Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии
олимпиадные задания по экологии (11 класс) на тему

Материал содержит вопросы школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии, матрицу ответов, ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_ekologii_10-11.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon matritsa_i_klyuch_ekologiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2015-2016 гг.)

10-11 класс

Задание 1. Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или «нет») из представленных ниже утверждений  10 баллов (правильный ответ-1балл)

  1. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
  2. Продуцентами в наземных экосистемах являются микроорганизмы.
  3. Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.
  4. В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
  5. Ветроопыляемые растения имеют очень короткие неподвижные тычиночные нити.
  6. Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов  пушных зверьков соболя и выхухоли.
  7. Популяции, особи которых быстро достигают половой зрелости, восстанавливают численность быстрее, чем популяции видов с более длительным периодом созревания.
  8. Н. И. Вавилов создал целостное учение о биосфере, показал геологическую роль живых организмов в преобразовании нашей планеты.
  9. Явление конкуренции возникает между видами, извлекающими пользу из связи друг с другом.
  10. Сообществом можно назвать группу растений, обитающих в биогеоценозе.

Задание 2. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных  25 баллов (правильный ответ – 1 балл).

1. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

2. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом

существенно повышая почвенное плодородие:

а) кроты и землеройки;

б) дождевые черви;

в) личинки хрущей и щелкунов;

г) медведки и  мокрицы

3. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:

а) почвенным воздухом;

б) постоянством почвенной температуры;

в) присутствием в почве раствора биогенов;

г) отсутствием в почве солнечной радиации.

4. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации;

б) хлорфторорганических соединений;

в) углекислого газа;

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.

5. Совокупность особей считают популяцией, если:

а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;

б) они принадлежат к одному виду;

в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;

г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.

6. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;

б) низкой плотностью воздуха;

в) солнечной радиацией;

г) колебаниями температуры.

7. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:

а) многочисленные виды;

б) доминирующие виды;

в) малочисленные виды;

г) средообразующие виды

8. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится

 невозможным, называют:

а) симбиоз;

б) комменсализмом;

в) аменсализмом;

г) нейтрализмом

9. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:

а) сланцах и карбонатных породах;

б) песчаниках;

в) кремнийорганических породах;

г) железных и марганцевых рудах.

10.  Основным типом особо охраняемых территорий являются:

а) заказники;

б) природные парки;

в) биосферные заповедники

г) национальные парки

11. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных,

 которые используют почву:

а) в качестве убежища от хищников;

б) для испарения излишков влаги;

в) для внутрипопуляционных контактов;

г) при выведении токсичных продуктов обмена

12. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) рябины обыкновенной;

г) дуба черешчатого.

13. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни;

б) пространственный размер экосистем;

в) стабильный климат;

г) географическая широта места.

14.  Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

а) деятельности живых организмов;

б) вулканической деятельности;

в) физическим процессам выветривания;

г) окислительной деятельности кислорода.

15. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют:

а) генезисом;

б) сукцессией;

в) метаморфозом;

г) демутацией.

16. Автор учения о биосфере:

а) В. Н. Сукачев

б) В. В. Докучаев

в) В. И. Вернадский

г) Г.Ф. Морозов

17. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

а) зеленых растений

б) консументов

в) остатков организмов

г) жвачных животных

18. Примером отношений типа «хищник-жертва» не является пара:

а) щука – карась

б) лев – зебра

в) пресноводная амеба – бактерия

г) шакал - гриф

19. Растением-паразитом не является:

а) повилика;

б) заразиха;

в) омела белая;

г) головня.

20. Примером популяции является совокупность особей:

а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме;

б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря;

в) клеста-еловика, заселяющего таежную зону России;

г) сельди тихоокеанской в Тихом океане.

21.  С периодическими изменениями в окружающей среде не связано

следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад;

г) активность внутренних паразитов

22. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

а) животные быстрее и эффективнее размножаются;

б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;

в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни,

 растет агрессивность, возникает стресс;

г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.

23. Обычно под структурой популяции понимают:

а) соотношение особей разного пола или разного возраста;

б) соотношение здоровых и больных особей;

в) соотношение почвенных и наземных обитателей;

г) соотношение вымерших особей и ныне живущих.

24. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно

 классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

в) акула и рыбы-прилипалы;

г) волк и косуля.

25. Закон оптимума означает следующее:

а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного

 влияния на организм;

в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм;

г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия

 окружающей среды.

Задание 3. Тип задания – выбор правильности суждения (да или нет) с его

 последующим обоснованием  12 баллов  (3 балла за одно задание). 

  1. В настоящее время бóльшая часть человечества расселена в горных районах.
  2. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира.
  3. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают

качество воды водохранилищ.

  1. Каждая цепь питания заканчивается растениями.

Задание 4. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех

предложенных с его  обоснованием: 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла;

 обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1. Не являются необходимыми для поддержания круговорота биогенных

элементов (азота, углерода, кислорода и т. д.):

1) продуценты;

2) консументы;

 3) редуценты;

 4) необходимы все.

Задача 2. Использование для зарыбления водоёмов Воронежской области

 чужеродного вида – дальневосточного белого амура – в целях борьбы с

 зарастанием обусловлено тем, что белый амур:

1) является декоративным видом (может разводиться в домашних

аквариумах);

2) не представляет интереса для спортивного и любительского рыболовства;

3) питается практически не использующимися аборигенными видами рыб

кормовыми ресурсами (в частности, высшая водная растительность);

4) является одновременно растительноядным и плотоядным видом.

 

 



Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________                         Шифр __________

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

№ вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

Задание 3. 12 баллов (по 3 балла за каждое задание).  

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. Примерное обоснование:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Примерное обоснование:_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОТВЕТЫ 
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по экологии. Школьный этап. 2015-2016 уч. год. 10-11 класс

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

да

нет

да

да

нет

нет

да

нет

нет

да

Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

б

б

в

б

в

б

в

а

а

в

а

б

а

№ вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

а

б

в

а

г

г

а

г

в

а

в

б

Задание 3.  12 баллов (по 3 балла за каждое задание).  

  1. Ответ «нет». В горных районах условия более тяжёлые для проживания и расселения, чем, например, по берегам рек и в долинах. Горные территории, как правило, беднее природными ресурсами, как, например, плодородная почва. В настоящее время большая часть человечества проживает по берегам морей и океанов.
  2. Ответ «да». Этот ресурс восстанавливается довольно быстро, и объёмы

естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при

организации промысла диких животных в пределах, не превышающих

ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов.

Однако есть виды, которые находятся под угрозой исчезновения и виды,

которые уже исчезли. Они уже могут не быть возобновляемым ресурсом.

Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапогосских

черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.

Да – Нет

Ответ и обоснование

  1. Ответ «нет». Плотины электростанций, как правило, ухудшают

гидрологический режим рек: замедляется сток воды, образуются застойные

зоны, становятся труднопреодолимым препятствием для речных обитателей.

При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что

приводит к ухудшению качества воды.

  1. Ответ «нет».  Пастбищные цепи, как правило, начинаются растениями,

поскольку растения производят в процессе фотосинтеза органическое

вещество, которое потребляют все остальные организмы. Цепи питания, как

правило, заканчиваются редуцентами.

Задание 4.

8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1. Ответ и обоснование

Ответ «4» является верным.

Биогеохимический круговорот веществ – повторяющийся обмен химических элементов и их природных соединений между живым веществом и неорганической средой – косным веществом биосферы. Совместная деятельность продуцентов, консументов, редуцентов определяет непрерывное поддержание глобального биологического круговорота веществ в биосфере Земли.

 Задача 2. Ответ и обоснование

Правильный ответ «3».

 Питаясь, в частности, высшей водной растительностью, белый амур способствует снижению зарастания водоёмов. Этот вид не относится к хищным и не является конкурентом для аборигенных видов рыб по кормовым ресурсам (фито-, зоопланктон, прочие мелкие водные животные), поэтому не должен их вытеснить. Кроме того, белый амур представляет интерес для спортивного и любительского рыболовства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии для 8 - 11 класса.

Задания предназначены для учеников 8 -11 классов. Все задания дифференцированы по уровню сложности и составлены с учётом требований к олдимпиадным задачам. Задания для 8 класса составлены в  форм...

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии

Задания для школьного этапа олимпиады  учащихся 7-8 класса по химии...

Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.

В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...

Задания для школьного тура всероссийской олимпиады по литературе

Задания для школьного тура олимпиады по литературе 9, 10, 11 классы....