Олимпиада по экологии
олимпиадные задания по экологии (9 класс)

Дамдынчап Саида Демир-ооловна

Олимпиада по экологии для 9-го класса с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_olimpiada.docx75.7 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Блок № 1

40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов

Задание № 1

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! 
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. 
Успеха Вам в работе!

Время на выполнение работы – 40 минут

БЛОК I (максимум 50 баллов)



Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).

Вопрос № 1 1 балла(ов)

Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях называется:

1. Средой Это правильный ответ

2. Спектром

3. Фактором

4. Экосистемой

Вопрос № 2 1 балла(ов)

Организмы, питающиеся животными, относятся к группе:

1. Зоофагов Это правильный ответ

2. Фитофагов

3. Монофагов

4. Полифагов

Вопрос № 3 1 балла(ов)

Виды животных, использующие в пищу широкий набор кормов, относятся к группе

1. Полифагов Это правильный ответ

2. Олигофагов

3. Монофагов

4. Ихтиофагов.

Вопрос № 4 1 балла(ов)

Значение экологии заметно возросло

1. Во второй половине XX века Это правильный ответ

2. В конце XVIII века

3. В начале XXI века

4. В середине XIX века

Вопрос № 5 1 балла(ов)

Технологии рационального природопользования и охраны природных ресурсов разрабатывает

1. Общая экология

2. Прикладная экология Это правильный ответ

3. Социальная экология

4. Экология экосистем

Вопрос № 6 1 балла(ов)

Абиотическим фактором является:

1. Поедание одних организмов другими

2. Промысел животных

3. Опыление растений насекомыми

4. Химический состав атмосферы Это правильный ответ

Вопрос № 7 1 балла(ов)

Приспособление организма к условиям среды за счёт комплекса морфологических, физиологических и поведенческих признаков называется:

1. Оцепенением

2. Толерентностью

3. Адаптацией Это правильный ответ

4. Экотопом

Вопрос № 8 1 балла(ов)

Растения, приспособленные к произрастанию на влажной почве и при высокой влажности воздуха, называются:

1. Ксерофитами

2. Сциофитами

3. Гелиофитами

4. Гигрофитами Это правильный ответ

Вопрос № 9 1 балла(ов)

Организмы с высокой температурой тела, которая поддерживается за счёт тепла, образующегося в процессе обмена веществ, называют:

1. Эндотермными Это правильный ответ

2. Стенотермными

3. Эктотермными

4. Сциофитами

Вопрос № 10 1 балла(ов)

Доля видов – обитателей водной среды в биоразнообразии Земли составляет около:

1. 80%

2. 20% Это правильный ответ

3. 50%

4. 70%

Вопрос № 11 1 балла(ов)

Показателем чистой воды является произрастание в водоеме:

1. Роголистника, рдеста плавающего, ряски

2. Водокраса лягушачьего, сальвинии, водяного ореха Это правильный ответ

3. Сальвинии, водяного ореха, рдеста плавающего, роголистника

4. Водокраса лягушачьего, сальвинии, роголистника, рдеста, ряски, водяного ореха

Вопрос № 12 1 балла(ов)

Самой сложной и разнообразной по экологическим условиям является среда жизни:

1. Водная

2. Почвенная

3. Наземно-воздушная Это правильный ответ

4. Тела других организмов

Вопрос № 13 1 балла(ов)

Паразитами являются:

1. Бычий солитёр, оса, муравей

2. Суслик, повилика, божья коровка

3. Клещи, вши, дождевой червь

4. Ржавчинные грибы, повилика, блоха Это правильный ответ

Вопрос № 14 1 балла(ов)

Постоянное поступление органического вещества в основном за счёт отмирающих корней и опадающей листвы – важная особенность среды обитания:

1. Почвенной Это правильный ответ

2. Водной

3. Наземно-воздушной

4. Организменной

Вопрос № 15 1 балла(ов)

Понятие пространства, применяемое к пространственным особенностям существования популяций, - это так называемое

1. Популяционное пространство

2. Ареал

3. Биологическое пространство Это правильный ответ

4. Экологическое пространство

Вопрос № 16 1 балла(ов)

Грачи сообща защищают свою колонию – это пример отношений:

1. Конкурентных

2. Симбиотических

3. Паразитических

4. Взаимовыгодных Это правильный ответ

Вопрос № 17 1 балла(ов)

Численность любой популяции

1. Постоянно изменяется Это правильный ответ

2. Стабильна

3. Изменяется только под действием абиотических факторов

4. Изменяется только под действием биотических факторов

Вопрос № 18 1 балла(ов)

Массовое размножение завезенных в Австралию кроликов, подрывающих кормовую базу местных травоядных животных (в первую очередь кенгуру), является примером:

1. Миграции

2. Эмиграции

3. Протокооперации

4. Интродукции Это правильный ответ

Вопрос № 19 1 балла(ов)

Отстрел промысловых животных, лов рыбы, заготовку лекарственных растений следует:

1. Осуществлять в соответствии с потребностями отраслей хозяйства

2. Максимально использовать для удовлетворения личных потребностей

3. Планировать с учетом максимально допустимой доли изъятия Это правильный ответ

4. Запретить повсеместно

Вопрос № 20 1 балла(ов)

Совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши называют:

1. Экотопом

2. Биотопом

3. Биогеоценозом Это правильный ответ

4. Биоценозом

Вопрос № 21 1 балла(ов)

Отдельные звенья цепей питания называют:

1. Трофическими уровнями Это правильный ответ

2. Пищевыми этапами

3. Трофическими блоками

4. Пищевыми элементами

Вопрос № 22 1 балла(ов)

Растения в процессе фотосинтеза создают:

1. Всю биологическую продукцию экосистемы

2. Только чистую биологическую продукцию экосистемы

3. Вторичную биологическую продукцию экосистемы

4. Первичную биологическую продукцию экосистемы Это правильный ответ

Вопрос № 23 1 балла(ов)

Каков тип взаимоотношений берёзы и гриба трутовика?

1. Симбиоз

2. Паразитизм Это правильный ответ

3. Хищничество

4. Конкуренция

Вопрос № 24 1 балла(ов)

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, представляет собой:

1. Биосферу Это правильный ответ

2. Биогеоценоз

3. Природный комплекс

4. Природное сообщество

Вопрос № 25 1 балла(ов)

Первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора:

1. В.И. Вернадский Это правильный ответ

2. Э. Зюсс

3. Ж.-Б. Ламарк

4. А.-Л. Лавуазье

Вопрос № 26 3 балла(ов)

Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К экологической группе пресноводных рыб относят
1. Пескаря
2. Желтоперого тунца
3. Красноперку
4. Луну-рыбу
5. Корифену
6. Сома обыкновенного

Правильный ответ 136

Вопрос № 27 3 балла(ов)

К приспособлениям, позволяющим ксерофитам обитать в условиях сухого жаркого климата, относятся
1. Сухие плоды
2. Отсутствие опушения
3. Углубленные устьица
4. Сильно развитая водозапасающая ткань
5. Сочные плоды
6. Устьица на поверхности листовой пластинки

Правильный ответ 134

Вопрос № 28 4 балла(ов)

Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 баллов за все задание).

Установите соотношения между типом экологических отношений и представленными парами животных:

А

В

Термиты и жгутиконосцы Правильно:4

1. Хищник-жертва

Эхинококк и волк Правильно:2

2. Паразит хозяин

Египетская цапля и буйвол Правильно:3

3. Факультативный мутуализм

Розовый скворец и саранча Правильно:1

4. Облигатный мутуализм

Вопрос № 29 4 балла(ов)

Установите соответствие между средой обитания и видами животных

А

В

Скумбрия Правильно:1

1. Моря

Стенолаз Правильно:3

2. Пресные воды (реки, озера)

Пескарь Правильно:2

3. Горы

Трехпалый дятел Правильно:4

4. Хвойные леса

Вопрос № 30 4 балла(ов)

Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.


Установите последовательность звеньев цепи питания:
1. Растения
2. Мелкие хищные животные
3. Растительноядные животные
4. Крупные хищные животные

Правильный ответ 1324

Вопрос № 31 5 балла(ов)

Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

Взаимоотношения «растение-фитофаг» подчиняются правилу: если растение развивается ____________, то его активно ___________. И наоборот, чем __________, развивается растение, тем _________ фитофаги его поедают. Устойчивость взаимоотношений «растение-фитофаг» повышается в случае, если имеется ________, который контролирует количество вида-фитофага.
Список слов:
1) Быстро
2) Поедают
3) Медленнее
4) Хищник
5) Хуже

Правильный ответ 12354

Вопрос № 32 2 балла(ов)

Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) Животных, предпочитающих средние условия увлажнения воздуха и почвы, относят к экологической группе мезофиллов.
2) Закон о необратимости эволюции биосферы был сформулирован Ч.Дарвиным. 
3) Биологический круговорот веществ в природе происходит за счёт энергетики почв. 
4) Объедая листья и побеги, значительный ущерб деревьям наносят такие домашние животные, как козы.
5) Почти 90% всех лесных пожаров вызвано естественными причинами, в том числе молнией во время грозы.

Правильный ответ 14


Вход в систему

Имя

Пароль

РЕГИСТРАЦИЯ

ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ?

 Rambler's Top100

Ваши замечания и пожелания по работе сайта, а также обнаруженные ошибки вы можете отправлять на адрес http://olymp74.ru/images/0/admin_email.bmp

10 класс. Блок № 1

40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов

Задание № 1

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. 
Успеха Вам в работе!

Время на выполнение работы – 40 минут

БЛОК I (максимум 50 баллов)



Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).

Вопрос № 1 1 балла(ов)

Термин «экология» ввел в науку:

1) Э. Геккель; Это правильный ответ

2) А. Лавуазье;

3) А. Гумбольдт;

4) Ч. Дарвин.

Вопрос № 2 1 балла(ов)

Связь организмов друг с другом и условиями среды на уровне отдельных особей изучает:

1) Биосферная экология;

2) Аутэкология; Это правильный ответ

3) Популяционная экология;

4) Экология сообществ.

Вопрос № 3 1 балла(ов)

Факторы среды, потребляемые организмами, называются:

1) Условиями;

2) Адаптациями;

3) Ресурсами; Это правильный ответ

4) Антропогенными.

Вопрос № 4 1 балла(ов)

Виды, обладающие узкими пределами выносливости, называются:

1) Эврибионтами;

2) Гомойотермными;

3) Стенобионтами; Это правильный ответ

4) Пойкилотермными.

Вопрос № 5 1 балла(ов)

Растениями-ксерофитами являются:

1) Алоэ, очиток, солерос;

2) Сарсазан, солерос, типчак;

3) Кактус, шведка, кермек;

4) Карагана кустарниковая, типчак, ковыль. Это правильный ответ

Вопрос № 6 1 балла(ов)

Основная экологическая трудность, с которой паразит сталкивается в течение жизненного цикла, - это:

1) Ограниченное количество пищи;

2) Резкие температурные колебания в среде жизни;

3) Отсутствие света;

4) Перенос от одного хозяина к другому. Это правильный ответ

Вопрос № 7 1 балла(ов)

Хищником НЕ является:

1) Клест-еловик; Это правильный ответ

2) Африканский лев;

3) Ушастая сова;

4) Туркестанская рысь.

Вопрос № 8 1 балла(ов)

Организмы, питающиеся экскрементами других животных, называются:

1) Копрофаги; Это правильный ответ

2) Паразиты;

3) Хищники;

4) Жертвы.

Вопрос № 9 1 балла(ов)

Взрослая лягушка – плотоядное животное, а головастик лягушки питается растительной пищей, следовательно, один и тот же вид в разные периоды развития может занимать:

1) Разные экологические ниши при недостатке пищи;

2) Одинаковые экологические ниши только при благоприятных условиях;

3) Разные экологические ниши; Это правильный ответ

4) Одинаковые экологические ниши.

Вопрос № 10 1 балла(ов)

Все особи окуня, обитающие в небольшом озере, образуют:

1) Единую семью;

2) Вид;

3) Популяцию; Это правильный ответ

4) Простую совокупность особей.

Вопрос № 11 1 балла(ов)

Влияют на популяцию, но сами не зависят от численности и плотности популяции:

1) Внутривидовые отношения;

2) Почти все абиотические факторы; Это правильный ответ

3) Разные биотические отношения особей;

4) Межвидовые отношения.

Вопрос № 12 1 балла(ов)

Мертвое органическое вещество называют:

1) Биокосным телом;

2) Биотой;

3) Детритом; Это правильный ответ

4) Редуцентом.

Вопрос № 13 1 балла(ов)

В водных экосистемах число звеньев пищевой цепи может достигать:

1) Шести; Это правильный ответ

2) Четырех;

3) Восьми;

4) Трех.

Вопрос № 14 1 балла(ов)

Консументы и редуценты создают:

1) Только чистую биологическую продукцию экосистемы;

2) Всю биологическую продукцию экосистемы;

3) Первичную биологическую продукцию;

4) Втортичную биологическую продукцию. Это правильный ответ

Вопрос № 15 1 балла(ов)

Обратимые изменения экосистем могут быть:

1) Только суточными;

2) Суточными и сезонными;

3) Сезонными и разногодичными;

4) Суточными, сезонными, разногодичными. Это правильный ответ

Вопрос № 16 1 балла(ов)

Изменения экосистем, происходящие в пригородных лесах под влиянием отдыхающих, называются:

1) Первичной автогенной сукцессией;

2) Восстановительной сукцессией;

3) Рекреационной сукцессией; Это правильный ответ

4) Эвтрофикацией.

Вопрос № 17 1 балла(ов)

Химическая энергия и углерод, получаемые из органических веществ, служат основой функционирования экосистем:

1) Хемотрофных;

2) Автотрофных;

3) Антропогенных фототрофных;

4) Гетеротрофных. Это правильный ответ

Вопрос № 18 1 балла(ов)

Организмы, обитающие на дне и в донном грунте пресноводных водоемов, называются:

1) Нектоном;

2) Бентосом; Это правильный ответ

3) Плейстоном;

4) Планктоном.

Вопрос № 19 1 балла(ов)

Биологическое разнообразие растений в степях:

1) Очень высокое, несколько сотен видов на 100 кв. м.;

2) Высокое, несколько десятков видов на 100 кв. м.; Это правильный ответ

3) Низкое, несколько видов на 100 кв. м.;

4) Очень низкое – 1-2 вида на 100 кв. м.

Вопрос № 20 1 балла(ов)

В.И. Вернадский называл особым, биокосным телом природы

1) Растительный мир;

2) Животный мир;

3) Совокупность микроорганизмов;

4) Почву. Это правильный ответ

Вопрос № 21 1 балла(ов)

Фактором, нарушающим биосферный круговорот воды, является уменьшение испарения с поверхности океана. Причиной этого является:

1) Развитие судоходства;

2) Загрязнение воды тяжелыми металлами;

3) Нарушение состоянии морской биоты;

4) Появление нефтяной пленки на значительной части поверхности океана. Это правильный ответ

Вопрос № 22 1 балла(ов)

Причиной эрозии сельскохозяйственных земель может быть:

1) Внесение минеральных удобрений;

2) Возделывание высокоурожайных культур;

3) Влияние воды и ветра; Это правильный ответ

4) Безотвальная обработка почвы.

Вопрос № 23 1 балла(ов)

Главными путями повышения устойчивости и продуктивности агроэкосистем являются:

1) Широкомасштабное применение ядохимикатов, внесение высоких доз минеральных удобрений;

2) Внесение высоких доз минеральных удобрений, перевыпас скота;

3) Поддержание высокого видового разнообразия, усиление биологического круговорота веществ; Это правильный ответ

4) Широкомасштабное применение ядохимикатов, сплошная распашка почв.

Вопрос № 24 1 балла(ов)

Устойчивость экосистемы в наибольшей степени зависит:

1) От действия естественного отбора;

2) От разнообразия обитающих в ней видов; Это правильный ответ

3) От сезонных колебаний численности популяций;

4) От особенностей процессов жизнедеятельности особей.

Вопрос № 25 1 балла(ов)

В соответствии с правилом экологической пирамиды масса органического вещества в цепях питания от звена к звену:

1) Возрастает;

2) Стабилизируется;

3) Значительно уменьшается; Это правильный ответ

4) Изменяется незначительно.

Вопрос № 26 3 балла(ов)

Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К экологической группе проходных рыб относят:
1) Американского речного угря;
2) Европейского анчоуса;
3) Европейского шпрота;
4) Белугу;
5) Обыкновенную щуку;
6) Севрюга.

Правильный ответ 146

Вопрос № 27 3 балла(ов)

К экологической группе эфемероидов относят растения, которые переносят периоды между вегетациями в виде корневищ. Это:
1) Щавель туполистный;
2) Клевер ползучий;
3) Мятлик луковичный;
4) Одуванчик лекарственный;
5) Пролеска сибирская;
6) Ветреница алтайская.

Правильный ответ 356

Вопрос № 28 4 балла(ов)

Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).

Установите соответствие между способом распространения плодов и семян и видами растений. 

А

В

При помощи парашютиков Правильно:2

1. Желтая акация

Саморазбрасыванием Правильно:1

2. Одуванчик

При помощи птиц Правильно:4

3. Земляника лесная

При помощи насекомых Правильно:3

4. Рябина

Вопрос № 29 4 балла(ов)

Установите соответствие между типом экологической группы и названиями растений.

А

В

Паразиты Правильно:2

1. Подъельник

Сапрофиты Правильно:1

2. Повилика

Пирофиты Правильно:3

3. Иван-чай

Полупаразиты Правильно:4

4. Омела белая.

Вопрос № 30 4 балла(ов)

Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.


Установите последовательность расположения звеньев в цепи питания:
1) Горностай;
2) Растительный опад;
3) Землеройка;
4) Дождевой червь.

Правильный ответ 2431

Вопрос № 31 5 балла(ов)

Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

Дополните текст словами из предложенного ниже списка: 

Внешний облик организма, комплекс его морфологических, анатомических, физиологических и поведенческих признаков называют ____________. В ней отражается ____________ живого существа к условиям _____________. В сходных условиях среды организмы даже из систематически ___________ групп могут иметь _____________ жизненную форму.

Список слов:
1) Жизненная форма
2) Приспособленность
3) Далекие
4) Внешняя среда
5) Сходная

Правильный ответ 12435

Вопрос № 32 2 балла(ов)

Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) Прикладная экология включает много наук, которые разрабатывают технологии рационального природопользования и охраны природных ресурсов.
2) Городская экология изучает возможности улучшения среды обитания человека в сельской местности.
3) Одним из разделом прикладной экологии является общая экология.
4) Природоохранная экология разрабатывает методы математической обработки результатов, полученных в ходе исследования природных объектов.
5) Химическая экология разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву и др.. 

Правильный ответ 15

11 класс. Блок № 1

40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов

Задание № 1

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. 
Успеха Вам в работе!

Время на выполнение работы – 40 минут

БЛОК I (максимум 50 баллов)



Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).

Вопрос № 1 1 балла(ов)

Абиотическим сигналом к сезонным изменениям является:

1) Длина светового дня; Это правильный ответ

2) Количество пищи;

3) Взаимоотношения между организмами;

4) Изменение температуры воздуха.

Вопрос № 2 1 балла(ов)

Растения, которые предпочитают слабокислые почвы, называются:

1) Нейтрофилами;

2) Ацидофилами; Это правильный ответ

3) Базифилами;

4) Индифферентными видами.

Вопрос № 3 1 балла(ов)

Закон оптимума означает следующее:

1) Организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

2) Любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы;

3) Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм; Это правильный ответ

4) Любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

Вопрос № 4 1 балла(ов)

Возрастной структурой популяции называется:

1) Количественное соотношение мужских и женских особей;

2) Количество старых и молодых особей;

3) Количественное соотношение особей различных возрастных групп; Это правильный ответ

4) Количество новорожденных особей.

Вопрос № 5 1 балла(ов)

Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания – это адаптация:

1) Психологическая;

2) Этологическая;

3) Физиологическая;

4) Морфологическая. Это правильный ответ

Вопрос № 6 1 балла(ов)

Только в водной среде является возможным:

1) Появление внешнего скелета тела;

2) Усвоение организмами солнечного света;

3) Появление пятипалых конечностей;

4) Возникновение фильтрационного типа питания. Это правильный ответ

Вопрос № 7 1 балла(ов)

Фототрофы – это организмы, использующие в качестве источника углерода:

1) Оксид углерода (IV); Это правильный ответ

2) Оксид углерода (II);

3) Оксид углерода (I);

4) Метан.

Вопрос № 8 1 балла(ов)

Понятие «биогеоценоз» ввел в науку:

1) В.Н. Сукачев; Это правильный ответ

2) Парацельс;

3) Аристотель;

4) В.В. Докучаев.

Вопрос № 9 1 балла(ов)

Продуценты в экосистеме дубравы:

1) Поглощают готовые органические вещества;

2) Разлагают органические вещества;

3) Образуют органические вещества; Это правильный ответ

4) Выполняют все перечисленные функции.

Вопрос № 10 1 балла(ов)

Социальная экология изучает системы:

1) Биоценоз – окружающая среда;

2) Организм – окружающая среда;

3) Общество – окружающая среда; Это правильный ответ

4) Человек – окружающая среда.

Вопрос № 11 1 балла(ов)

Современное возрастание потребления, сопровождающееся появлением огромного количества отходов на одного жителя Земли, получило название:

1) «Кризис продуцентов»;

2) «Кризис консументов»; Это правильный ответ

3) «Кризис хемотрофов»;

4) «Кризис элементов».

Вопрос № 12 1 балла(ов)

По данным ООН, численность населения Земли на начало 2013 года составила около:

1) 1 млрд. человек;

2) 3 млрд. человек;

3) 7 млрд. человек; Это правильный ответ

4) 9 млрд. человек.

Вопрос № 13 1 балла(ов)

Искусственное расселение вида в новый район распространения - это:

1) Интродукция; Это правильный ответ

2) Акклиматизация;

3) Реаккклиматизация;

4) Миграция.

Вопрос № 14 1 балла(ов)

Загрязнение окружающей среды пестицидами относится к типу:

1) Физическому;

2) Биологическому;

3) Радиационному;

4) Химическому. Это правильный ответ

Вопрос № 15 1 балла(ов)

Мониторинг, при котором ведется наблюдение за состоянием растений в лесных массивах, называется:

1) Геофизический;

2) Метеорологический;

3) Сейсмологический;

4) Биологический. Это правильный ответ

Вопрос № 16 1 балла(ов)

Основная причина кислотных дождей – загрязнение атмосферы:

1) Сероводородом;

2) Углекислым газом;

3) Угарным газом;

4) Сернистым газом. Это правильный ответ

Вопрос № 17 1 балла(ов)

Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования, что называется правилом:

1) Приоритета охраны природы над ее использованием;

2) Повышения степени (интенсификации) природопользования;

3) Региональности природопользования;

4) Прогнозирования природопользования. Это правильный ответ

Вопрос № 18 1 балла(ов)

Крупный промышленный город оказывает негативное экологическое воздействие на местность в радиусе около:

1) 500 км и более;

2) 50-100 км; Это правильный ответ

3) 20-50 км;

4) 5-10 км.

Вопрос № 19 1 балла(ов)

Пыль в городах лучше всего задерживают:

1) Хвойные деревья;

2) Лиственные деревья; Это правильный ответ

3) Однолетние травы;

4) Многолетние травы.

Вопрос № 20 1 балла(ов)

Почти 93% всех лесных пожаров вызвано:

1) Естественными причинами, в том числе молнией во время грозы;

2) Самовозгоранием торфяников;

3) Горообразовательными процессами;

4) По вине человека. Это правильный ответ

Вопрос № 21 1 балла(ов)

Основным и важнейшим для человека свойством агроценоза является его:

1) Уникальность и неповторимость;

2) Искусственность;

3) Самоподдержание и саморазвитие;

4) Биопродуктивность. Это правильный ответ

Вопрос № 22 1 балла(ов)

Гибель растений вблизи цементных заводов происходит в результате:

1) Угнетения роста стеблей в длину;

2) Уменьшения количества листьев;

3) Разрушения хлорофилла в листьях; Это правильный ответ

4) Отмирания сосудистой системы растения.

Вопрос № 23 1 балла(ов)

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет:

1) ВОЗ;

2) ООН;

3) ЮНЕСКО; Это правильный ответ

4) ЮНЕП.

Вопрос № 24 1 балла(ов)

Экологической спецификой России является:

1) Наличие огромных площадей, занятых горами;

2) Наличие огромных площадей, занятых болотами; Это правильный ответ

3) Отсутствие крупных источников пресной воды;

4) Наличие больших площадей, занятых пустынями.

Вопрос № 25 1 балла(ов)

Наибольший сброс сточных вод в поверхностные водоемы России производят предприятия отраслей:

1) Химической и нефтехимической промышленности;

2) Лесной и деревообрабатывающей промышленности;

3) Электроэнергетики; Это правильный ответ

4) Машиностроения.

Вопрос № 26 3 балла(ов)

Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К гомойотермным относят следующие организмы:
1) Большой киви;
2) Окунь речной;
3) Стрекоза коромысло большое;
4) Серый исполинский кенгуру;
5) Тигровая саламандра;
6) Амурский тигр.

Правильный ответ 146

Вопрос № 27 3 балла(ов)

Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения по типу «хищник-жертва»:
1) Белый медведь и императорский пингвин;
2) Голубая акула и рыба-прилипало;
3) Розовый скворец и перелетная саранча;
4) Пустельга обыкновенная и серая цапля;
5) Рысь и заяц-беляк;
6) Ястреб-перепелятник и полевой воробей.

Правильный ответ 356

Вопрос № 28 4 балла(ов)

Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).

Установите соответствие между звеньями пищевой цепи и видами организмов. 

А

В

Консумент-детритофаг Правильно:2

1. Заяц

Консумент-фитофаг Правильно:1

2. Личинки мух

Консумент-зоофаг Правильно:4

3. Детская острица

Паразит Правильно:3

4. Божья коровка

Вопрос № 29 4 балла(ов)

Установите соответствие между способами защиты у животных и видами животных.

А

В

Увеличивается в размерах и раздувает «воротник» Правильно:2

1. Иглобрюх

Увеличивается в размерах и растопыривает иглы Правильно:1

2. Плащеносная агама

Притворяется мертвым Правильно:3

3. Жук-карапузик

Скручивается в шар Правильно:4

4. Ящер-панголина.

Вопрос № 30 4 балла(ов)

Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.

Установите последовательность этапов автогенной сукцессии.

1) Появление на скале мелких частиц песка и пыли, формирование почвы;
2) Развитие тонкой корочки накипных лишайников, а затем кустистых;
3) Формирование кустарников и деревьев;
4) Развитие мхов и травянистых растений.

Правильный ответ 1243

Вопрос № 31 5 балла(ов)

Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

31. Дополните текст словами из предложенного ниже списка: 
Приспособление организма к условиям среды за счет комплекса признаков – это _______. В силу того, что животные более _________, их адаптации более разнообразны, чем у растений. Животные могут ____________ неблагоприятных условий или впадать в _____________. Растения __________ и у них происходит снижение интенсивности жизнедеятельности в неблагоприятный период.

Список слов:
1) Адаптация
2) Подвижные
3) Анабиоз
4) Избегать
5) Малоподвижны.

Правильный ответ 12435

Вопрос № 32 2 балла(ов)

Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) В зоне тайги лимитирующим фактором является содержание в почве элементов минерального питания.
2) В лесостепной зоне почвы содержат мало питательных веществ, и здесь лимитирующим фактором является освещение.
3) В условиях умеренного климата нет лимитирующих факторов.
4) В степной зоне лимитирующим фактором для почвы являются пыльные бури.
5) В зимний период в умеренном поясе для большинства животных лимитирующим фактором является глубина снежного покрова.

Правильный ответ 15

11 класс. Блок № 1

40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов

Задание № 1

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. 
Успеха Вам в работе!

Время на выполнение работы – 40 минут

БЛОК I (максимум 50 баллов)



Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).

Вопрос № 1 1 балла(ов)

Абиотическим сигналом к сезонным изменениям является:

1) Длина светового дня; Это правильный ответ

2) Количество пищи;

3) Взаимоотношения между организмами;

4) Изменение температуры воздуха.

Вопрос № 2 1 балла(ов)

Растения, которые предпочитают слабокислые почвы, называются:

1) Нейтрофилами;

2) Ацидофилами; Это правильный ответ

3) Базифилами;

4) Индифферентными видами.

Вопрос № 3 1 балла(ов)

Закон оптимума означает следующее:

1) Организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

2) Любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы;

3) Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм; Это правильный ответ

4) Любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

Вопрос № 4 1 балла(ов)

Возрастной структурой популяции называется:

1) Количественное соотношение мужских и женских особей;

2) Количество старых и молодых особей;

3) Количественное соотношение особей различных возрастных групп; Это правильный ответ

4) Количество новорожденных особей.

Вопрос № 5 1 балла(ов)

Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания – это адаптация:

1) Психологическая;

2) Этологическая;

3) Физиологическая;

4) Морфологическая. Это правильный ответ

Вопрос № 6 1 балла(ов)

Только в водной среде является возможным:

1) Появление внешнего скелета тела;

2) Усвоение организмами солнечного света;

3) Появление пятипалых конечностей;

4) Возникновение фильтрационного типа питания. Это правильный ответ

Вопрос № 7 1 балла(ов)

Фототрофы – это организмы, использующие в качестве источника углерода:

1) Оксид углерода (IV); Это правильный ответ

2) Оксид углерода (II);

3) Оксид углерода (I);

4) Метан.

Вопрос № 8 1 балла(ов)

Понятие «биогеоценоз» ввел в науку:

1) В.Н. Сукачев; Это правильный ответ

2) Парацельс;

3) Аристотель;

4) В.В. Докучаев.

Вопрос № 9 1 балла(ов)

Продуценты в экосистеме дубравы:

1) Поглощают готовые органические вещества;

2) Разлагают органические вещества;

3) Образуют органические вещества; Это правильный ответ

4) Выполняют все перечисленные функции.

Вопрос № 10 1 балла(ов)

Социальная экология изучает системы:

1) Биоценоз – окружающая среда;

2) Организм – окружающая среда;

3) Общество – окружающая среда; Это правильный ответ

4) Человек – окружающая среда.

Вопрос № 11 1 балла(ов)

Современное возрастание потребления, сопровождающееся появлением огромного количества отходов на одного жителя Земли, получило название:

1) «Кризис продуцентов»;

2) «Кризис консументов»; Это правильный ответ

3) «Кризис хемотрофов»;

4) «Кризис элементов».

Вопрос № 12 1 балла(ов)

По данным ООН, численность населения Земли на начало 2013 года составила около:

1) 1 млрд. человек;

2) 3 млрд. человек;

3) 7 млрд. человек; Это правильный ответ

4) 9 млрд. человек.

Вопрос № 13 1 балла(ов)

Искусственное расселение вида в новый район распространения - это:

1) Интродукция; Это правильный ответ

2) Акклиматизация;

3) Реаккклиматизация;

4) Миграция.

Вопрос № 14 1 балла(ов)

Загрязнение окружающей среды пестицидами относится к типу:

1) Физическому;

2) Биологическому;

3) Радиационному;

4) Химическому. Это правильный ответ

Вопрос № 15 1 балла(ов)

Мониторинг, при котором ведется наблюдение за состоянием растений в лесных массивах, называется:

1) Геофизический;

2) Метеорологический;

3) Сейсмологический;

4) Биологический. Это правильный ответ

Вопрос № 16 1 балла(ов)

Основная причина кислотных дождей – загрязнение атмосферы:

1) Сероводородом;

2) Углекислым газом;

3) Угарным газом;

4) Сернистым газом. Это правильный ответ

Вопрос № 17 1 балла(ов)

Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования, что называется правилом:

1) Приоритета охраны природы над ее использованием;

2) Повышения степени (интенсификации) природопользования;

3) Региональности природопользования;

4) Прогнозирования природопользования. Это правильный ответ

Вопрос № 18 1 балла(ов)

Крупный промышленный город оказывает негативное экологическое воздействие на местность в радиусе около:

1) 500 км и более;

2) 50-100 км; Это правильный ответ

3) 20-50 км;

4) 5-10 км.

Вопрос № 19 1 балла(ов)

Пыль в городах лучше всего задерживают:

1) Хвойные деревья;

2) Лиственные деревья; Это правильный ответ

3) Однолетние травы;

4) Многолетние травы.

Вопрос № 20 1 балла(ов)

Почти 93% всех лесных пожаров вызвано:

1) Естественными причинами, в том числе молнией во время грозы;

2) Самовозгоранием торфяников;

3) Горообразовательными процессами;

4) По вине человека. Это правильный ответ

Вопрос № 21 1 балла(ов)

Основным и важнейшим для человека свойством агроценоза является его:

1) Уникальность и неповторимость;

2) Искусственность;

3) Самоподдержание и саморазвитие;

4) Биопродуктивность. Это правильный ответ

Вопрос № 22 1 балла(ов)

Гибель растений вблизи цементных заводов происходит в результате:

1) Угнетения роста стеблей в длину;

2) Уменьшения количества листьев;

3) Разрушения хлорофилла в листьях; Это правильный ответ

4) Отмирания сосудистой системы растения.

Вопрос № 23 1 балла(ов)

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет:

1) ВОЗ;

2) ООН;

3) ЮНЕСКО; Это правильный ответ

4) ЮНЕП.

Вопрос № 24 1 балла(ов)

Экологической спецификой России является:

1) Наличие огромных площадей, занятых горами;

2) Наличие огромных площадей, занятых болотами; Это правильный ответ

3) Отсутствие крупных источников пресной воды;

4) Наличие больших площадей, занятых пустынями.

Вопрос № 25 1 балла(ов)

Наибольший сброс сточных вод в поверхностные водоемы России производят предприятия отраслей:

1) Химической и нефтехимической промышленности;

2) Лесной и деревообрабатывающей промышленности;

3) Электроэнергетики; Это правильный ответ

4) Машиностроения.

Вопрос № 26 3 балла(ов)

Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К гомойотермным относят следующие организмы:
1) Большой киви;
2) Окунь речной;
3) Стрекоза коромысло большое;
4) Серый исполинский кенгуру;
5) Тигровая саламандра;
6) Амурский тигр.

Правильный ответ 146

Вопрос № 27 3 балла(ов)

Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения по типу «хищник-жертва»:
1) Белый медведь и императорский пингвин;
2) Голубая акула и рыба-прилипало;
3) Розовый скворец и перелетная саранча;
4) Пустельга обыкновенная и серая цапля;
5) Рысь и заяц-беляк;
6) Ястреб-перепелятник и полевой воробей.

Правильный ответ 356

Вопрос № 28 4 балла(ов)

Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).

Установите соответствие между звеньями пищевой цепи и видами организмов. 

А

В

Консумент-детритофаг Правильно:2

1. Заяц

Консумент-фитофаг Правильно:1

2. Личинки мух

Консумент-зоофаг Правильно:4

3. Детская острица

Паразит Правильно:3

4. Божья коровка

Вопрос № 29 4 балла(ов)

Установите соответствие между способами защиты у животных и видами животных.

А

В

Увеличивается в размерах и раздувает «воротник» Правильно:2

1. Иглобрюх

Увеличивается в размерах и растопыривает иглы Правильно:1

2. Плащеносная агама

Притворяется мертвым Правильно:3

3. Жук-карапузик

Скручивается в шар Правильно:4

4. Ящер-панголина.

Вопрос № 30 4 балла(ов)

Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.

Установите последовательность этапов автогенной сукцессии.

1) Появление на скале мелких частиц песка и пыли, формирование почвы;
2) Развитие тонкой корочки накипных лишайников, а затем кустистых;
3) Формирование кустарников и деревьев;
4) Развитие мхов и травянистых растений.

Правильный ответ 1243

Вопрос № 31 5 балла(ов)

Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

31. Дополните текст словами из предложенного ниже списка: 
Приспособление организма к условиям среды за счет комплекса признаков – это _______. В силу того, что животные более _________, их адаптации более разнообразны, чем у растений. Животные могут ____________ неблагоприятных условий или впадать в _____________. Растения __________ и у них происходит снижение интенсивности жизнедеятельности в неблагоприятный период.

Список слов:
1) Адаптация
2) Подвижные
3) Анабиоз
4) Избегать
5) Малоподвижны.

Правильный ответ 12435

Вопрос № 32 2 балла(ов)

Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) В зоне тайги лимитирующим фактором является содержание в почве элементов минерального питания.
2) В лесостепной зоне почвы содержат мало питательных веществ, и здесь лимитирующим фактором является освещение.
3) В условиях умеренного климата нет лимитирующих факторов.
4) В степной зоне лимитирующим фактором для почвы являются пыльные бури.
5) В зимний период в умеренном поясе для большинства животных лимитирующим фактором является глубина снежного покрова.

Правильный ответ 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

задания школьной олимпиады по экологии 7-8 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

Олимпиада по экологии 7 класс

Задания олимпиады школьников по экологии для 7 класса.   Вопросы составлены по принципу ЕГЭ. Ответы прилагаются...

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии....

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии.

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии....

Сборник книг для подготовки к олимпиадам по экологии.

Данные материалы будут интересны как специалистам в области преподавания биологии и экологии, так и учащимся при подготовке к олимпиадам....

Олимпиада по экологии 9-11 класс

Задания для подготовки учащихся по экологии...