Единый экологический урок "Раздельный сбор мусора"
план-конспект по экологии

Сивова Екатерина Анатольевна

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? это и многое другое ребята узнают из экологического урока "Раздельный сбор мусора". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musor.docx1021.83 КБ

Предварительный просмотр:

Единый экологический урок «Раздельный сбор мусора»

в МОУ Николо-Кропоткиснкой ООШ

подготовила учитель английского языка

Шатурина Екатерина Анатольевна

Учитель. Сегодня нам в школу принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города, горы мусора…). Как вы думаете, откуда берется мусор?

Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое.

Учитель. Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей…). Дети, посмотрите, какой грязный город есть на земле. (Показать фото мусорного города).

 Этот невероятный город на фотографии называется МаншиятНасир — Мусорный Город. Он находится в Египте на окраине Каира, около холмов Мокаттам. Заббалины — люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Такой же мусорный город есть и в Мексике. Если все отходы, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, то каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан (Гора Монблан – самая высокая вершина (4810м) в западной Европе. Вершина расположена на одноименном массиве протяженностью около 50 км и шириной в среднем 12 км.). На самом деле вместо такой огромной горы ежегодно образуются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру! А вот гигантский «мусорный остров» существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Ежедневно в океан со всех материков сбрасывается огромное количество пластика и прочего мусора. Больше всего загрязняют океан отходами Китай и Индия. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем, затем это мусор попадает в океан. Очень медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Пластиковые отходы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также, более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду. Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают от несварения. (Показать фото мусорного острова. Понятие «мусор» неизвестно природе, производство отходов свойственно только человеку. В природной среде все распадается и вновь возвращается в природный круговорот (опавшие листья разлагаются, удобряя почву). Как можно назвать мусор другими словами?

Дети. (Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д.)

Учитель. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Учитель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? Дети. На свалку.

Учитель. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. В процессе гниения отходов образуются токсичные, дурно пахнущие и горючие биогазы, которые загрязняют воздух. Продукты гниения в виде фильтрата попадают в почву, а также в водоносные горизонты и водоемы, из которых мы получаем питьевую воду. Температура внутри куч гниющих отбросов настолько высока, что органика начинает гореть. Причем потушить свалку практически невозможно, она может тлеть неделями и месяцами, выделяя в воздух «коктейль» из ядовитых веществ (окислы серы, окислы азота, угарный газ, фтористый водород, хлористый водород и т.д.). На свалках размножаются в большом количестве грызуны, насекомые, птицы, способные стать источником распространения различных инфекционных заболеваний. Еще большую опасность по санитарно-гигиеническим показателям представляют необорудованные несанкционированные свалки. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно.

Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Дети перечисляют, а учитель подводит итог.

Твёрдые бытовые отходы (ТБО), так называют мусор специалисты — это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Основные компоненты отходов: - пищевые отходы- это все что попадает в мусорное ведро с кухни (кости, очистки, огрызки); - стекло, пластик, металл, бумага, текстиль…. - после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон,штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Немного о вреде мусора:

 Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет прежде, чем исчезнет; газеты, картон- не менее 2-4 недель, стекло- до 1 миллиона лет, а огрызок от яблока будет разлагаться 1-2 месяца. Вот и представь, как быстро гора мусора будет расти! А ведь мусор приносит много вреда твоему здоровью, окружающей среде: воздуху, водоемам, почве. Сейчас мы рассмотрим содержимое нашего портфеля, и проанализирует состав материалов, из которых изготовлены школьные принадлежности. Ведь все представленные в нем вещи рано или поздно отправятся в мусорную корзину. Давайте вместе заполнять эти контейнеры, чтобы минимизировать свой вклад в загрязнение окружающей среды опасными веществами. Ребята, как вы думаете, бывает ли «полезный мусор»? Если воспринимать мусор как что-то грязное и противное, то конечно хочется поскорее от него избавиться. Если же воспринимать мусор как «сырье», то его можно собирать и перерабатывать. Существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны. Ребята, как вы считаете, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

(Предложения детей: на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал).

Учитель. Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, воду… Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны. В скором времени и в Талдомском районе будут поставлены контейнеры для раздельного сбора отходов. Так, во всех районах планируется поставить контейнеры со специальными наклейками для сбора пластика, бумаги, стекла и металла. Вступить в ряды защитников окружающей среды очень просто. Для этого нужно знать, как сортировать и куда девать отсортированный мусор и бытовые отходы. За границей сортировка мусора является обязательной и даже больше - в случае ее несоблюдения предусмотрены штрафы. Допустим, желтый контейнер предназначен для пластика. В него смело можно бросать пластиковые бутылки без крышек, стаканы, канистры и тарелки, баночки и тюбики от косметических средств. Синий мусорный контейнер – бумажный. В него можно выбросить собранную макулатуру, кроме использованных обоев, скотча, фотобумаги и полиэтилена. Зеленый контейнер можно использовать для выброса остального мусора, включая предметы личной гигиены, пищевые отходы и многое другое.

Игра «Уборка мусора»

Дети делятся на 2 команды. У каждой из них коробки с надписями вида отходов (стекло, пластик, бытовые отходы, бумага). Ребятам предлагается правильно убрать весь мусор с предшкольной площадки.

Игра «Полезный мусор»

Найдите на картинках мусор, который можно использовать повторно или сдать в переработку и предложите варианты использования данного отхода. Старые газеты – для ремонта, сдать в макулатуру; старые журналы – вырезать картинки, сдать в макулатуру; старая стиральная машина – сдать на металлолом; стеклянная банка из-под сока – использовать для консервирования дома или сдать в пункт приёма и т.д.) Дети перечисляют, а учитель подводит итог. Существует два основных способа грамотного обращения с отходами:

1. ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Это очень важный способ, который многие из нас часто используют, даже не задумываясь об этом. В саду мы часто используем для украшения наших участков кусочки ткани, пластиковые бутылки, баночки, даже отработанные шины автомобилей и другие ненужные вещи. Это значит, что нам не нужно покупать новые материалы и тратить деньги, а кроме того, сырье и энергию, необходимые для их изготовления. Из предметов, которые могли оказаться в мусорном ведре, ты можешь сделать настоящее произведение искусства! Показать слайд с поделками из бросовых материалов

2. ПЕРЕРАБОТКА (УТИЛИЗАЦИЯ). Если вещь нам уже не нужна даже для повторного использования, то из нее можно сделать новую вещь. Вторичное сырье - это материалы и изделия, которые после первоначального полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырье. Основные виды вторичного сырья – макулатура (бумага, картон), металлолом, стекло, текстильные отходы, полимерные материалы и т.д. Бумагу и пластик, стекло и металл можно перерабатывать много раз, то есть постоянно делать из старых вещей новые, тогда не придется рубить все больше деревьев, добывать дополнительно нефть и руду. То есть мы будем сохранять чистоту и природные богатства нашего окружающего мира, а также энергию и воду. Для того, чтобы перерабатывать отходы, их надо сортировать – это основное требование для вторичной переработки. Во многих европейских странах вполне успешно проводится утилизация. Все промышленные и бытовые отходы тщательно сортируются, а затем, как вторичное сырье, используются для изготовления новой продукции. Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы, например:  60 кг макулатуры спасает 1 дерево;  30 тонн макулатуры спасает 1 гектар леса;  Использование макулатуры для производства бумаги на 75% уменьшает загрязнение воздуха и позволяет сэкономить до 40% воды;  Использование металлолома для производства стали на 7% уменьшает загрязнение воздуха и экономит 76% воды. В Западной Европе около 70 % ТБО перерабатывается во вторсырье. В России перерабатывается менее 5%, остальное количество накапливается на свалках. Представьте, если мы с вами будем собирать мусор в специальные контейнеры, то на фабриках и заводах из мусора сделают разные полезные вещи: из старой бумаги и израсходованного картона получится новая чистая бумага, из пластиковых бутылок может выйти отличный ковер для группы или яркие футболки для девочек и мальчиков, а также другие полезные вещи. Экологические знаки на упаковке. В наших мусорных корзинах много отходов, которые раньше были упаковками – различные коробки, банки, бутылки, пакеты и пр. Если внимательно рассмотреть упаковки, то на них можно увидеть различные значки, в том числе знаки экологической маркировки. Одни знаки экомаркировки на упаковочных материалах свидетельствуют о том, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на их отсутствие. Основные правила рационального природопользования: - выбрасывать мусор в специально отведенные места; - прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты); - прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места; - одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро; - пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры; - сдавайте стеклянную тару; - никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро. Давайте попробуем начать соблюдать эти правила у себя дома. Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым? (предложения детей).  Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету. Объясните дома мамам и папам, зачем нужно сортировать мусор, чтобы сделать из него новые вещи, полезные людям.

Молодцы, ребята! Спасибо за внимание.

Анализ мероприятия

Мероприятие было проведено 3 сентября 2018 г. Все поставленные задачи были выполнены. Учащимся МОУ Николо-Кропоткинской ООШ рассказали, как и зачем сортировать мусор, какой считается «чистым», а какой «грязным», и почему нужно сдавать бытовые отходы на переработку. Все учащиеся приняли участие в играх «Полезный мусор» и «Уборка мусора».  Мероприятие прошло весело и интересно. В конце мероприятия детям были разданы памятки о правильной утилизации мусора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельный сбор мусора

На сегодняшний день одним из основных и главных проблем является  утилизация мусора. Актуальность проблемы утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) возрастает с каждым годом. Еще пару десяти...

классный час "Экологическая проблема сбора мусора"

одна из главных проблем современных городов - сбор и утилизация отходов...

Экоурок о раздельном сборе мусора.Презентация.

Презентация к экоуроку "Мусор надо разделять,чтоб использовать опять"...

Тематический классный час по теме "Раздельный сбор мусора"

Цели и задачи данного классного часа направлены на повышение экологической культуры обучающихся, на воспитание экологического мышления и сознания, гуманного отношения к природе....

Исследование: Раздельный сбор мусора как путь к выздоравлению планеты при помощи мнемосхемы.

Раздельный сбор отходов – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Содержимое наших мусорных вёдер состоит в основном из четырех частей: органических отходов (остатко...

Классный час " Раздельный сбор мусора"

Обратить внимание к проблеме накопления мусора, к загрязнению родного города....

Экологический урок "Сбор мусора"

Цель экологического урока - формирование потребности осуществлять раздельный сбор мусора. Ребята познакомились как осуществляется  раздельный сбор мусора в других странах и как можно разделять му...