Деловая игра "Решение экологической и социально-экономической проблемы"
элективный курс по экологии (11 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

 

Деловая игра

 

«Решение экологической и социально-экономической проблемы»

 

 

 

 

Цель:

 

закрепление слушателями знаний, полученных на элективных курсах «Экология и природопользование» с использованием активных форм обучения.

 

Условие:

общественная экологическая организация и жители района города, опираясь на информацию о неудовлетворительной природоохранной деятельности предприятия, требуют от районных и городских властей его закрытия.

 

Задача:

выбор варианта решения эколого-экономической и социальной проблем, либо выработка своего собственного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Деловая игра79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Решение экологической и социально-экономической проблемы»

Цель:

закрепление слушателями знаний, полученных на элективных курсах «Экология и природопользование» с использованием активных форм обучения.

Условие:

общественная экологическая организация и жители района города, опираясь на информацию о неудовлетворительной природоохранной деятельности предприятия, требуют от районных и городских властей его закрытия.

Задача:

выбор варианта решения эколого-экономической и социальной проблем, либо выработка своего собственного решения.


Описание сложившейся ситуации

Предприятие расположено в центральной части города непосредственно на берегу довольно крупной реки рыбохозяйственного значения. В санитарно-защитной зоне и в зоне влияния его выбросов находятся жилые здания, спортивно-оздоровительный комплекс, культурно-патриотический мемориал и городской парк отдыха. Предприятие является крупнейшим в городе и стране производителем специальных марок сталей. Его продукция широко используется в машиностроении, для производства труб, в оборонной промышленности. Его продукция пользуется спросом на западном рынке.

По форме собственности предприятие является акционерным обществом закрытого типа. Финансовое положение предприятия удовлетворительно. Налоги в местный и федеральный бюджеты поступают от этого предприятия регулярно и полностью.

На предприятии занято более 6 тысяч работников.

Природохозяйственная деятельность предприятия характеризуется как неудовлетворительная:

валовой выброс вредных веществ в атмосферный воздух превышает установленный норматив в 1,5 раза;

срок достижения норматива ПДВ истек 2 года назад;

производственные сточные воды сбрасываются в водоем с превышением существующих нормативов, причем срок полного прекращения сброса стоков в водоем истек 5 лет назад;

только 4% процента твердых промышленных отходов предприятия перерабатывается для вторичного использования; остальная часть депонируется на полигонах, оказывая отрицательное влияние на состояние атмосферного воздуха, почво-грунтов и подпочвенных вод.

Район города, в котором расположено предприятие, является рабочим. Численность жителей 200 тысяч человек. Работники завода и члены их семей составляют около 3% от общего числа жителей.

Пользуясь своими правами, общественные организации и жители района требуют закрытия предприятия.

Законодательством, в том числе и конституционным, закреплен целый ряд прав и полномочий граждан и общественных организаций по участию в обсуждении вопросов, затрагивающих состояние природной среды. Граждане могут:

принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, пикетах, демонстрациях;

подавать петиции;

организовывать и проводить референдумы и общественные экологические экспертизы, посвященные размещению, проектированию, реконструкции предприятий;

обсуждать планы и программы любой деятельности, могущей оказывать какое-либо (прямое или опосредованное) воздействие на окружающую природную среду;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении экологически вредных объектов;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц;

предъявлять в суд иски о возмещении ущерба здоровью и имуществу, причиненного экологическими правонарушениями.


Предлагаемые варианты решения проблемы

Вариант 1.

Предприятие закрывается (требования общественных организаций и жителей района удовлетворяются полностью).

Позитивные аспекты данного решения:

  • прекращается поступление загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • улучшается состояние атмосферного воздуха и качество воды в водоеме в зоне влияния предприятия;
  • прекращается образование и вывоз отходов.

Негативные аспекты данного решения:

  • потеря 6 тысяч рабочих мест (рост безработицы, снижение жизненного уровня);
  • утрачивается юридическое лицо, несущее ответственность за устранение вредных последствий производственной деятельности на окружающую среду (неясно, кто будет проводить рекультивацию загрязненных промышленными отходами территорий, восстановление потребительских свойств территории промплощадки и другие экологические мероприятия);
  • нарушаются экономические связи межрегиональных уровней, при этом есть вероятность потери рабочих мест на объектах-потребителях;
  • прекращается поступление средств в местный и федеральный бюджеты;
  • прекращается выделение средств на содержание социально-бытовой инфраструктуры, которую финансирует предприятие («ведомственное» жилье, дом культуры, спортивный комплекс, заводская поликлиника и медсанчасть, сеть дошкольных и школьных учреждений, специализированный металлургический колледж).

Вариант 2.

Предприятие не закрывается.

Предприятию предоставляется возможность приведения производственной деятельности в соответствие с требованиями законодательства в течение 5 лет на следующих условиях:

органом государственного контроля предприятию устанавливается лимит на природопользование на 5 лет, с учетом выполнения природоохранной программы;

предприятие платит (с прибыли) за лимит в 5-кратном размере; средства поступают во внебюджетный экологический фонд и расходуются на компенсацию экологического ущерба;

предприятие разрабатывает программу снижения влияния на природную среду до нормативных показателей, гарантирует реализацию программы (через коллективный договор, прочие документы, имеющие юридическую силу).

Позитивные аспекты данного решения:

-        сохраняется 6 тысяч рабочих мест;

-        сохраняются межрегиональные экономические связи;

  • продолжается поступление средств в местный и федеральный бюджеты;

-        по прошествии 5 лет экологическая ситуация в зоне влияния предприятия нормализуется.

Негативные аспекты данного решения:

  • предприятие продолжает загрязнять природную среду сверхнормативным количеством загрязняющих веществ в течение 5 лет;
  • заработная плата работников предприятия снижена по сравнению с ожидаемой в соответствии с показателями рентабельности, пропорционально затратам на реализацию природоохранных мероприятий;
  • предприятие, возможно, будет проводить продажу объектов соцкультбыта, включая часть жилого фонда, спортивный комплекс, дом культуры и др.

Вариант 3.

Предприятие не закрывается.

Предприятию предоставляется возможность продолжать производственную деятельность на следующих условиях:

предприятию не выдается лимит на природопользование;

предприятие платит (с прибыли) за сверхнормативное природопользование в 25-кратном размере; средства поступают во внебюджетный экологический фонд и расходуются на реализацию программы по снижению влияния предприятия на окружающую природную среду;

предприятие разрабатывает программу снижения влияния загрязнения на природную среду до нормативов, рассчитанную на 8 лет, которая будет осуществляться за счет средств внебюджетного экологического фонда; администрация города организует экологическую и экономическую экспертизу предлагаемой программы.

Позитивные аспекты данного решения:

-        сохраняется 6 тысяч рабочих мест;

-        сохраняются межрегиональные экономические связи;

  • продолжается поступление средств в местный и федеральный бюджеты;
  • по истечении 8 лет предприятие отвечает требованиям стандартов и становится прибыльным, что повысит жизненный уровень рабочих;
  • возможно привлечение средств из других источников финансирования (бюджет, инвесторы, страховые фонды и др.).

Негативные аспекты данного решения:

  • предприятие продолжает загрязнять природную среду сверхнормативным количеством загрязняющих веществ в течение 8 лет;
  • заработная плата работников предприятия снижена по сравнению с ожидаемой в соответствии с показателями рентабельности, пропорционально затратам на реализацию природоохранных мероприятий;
  • средства, аккумулированные во внебюджетном экологическом фонде, не расходуются на оздоровление экологической обстановки в зоне влияния предприятия, благоустройство и озеленение  района.
  • предприятие, возможно, будет проводить продажу объектов соцкультбыта, включая часть жилого фонда, спортивный комплекс, дом культуры и др.

Полезные советы для переговоров

занимайтесь проблемой, а не личностями

концентрируйте внимание на потребностях (своих и чужих)

прорабатывайте несколько решений

не увязайте в мелочах

слушайте внимательно


ПРОТОКОЛ

обсуждения решения экологической  проблемы

(подгруппа № __3__ )

        

СЛУШАЛИ:                                                                                Варианты решения

1        2        3        иной

  1. __________________________________________________

(должность, занимаемая в деловой игре, Ф.И.О.)

2.

______________________________________________________

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________

7.        ___________________________________________________

8.        ___________________________________________________

РЕШЕНИЕ:

В результате обсуждения экологической проблемы выбран вариант:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументация выбранного варианта решения экологической проблемы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:

РЕЗУЛЬТАТЫ

индивидуальных решений экологической  проблемы

(группа № ____)

Варианты решения

1        2        3        иной

  1. __________________________________________________

(должность, занимаемая в деловой игре, Ф.И.О.)

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

Варианты решения

1        2        3        иной

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

  1. __________________________________________________

Результаты тестирования:

Глава

админи-страции

района

Государст-венный ко-митет по экологии

Дирекция предприятия

Представи-тели жителей

района

Обществен-ная экологи-ческая организация

Независимая

юридическаягруппа

Заключение

Дата                                                Руководитель деловой игры


Методические указания для инструктора.

Работа над решением задачи рассчитана на четыре академических часа и состоит из двух частей. После ознакомления слушателей с целями и условием задачи, учебная группа разбивается на подгруппы в соответствии с количеством действующих лиц. В каждой подгруппе инструктор назначает:

- представителя общественной организации, требующей закрытия предприятия;

- представителя государственного природоохранного органа;

- руководителя предприятия;

- представителя трудового коллектива;

- представителя местного органа самоуправления (администрации);

- юриста.

Каждый из назначенных на роль студентов выбирает себе группу поддержки из своей подгруппы. Группа поддержки не должна быть слишком большой –в идеале не более 2 – 3 человек.

Каждому назначенному объясняется поставленная задача в соответствии с его ролью по поиску аргументов при решении экологической проблемы.

В каждой подгруппе выбирается по одному лидеру, который обеспечивает конструктивное течение дискуссии в подгруппе, формулирует с помощью членов подгруппы решение и докладывает его на общем обсуждении результатов.

Каждый участник деловой игры, предлагая соответственное решение и (или) выбор того или иного варианта решения, обосновывает свою позицию, опираясь на информацию, полученную на лекциях и в ходе предыдущих семинарских занятий.

Обсуждение выбранного варианта решения в каждой подгруппе заканчивается изложением его письменно, в виде «Протокола обсуждения решения экологической проблемы», и заверяется подписями всех выбранных лидеров подгруппы. Для учета мнения каждого участника подгруппы параллельно заполняется лист «Результатов индивидуальных решений экологической проблемы». Тестирование последних позволяет дать оценку каждому участнику деловой игры.

В соответствии с традицией обучения, допускается принятие подгруппой собственного альтернативного варианта решения задачи.

Первая часть работы заканчивается подписанием протокола с вариантом решения экологической проблемы.

Ход обсуждения и принятия решения в каждой подгруппе оценивает «наблюдатель» – преподаватель, который во второй части работы осуществляет разбор и оценку докладов подгрупп.

Вторая (экзаменационная) часть работы над решением экологической проблемы открывается докладами лидеров подгрупп по выбранным вариантам решений. В ходе докладов допускаются комментарии преподавателя, в т.ч. и при ответе на вопросы, которые могут последовать из аудитории.

После докладов лидеров подгрупп с комментарием выступает «наблюдатель» (преподаватель). Он делает разбор хода решения, обращает внимание на недочеты в принятии решения (если таковые имелись в подгруппах), делая при этом акцент на главную цель при решении задачи, которая заключается в выборе варианта решения, в приобретении навыков ведения переговоров, выработки единых мнений и нахождения компромиссных решений.


АНКЕТА

"Чистый город"

Условие. Мусор собран в осенний период при генеральной уборке города в парках, зонах отдыха, на улицах. В основном мусор состоит из листвы и обрезков ветвей деревьев, но есть и незначительные включения твердых бытовых отходов.

ЧТО ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?

1. Оставить мусор на месте сбора (под деревьями в парках скверах)

2. Закопать в землю на месте сбора

3. Сжечь в костре на месте сбора

4. Вывезти для сжигания в специальной печи

5. Вывезти на поля и сжечь вместе со стерней

6. Вывезти и свалить в овраг с целью его засыпки

7. Вывезти в лесопосадку

8. Вывезти на дачный массив

9. Вывезти на полигон твердых бытовых отходов

10. Измельчить в древесную муку для дальнейшего использования, при условии существования такой установки

11. Вывезти и свалить мусор в береговой полосе, чтобы его смыло паводком в водоем

12. Предложить свой вариант решения проблемы .


Методические указания для инструктора

(к анкете «Чистый город»)

В соответствии с природоохранным законодательством России сжигание отходов, включая опавшую листву, в городской черте или жилой зоне населенных пунктов запрещено (ст. 38 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха"). Также законодательством запрещается загрязнение и захламление земель общего пользования и особо охраняемых территорий, к которым относятся водоохранные зоны естественных водоемов (ст. 54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды").

Помимо регулирования федеральным законодательством, способы складирования и утилизации твердых бытовых отходов, а также порядок их сбора определяется нормативными актами местных властных структур.

Данные ограничения имеют под собой веские основания. Так, мусор, рассматриваемый в настоящей анкете, имеет аккумулированные из атмосферы города высокотоксичные соединения, включая мышьяк и свинец.

При сжигании, складировании в не отведенных местах неизбежно ведет к возврату загрязняющих веществ в природную среду.

Кроме того, сжигание в кострах, имеющих низкую температуру пламени, приводит к образованию значительных (с точки зрения удельных норм) количество угарного газа и дыма. В подобных кострах, как правило, сгорают и всевозможные синтетические упаковки из пластика и полиэтилена, что усиливает токсичность продуктов горения. Быстро остывающий дым костров стелется над землей в зоне дыхания, что особенно опасно в безветренную погоду и может быть усугублено наличием приземной температурной атмосферной инверсии.

Перед раздачей задания группа учащихся делится на подгруппы, каждый участник которой имеет условный статус:

- представителя общественной организации, требующей закрытия предприятия;

- представителя государственного природоохранного органа;

- руководителя предприятия;

- представителя трудового коллектива;

- представителя местного органа самоуправления (администрации);

- юриста.

Последующий анализ результатов анкетирования позволит выявить и показать зависимость варианта принятого решения от условно занимаемой студентом должности.


АНКЕТА

«Решение эколого-экономической и социальной проблем»

Условие. Промышленное предприятие расположено на городской территории. Предприятие высокорентабельное. Планируется расширение. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – 100 м.

В выбросах предприятия содержатся вещества 1-го и 2-го классов опасности.

В санитарно-защитной зоне, на расстоянии 50 м от заводской территории, находится 2 – 5-этажные жилые дома, профтехучилище этого завода, средняя школа, небольшой парк.

Предприятие достигает норматива ПДВ на границе СЗЗ.

ЧТО ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?

1. Закрыть предприятие

2. Сократить размер СЗЗ до 50 м и обязать предприятие выполнить программу снижения выбросов по ряду источников в течение 5 лет

3. Обязать предприятие вынести из СЗЗ жилые дома, школу, училище, с предоставлением жилья в течение 5 лет

4. Обязать предприятие разработать и реализовать проект строительства СЗЗ в течение 2 лет

5. Разрешить эксплуатацию предприятия без изменений

6. Закрыть два (из восьми) цехов предприятия (но основных), что позволить достичь ПДВ в жилой зоне, но резко сократит объем выпускаемой продукции

7. Обязать предприятие компенсировать ущерб, нанесенный здоровью каждого жителя и природной среде

8. Потребовать от администрации города вынести это предприятие за городскую черту

9. Потребовать от администрации города и руководства завода перепрофилирования производства

10. Не обращать внимания на ситуацию и разрешить расширение предприятия, учитывая высокую рентабельность

11. Предложить свой вариант решения проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная конференция "Современные проблемы социально-экономического и политического развития: взгляд молодых исследователей". Научный руководитель-учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Семикина Елена Ивановна

Учащиеся нашей школы получили богатый и бесценный опыт исследовательской работы в области социологии и истории. Также такого рода мероприятия помогают учащимся школ в их профессиональном самоопределен...

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ТБО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЫБНО-СЛОБОДСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проблема утилизации отходов была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал очень остро....

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля

Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 История для специальности социально-экономического профиля 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 05 ИСТОРИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования (приказ Министерства образо...