа и экология Красноярского края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК    НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО  ТЕМЕ:

Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края.

 Урок разработан учителем Генераловой Ольгой Владимировной, МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

Цели урока:

  1. Рассмотреть  влияние ландшафтов на жизнь животных.
  2. Познакомиться с приспособлениями животных, позволяющими переносить условия суровой зимы.

3.  Развивать у учащихся системное мышление, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.

                                                          Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое среда обитания организмов?

2. Перечислите среды обитания организмов.

3. Назовите факторы среды обитания организмов.

4. Назовите 1-2 типичных животных для ландшафтно-географических зон Красноярского края.

     II. Изучение нового.

Слово учителя.

Животные представляют собой важную часть любого ландшафта, включающего в себя разнообразные экосистемы.

Ландшафт оказывает большое влияние на животных. Это выражается в приобретении ими приспособительных особенностей, соответствующих особенностям данного ландшафта и обеспечивающих возможность их существования в условиях этого ландшафта. Более того, видовой состав животных и численность каждого из видов определяются особенностями данного ландшафта. Например, белка не может существовать в условиях степного ландшафта, ее особенности приспособлены к жизни в кронах деревьев, а ее численность в первую очередь определяется обилием семян ели и других хвойных в заселенном белкой лесном ландшафте. То есть жизнь данного вида находится в прямой зависимости от состава и обилия растительности. Существенное влияние на состав животных в каждом ландшафте оказывают рельеф и характер почв. Для многих видов животных почва представляет собой среду обитания – это черви, насекомые, пауки и клещи, некоторые насекомоядные млекопитающие, грызуны и др. Огромное значение в формировании состава животных имеет рельеф местности. Приобретение приспособлений к существованию в условиях каменистых почв и горного рельефа, например, некоторыми видами копытных (горный баран-аргали) исключает возможность их обитания на равнинах, и наоборот. Характерное действие на организмы животных оказывают такие факторы как гравитационное поле Земли (в результате формируются скелетные структуры), температура воздуха (при повышении температуры во внешней среде у волка происходит интенсивное испарение влаги с языка). Даже такое, казалось бы, безобидное изменение природной среды, как изменение окраски ландшафта осенью, «сигнализирует» птицам об их готовности к перелету. Одним из главных факторов среды обитания, определяющих видовой состав животного мира на территории края, является климат.

Задание 2. 

Приведите примеры, иллюстрирующие влияние ландшафтов на жизнь животных. Ответьте на вопрос: может ли какой-то из компонентов природы являться решающим для определения видового состава животного мира ландшафтно-географических зон?

Работа с текстом.

Задание 3. Прочитайте текст.

2. Подчеркните в тексте приспособления, позволяющие животным переносить условия суровой зимы.

3. Заполните таблицу, в первую колонку запишите подчеркнутые приспособления, во вторую - примеры животных края.

Возможность существования животных в суровых условиях сибирской зимы обеспечивают приспособления, сформировавшиеся в процессе жизни. К ним относятся: анабиоз и зимняя спячка, сезонные миграции и кочевки, приобретение животными на зимний период морфофизиологических приспособлений, использование естественных убежищ, запасание корма. В анабиоз, т.е. «безжизненное» состояние или состояние неактивной жизни, на зимний период впадают все беспозвоночные животные- черви, пауки, клещи, насекомые, причем многие из них способны в таком состоянии выдерживать сильное охлаждение. В состоянии спячки зимы переживает, например, бурый медведь — обитатель тайги.

Большое количество птиц осенью покидают территорию края, избегая тем самым неблагоприятного влияния суровых условий зимы. Осенью в лесотундру из тундры откочевывают стада дикого северного оленя. Приспосабливаясь к изменению благоприятных летних условий жизни к суровым условиям зимы, многие животные изменяют цвета пера и меха, обрастают пухом, волосом на подошвах, накапливают подкожный жир.

Использование естественных убежищ в тайге свойственно многим животным. В дуплах селятся соболь, летяга и белка, дятлы, совы и многие другие птицы. В низких дуплах, пустотах (под корнями деревьев или в разрушающихся стволах упавших деревьев) селится бурундук. В гуще ветвей хвойных деревьев делает шаровидные гнёзда - «гайно» - белка, здесь же гнездятся многие птицы, в толще опавшей хвои обитают некоторые виды землероек и полевок. В связи с дефицитом естественных убежищ в степях много животных, способных устраивать свои убежища в почве или использовать норы, вырытые другими животными. Норы, иногда очень глубокие и сложные, роют сурки и суслики, хомяки и мышевидные грызуны.

О снижении активности некоторых животных в периоды особенно низких температур уже говорилось. Такая возможность для некоторых видов, например, для белки, обеспечивается способностью к заготовке кормов впрок. Такой способностью обладают многие таежные грызуны и даже некоторые птицы, например, кедровка. Многие наземные грызуны и насекомоядные тайги и тундры обладают способностью передвигаться и отыскивать корм под снегом, например, горностай, а другие животные, например, глухарь и рябчик, спят, погрузившись в рыхлый снег.

В условиях открытого ландшафта степей и тундр важным приспособлением является способность к быстрому перемещению в пространстве. Быстрый полет или бег в этих условиях дают возможность поймать добычу или избежать встречи с хищником. Стремителен полет степной пустельги, ряда других птиц степей.

Важные морфофизиологические адаптации в условиях открытых ландшафтов представляют собой острое зрение и маскирующая окраска, свойственная большинству животных.

Задание на дом:

 Используя различные источники информации, составьте сообщение об одном из вышеперечисленных животных по плану:

1. Особенности внешнего строения

2. Где обитает на территории края?

3. Чем питается?

4. Как переносит суровые зимние условия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 классе по теме «Разрушение естественной среды обитания животных»

ОТКРЫТЫЙ УРОКВ 10 классе по теме «Разрушение естественной среды обитания животных» по по учебнику О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой "English X"с использованием ТСО...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".

При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....

план урока по биологии в 5 классе по теме : Среда обитания.Экологические факторы к учебнику Сухоруковой Л.Н.

технологическая карта урока по биологии в 5 классе(ФГОС) по теме Среда обитания.Экологические факторы....

Экологические факторы среды обитания

познакомить учащихся со средой обитания и экологическими факторами: абиотическими, биотическими влиянием деятельности человека на природу....

Экологические факторы среды обитания

познакомить учащихся со средой обитания и экологическими факторами: абиотическими, биотическими влиянием деятельности человека на природу....

Исследовательский проект по экологии на тему: «Воздействие факторов среды обитания на здоровье школьников выпускных классов».

В ходе работы над проектом обучающиеся научились  выявлять наиболее актуальные проблемы среды обитания школьников. Рассмотрели  конкретные факторы влияющие на здоровье обучающихся выпускных ...