Главные вкладки

    Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"
    методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

    Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По ходу выполнения практической части, делают выводы и аналзируют вслух.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: «Экономика»

    Тема: Типы экономических систем

    Методы: проблемного обучения, практический, работа в группах.

    Оснащение урока:   ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя,

    нетбуки на столах, дополнительная информация учащихся.

    Цели урока:

    Обучающие:

    изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.

    Развивающие: 

    навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.

    Воспитывающие:

    способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

    План урока (1час):

    1.Организационная часть

    Ход урока:

    Организационный момент (2 мин)

    Проблемный вопрос (3 мин)

    Постановка темы и целей урока

    2.Объяснение нового материала(10 мин)

    2.1Выступление учащихся (10 мин)

    2.2.Практический этап (10 мин)

    2.3.Закрепление (5 мин)

    Рефлексия. (2 мин)

    3.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)


    Тема урока: Типы экономических систем.

    Цель:

    1. изучить типы экономических систем;
    2. познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем;
    3. способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
    4. способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

    1. Основные методы.
    2. Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

    Использование ЭОРов:

    Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

    Ожидаемые результаты.

    В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

    1. об основных типах экономических систем;
    2. об основных характеристиках этих систем;
    3. об основных экономических понятиях;

    Дальнейшее развитие:

    1. навыков исследовательской деятельности;
    2. умения планировать свою деятельность;
    3. работа в группах;
    4. навыков самостоятельной работы с различным источниками;
    5. умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
    6. навыков сравнительного анализа;
    7. самостоятельности в формулировки, делать выводы.

    Воспитание:

    1. волевых качеств личности;
    2. усердия и усидчивости;
    3. способности к самоорганизации;
    4. целеустремленности

    Оборудование урока:

    1. ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.
    2. Нетбуки на столах
    3. Информация учащихся

    Ход урока.

    1. Актуализация( 3 мин).
    Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
    Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

    Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.

    Какая тема сегодняшнего занятия?

    Типы экономических систем.

    Что будет целью занятия?

    Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства-сравнить.

     2.Объяснение нового материала(10 мин)

    А что же называют экономической системой?

    Определение записывают в тетрадь.

    Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как  для кого производить.

    Выделяют 4 основных варианта экономических систем:

    -традиционную (центральзованную)

    -командно-администратвную (плановую)

    -рыночную

    -смешанную

    2.1 Выступление учащихся (10 мин)

    В качестве Д/З было найти информацию о типах экономических систем.(Сообщения учащихся) демонстрация эор традционной и командно-административной.

    В заключении сообщений эор обобщённая схема

    3.Практический этап (10 мин)

    Работа в группах над описанием своего вида систем. Заполнение таблицы в одном поле. Прежде чем приступить к работе на ПК, давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером:

     - работа по инструкции учителя;

     - монитор руками не трогать;

     - о всех необычных шумах, запахах и звуках сообщить преподавателю;

     - розетки, разъемы, провода, шнуры – руками не трогать.

    Тип системы

    Преимущества

    Недостатки

    Страны

    Традиционная

    Командно-административная

    Рыночная

    Смешанная

    После заполнения вывод по таблице:

    Выводы:

    Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

    Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы.  Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

    Рыночная-это способ организации жизни  при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.

    Традиционная- способ организации жизни  при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

    4.Закрепление (5 мин)

    Таблица на экране.

    Тестирование использование эор (Тест 1)

    Рефлексия. (2 мин)

    Д/З §5-6 Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

    Заключение ( 3мин)

     Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

    Выставление оценок.

                                                                                                                       Приложение 2.

    Ф.И.------------------------------------------------------------------

    Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

    Листы самооценки

    1

    Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

    Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

    Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

    2

    Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

    Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

    Допустил ошибки-7-8 баллов

    Не справился 4-5 баллов

    3

    Участие в презентациях

    Учавствовал-9-10 баллов

    Не учавствовал-4-5 баллов

    4

    Как работала подгруппа?

    Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

    Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

    5

    Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

                                                                                                                         Приложение 2.

    Ф.И.------------------------------------------------------------------

    Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

    Листы самооценки

    1

    Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

    Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

    Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

    2

    Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

    Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

    Допустил ошибки-7-8 баллов

    Не справился 4-5 баллов

    3

    Участие в презентациях

    Учавствовал-9-10 баллов

    Не учавствовал-4-5 баллов

    4

    Как работала подгруппа?

    Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

    Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

    5

    Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

    Тип системы

    Преимущества

    Недостатки

    Страны

    Традиционная

    Командно-административная

    Рыночная

    Смешанная

                                                                                                                           Приложение 1

    Задание 1.Заполните таблицу:

    Задание 1.Заполните таблицу:

    Тип системы

    Преимущества

    Недостатки

    Страны

    Традиционная

    Командно-административная

    Рыночная

    Смешанная

    Задание 2. Выполните тест.

    Вариант 1

    1. Государство с рыночной экономической системой:

    а) облагает налогом производство;

    б) предоставляет бесплатное школьное образование;

    в) верно (а) и (б);

    г) нет правильного ответа.

    2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?

    а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;

    б) эта фирма продает продукцию только государству;

    в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;

    г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.

    3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

    а) командной и традиционной экономики;

    б) командной и рыночной экономики;

    в) традиционной и рыночной экономики;

    г) командной, рыночной и традиционной экономики.

    4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

    а) рынка товаров;

    б) рынка факторов производства;

    в) плана;

    г) традиций.

    5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:

    а) перераспределение доходов;

    б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

    в) создание общественных благ;

    г) распределение ресурсов и товаров.

    6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

    а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;

    б) к более высокому уровню развития техники и технологии;

    в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;

    г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.

    7. Командная система возможна:

    а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);

    б) только при общественной собственности на средства производства;

    в) если в обществе существует свобода предпринимательства;

    г) нет правильного ответа.

    8. Экономика Франции в большей степени относится:

    а) к рыночному типу;

    б) к командному типу;

    в) к традиционному типу;

    г) к смешанному типу.

    9. В традиционной экономике преобладает:

    а) промышленное производство;

    б) сельское хозяйство;

    в) торговля;

    г) банковская деятельность.

    Задание 2. Выполните тест.

    Вариант 2

    1. Основу традиционной экономики составляет:

    а) торговля;

    б) специализация производства;

    в) натуральное хозяйство;

    г) государственное управление.

    2.Рыночная система базируется:

    а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

    б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

    в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

    г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

    3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:

    а) к традиционному типу;

    б) к рыночному типу;

    в) к командному типу;

    г) к командному типу с элементами традиционной системы.

    4. Планирование в экономике:

    а) необходимо осуществлять в полном объеме;

    б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

    в) никогда проводить не следует;

    г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.

    5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

    а) более справедливое распределение даровых благ;

    б) менее справедливое распределение даровых благ;

    в) большее неравенство доходов населения;

    г) меньшее неравенство доходов населения.

    6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:

    а) традиционная система;

    б) командная система;

    в) рыночная система;

    г) смешанная система.

    7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

    а) рынком;

    б) государством;

    в) рынком и государством;

    г) рынком по сложившейся традиции.

    8. В командной системе главные вопросы экономики:

    а) решаются рынком;

    б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

    в) решаются государством;

    г) не решаются.

    9. Самой древней экономической системой является:

    а) традиционная;

    б) рыночная;

    в) командная;

    г) смешанная.

                                                                                                                               Приложение 3.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    Типы экономических систем

    И тип

    обобщенная интерактивная схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D.swf

    Командная система

    И тип

    схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/500ae066-9846-4e00-a907-c8ffc724e777/%5BEC911_07%5D_%5BPK_03%5D.swf

    Традиционная

    И тип

    схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c20a451-4578-48c8-b1b7-445f29119f5d/%5BEC911_07%5D_%5BPK_02%5D.swf

    Задание 1 по теме «Типы экономических систем»

    К тип

    тест

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50b23624-6872-473f-8a2d-71901624fbd8/index_listing.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Внимание вопрос: Что вы выберите : -полный карман денег и пустые прилавки магазинов или -полные прилавки магазинов и пустой карман? От чего это зависит?

    Слайд 2

    Учитель экономики: маничева О.В Тема урока: Типы экономических систем

    Слайд 3

    Цели урока : изучить типы экономических систем; познакомиться с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся; способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

    Слайд 4

    Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества для решения стоящих перед ним вопросов: - Что производить? - Как производить? - Для кого производить?

    Слайд 5

    Типы экономических систем Традиционная Командно-административная (плановая) Рыночная Смешанная

    Слайд 6

    Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Командно-административная Рыночная Смешанная

    Слайд 7

    Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан, Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/ х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша

    Слайд 8

    Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша

    Слайд 9

    Заключение Мы живём с вами в век конкуренции, рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире, развиваться всё лучше и качественней.

    Слайд 10

    Домашнее задание §5-6 Эссе: Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны?

    Слайд 11

    Ф.И.------------------------------------------------------------------ Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале Листы самооценки 1 Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов 3 Участие в презентациях Учавствовал-9-10 баллов Не учавствовал-4-5 баллов 4 Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов 5 Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов

    Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов....

    урок-игра по теме "Типы зданий" 6 класс

    Урок совмещает в себе материалы учебника Ваулиной Ю. и др. "Английский в фокусе" (модуль 8 "Types of dwellings") и учебника Биболетовой М. "Enjoy English" (unit 3 section 4 "An Englishman`s home is hi...

    Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

    Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

    урок информатики на тему: Типы алгоритмов

    урок информатики на тему: Типы алгоритмов...

    урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"

    Урок разработан на курсах по ФГОС...

    Презентация к уроку биологии на тему: Типы размножения 9 класс

    Презентация является наглядным материалом к проведению урока биологии в 9 классе на тему: "Типы размножения"....

    Урок химии по теме "Типы химических реакций"

    Цель урока – ознакомление с типами химических реакций, где основной признак состав исходных веществ и продуктов реакций. Задачи урока:Обучающие: •       сформировать...