ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
статья по экологии по теме

Грибанова  Наталья Александровна

ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа, которая включает в себя следующие станции: «Школьный двор», «Игнатьевское шоссе», «Асташинские озера». Здесь каждый может найти дело по душе: наблюдение, фотосъемка, работа в лекторской группе, составление и реализация проектов. Учащиеся на практике познают зоны природы. И конечно, наибольший объем работы приходится на станцию «Школьный двор».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_dvor_kak_zdorovesberegayushchee_prostranstvo.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Н.А. Грибанова

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25»,

г. Благовещенск

Никогда так не думаешь о здоровье,

Как глядя на снег, цветы и луну.

Японская мудрость

Уровень здоровья нового поколения, его духовность зависят от ряда факторов: биологических, социально – гигиенических, природно – климатических, антропогенных, а также от уровня образования и культуры человека, его интеллигентности.

По мнению ряда авторитетных ученых (Ю.П. Лисицы, В.П. Петленко и т.д.), доля экологических факторов составляет 15 – 20 % среди всех факторов, определяющих здоровье человека (Величковский и др., 1997).

В индустриально развитых странах мира катастрофическими темпами растет загрязнение окружающей среды, происходит нарушение биологических законов, обеспечивающих выживание флоры и фауны. В атмосфере крупных городов кислорода в 5 – 10 раз меньше, чем за городом.

Детский организм особенно остро реагирует на экологическую дисгармонию. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, увеличение числа онкологических заболеваний и т.д. По итогам первого этапа Всероссийской диспансеризации детей в г. Благовещенске, у 77,2 % детей, прошедших профилактический осмотр, выявлены различные патологии (62,6 % по Амурской области в целом). Невозможно полностью уберечь детей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Остается по мере возможности нейтрализовать это воздействие и помочь организму бороться с их последствиями. По утверждению Н.К. Смирнова (2002), задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов включает:

  • Информационно - просветительную работу с учащимися – повышения уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды;
  • Воспитательную работу по формированию экологической культуры школьников;
  • Создание в образовательном учреждении условий, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды.

Эта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа, которая включает в себя следующие станции: «Школьный двор», «Игнатьевское шоссе», «Асташинские озера». Здесь каждый может найти дело по душе: наблюдение, фотосъемка, работа в лекторской группе, составление и реализация проектов. Учащиеся на практике познают зоны природы. И конечно, наибольший объем работы приходится на станцию «Школьный двор».

Театр начинается с вешалки, а школа – со школьного двора. Не секрет, что школьные дворы из-за малого видового разнообразия деревьев (это чаще всего тополь, береза и карагач) не способствуют интеллектуальному развитию учеников, их экологическому и эстетическому воспитанию. Ландшафт школьных дворов свою оздоровительную функцию не выполняет, а ведь еще древние понимали, что здоровье человека зависит от выразительности природного ландшафта. Психоэмоциональное восприятие природной среды оказывает влияние на состояние всего организма. В то время как повреждающее или оздоровляющее влияние физико-химических явлений на телесное имеет, как правило, местный (локальный) характер, природное окружение несет определенную информацию о его состоянии – через форму, цвет, звук. Информация усваивается, оказывает существенное влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желания, и потребность действовать. Поэтому, согласно проставлению мэра города о преобразовании школьных дворов, мы приняли участие в конкурсе проектов «Школьный двор как экосистема» (Мамедов и др., 2002).

Весь школьный двор разбит на участки, каждый их которых несет свою воспитательную и образовательную функцию.

Школьный дендрарий, насчитывающий 50 видов растений Амурской области, развивает интеллект учащихся и прививает любовь к родному краю. Здесь проводят уроки биологии и экологии, во время которых учащиеся знакомятся с представителями уссурийской тайги: береза плосколистная, береза даурская, осина Давида, черемуха азиатская, черемуха Маака, шиповник морщинистый, лещина маньчжурская, ольха волосистая, маакия амурская и другие. Гордостью нашей школы являются редкие растения юга Амурской области: смородина двуиглая, орех маньчжурский, ясень маньчжурский, барбарис амурский, абрикос маньчжурский. В школьном дворе проводятся соревнования «Экологическая тропинка», «Экологический марафон», игры «Путешествие в страну Берендея» и другие.

Фитопарк – участок, где собрана коллекция деревьев, кустарников, способствующих сохранению здоровья. Это сосна обыкновенная, облепиха, калина Саржента, черемуха амурская, липа амурская, шиповник даурский.

Растения – наши молчаливые друзья и помощники, чудные  целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума.

Свое оздоравливающе действие  растения проявляют путем выделения эфирных масел, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образования лейкоцитов в крови.

В последние годы представления о воздействии запахов на человека оформились в новую науку – араматологию и ее прикладную ветвь – ароматерапию.

Лучший источник полезных и гармоничных запахов – растения. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому большое внимание уделяется цветочно-декоративному отделу. Силами родителей завезены земля, песок, камни. Оформлена альпийская горка и уголок отдыха, который стал любимым местом не только школьников, но и жителей микрорайона. А ведь многие наши ребята в течение года не бывают за пределами города, не общаются с природой. В связи с этим трудно переоценить значение этого участка школьного двора (Грибанова, 2003).

Отдел нравственного и патриотического воспитания – Аллея чести – заложена в честь выпускников нашей школы, известных в городе своими достижениями. Здесь собрана коллекция хвойных пород: лиственница, сосна, ель. Коллектив нашей школы убежден в том, что нравственное воспитание – это одно из слагаемых здоровья наших учащихся.

Итак, школьный двор – это составная часть здоровьесберегающего пространства школы, основная задача которого – повышение эффективности здоровьясбережения с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Величковский В.И., Кирпичев И.Т., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997
  2. Грибанова Н.А. некоторые итоги реализации программы «Здоровье» // Образование и здоровье: материалы конференции ИПКиППК Амурской области. Благовещенск: Изд-во ИПКиППК, 2003.
  3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. М.: МДС, 1998.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьный двор"

Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, ...

Экскурсия по школьному двору

На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев.  С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору....

Проект "Наш школьный двор".

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их д...

"Деревенская улица на школьном дворе" социальный проект по благоустройству двора

Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи...

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной  экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»...

Школьный проект " Школьный двор-территория радости" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»

Цель проекта:привлечь внимание обучающихся школы, сотрудников и родителей к участию  в социально – значимой деятельности по созданию экологического пространства школы, рассмотреть решение п...

Социальный проект по благоустройству школьной территории "Школьный двор моей мечты"

Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека ...