Экоравновесие
статья по экологии

Комплексное изучение рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов – актуальная задача, которая может быть включена в программы комплексных экспедиций школьников. Представлены результаты полевых исследований рекреационной дигрессии лесных ландшафтов на территории областей Валдайского оледенения (северо-запад россии, шапки-кирскинская гряда;  Республика Беларусь, Белорусское Поозерье, Нарочанский национальный парк). Установлено, что ландшафтные эталоны коренных лесов – водно-ледниковые холмисто-грядовые с доминированием сосняков – подверженные дигрессии 4 и 5 стадии. Разработаны предложения охране природной среды Шапки-Кирсинской гряды ООПТ и созданию на ее территории полигона для изучения рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoravnovesie_s_455_shkoloy.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДИГРЕССИИ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ И КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ ШКОЛЬНИКОВ

 Соколова А. А.

Ресурсный центр дополнительного образования Санкт-Петербурга

Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

россия  

Козлова Ю.В.

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 455 с углубленным изучением английского языка Колпинского района Санкт-Петербурга, россия  

Аннотация. Комплексное изучение рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов – актуальная задача, которая может быть включена в программы комплексных экспедиций школьников. Представлены результаты полевых исследований рекреационной дигрессии лесных ландшафтов на территории областей Валдайского оледенения (северо-запад россии, шапки-кирскинская гряда;  Республика Беларусь, Белорусское Поозерье, Нарочанский национальный парк). Установлено, что ландшафтные эталоны коренных лесов – водно-ледниковые холмисто-грядовые с доминированием сосняков – подверженные дигрессии 4 и 5 стадии. Разработаны предложения охране природной среды Шапки-Кирсинской гряды ООПТ и созданию на ее территории полигона для изучения рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов.

Ключевые слова: рекреационное природопользование, рекреационная дигрессия, туристско-краеведческая деятельность, комплексные экспедиции школьников, области валдайского оледенения, Шапки-Кирсинская гряда, Нарочанский национальный парк.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования [1], овладение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий и формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем входят в перечень результатов освоения ООП среднего общего образования. На решение этих задач направлены также программы туристско-краеведческой направленности, реализуемые в системе дополнительного образования.

В качестве наиболее перспективных направлений туристско-краеведческой деятельности традиционно рассматриваются туристские походы с экспедиционным заданием и комплексные экспедиции школьников. В Ресурсном центре дополнительного образования Санкт-Петербурга, созданном на базе Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района, разработана методика изучения рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов в ходе проведения комплексных исследовательских экспедиций, что согласуется с основным направлением работы Центра – реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности как средства патриотического воспитания школьников. Исследование рекреационного природопользования и его влияния на природные комплексы – компонент программ обучению краеведению и экологии. Деятельность по выявление экологических проблем и поиску путей их решения формирует у обучающихся экологическое мышление, способствует пониманию влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретению опыта эколого-направленной деятельности. Экологическое образование в комплексе с патриотическим воспитанием способствует повышению общей культуры обучающихся, развитию чувства личной ответственности за судьбу родного края, формированию этических норм, навыков здорового образа жизни; бесконфликтного поведения в природе, коммуникативных навыков.

Методика отрабатывалась на различных площадках, в том числе в ходе похода с экспедиционным заданием по Ленинградской области (Шапки-Кирсинская гряда) и Нарочанскому национальному парку (Минская область, Республики Беларусь), организованному ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 455 с углубленным изучением английского языка Колпинского района Санкт-Петербурга.

Поход имел научные, образовательные и воспитательные цели. Участники знакомились с природными комплексами областей Валдайского оледенения, изучали рекреационное природопользование и его влияние на состояние почвенно-растительного покрова лесных геосистем.

Экспедиционное задание заключалось в сравнительном анализе влияния рекреационного природопользования на состояние природной среды в местах массового отдыха населения на территории Шапки-Кирсинской гряды (Ленинградская область, Россия) и Нарочанского национального парка (Республика Беларусь). Перед участниками похода были поставлены следующие задачи:

  1. изучение и сравнительный анализ рекреационного природопользования;
  2. фиксация признаков нарушения ландшафтов, определение стадии рекреационной дигрессии;
  3. разработка предложений по охране природных комплексов Шапки-Кирсинской гряды с учетом опыта Нарочанского национального парка.

Полевые исследования проведены с использованием метода описания (стандартизованные описания природных комплексов и территорий массовой рекреации), балльная оценка рекреационной дигрессии геосистем с использованием стандартных показателей. Оценка экологического состояния ПТК осуществлялась по набору показателей и стандартным методикам [6.] и включала наблюдения за изменениями, происходящими при рекреационных воздействиях двух типов: а) линейных (тропы, участки развития линейной эрозии); б) площадных (места стоянок, смотровые площадки – так называемые окна вытаптывания). Выполнено полевое обследование верхних почвенных горизонтов с их морфологическим описанием. Использованы общенаучные методы сравнения, объяснения, анализа, синтеза, а также картографический метод.

Выбор объектов исследования определен сходством физико-географических условий и природопользования:

  1.  расположение в области позднеплейстоценового Валдайского оледенения на контакте водно-ледниковых равнин и водно-ледниковых возвышенностей;
  2.  разнообразие рельефа (озовые гряды, камовые холмы с относительными высотами 30–40 м, озерные котловины);
  3. высокая эстетическая привлекательность ландшафтов;
  4. использование территорий в рекреационных целях.

Шапки-Кирскинская гряда находится в подзоне южной тайги. Наро-чанский национальный парк расположен южнее в зоне смешанных хвойно-широколиственный лесов. Однако сходство геолого-геоморфологических условий обусловило достаточно высокое сходство видового состава растительного покрова и почвообразовательных процессов. На дерново-подзолистых почвах легкого механического состава произрастают сосновые и сосново-еловые леса с покровом из черники, брусники, зеленых мхов и лишайников.

Рекреационной природопользование на территории Нарочанского национального парка (основан в 1999 г.) активно развивается с 1960-х гг. Сейчас парк ежегодно посещают 100-120 тыс. отдыхающих и туристов. Точных данных о посещении территории Шапки-Кирсинской гряды в настоящее время нет, однако во время туристских мероприятий на ограниченных площадях может находиться 100 и более человек.

Сравнительно-географический подход к изучению посещенных территорий позволил выявить общие проблемы, связанные с воздействием рекреационной деятельности населения на водно-ледниковые ландшафты области Валдайского оледенения.

Установлена связь между развитием рекреационного природопользования и изменением компонентов ландшафтов Нарочанского национального парка и Шапки-Кирсинской гряды. Наибольшие нарушения почвенно-растительного покрова отмечены в боровых сосняках на дерново-подзолистых почвах, которые формируются на моренных и водно-ледниковых суглинках и супесях [5]. В местах расположения стоянок установлено полное разрушение травяно-кустарничкового яруса растительного покрова и гумусового горизонта почв. Менее подвержены антропогенному воздействию ландшафты озерных котловин. Травянистый растительный покров вторичных лугов сохраняется, хотя и обеднен видами. На туристской стоянке около озера Нарочь в сосняке чернично-зеленомошном установлена замена зеленых мхов злаками, появление рудеральных видов (подорожник большой и др.).

Результаты наблюдений по маршруту экспедиции согласуются с данным белорусских исследователей, согласно которым в пределах водосборного бассейна озера Нарочь 17,5% лесов находится в состоянии 4 стадии дигрессии и 2,5 % – в состоянии 5 стадии дигрессии. Концентрация отдыхающих в прибрежной зоне на озере Нарочь и специфика рекреационной деятельности являются причиной тому, что лесные комплексы находятся на 4 и 5 стадии дигрессии, при которой вытоптанные поверхности достигают 90–100 % [2]. Таким образом, биологическое и ландшафтное разнообразия территорий находится под угрозой, что в недалеком будущем может стать препятствием для развития экологического туризма.

Шапки-Кирсинская гряда в настоящее время не имеет официального статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ). Предложение о включении Шапкинских и Кирсинских камов как редких форм озерно-ледникового рельефа в число геоморфологических памятников Ленинградской области высказывал К. К. Хазанович [4]. Особое внимание он считал необходимым обратить на куполовидные  холмы около деревни Кирсино – Первую и Вторую Ивановские горы (78 м над у. м.). На карте «Достопримечательности природы» в Учебном географическом атласе Ленинградской области и Санкт-Петербурга в числе других показан Шапки-Кирсинский камовый массив [3, с. 20-21].

В настоящее время на территории гряды активно развивается пригородная рекреация, активные виды отдыха, в том числе катание на квадрациклах, дёрт-джампинг (англ. «dirt jumping») – прыжки на велосипеде, для которых создается специальная трассе с крутыми спусками и земляными трамплинами. Обследование показало, что трасса для дёрт-джампинга полностью разрушила вершинную поверхность возвышенности 73 м около оз. Юрсельского. Обследование гряды показало, что результаты рекреационного воздействия аналогичны наблюдаемым в других регионах: угнетенным состояние и обедненный видовой состав растительных сообществ, развитие синантропных видов, образование на стоянках окон вытаптывания. В почвенном покрове отмечена деградация лесной подстилки, уплотнение гумусового горизонтов, упрощение структуры почвенного профиля.

Для регулирования рекреационной деятельности предложено:  

1. Включить территорию Шапки-Кирсинской гряды в число памятников природы, поскольку ландшафты гряды представляют собой уникальные, невосстанавливаемые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, в том числе типичный для Северо-Западе таежной зоны России ландшафтный эталон коренных лесов – водно-ледниковые холмисто-грядовый с доминированием сосняков.

2. Для развития рекреации на территории Шапки-Кирсинской гряды с учетом опыта Нарочанского национального парка следует проложить экологические тропы, выделить места для туристских стоянок и кострищ, соорудить специальные настилы для установки палаток, на что позволит сохранить напочвенный растительный покров и корневую систему деревьев.

3. В рамках реализации Федеральной программы «Живые уроки» предложено разработать проект экологической тропы и издать путеводитель, рассчитанный на учащихся общеобразовательных учреждений; разработать пакет конспектов «живых уроков» по географии, биологии, экологии, безопасности жизнедеятельности, для проведения которых на территории Шапки-Кирсинской гряды имеются необходимые ресурсы и инфраструктура.

Создание на территории Шапки-Кирсинской гряды полигона для изучения методики проведения исследований рекреационного природопользования и рекреационной дигрессии ландшафтов позволит сочетать методическую и исследовательскую работу, вести мониторинг состояния лесных биоценозов силами педагогов и обучающихся.

Литература

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).

[2] Панасюк О.Ю., Качков Ю.П. Региональные особенности природных комплексов национальных парков Белорусского Поозерья и их экологическая устойчивость // Антропогенная динамика ландшафтов, проблемы сохранения и устойчивого развития биологического разнообразия: Материалы III респ. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 окт. 2006 г. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 87-89.

[3] Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. – СПб.: ВСЕГЕИ, 1999. – 32 с.

[4] Хазанович К.К. Геологические памятники Ленинградской области: [очерк-путеводитель]. – Л.: Лениздат, 1982. — 79 с.

[5] Цытрон Г.С., Матыченкова О.В. Почва как объект охраны природных комплексов Беларуси // Почвоведение и агрохимия.  2012. – №2. – С. 34-40.

[6] Чижова В.П., Севостьянова Л.И. Экологический туризм: географический аспект. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2007. – 276 с.