ЗКОЛОГИЯ НАРОДОВ СЕВЕРА
классный час по экологии (5 класс) на тему

УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_narodov_severa_15-16g_partfolio.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- формировать национальное самосознание;

- воспитывать чувство любви к тундре, к национальной культуре, традициям ненецкого народа;

- формировать знания детей о ямальской тундре;

- продолжить знакомить детей с животными и растениями края.

Оформление, оборудование и реквизит:

- выставка книг о тундре;

-выставка работ своими руками;

-этнокультурный уголок;

- бусы для игры;

- компьютер;

- фотоаппарат;

- диск композиторов ЯНАО.

Ход мероприятия

        Ведущий. Народные знания о сезонном развитии живой и неживой природы необычайно широки. Они нашли отражение в многочисленных пословицах, поговорках, приметах, загадках, легендах и т.д. В последнее время все больше внимания уделяется народной экологии. Уникальные знания накапливает народ при взаимодействии с природой. Эти знания веками по крупице отбирались, закреплялись и передавались из поколения в поколение. К сожалению, опыт народной экологии в настоящее время утрачивается, и поэтому мы обязаны возрождать ее. Это сделать еще не поздно. Сегодня мы откроем несколько страниц нашей книги, которая называется «Экология народов Севера».  

1 – я страница

«Приметы народные, в дело пригодные»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Закончи примету:

1. Собаки воют – волки … (близко).

2. Солнце к вечеру краснеет – день настанет … (ветреный, холодный).

3. около луны звезда народилась - … (потеплеет).

4. Звезды сильно заблестят - … (к теплу).

5. Собаки катаются - … (к пурге).

6. если северное сияние полыхает, движется - … (к пурге).

2 – я страница «Загадки о природе»

Мы темным вечером сверкаем,

А днем мы исчезаем. (Звезды.)

Радость пастуха – оленевода

На четырех палочках стоит,

Обсохнет – за мамой побежит. (Олененок.)

Лежит на земле белый камешек,

А внутри сердечко стучит. (Яйцо.)

Из пуховой одежды мамы

 Для детишек мягкая постелька постелена. (Гнездо.)

Длинноухий модник:

Летом в сером кафтане бегает,

А зимой белую шубку надевает. (Заяц.)

Она, как снег, от солнца прячется,

А мышка – от нее. (Сова.)

С неба летит – пляшет.

Все, что есть, прячет,

А в чум попадет – плачет. (Снег.)

Белые олени без рогов и копыт

По голубой тундре кочуют,

Серебристый ягель ищут. (Облака.)

Черный чум три месяца в тундре стоит,

А румяный хозяин тундры

За ледовитым океаном кочует. (Полярная ночь и солнце.)

Лежат на кочках кусочки янтаря,

В рот положишь – тут же растают. (Морошка.)

3 – я страница «Природа в опасности»

Наша цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям. Если мы не будем беречь природу, то все человечество может погибнуть вместе с беззащитной планетой. Это тревога вселяется в души многих людей. Поэтические строки звучат набатом тревоги.

1 – й ребенок.

Осторожно: Ямал!

Как призыв, как звучанье набата,

Словно жалобный крик потрясенной души …

Оглянись, человек,

Чем Земля пред тобой виновата?

Как прекрасна она в предрассветной тиши!

Ты – природы венец,

Царь и сын ее благословенный,

Наделенный всесильным величьем творец!

Отчего, не смутясь,

Словно дикий тиран дерзновенный,

Ты надел на природу терновый венец?

2 – й ребенок.

Осторожно: Ямал!

Вновь над тундрой летит обращенье,

Словно помощи крик бьется в наших сердцах.

Время больше не ждет.

Человек! Оглянись на мгновенье:

Ты увидишь природы Начало конца.

(Павел Жаакович Турутько)

3 – й ребенок.

Кромсает лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька …

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды –

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

4 – й ребенок.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, человек?

(Роберт Рождественский)

Ведущий.

Будь милостив к природе, человек

Берешь – бери не более, чем нужно.

Тогда и звери свой клыкастый век

С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

(Л. Лапцуй)

        Ведущий. Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шепоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них.

        1. Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни.

        2. Не принято стрелять в линных гусей (добычей охотников могли оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края).

        3. Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы).

        4. Нельзя разводить костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная необходимость, потребность.

        В отличие от ненцев, пришлое население не всегда соблюдает правила тундры. Мы никогда не увидим человека тундры с яркими полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также пришлое население очень часто охотится на животных тундры не по надобности, а из – за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся  редкими и исчезающими. Ребята, а какие меры применяются , чтобы уберечь природу? ( ответы детей.) А что такое Красная книга? Почему ее назвали «красной»? (Красный цвет – цвет тревоги.)

        В Красную книгу вошли:

        1. животные – белый медведь;

        2. морские млекопитающие – атлантический морж и гренландский кит;

        3. птицы – лебедь-кликун, краснозобая казарка, орлан-белохвост, пискулька и турпан (на юге Ямала), сокол-кречет (по берегам рек Ямала), сокол-сапсан (в средней части реки Юрибей), тундровый лебедь;

        4. растения Ямала не внесены в Красную книгу, но некоторые подвергаются реальной опасности, например, лишайники некоторых видов.

4-я страница «Природная аптека»

        Ведущий.

        Тундра – как сказочное царство,

        Там кругом растут лекарства:

        В каждой травке, в каждой ветке

        И микстура, и таблетки.

        Все целебные растенья

        Нужно знать без исключенья.

        А сейчас мы проверим ваши знания о лекарственных растениях. Мы проведем игру «Устами младенца». По описанию растения вы должны узнать его и назвать его лечебные свойства.

        1-й ребенок.

        В тундре он бывает разного цвета.

        Все люди и животные ходят по нему.

        Его очень любят есть олени. (Лишайник)

        А еще лишайник высушивают, растирают в порошок и посыпают раны. Также он используется для лечения туберкулеза.

        2-й ребенок.

        Он мягкий, но не пух,

        Зеленый, но не трава. (Мох)

        Мох применяют при болях в груди, при расстройстве желудка.

        3-й ребенок.  

        Она считается символом России,

        Ее можно сравнить с молодой девушкой.

        В тундре она растет маленькая,

        Но вырастает большая в лесу или в поле. (Береза)

        Листья березы являются мочегонным средством.

        4- ребенок. И еще есть одно маленькое дерево, обитающее в тундре, но это не береза. (Ива)

        Кора ивы применяется при простудных заболеваниях.

        Ведущий.  А сейчас мы поиграем в другую игру.

        Шла красавица – природа

        По зеленой тундре,

        Загляделась на озера,

        Потеряла бусы.

        Соберите бусы, дети,

        И отгадку дайте:

        Как названья ягод этих?

Игра « Быстрей собирайте»

По полу разбросаны бусы трех цветов: красного, черного, голубого. Кто из троих детей быстрее соберет бусы?

        Ведущий. Ягоды черники, брусники, голубики дают организму витамины, а их листья применяются как слабительное. Очень многие растения тундры являются целебными. Даже ядовитые ягоды такого растения, как вороний глаз, лечат кашель, а настойка мухомора помогает от боли в суставах.

5-я страница «Тундровый этикет»

        Летом в тундре растет много лекарственных растений, в которых сокрыто много витаминов. А зимой все это прячется под толстым слоем снега. Но жители тундры, питаясь сырой пищей, восполняют все витамины.

        Песни «Строганина», музыка Юрия Юнкерова, слова Романа Ругина.

        Вы изведали хоть раз

        Вкус морозной строганины?

        Если нет – зову я вас

        В наши снежные равнины.

                Припев:

                А оттенков сколько есть

                В нежном вкусе строганины.

                Столько их, что за день счесть

                Не смогу и половины.

                Сколько их – не знаю сам,

                Нет числа и нет конца им.

                Приезжайте в гости к нам,

                Может, вместе сосчитаем.

                С перцем, с солью – ох и сласть!

                Ничего вкусней не надо.

                Съел – и в теле разлилась

                Молодящая прохлада.

                                Припев.

                Если угощают вас

                Жирной стружкой муксуна,

                Расцветет, ручаюсь тут,

                Самый хмурый и суровый.

        Ведущий. для пришлых людей странно видеть, как ненцы едят сырую рыбу и мясо, но жители тундры объясняют это так: « Надо свежее мясо есть, а то силы нет, мышцы болят, скоро работы будет много». Такие слова прозвучали в воспоминании о севере доктора исторических наук Анатолия Мухачева. Он рассказывает и о том, как он впервые ел сырое мясо, запивая его кровью: «А силы действительно стало больше, ведь свежая оленина богата витаминами и микроэлементами, в тундре – это главный их источник».

        Ведущий. Если русские говорят, что хлеб – всему голова, то ненцы то же самое говорят о чае. Без всякой науки на собственном опыте они познали его профилактические и лечебные действия. Раньше чайные растения в конце лета собирали женщины и дети. Это – куропачья ножка, цветы и листья княженики, тундровые ноготки. Когда появилась возможность покупать чай, сбор трав в больших количествах прекратился, так как ненцы стараются как можно меньше ущерба наносить природе. Ребята, сегодня наши девочки будут играть роль хозяек ненецких чумов. Они вас угостят строганиной. После угощения в любом доме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. Наши молодые хозяйки сейчас расскажут о них.

        1-я девочка. В бесснежный период воду приходиться в ведрах издалека по болотистой тундре, в морозное время таскать снег, греть его, а ведь этого нужны дрова. И жизнь научила ненцев выходить из трудного положения. У оленеводов имеются Вандеи. Вандеи – это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие березовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.

        Ведущий. А теперь примите угощение – строганину. А в заключение нашего мероприятия  послушайте песню «Пуровская земля».

        

 

Использованная литература:

1. Бочкарева С. В. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни, Салехард, 2003.

2. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера РАН, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к олимпиаде по "Культуре народов Севера"

В данной работе представлены вопросы к олимпиаде по предмету "Культура народов севера" для учащихся 5- 7 классов....

Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"

Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....

Искусство народов Севера Тема: Эскиз игольницы «НАМТ»

Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и  цвета. Словарная работа: «намт»- игольн...

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

Музыкальные инструменты народов севера

Данное методическое пособие  "Музыкальные инструменты народов севера" знакомит  с инструментами народав ханты и манси, проживающими в Ханты - Мансийском автономном округе. Учителя, воспитате...

Сценарий праздника «Национальных подвижных игр народов Севера»

Сценарий праздника «Национальных подвижных игр народов Севера» можно использовать учителям физической культуры во внеклассной работе с учащимися....