Эссе "На страже природы!"
статья по экологии

 Экологический патруль "Лесная братва - 31"

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли…

Леса сжигали, засоряли реки,

Мы и не делать этого могли!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00006745-caaea513.docx896.21 КБ

Предварительный просмотр:

Масленица анимированные открытки, бесплатные анимированные открытки Масленица скачать бесплатно без регистрации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПГТ. ВОЙВОЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МАСЛЕНИЦА, ПРИШЛА!»

АВТОР: ЦАРУК ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

МБОУ «СОШ» ПГТ. ВОЙВОЖ

Раздел программы:  «Фольклор» по программе внеурочной деятельности по предмету «Музыка» «Голосок». 1 – 4 классы  (Приложение 2.2)

Класс: 2.

Тема урока: «Масленица, пришла!»

Тип мероприятия: изучения нового материала.

Вид мероприятия: комбинированный.

Время проведения: третья неделя марта

Личностные универсальные учебные действия:  развитие познавательных интересов через изучение традиций, обрядов русского и коми народов, готовность и способность к саморазвитию; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народным праздником «Масленица»

Регулятивные универсальные учебные действия: умение планировать работу и определять последовательность действий; оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки, адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно включаться в творческую деятельность,  осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цели мероприятия:

  • познакомить детей с  особенностями празднования русского народного праздника Масленица (через различные виды деятельности);
  • создать школьникам радостное, праздничное настроение

Задачи:

  • Расширять знания о фольклоре, обычаях и традициях
  • Прививать любовь к народному творчеству
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям
  • Прививать культуру, музыкально-эстетический вкус

Оборудование: мультимедийное оборудование(компьютер, проектор, экран, акустическая система,  электронная презентация в программе Microsoft Powerpoint по теме «Масленица»., портрет композитора П.И. Чайковского, художника Б.Кустоедова

 Музыкальный материал: музыкальное произведение «Февраль» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского,  репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», песня «Блины»

Методы:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядный – мультимедийная презентация, демонстрационный
  • практический – слушание, упражнения
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

Приёмы:

  • Использование художественного слова
  • Использование различных видов деятельности на музыкальном занятии

 Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята, очень рада нашей с вами встрече

СЛАЙД 1

2. Постановка учебной задачи

У.: Посмотрите на экран

У.: Что вы видите?  (картину)

У.: Как вы думаете, что изображено на этой картине? (люди катаются на лошадях, веселятся, как будто праздничная ярмарка)

У.: Совершенно верно, на этой картине изображено праздничное гулянье русского народа, головокружительный вихрь плясок, кулачных боев, катание на тройках, гора угощений, расставленных тут же среди снежных сугробов.

У.: Ребята, а может кто -  нибудь из вас знает, какой художник написал эту картину? (ответов нет)

3. Открытие детьми нового знания.

СЛАЙД 3

У.: Написал эту картину один из самых известных русских художников Борис Кустодиев, который жил и творил на рубеже 18-20 вв. Бориса Кустодиева привлекала широта души русского народа, и эту рабу он посвятил самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста.

У.: Как вы думаете о каком народном празднике идет речь?  (Масленица)

У.: Ребята, а если бы вы были худодниками, то как бы вы назвали эту картину? – «Русский праздник», «Народные гулянья»

А художник  Кустоедов назвал ее «Масленица»

У.: Как вы думаете что нового сегодня мы узнаем на уроке? ( о празднике масленица, об обрядах, закличках, играх)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

У.: Праздник Масленицу  люди отмечают в конце февраля в начале марта.
В этот день провожают зиму и встречают весну.

Обычай праздновать Масленицу берет начало с древнейших времен от обрядов славян – язычников.

Что принято печь в масленицу? (блины)

СЛАЙД 4

У.: Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом набиравшего яркость и жар весеннего солнца.

В старину, да и в наши дни масленицу называли: объедуха, широкая, честная, веселая, семикова  племяница, сырная неделя

У.: - А как вы понимаете выражение «Сырная неделя? (длилась всю неделю)

У.: Правильно, длиться масленичная неделя – 7 дней и у каждого дня есть своё название:

СЛАЙД 5

Понедельник - встреча

У.: В этот день встречали Масленицу. Наряжали куклу – чучело.
Масленицу делали из соломы и наряжали в женскую одежду. Куклу устанавливали в сани, до пятницы она стояла на самой высокой горе. С утра дети и молодежь выходили на улицу и начинали строить снежные горы, лепили снежных баб.

СЛАЙД 6

Вторник – заигрыши

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Катания на тройках назывались «съездки», так как в них принимали

участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчёсывали им хвосты и гривы. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали.

СЛАЙД 7

Среда – лакомка

В этот день зять приходил «к тёще на блины». Теща в этот день приглашала и  других гостей. В этот день блины были особенно вкусны

СЛАЙД 8

Четверг – разгул

Самый веселый день масленичной недели. В этот день на колесе возят чучело, веселятся, поют, ходят по дворам с бубнами, распевают колядки. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, кулачными боями.

СЛАЙД 9

Пятница – тёщина вечеринка

Зятья приглашали своих тещ, угощали вкусными, золотистыми блинами

СЛАЙД 10

Суббота – золовкины посиделки

Невестка дарила золовкам подарки

СЛАЙД 11

Воскресенье – прощёный день.

Люди разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
В костер бросали старые  ненужные вещи. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

У.: Ребята, а как вы думаете почему круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. ( потому что его ждали после долгой зимы с нетерпением)

В старину дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины и мы с вами тоже выучим текст такой заклички.

СЛАЙД  12. Закличка

Разучивание:

Тинка – тинка! Подай блинка, Оладышка – прибавышка. Тётушка, не скупися, Масленым кусочком поделися!

4. Самостоятельная работа.    

У.: Ребята, я предлагаю задание. Каждой группе я дам карточку,  на которой написаны слова. Вам нужно их собрать  и получиться новая   закличка

1. Как на масленой неделе из печи блины летели!

2. А мы Масленицу повстречали, сыром гору поливали

3. Эй, веселей! Собирайся народ!  Нынче масленица в гости идёт! 

У.: Давайте проверим ваши выполненные задания и сравним их с эталоном, который мы увидим на экране

 СЛАЙД 13

У.: Молодцы, ребята, все группы справились с заданием правильно.

5.Игра

У.: И не только, в этот день еще   проводились народные игры

Игра «Бубенцы» (дети игры Масленица)

Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы.

Игpающие встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза.

Все остальные поют или говорят:

«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

 Диги-диги-диги-дон,

 Отгадай, откуда звон!»

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

Игра-развлечение  «Ручеек» (под музыку)

6.Слушание

У.: Ребята, сейчас для вас прозвучит музыкальное произведение, прослушав которое, вы должны охарактеризовать его с помощью средств музыкальной выразительности и вписать в таблицу

СЛАЙД 14

Характер произведение

Динамика

регистр

Тепм

исполнитель

У.: Сегодня вы послушали произведение «Февраль» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского

СЛАЙД 15

У.: Ребята, созвучна ли произведение «Февраль» Чайковского  картине  Б. Кустодиева «Масленица» (ответы детей)

У.: А как же называется последний день Масленицы? (Прощенное воскресенье)

У.: Что делали в этот день? (просили прощенье, сжигали чучело)

7.Исполнение песни

У.: На масленицу не только танцевали, играли, катались с гор, соревновались, но и пели. И мы с вами сейчас тоже споем песню

У.: Кто из вас догадался как она называется?

СЛАЙД 16

Песня «Блины» - исполнение

У.: Молодцы ребята, веселое мероприятие у нас сегодня получилось.

У.: А сейчас мы с вами попробуем отгадать загадки, тем самым проверим свои знания.

8. Обобщение

СЛАЙД  17 (обобщение)

Ой, ты Лакомка-Среда!

 Масляна сковорода!

 Как повелось со старины -  Едем к… !

Масленица- объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … ! 

И с икрой , и со сметаной

Всякие они вкусны!

 Ноздреваты и румяны –

 Наши солнышки-… !

 

В масленичное воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: … !

9. Рефлексия

СЛАЙД 18.

У.: Ребята, как прошло наше занятие?

У.: Все ли вам понравилось?

У.: Кому было интересно на уроке?                                                                                                                              – Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.                                                                                 – Что понравилось делать?                                                                                                                                        

У.: Ребята, как  тепло и весело стало на нашем мероприятии от ваших ответов. И у меня сегодня для вас есть подарок. Вкусные, да румяные……Блины. Я приглашаю вас на чаепитие.

СЛАЙД 19

Литература:

Материалы из интернета:

 http://www.Yandex.ru 

http://fb.ru/article/174818/kartina kustodieva-maslenitsa-opisanie

 

 

описание картины кустодиева масленица

картина кустодиева масленица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Закон на страже природы"

Презентация по теме "Закон на страже природы"  по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...

Конспект урока "Закон на страже природы"

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).Задачи урока (слайд 3)Образовательные: - способствовать формированию знаний о...

Закон на страже природы

Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе....

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

практико-ориентированный проект "Математика и экология на страже природы"

Экология - наука о взаимосвяз человека и природы. К сожелению , человек не всегда правильно и заботливо относится к природе....