Доклад на ШМО "Работа учителя биологии на «умных каникулах»
методическая разработка по экологии (6 класс)
. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В нашей школе внеурочная деятельность может является составной частью образовательного плана. Она может осуществляется через внеурочную деятельность педагогов-предметников. Немалая роль отводится факультативам естественнонаучного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_kanikuly.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на педагогическом совете на тему:
Работа учителя биологии на « умных каникулах»
Доклад подготовила:
учитель биологии и химии О.А.Домнина
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В нашей школе внеурочная деятельность может является составной частью образовательного плана. Она может осуществляется через внеурочную деятельность педагогов-предметников. Немалая роль отводится факультативам естественнонаучного направления. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: ∙ Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; ∙
Если добавить раздел изучения особенностей природы Московской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность) дети могут узнать много интересного;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятия в кружке или на « умных каникулах» позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.
Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: · обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; · оптимизировать учебную нагрузку учащихся; · улучшить условия для развития ребенка; · учесть возрастные и индивидуальные особенности детей. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Внеурочные занятия отличаются от урочной системы. Обучающимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом. Учащиеся школы много и с удовольствием могут участвовать в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по биологии, химии, в том числе дистанционных, что позволяет активно заниматься исследовательской деятельностью. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук. В практике можно использовать несколько видов проектов:
1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез
Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем. В р е з у л ь т а т е р а б о т ы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как: учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).
Существуют летние задания по биологии. Летние задания предполагают наблюдения за живыми объектами, сбор коллекций, гербария, определение растений и животных, изготовление наглядных пособий, фотографий, изучение растений.
Внеурочная работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам.
Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволит повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях. Повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из описания опыта работы учителя биологии высшей категории Н.Н.Авериной:Технология модерации на уроках биологии.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»...
Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников""
мои публикации...
доклад "Из опыта работы учителя физкультуры".
Здесь содержится материал о проведении уроков физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 вида....
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников"
Проектная работа...
Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...
Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...