Игра-путешествие "По родному краю"
методическая разработка по экологии на тему

Внеклассное мероприятие к 85-летию Унинского района Кировской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_rodnomu_krayu.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Елгань.

По родному краю.

( 85-летию Унинского района посвящается)

  Автор Пойлова Алевтина Вениаминовна

                                                        Учитель биологии МБОУ СОШ с.Елгань

                                              2014 год

Игра – путешествие «По родному краю».

                                              2014 год

1. Форма мероприятия – игра-путешествие.

2. Возраст учащихся – 6 – 8 классы.

3. Цель мероприятия:

- продолжить патриотическое воспитание учащихся через знакомство с особенностями природы родного края.

4. Задачи мероприятия:

- познакомить с историей создания Унинского района,

- обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе родного края,

- продолжить формирование коммуникативности учащихся.

           В 2014году Унинский район празднует свой юбилей -  85-летие. Для многих людей, живущих по всей России, Унинский район – малая Родина. Хочется привести слова Н.Бельтюкова « Наша Унинская земля – капелька обширной, великой и многострадальной России. И в этой капельке отразилась, как в крошечном зеркале, боль, честь, слава народа, его талант, могучий дух». Унинская земля затерялась среди лесов нашей области, сразу и не разглядишь. Но для всех родившихся здесь, живущих и живших нет дороже и ближе места.

     И сегодня мы с вами отправимся в  путешествие. Путешествие это будет необычное. Это будет путешествие по  Унинскому району. Что бы благополучно прошло наше путешествие, мы должны побывать на нескольких станциях. На каждой станции нас ждёт интересная информация  об Унинском районе, задания, при выполнении которых вы поделитесь своими знаниями о нашем районе. Перед тем как нам отправиться в путь, нам нужно поделиться на две команды. За каждый правильный  ответ или правильно выполненное задание команды будут получать жетоны. У которой команды к концу путешествия жетонов будет больше, та команда и победит.

   Первая станция, которую нам необходимо миновать – это станция историческая.  Здесь вы вспомните историю создания Унинского района.

                               Станция  «Историческая»

   Наш Унинский район долгое время входил в состав Глазовского , а затем Нолинского уездов Вятской губернии. В середине 1929 года в РСФСР была проведена административная реформа. Вместо губерний, уездов и волостей были созданы области, округа   районы. ВЦИК своим  постановлением от 10 июня 1929 года утвердил разделение нижегородского края, куда входила и Вятская губерния, на округа и районы. В числе других был организован и Унинский район. В 1930 году округа были ликвидированы, районы оказались в подчинении Нижегородского, а затем с 1932 года - Горьковского края.

    7 декабря 1934 года из Горьковского края был выделен в самостоятельный край кировский край. В те годы территория Унинского района была значительно больше. Население превышало 60 тысяч человек. В нынешних границах район установился в 30–е годы.

    С 1945 года из Унинского района был выделен Порезский район. В 1955 году Порезский район вновь вошёл в состав Унинского района. Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 14 ноября 1959 года Унинский район был упразднён, а его территории вошла в состав Фалёнского района. Вновь наш район был выделен в самостоятельную единицу в соответствии с Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года, и с тех пор границы его не изменялись.

    Унинский район расположен в юго-восточной части Кировской области в в 189 километрах от г.Кирова, в 75 км. от железнодорожной станции Фалёнки. Территория его 2,1 тысячи квадратных  километров.

 

              А сейчас мы прибыли на станцию « Памятники природы». Вам нужно ответить на вопросы о памятниках природы нашего района, об объектах, претендующих на статус памятников природы. Слушайте внимательно вопросы, затем нужно будет ответить на эти вопросы. Вопросы командам будут предложены по очереди, если команда на вопрос не знает ответа, вторая команда может дать свой правильный ответ на прозвучавший вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон. По окончании нашего путешествия мы подведём итоги. Команда, которая получит жетонов за ответы больше, станет победительницей.                          

                          Станция   «Памятники природы».

     Под памятниками природы подразумевают охраняемые редкие и достопримечательные природные объекты, ценные в научном, культурно-просветительском, эстетическом или оздоровительном отношении. Ответственность за состоянием памятников природы несут предприятия и организации, на территории которых они находятся. На территории нашего района так же есть объекты природные, которые требуют особого внимания и охраны. Мы сейчас проверим, что вы знаете о памятниках природы Унинского района. Ответьте на вопросы.

  • Назовите населённый пункт, около которого находятся минеральные источники. ( Б.Дуброва)
  • С крутого оврага падает более 10 маленьких водопадов, они соединяются в ручей. Так начинается р. Керзя. Как называется это место?  (Пахомовские водопады)
  • Где находятся Пахомовские водопады? (на территории бывшей деревни Пахомы, недалеко от д. Барашки)
  • Какой очень редкий минерал зелёного цвета встречается в нашем районе?  (волконскоит)
  • У какого населённого пункта находится пуга (гора), одна из высоких точек Кировской области?  (д. Ключи)
  • Где в Унинском районе  находится урочище «Шаймы»?  (около п. Уни)
  • Какое дерево чаще становится охраняемым  биологическим объектом в нашем районе?  (старые дубы, сосна сибирская)

            Следующая часть путешествия поможет нам понять, насколько хорошо вы знаете  природу Унинского района. Прежде чем ответить на вопросы и выполнить все задания, мы с вами сначала сделаем разминку.  Нужно ответить на вопросы, которые, наверняка,  для вас будут нетрудными, а может быть, покажутся вам забавными. И так, разминка. Команды отвечают на вопросы по очереди.

                              Станция « Разминка».

1) Какое животное нашего леса имеет ветвистые рога?   ( лось)

2) Какая дикая кошка живёт в лесах Кировской области, может встречаться и в лесах Унинского района?   (рысь)

 3) Какое животное, живущее в наших лесах называют «хозяином леса»?

   ( медведь)

4) О каком животном нашего леса говорят «рыжая плутовка»?  (лиса)

5) Какие птицы издают звук  «кар-кар»?   (ворона)

6) Какие хищные рыбы обитают в реках и прудах Унинского района?   (щука, окунь)

7) Какие птицы на зиму о нас не улетают на юг?   (воробей, синица, ворона, сорока)

8) Песню какой птицы летом мы часто слышим над полями?     (жаворонок)

9) Назовите змей, обитающих на территории Унинского района?  (гадюка, уж)

10) Какой зверёк является самым маленьким хищником  в нашем районе?   (ласка)

11) Какое животное строит плотину на речках?   (бобры)

12) Назовите не менее двух животных, живущих в наших лесах,  меняющих окраску меха  несколько раз в  течение года?    (заяц, белка)

13) О каком хищнике, обитающем на территории Унинского района, говорят

« серый разбойник»?     (волк)

14) Назовите редких и охраняемых бабочек Унинского района.  (дневной павлиний глаз, траурница, адмирал)

15) Какое растение – кустарник, произрастающее в нашем районе, называют «северным виноградом»?   ( крыжовник)

16) Плоды какого дикорастущего кустарника применяют для снижения артериального давления?     (калина)

17) К какой группе животных относится животное с необычным названием «большое коромысло»?       (стрекозы)

18) Цветки какого цветкового растения в народе  называют «балаболка»?      (купальница)

19)  Какое луговое растение иногда называют «часики»?     ( гвоздика)

20)  С каким животным, обитающим в нашем районе, сравнивают не очень смелого человека?    ( с зайцем)

    И так, мы благополучно провели разминку. Сейчас вы готовы выполнять более сложные задания. Наше путешествие продолжается. Нам предстоит пройти ещё несколько станций.

                         Станция   « Их нужно спасти».

      Природа вечна в своём движении. Живая материя на нашей планете развивалась от простого к сложному, о  простых организмов к более сложным и совершенным. Вершиной её развития стал человек. Условия жизни на Земле не оставались неизменными. Периоды тёплого и влажного климата сменялись периодами оледенения. На месте нынешних ледников арктической зоны росли тропические растения. Не сумевшие приспособиться к новым природным условиям организмы погибали. Это был процесс естественного отбора. Но многое изменилось с появлением на Земле человека. По вине человека исчезли с лица Земли многие живые организмы: стеллерова корова, болотная курочка, птица дронт и другие животные. Сейчас многие растения и животные относятся к редким и исчезающим видам.

       В Унинском районе  так же есть  растения и животные, которые относят к редким и исчезающим. Эти растения и животные требуют особого внимания человека. Сейчас вам будет зачитана информация о тех или иных растениях и животных, которые требуют охраны, а вы должны понять, о ком идёт речь и назвать  растение и животное.

                                    « Угадай животное».

  • Это животное относится к земноводным. В отличие от  других земноводных, может обитать в дали от воды по тенистым местам. Морщинистая, в бугорках кожа покрыта ядовитой слизью, поэтому брать это земноводное в руки не рекомендуют. Питается жуками, слизнями, дождевыми червями. Назовите животное. (жаба серая)
  • Это крупный зверь массой до 30 кг. Основную часть жизни поводит под землёй. Нору роет на склонах холмов, берегов рек. Место для жилища выбирает там, где грунтовые воды залегают глубоко, поэтому в норах всегда сухо. Питается в основном личинками насекомых, майских жуков, ос, мелких жуков. В дневное время прячется в норе, зимой впадает в спячку.  О каком животном шла речь?   (барсук)
  • Довольно крупных размеров зверь, массой до 10 кг. И длиной до 180 см. вместе с хвостом.  Держится это животное по лесным глухим захламлённым речкам, питается рыбой, раками лягушками. Иногда может ловить водоплавающих птиц. Осторожен и скрытен. Для выведения потомства роет норы. При истощении кормовых ресурсов может перекочёвывать из одной речной системы в другую. Кто это животное? (выдра).
  • Это маленький хищник наших лесов. В зимнем наряде зверёк белый тело имеет узкое и удлинённое. Обитает зверёк в мелколесье, по опушкам леса. Любопытно, может продолжать поиски пищи даже под ногами человека. Питается мышами, чем приносит человеку большую пользу.  О ком идёт речь?  (ласка)
  • Эта птица – типичный представитель отряда голенастых. В целом отмечается увеличение численности этих птиц в нашем районе. Появляется весной очень рано, улетает в конце сентября. Наиболее трудный период в жизни – гнездования Птица устраивает гнёзда на деревьях, поэтому гнёзда привлекают излишнее внимание людей. Питается мелкой рыбой, крупными насекомыми. Что это за птица?  (серая цапля)
  • Эта птица – одна из наиболее пострадавших от человека. В нашем районе может быть в пролёте, изредка гнездится. Очень осторожна. Не любит шум, требовательна к выбору места обитания. Очень медленно размножается. Питается мышевидными грызунами, крупными насекомыми, любит лакомиться горохом, осенью подбирает на полях осыпающееся зерно. О какой птице идёт речь? (журавль серый)

                                     

                                         «Угадай растение»

  • Численность популяций этого растения постепенно сокращается. Растение многолетнее, достигает в высоту до 1 метра, корни и корневища обладают специфическим запахом и сладковато-горьковатым  вкусом. Применяют как лекарственное растение, препараты из него применяют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Для приготовления препаратов применяют корни и корневища растения. Назовите это растение. ( валериана лекарственная)
  • Редкий вид. В нашем районе обычно специально высаживается человеком. Естественных посадок нет. Крупное вечнозелёное растение до 30 метров в высоту с густой кроной. Хвоя собран по 5-6 штук, крупнее хвои сосны обыкновенной. Семена питательные, богаты маслом, по качеству которое не уступает оливковому.  Семена крупные, называют орешками. Что это за растение?  (сосна сибирская, кедр)
  • Численность популяции этого растения сокращается. Растение с корневищем, листья продолговато – эллиптические, на длинных черешках. Цветущий стебель безлистный, заканчивается кистью ароматных белоснежных цветков, похожий на колокольчики. Встречается по тенистым сосново-еловым лесам, сохраняется по вырубкам. Ценится как лекарственное растение, поэтому популяции растения постепенно уменьшаются. Уничтожается и как раннецветущее декоративное растение. Назовите это растение.  (

(ландыш майский). 

  • Редкий вид. Ранневесеннее растение с горизонтальным мясистым корневищем, высотой до 20-25 см., одно из самых замечательных раннецветущих растений. Тонкие стебельки несут по 2-3 изящно рассечённых листа, с одиночными чисто-белыми цветками. Весной часто собирают на букеты, поэтому и начинает исчезать растение из привычных мест обитания. Корневище ядовито. О каком растении идёт речь?   ( ветреница дубравная)
  • Это красивое многолетнее водное растение с сильно развитым корневищем. Листья крупные, до 30 см. цветки чисто-белые, до 10-12 см., лепестки в цветке многочисленные, постепенно переходят в тычинки. Произрастает по тихим заводям рек, старицам, прудам с медленно текущей водой. Растение очень декоративное, становится редким, так как часто собирается на букеты. Губительно и высыхание  водоёмов. Назовите это растение.   (кувшинка чисто-белая)
  • Многолетнее травянистое растение высотой до 70-80 см., с яркими жёлтыми цветками. От короткого корневища отходят шнуровидные корни. Листья пальчато-раздельные на длинных черешках. Цветки полностью не открываются, похожи на бубенчики. Нектарники цветка издают слабый медовый запах. Произрастает по лесным полянам, сырым лугам, опушкам. Около населённых пунктов истребляется в больших количествах в силу своих декоративных качеств. Назовите это растение.  (купальница европейская)

И так, мы благополучно миновали ещё одну станцию. Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

( объявляются результаты игры, награждаются победители)

       Если кто-то из вас почувствовал, что некоторые вопросы вызывали у вас затруднения, обратитесь в библиотеку, изучите литературу о родном крае. Знать историю и особенности своего края – долг каждого человека.

Литература:

1) Т. А. Ашихмина и др.,  «По страницам Красной книги Кировской области», Киров, 2005 год

2) Б.Д.Злобин, Т.А.Носкова  «Редкие растения и животные Кировской области»,  Киров, 1988 год.

3) А. Н.Соловьёв, «Сокровища Вятского края», Киров,1986 год,

4)  Л. И. Шулятьев, «Унинский район: история и современность», Киров, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....