Проект "Экологическая карта с.Грачевка " Живи, ёлочка!""
проект по экологии (5 класс) на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektekol._karta.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Щепакина А.В.

                                                                                   МБОУ « ООШ с. Грачёвка Петровского района»

Реализация проекта : Экологическая карта с. Грачёвка « Живи, ёлочка!»

Одной из глобальных проблем человечества в 21 веке является экологическая проблема. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение  окружающей среды отрицательно влияет  как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего возраста повышать экологическую культуру и сознание  человека.

Цель проекта :формирование ценностного отношения к объектам живой и неживой природы в процессе познавательно-исследовательской   деятельности школьников.

Задачи проекта:

- изучить местность, определить количество елей, растущих на территории села, выявить наиболее  экологически опасные объекты,  которые требуют пристального внимания общественности.

-Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать решения по её улучшению.

- воспитывать у детей  бережное отношение к окружающей среде, привлечь внимание детей, их родителей к проблеме сохранения  хвойных деревьев в период предновогодних праздников с помощью листовок.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры школьников, гармоничное формирование разных видов отношения к природе ( природоохранного, гуманного,  эстетического, познавательного ); развитие у детей устойчивого интереса к объектам природы.

Этапы

Срок

Мероприятия

Подготови-

тельный

Октябрь

  1. Постановка проблемы, определение цели и задач .
  2. Разработка плана мероприятий;
  3. Анкетирование детей и родителей;
  4. Выращивание плантации дубочков;
  5. Работа по экологическому  дневнику.

Основной

Ноябрь- декабрь

20.12.2014г.

Январь-

март

Апрель-

март

  1. Экскурсия  по селу,
  2. Групповая работа по составлению карты села.
  3. Экскурсия в лес.
  4. Проведение акции « Сохраним ёлочку- зелёную иголочку».

а) конкурс –листовок, призывающих не губить к Новогоднему празднику хвойные деревья, а купить искусственную ёлочку.

б) участие в выставке ёлочек, приготовленных  из различных подручных материалов собственными  руками.

в )  выступление агитбригады « ЭКОС» на родительском собрании, на областном  конкурсе творческих работ « Сохраним природу родного края.

г) расклеивание листовок по селу.

  1. Сбор информации об  истории возникновения нашего села.

1.Акция по сбору елок по селу после Новогодних праздников.

 2.Продолжение сбора информации о селе.

 ( беседа с жителями села)

3 Посещение музея леса г. Петровска

4. Моделирование аллеи из деревьев около памятника    Славы.

а) конкурс  эскизов, макетов  аллеи;

б) просмотр информации о  сочетаемости деревьев  при   посадки;

       в)посадка отростков герани в горшочки с       целью высадки  потом у памятника.

       г ) ознакомиться с  правилами  посадки деревьев.

5  Обратиться за помощью к главе администрации Грачёвского муниципального образования  в приобретении саженцев елочек.

  1. Посадка аллеи у памятника;

           г) организовать уход за деревьями,    водоснабжение.

       2. Очистка родника в районе дома № 13 по улице Мира.

       3. Уборка свалки около заправки.

        4. Составление карты родников.

Заключитель

ный

май

1 Формирование выводов о проделанной работе в информационной справке.

2. Планирование работы по распространению педагогического опыта.

Описание  проекта:

Работа по данному проекту началась с изучения местности своего села. Отправляясь на экскурсию по селу,  ребята преследовали цели: подсчитать количество хвойных деревьев , отметить экологически опасные объекты, которые требуют пристального внимания общественности. Оказалось, что в селе растут три сосны ( в  районе гостиницы  аммиачной станции, им 4 года ) и одна ель ( у дома №13 по улице Мира), ей приблизительно 30 лет. Дети обратили внимание на то, что других видов деревьев ( берёз, тополей, ив, черемухи, сирени, фруктовых деревьев) можно увидеть почти у каждого дома. Наше село очень красивое.  Оно  расположилось по обе стороны живописной речки Камышинка, притока реки Медведица. С трёх сторон вокруг Грачёвки протянулись заливные луга и распаханные поля. К северо-западу от села расположился смешанный лес, и до 21 века местами сохранивший красивые уголки: солнечные поляны ,сосновые массивы, берёзовые и осиновые заросли, дубовые аллеи, глубокие балки. В лесу около села можно собирать самые разные грибы, ягоды, лекарственные травы. Луга дарят местным жителям ягоды земляники, радуют глаз яркими цветами разнотравья. Появился первый вопрос : «Почему мало хвойных деревьев?» Кто- то из ребят предложил поискать материал об истории возникновения села, опросить своих бабушек и дедушек.

На следующее  занятие мы пригласили учителя истории нашей школы Матюхину Ю.А. ,которая рассказала, что по архивным данным, село было основано в 1842 году пахотным солдатом Грачевым. Оно состояло из 15 дворов и насчитывало более ста жителей -    государственных крестьян. Хотя название селу дала   фамилия пахотного солдата Грачева, оно могло вполне получить название благодаря обитающим здесь особо крупным и многочисленным грачам , важно расхаживающим  и высматривающим свою добычу до самой поздней осени. После крестьянской реформы 1861 года многие крестьяне арендовали дополнительно землю у соседних помещиков Гагарина и Устинова. После революции1917 года жители села Грачёвка поделили государственные земли. В 1930 году, сразу после политики коллективизации, в состав села вошли соседние колхозы « Правда»( Николаевка),» «Ленинская стройка»(  Ионычевка и Хомяковка ). К началу 1940-х гг. в селе проживало около 1200 человек .   В настоящее время в Грачёвке  проживает 527 человек ( 207 дворов). Грачёвка - многонациональное село ( 20 национальностей ) со своими традициями. Только в Грачёвке в последнюю неделю мая отмечается День Кукушки. В этот день, а чаще всего он совпадает с Днём Николы Летнего, который отмечается православной церковью 22 мая , жители устраивают пикники, жарят на кострах яичницу и угощают друг друга. А на траве раскладывают варёные яйца, а на ветках деревьев развешивается скорлупа. Учащиеся школы придумали герб селу.

Из рассказа учителя,  ребята много  что  узнали о своём селе, но ответа на поставленный вопрос не нашли. И тогда мы отправились в гости к старейшей жительнице села, которая нам и рассказала, что  в селе  давно « ходит» страшное поверье -  сосна и ель приносят дому несчастья и беды. Поэтому люди не сажают около своих домов эти деревья, а вот с чем это связано неизвестно. Поиски продолжаются.

Далее началась групповая работа по составлению карты. Отметив на карте, экологически опасные  объекты ( родники, свалки, аммиачная станция, карьер, незаконная вырубка сосен за селом ,овраги, заваленные берега речки ),  ребята выбрали те, которым они могут оказать посильную помощь .

  1. Для того, чтобы увеличить количество хвойных деревьев в селе они решили высадить их вместе с дубочками ( учащимися   школы выращена плантация саженцев дубочков ) на аллеи Памяти  у памятника к 70-летию Победы в ВОВ.
  2. Очистить родник у дома  №  13 по улице Мира; составить карту родников.
  3. Убрать свалку около заправки.

Далее ребята отправились в лес на экскурсию с целью - навестить маленькие ёлочки, растущие за селом. И что увидели - большое количество пеньков. С целью привлечения внимания детей, родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников решили провести акцию « Сохраним ёлочку - зелёную иголочку!»

В рамках этой акции были проведены следующие мероприятия:

  1. проведение социального  опроса среди учащихся школы . Ребята ответили на вопросы: Какую ёлку будете ставить на Новый год дома ? И куда  деваете ель после Нового года? Проанализировав  ответы школьников , ребята увидели, что по сравнению с прошлым годом в этом году больше ребят решили купить искусственную елку.( маленький результат, но положительный). А вот ответом  на второй вопрос ребята были недовольны, т.к. большинство ответили, что елки после праздника выбрасывают на мусорку . Решение было принято единогласно –провести акцию по сбору ёлок после праздника и отдать на корм скоту.
  2. выпуск листовок, призывающих не губить лесных красавиц и их расклеивание по селу.
  3.  украшение холла школы новогодними деревьями . Фантазия, ,творчество и содружество со своими детьми поразили всех учителей . Ёлки были изготовлены из мишуры, салфеток, фантиков, бумаги, фруктов, пластилина и многого другого. Выставка получилась яркой, выразительной, привлекательной.
  4. выступление  детей  на родительском собрании, областном конкурсе творческих работ « Сохраним природу родного края» с просветительской целью

 ( см. Приложение 1).

Дальнейшая работа будет направлена на моделирование аллеи Памяти, приобретения саженцев елочек , а весной посадка деревьев , уборка территории, благоустройство родников, написание мини-проектов, составление карты родников.

Из проделанной работы по проекту и экологическому дневнику ребята поняли, то в селе с экологической точки зрения не всё благополучно, много экологических проблем; ребята приобрели реальные знания о состоянии окружающей их природы, об историческом прошлом своего села ;поняли, что традиция украшать ежегодно под Новый год дом елью или сосной наносит серьёзный удар окружающей среде.

Проект носит комплексный характер, т.к.включает в себя исследовательскую, практическую деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.

Приложение №1

Все :       Здравствуй ёлочка!

Ученик:  Почему ты приуныла? Невесёлая стоишь?

                Что ты ветки опустила? Что ты хвоёй не шумишь?

Ёлка:     Грустно мне и одиноко! Ведь у нас из года в год.

                Только  четверо   сестричек. По всему селу растёт.

                Потому у нас в районе трудно воздухом дышать.

               Все природу загрязняют.    А кому же защищать?

Ученик: Ты об этом не волнуйся. Мы природу бережём,

               Экологию микрорайона изучаем и спасём!

               Ведь не зря у нас за школой, силами учеников

                Вместе дружно  « поднимаем», мы плантацию дубков.

                 А ещё хотим весною, поросль ёлок раздобыть

                 И у памятника  Славы их с дубками рассадить.

Ёлка:        Ой, спасибо вам ,ребята. Это было б хорошо

                  Только вот о чём волнуюсь. И о чём грущу ещё.

                  Я горюю о сестричках ,  что в деревне не живут.

                   А на волюшке –приволье . За селом у нас растут .

                   Мне синички рассказали- Стали люди приходить,

                   И родных моих сестричек  вырубать и вывозить.

Ученик:    Мы об этом тоже знаем,  так что лучше не грусти

                  Мы развесили листовки , чтобы ёлочек спасти.

                    Дорогие мамы, папы !  Наступает Новый год

                    Принесёт он много новых и волнующих забот.

                    Только просим вас – не надо, в лес за ёлками ходить

                    А попробуйте их сами, Сделать, склеить, иль слепить.

Стих :       Мы ёлку купили! Мы ёлку купили! В лесу на опушке её не рубили.

                А сделали ёлку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тёти.

                 А ёлка лесная осталась живая, Стоит  на опушке,   макушкой кивая,

                  Кому? Никому! Просто ветру ,метели, Такой же красивой      

                  Не спиленной ели!

Ёлка:       Что ж в долгу у вас  я буду, Только вот грущу ещё-

                  Свалки мусора повсюду, Отравляют нам село

                  Нас с сестрицами так мало, На большой микрорайон

                   Каждый день « тяжёлый» воздух, Очищать мы устаём.

Ученик:      Да, серьёзная проблема С нею боремся и мы,

                   Чистоте мы знаем цену. С экологией дружны.

                    Призовём весной к уборке, Мы всех жителей села

                    Чтобы ёлочка дышала, Чтобы ёлочка росла.

Ёлка:          Как же я вам благодарна! Молодцы ученики

                   Только вот ещё проблема - погибают родники,

                    Их бездумно загрязняют, люди мусором своим

                   Только вот не понимают - Всё вернётся им самим.

                   Кто же родникам поможет , Кто от грязи их спасёт

                   Корешкам моим бедняжкам , не хватает чистых  вод.

Ученик:    Ты права сейчас, конечно, Что ведёшь об этом речь-

                   Поучиться надо людям, Землю – матушку беречь!

                     Обещаем мы составить в школе карту родников,

                       И очистим их весною от бутылок и мешков.

                     Чтобы снова задышала, Чистым воздухом Земля,

                      Чтобы ёлочка и завтра зеленела  и росла.

                                 ( песня  Любе  « Не рубите, мужики»)

-

-  развитие у детей устойчивого интереса к объектам природы. проявление инициативы учащихся и местных жителей к благоустройству родника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Разнообразие живого"

Класс: 5      УМК:  Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...

Информация для педагогов о проведении природоохранной акции "Зелёная ёлочка - живая иголочка"

В информации раскрыты цель, задачи, алгоритм подготовки и проведения акции "Зелёная ёлочка - живая иголочка"...

Технологическая карта по изготовлению сувенира "Ёлочка-красавица!"

Эта технологическая карта для тех, кто любит- дарить радость другим людям: сделать красоту своими руками и подарить ближнему, научиться самому и научить красоте другого....

Технологическая карта вязания ЁЛОЧКИ

Цель: освоение системы знаний по технике вязания крючком и овладение навыками работы.Задачи:- обучить чтению условных обозначений и схем вязания;- развивать опыт творческой работы;- воспитывать ответс...

Фотоконкурс-флешмоб на самую красивую новогоднюю ёлочку "Раз, два, три - ёлочка, гори!"

В Клубе по месту жительства "Радуга "г. Шуя  с 20- 30 декабря 2021г. проводил  новогодний фотоконкурс-флешмоб на самую красивую новогоднюю ёлочку "Раз, два, три - ёлочка, гори...

Акция "Ёлочка, живи"

Ссылка на работу, в которой отражен результат работы с детьми  https://youtu.be/eu2b-PXfRGk...