Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По ходу выполнения практической части, делают выводы и аналзируют вслух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: «Экономика»

Тема: Типы экономических систем

Методы: проблемного обучения, практический, работа в группах.

Оснащение урока:   ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя,

нетбуки на столах, дополнительная информация учащихся.

Цели урока:

Обучающие:

изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.

Развивающие: 

навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.

Воспитывающие:

способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

План урока (1час):

1.Организационная часть

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

Проблемный вопрос (3 мин)

Постановка темы и целей урока

2.Объяснение нового материала(10 мин)

2.1Выступление учащихся (10 мин)

2.2.Практический этап (10 мин)

2.3.Закрепление (5 мин)

Рефлексия. (2 мин)

3.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)


Тема урока: Типы экономических систем.

Цель:

  1. изучить типы экономических систем;
  2. познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем;
  3. способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
  4. способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

  1. Основные методы.
  2. Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

Использование ЭОРов:

Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  1. об основных типах экономических систем;
  2. об основных характеристиках этих систем;
  3. об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

  1. навыков исследовательской деятельности;
  2. умения планировать свою деятельность;
  3. работа в группах;
  4. навыков самостоятельной работы с различным источниками;
  5. умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  6. навыков сравнительного анализа;
  7. самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Воспитание:

  1. волевых качеств личности;
  2. усердия и усидчивости;
  3. способности к самоорганизации;
  4. целеустремленности

Оборудование урока:

  1. ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.
  2. Нетбуки на столах
  3. Информация учащихся

Ход урока.

1. Актуализация( 3 мин).
Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.

Какая тема сегодняшнего занятия?

Типы экономических систем.

Что будет целью занятия?

Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства-сравнить.

 2.Объяснение нового материала(10 мин)

А что же называют экономической системой?

Определение записывают в тетрадь.

Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как  для кого производить.

Выделяют 4 основных варианта экономических систем:

-традиционную (центральзованную)

-командно-администратвную (плановую)

-рыночную

-смешанную

2.1 Выступление учащихся (10 мин)

В качестве Д/З было найти информацию о типах экономических систем.(Сообщения учащихся) демонстрация эор традционной и командно-административной.

В заключении сообщений эор обобщённая схема

3.Практический этап (10 мин)

Работа в группах над описанием своего вида систем. Заполнение таблицы в одном поле. Прежде чем приступить к работе на ПК, давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером:

 - работа по инструкции учителя;

 - монитор руками не трогать;

 - о всех необычных шумах, запахах и звуках сообщить преподавателю;

 - розетки, разъемы, провода, шнуры – руками не трогать.

Тип системы

Преимущества

Недостатки

Страны

Традиционная

Командно-административная

Рыночная

Смешанная

После заполнения вывод по таблице:

Выводы:

Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы.  Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

Рыночная-это способ организации жизни  при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.

Традиционная- способ организации жизни  при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

4.Закрепление (5 мин)

Таблица на экране.

Тестирование использование эор (Тест 1)

Рефлексия. (2 мин)

Д/З §5-6 Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

Заключение ( 3мин)

 Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

Выставление оценок.

                                                                                                                   Приложение 2.

Ф.И.------------------------------------------------------------------

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

3

Участие в презентациях

Учавствовал-9-10 баллов

Не учавствовал-4-5 баллов

4

Как работала подгруппа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

5

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

                                                                                                                     Приложение 2.

Ф.И.------------------------------------------------------------------

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

3

Участие в презентациях

Учавствовал-9-10 баллов

Не учавствовал-4-5 баллов

4

Как работала подгруппа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

5

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Тип системы

Преимущества

Недостатки

Страны

Традиционная

Командно-административная

Рыночная

Смешанная

                                                                                                                       Приложение 1

Задание 1.Заполните таблицу:

Задание 1.Заполните таблицу:

Тип системы

Преимущества

Недостатки

Страны

Традиционная

Командно-административная

Рыночная

Смешанная

Задание 2. Выполните тест.

Вариант 1

1. Государство с рыночной экономической системой:

а) облагает налогом производство;

б) предоставляет бесплатное школьное образование;

в) верно (а) и (б);

г) нет правильного ответа.

2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?

а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;

б) эта фирма продает продукцию только государству;

в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;

г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.

3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

а) командной и традиционной экономики;

б) командной и рыночной экономики;

в) традиционной и рыночной экономики;

г) командной, рыночной и традиционной экономики.

4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

а) рынка товаров;

б) рынка факторов производства;

в) плана;

г) традиций.

5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:

а) перераспределение доходов;

б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

в) создание общественных благ;

г) распределение ресурсов и товаров.

6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;

б) к более высокому уровню развития техники и технологии;

в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;

г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.

7. Командная система возможна:

а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);

б) только при общественной собственности на средства производства;

в) если в обществе существует свобода предпринимательства;

г) нет правильного ответа.

8. Экономика Франции в большей степени относится:

а) к рыночному типу;

б) к командному типу;

в) к традиционному типу;

г) к смешанному типу.

9. В традиционной экономике преобладает:

а) промышленное производство;

б) сельское хозяйство;

в) торговля;

г) банковская деятельность.

Задание 2. Выполните тест.

Вариант 2

1. Основу традиционной экономики составляет:

а) торговля;

б) специализация производства;

в) натуральное хозяйство;

г) государственное управление.

2.Рыночная система базируется:

а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:

а) к традиционному типу;

б) к рыночному типу;

в) к командному типу;

г) к командному типу с элементами традиционной системы.

4. Планирование в экономике:

а) необходимо осуществлять в полном объеме;

б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

в) никогда проводить не следует;

г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.

5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

а) более справедливое распределение даровых благ;

б) менее справедливое распределение даровых благ;

в) большее неравенство доходов населения;

г) меньшее неравенство доходов населения.

6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:

а) традиционная система;

б) командная система;

в) рыночная система;

г) смешанная система.

7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

а) рынком;

б) государством;

в) рынком и государством;

г) рынком по сложившейся традиции.

8. В командной системе главные вопросы экономики:

а) решаются рынком;

б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

в) решаются государством;

г) не решаются.

9. Самой древней экономической системой является:

а) традиционная;

б) рыночная;

в) командная;

г) смешанная.

                                                                                                                           Приложение 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Типы экономических систем

И тип

обобщенная интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D.swf

Командная система

И тип

схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/500ae066-9846-4e00-a907-c8ffc724e777/%5BEC911_07%5D_%5BPK_03%5D.swf

Традиционная

И тип

схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c20a451-4578-48c8-b1b7-445f29119f5d/%5BEC911_07%5D_%5BPK_02%5D.swf

Задание 1 по теме «Типы экономических систем»

К тип

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50b23624-6872-473f-8a2d-71901624fbd8/index_listing.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание вопрос: Что вы выберите : -полный карман денег и пустые прилавки магазинов или -полные прилавки магазинов и пустой карман? От чего это зависит?

Слайд 2

Учитель экономики: маничева О.В Тема урока: Типы экономических систем

Слайд 3

Цели урока : изучить типы экономических систем; познакомиться с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся; способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

Слайд 4

Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества для решения стоящих перед ним вопросов: - Что производить? - Как производить? - Для кого производить?

Слайд 5

Типы экономических систем Традиционная Командно-административная (плановая) Рыночная Смешанная

Слайд 6

Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Командно-административная Рыночная Смешанная

Слайд 7

Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан, Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/ х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша

Слайд 8

Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша

Слайд 9

Заключение Мы живём с вами в век конкуренции, рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире, развиваться всё лучше и качественней.

Слайд 10

Домашнее задание §5-6 Эссе: Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны?

Слайд 11

Ф.И.------------------------------------------------------------------ Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале Листы самооценки 1 Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов 3 Участие в презентациях Учавствовал-9-10 баллов Не учавствовал-4-5 баллов 4 Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов 5 Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания .