ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА»
методическая разработка по экологии

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей экологической игре. Игра посвящена флоре и фауне родного края, в ходе данного конкурса будут выявлены лучшие знатоки в области экологии и биологии. В сегодняшней  игре принимают участие команды... Наша игра позволит вам продемонстрировать свои знания о природе родного края, по краеведению, проявить свою эрудицию и умение работать командой. Позвольте мне прочитать вам стихотворение Л.Мартынова, а вы в это время настройтесь на работу:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.odt23.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИООО»

Пуровский район с.Халясавэй

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА»

Воспитатель:

Салиндер Лиана Андреевна

с.Халясавэй, 2020 г.

Оборудование: Сигнальные карточки с цифрами (1,2,3,4,5,6,7) и карточки (1,2,3). Информационные, инструктивные карточки «Что мы о них знаем ...». иллюстрации животных и растений для стенда: бобр, барсук, медведь, журавль стерх, лебедь-шипун, махаон, аполлон, жужелица, стрекоза красотка, венерин башмачок, лилия сарана, ветриница, ландыш, пион уклоняющийся, горицвет весенний, радиола розовая,етриница лютиковая, земляника, ландыш, клюква, пастушья сумка, медуница, папоротник,  шиповник, смородина, малина, черемуха, кукушкин лен, ягель, сфагнум.

Наглядный материал: плоды шиповника, кедровый орех, бабочка-бражник, колба с водой, перо птицы. Красная книга. Конверт с пословицами. Иллюстрации животных в «тайных окошечках»: сова, заяц, лось, росомаха, рысь, еж.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей экологической игре. Игра посвящена флоре и фауне родного края, в ходе данного конкурса будут выявлены лучшие знатоки в области экологии и биологии. В сегодняшней  игре принимают участие команды... Наша игра позволит вам продемонстрировать свои знания о природе родного края, по краеведению, проявить свою эрудицию и умение работать командой. Позвольте мне прочитать вам стихотворение Л.Мартынова, а вы в это время настройтесь на работу:

Слышу я Природы голос,

Порывающейся крикнуть,

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть.

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами.

И твердит природы голос:

«В вашей власти, в вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бессмысленные части!».

Итак, начинаем нашу игру. Пусть победит сильнейший. Успехов вам!

Первый тур

«Лесная полянка»

Ведущий: Начинаем первый тур нашей игры, он посвящен растениям Пуровского района. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов — 2.                  

Сейчас вы получите по две открытки с иллюстрацией растений и за 1 минуту вы должны определить, что это за растения. За каждое правильно определенное растение команда получает 1 балл. Ответы первого тура:

1. а) смородина; б) папоротник;

2. а) черемуха; б) сфагнум;

3. а) шиповник; б) медуница;

4. а) ветриница лютиковая; б) земляника;

5. а)  ландыш; б)кукушкин лен;

6. а) малина; б) ягель;

7. а) пастушья сумка; б) клюква;

Второй тур «Занимательные факты»

Ведущий: Сейчас каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Через одну минуту вы должны будете дать основательный ответ, который оценивается в 1 балл. В течение минуты над вопросом работают все команды. Ответ первой дает та команда, которой был задан вопрос, если она дает ответ неверный, то право ответить дается той команде, которая первой подняла сигнальную карточку. Максимальное количество баллов в этом туре — 7.

Задания и ответы второго тура:

1. многоэтажные хоромы «Великого Землероя» оснащены столовой и спальней, туалетом и системой вентиляции. Расположенная на трехметровой глубине центральная комната, или «котел», выстлана регулярно сменяемой постилкой из сухой травы. Назовите хозяина данной «квартиры». (Барсук).

2. Первый весенний дождик и лису из-под земли выманил, а прямо перед ее носом лесной ручеек бежит. Смотрит лиса в воду, а на нее из воды другая лиса смотрит. Шерсть на спине и животе свалялась, с боков клочьями свисает. Вошла лиса в воду. Холодно! Стоит плутовка в проточной воде, а сама думает, гадает: и зачем это она в холодную весеннюю воду полезла? А вы как думаете, зачем она это сделала? (И вдруг … как прыгнет с кончика лисьего хвоста блоха в воду. А за ней и другие блохи — с боков, живота и даже с ушей в холодную воду попрыгали. Вылезла лиса из воды, отряхнулась, распушила свой роскошный рыжий хвост. Так вот, оказывается, зачем к лисьей норе первый весенний ручеек прибежал!).

3. Ее воинственная «камуфляжная» окраска, завораживающий взгляд, в котором и несокрушимая сила инстинкта, и вызов, и надменность, красноречиво выдающаяся вперед нижняя челюсть способны напугать любого. Ее зубы в старину клались на притолоку двери — это должно было принести счастье. А пчеловоды клали ее череп возле летка. Чтобы пчелы пролезали меж ее зубов. «Такие пчелы будут зубастыми и злыми и не дадут себя в обиду», - утверждают пасечники. О ком идет речь? (Щука).

4. Ее пальцы, голые летом, к зиме так густо обрастают перьями, что становятся похожими на заячьи. Из-за густого опушения отпечатки лап на снегу не имеют ясных границ и оставленный след представляет собой дорожку шириной в ладонь. Посмотришь на такую тропиночку и кажется, что какое-то существо в крохотных валеночках пробежало по поверхности снега. (Куропатка).

5. Однажды в лесу грибник удивился, наткнувшись на массу поваленных, но не обрезанных свежих грибов. Кто же их срезает,  но не кладет в корзину? Стал наблюдать,  притаившись за кустом. Смотрит: прилетела ворона, обходит грибы и сбивает их ударами клюва. Некоторые оставляют нетронутыми, а некоторые раздалбливает клювом. Объясните поведение вороны. (Ворона раздалбливает испорченные грибы (червивые) и выклевывает оттуда червей).

6. Во времена Суворова в подметки армейских сапог зашивали березовые стельки. В такой обуви можно было не только перейти через Альпы, но и добраться до Северного полюса, потому что ноги в них не мокли и не мерзли. А в березовых лаптях ходили даже зимой. Скажите, в чем секрет березовых стелек? (Березовая кора — береста — состоит из тонкой пробки. Она не пропускает воду и холод. Поэтому издревне из нее делались легкие и прочные ведра — туески).

7. Давно замечено, что клеем, полученным из слюны, пользуются и наши стрижи. Они сооружают дома из перышек, пушинок, травинок. На это строительство уходит немало времени — около 10 дней. Замечено, что в ветреную погоду работа над гнездом идет быстрее. Подумайте и скажите, почему? (Подбирать строительный материал с земли они не могут. И сооружают гнездо из всего, что приносит с собой ветер. Все, что удалось поймать на лету, стрижи смачивают слюной и старательно уминают клювом. И таким образом строят свое гнездо).

Третий тур «Черный ящик»

Ведущий: В этом туре вам предстоит работать с «черным ящиком». Заслушав вопрос и предложенные три варианта ответа на него, вы должны определить, что лежит в черном ящике (звучит музыка, помощник ведущего вносит «черный ящик»). Время для выполнения задания — 1 минута. Обсуждают вопрос все команды. Давать ответы будете с помощью карточек с цифрами 1,2,3 по моему сигналу. Максимальное количество баллов в этом туре — 5,  так как за каждый правильно угаданный предмет команда получает по 1 баллу.

Вопросы и ответы к третьему туру:

1. В ящике лежит то, что по своей калорийностью превосходит яйца, говядину, сливки и даже сало. Это можно использовать при лечении туберкулеза, заболевании почек и других болезней. Что лежит в черном ящике? 1. Подсолнечник. 2. Кедровый орех. 3. Семена сосны обыкновенной.

2. В черном ящике то, что напоминает реактивный самолет. Полет этого создания сопровождается низким гудением. А происходит это потому, что оно часто взмахивает крыльями, до 50-ти раз в секунду. Некоторые их представители предпочитают питаться уже готовым медом и в связи с этим они по ночам проникают в улей, и, проткнув пчелиные соты, пьют мед, при этом еще и жужжат, подражая пчелам. Кто находится в черном ящике? 1. Бабочка — бражник. 2. Жужелица. 3. Шмель.

3. В черном ящике находятся плоды растения, цветы которого в течение дня поворачиваются к солнцу, а на ночь лепестки цветков складываются «шалашиком» и тем самым защищают пыльцу от росы. Растения густо покрыты шипами, которые служат хорошей защитой от поедания его травоядными животными. 1. Кактус. 2. Можжевельник. 3. Шиповник.

4. В черном ящике находится то, что присуще только птицам. Оно состоит из жесткого стержня и отходящих от него мягких бородок. Это то,что облегчает птицам полет. 1. Перо.  2. Полые кости. 3. Клюв.

5. Химическое соединение кислорода и водопровода. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. Самое распространенное вещество на земле. В природе находится в трех состояниях. Живые организмы, в том числе и человек, состоят на 80% из нее. Что в черном ящике? 1. Кровь. 2. Вода. 3. Глюкоза.

Четвертый тур «Красная книга»

Ведущий: Одним из важных документов по охране природной среды является Красная книга. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет — это сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Ученые включили сюда дикие растения, которые находятся под угрозой исчезновения, редкие и сокращающиеся виды животных. В Красной книге существуют интересные странички разных цветов: красные листы — виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения, желтые — уязвимые или сокращающиеся виды, белые — виды, которые встречаются редко, серые — малоизученные и редкие, зеленые — восстановленные виды, те, что раньше были редки. Сейчас каждая команда получит возможность поработать на красной страничке этого важного документа. Ваша задача в течение 5 минут вспомнить представителей животного и растительного мира нашего края и занести те виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения, в предложенную Красную книгу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Этих видов в нашем округе, к сожалению, немало. Поэтому максимальное количество баллов зависит только от вас самих.

Ответы к четвертому туру:

Животные и растения нашего края, занесенные в Красную книгу ЯНАО, которые находятся под угрозой полного исчезновения (красные листы).

Растения: горицвет весенний, венерин башмачок. Радиола розовая, пион уклоняющийся, лилия-сарана, ятрышник, ежовик коралловый.

Животные — черный аист, краснозобая казарка, скопа, сокол-сапсан, стерх, славка, беркут, кречет, пискулька, орлан-белохвост.

Звери — белый медведь, атлантический морж, североазиатский и западносибирский бобр, северный олень.

Рыбы — сибирский осетр, стерлядь, таймень обыкновенный, нельма, хариус.

Насекомые — аполлон, жужелица, острокрылый слоник, необыкновенный и степной шмель, стрекоза (дозорщик-император).

Дополнительный тур «Объясни смысл пословиц»

Ведущий: Пока жюри подводит итоги предыдущих туров, у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. Сейчас каждая команда получит по одной пословице, в течение двух минут вам необходимо понять ее смысловое значение и прописать его на листочке бумаги. За полностью раскрытый смысл команда получает 1 балл.

Задания и ответы дополнительного тура:

1. «На торной (протоптанной) дороге трава не растет».

(Вытаптывание изменяет структуру почвы до такой степени, что семена на ней не прорастают).

2. «Не от добра дерево листья роняет».

(Листопад — приспособление растений к перенесению неблагоприятных условий).

3. «Муравей не велик, а горы копает».

(Значение муравьев в жизни леса очень велико).

4. «Всяк кулик в своем болоте велик».

(В природе нет лишних, даже маленькая птичка играет большую роль).

5. «Лес да цветы — зеленое царство, воздух в лесу — лучшее лекарство».

(Воздух в лесу чище. Фитонциды растений убивают микроорганизмы).

6. «Была бы падаль, а воронье налетит».

(В природе все взаимосвязано, вещество передается по цепям питания. Всегда есть организмы, разрушающие органическое вещество).

7. «В согласном стаде волк не страшен».

(Чтобы выжить, надо жить по законам стада, выработанным на протяжении всего времени существования вида).

Пятый тур «Приоткрой тайну»

Ведущий: В этом туре нам предстоит работа с карточками, на которых изображены животные, сверху они закрыты белым листом бумаги с вырезанными окошками. Ваша задача — через одну минуту определить, какое животное спряталось за волшебными окошками и, не открывая его, дать ему краткую характеристику. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Ответы к пятому туру:

1. Рысь. 2. Сова. 3. Крот. 4. Заяц. 5. Лось. 6. Росомаха. 7. Еж.

Шестой тур «Что мы о них знаем...»

Ведущий: Переходим к шестому туру нашей игры. Он посвящен животным нашего края. Сейчас каждая команда получит инструктивную карточку. Вам нужно определить животных, которые изображены на карточке, и ответить на несколько вопросов. Свои ответы нужно фиксировать на листе бумаги. Время на выполнение задания 5 минут. За каждые правильно сформулированный ответ команда получает по 1 баллу. Максимальное количество баллов — 5. Будьте собраны и внимательны!

Инструктивная карточка «Что мы о них знаем ...»

На рисунке изображены представители млекопитающих. Для большинства из них характерны крупные размеры тела, наземный образ жизни, способность быстро бегать.

1. Назовите этих животных.

2. К какому типу питания они относятся?

3. В каких экосистемах живут лоси? А в каких кабаны?

4. Скажите, каким образом эти животные приспособились к таким условиям?

5. Определите роль данных животных в местах их обитания.

Ответы шестого тура:

1. Лось, кабан.

2. Лось — травоядный, кабан — всеядный.

3. Лес — болото.

4. Маскирующая окраска, строение копыт, кожный покров.

5. Звено в цепи питания.

Седьмой тур «Колесо истории»

Ведущий: Седьмой тур нашей игры мы посвящаем истории нашего края. Каждая команда получает по одному вопросу, на обсуждение которого дается 1 минута. Над каждым заданием работают все команды. Первой отвечает та команда, которой был задан вопрос. Если она не дает ответа или отвечает неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей         сигнальную карточку. За каждый правильный ответ дается один балл. В этом конкурсе команды имеют возможность заработать дополнительные баллы. Максимальное количество баллов — 7.

Вопросы и ответы седьмого тура:

1. Это дерево является  священным у ханты и манси. Из его корней плетут ловушки для рыбы, из древесины делают весла и лодки. (Сосна сибирская кедровая).

2. Народы Западной Сибири, живя среди природы, хорошо знали повадки и приметы животных. Не имея своей письменности (до 1930 годов), они все-таки передавали свои знания. Каким образом они это делали? (Они делали это с помощью орнаментов на бересте, кости, ткани и мехе).

3. За какую провинность коренные жители тайги и тундры могли раздеть человека донага, привязать его к дереву и оставить на съедение комарам? (Раньше так поступали с человеком, срубившим кедр, чтобы обобрать шишки. Такой человек становился объектом презрения),

4. Ханты и манси внушали своим детям: будь в работе гордым, а в жизни мягким и ласковым. С какого животного они брали пример? (Мало сказать, что олень ханта одевает, кормит, возит и согревает, он его и воспитывает: учит быть чистым, свободным и благородным).

5. При шитье обуви и одежды мастерицы всегда обращали внимание на ворс шкуры — он должен быть направлен в одну сторону: сверху вниз. Почему? (В противном случае, в ворсе будет скапливаться вода и шкура загниет, то есть обувь придет в негодность).

6. Еще древние люди умели плести сети и ткань из этого растения. В наше время ханты и манси ткут из него холсты. Что это за растение? (Крапива).

7. Народы севера сшивают обувь (кисы) с помощью сухожильных нитей оленя или лося. Важным достоинством такой обуви является ее водонепроницаемость. За счет чего это достигается? (Швы в данной обуви будто спаяны. Сухожилия при увлажнении не перегнивают, не растягиваются, а набухают, не давая влаге проходить сквозь шов).

Дополнительный тур «Цветочный хоровод»

Ведущий: В этом туре вам предстоит разгадать по одной загадке. Растения, о которых будет идти речь, вам очень хорошо знакомы. Время для обсуждения — 30 секунд. Первой отвечает та команда, которой была загадана загадка. Если она не дает ответа или отвечает неверно, то  право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За каждый правильный ответ — 1 балл. В этом туре команды имеют возможность заработать дополнительные баллы — 7.

1. Хороша трава — красная голова:

И медку подарит, и чайку заварит.

(Иван-чай, кипрей).

2. Зовут его растением слепоты

И так зовут, конечно, не напрасно.

Не зарься на его блестящий венчик ты:

Он ядовит, запомни это ясно!

(Лютик едкий).

3. Под водой змея таится,

Над водой — краса-девица.

В близ травы прибрежной.

(Кувшинка белоснежная).

4. Цветочек забавный,

Цветет под осиной:

Был красный недавно -

Теперь уже синий.

(Медуница).

5. Любят зайчатки

Листья тройчатки

От травки-полевки,

Красной головки.

(Клевер).

Золотая середина,

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина

Солнца в небе голубом?

(Ромашка).

7. Его резные листья,

Цветочки золотистые

И стебельки кустистые,

Все ядом налиты!

А ядом лечат раны

И сводят бородавки

И я, и он, и ты!

(Чистотел).

Ведущий:  Итак, наша игра подошла к завершению. (Жюри подводит итог игры, распределяет места по количеству набранных командами баллов). Ведущий сообщает итоговые результаты каждой команды, поздравляет победителей, вручает грамоты и призы.

Ведущий: Спасибо всем командам за активное участие в игре! Желаем вам дальнейших успехов в изучении природы родного края! До свидания, до новых встреч!

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина "Великолепная семёрка"

Математическая игра проводится между двумя командами учащихся седьмого класса. Пройти для победы необходимо 7этапов....

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов.

Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов. Может быть применена как на уроке, так и во внеурочное время. Используются метапредметные связи....

Интеллектуальная игра "Великолепная семёрка"

Игра может проводиться на классных часах или как внеклассное мероприятие для  интеллектуального развития  детей 10-15 лет...

Игра "Великолепная семёрка"

Игра подготовлена для обучающихся 7 класса....

Игра по математике для 7 классов "Великолепная семёрка"

Командная игра по математике для параллели 7 классов. Команды по 7 человек. Уровень вопросов таков, что игра интересна учащимся с любым уровнем подготовки. В игре участвуют ни только команды, но и зри...

2018 г.-Великолепная семёрка (интеллектуальная игра)

Интеллектуальная игра посвящена цифре 7....