Создание собственного предприятия во внеурочное время
презентация к уроку по экономике (8 класс) по теме

Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключевых  компетенций. Социальный опыт через интеграцию профильного обучения и досуговой деятельности, выход за рамки учебного процесса и включение  альтернатив- ных механизмов формирования творческой, развивающей среды в общеобразовательном  учреждении. Использование  модернизированных  современных  технологий, таких как проектная деятельность, методов и приёмов  критического и конструктивного мышления и эффективной  коммуникации  позволяет  организовать  учебный  процесс  с  учётом  интересов  учащихся,  уровней  их  творческих  и  интеллектуальных  способностей,  подготовить  школьников  к  самостоятельной  профессиональной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                                                    средняя  общеобразовательная школа № 82

«Организация  собственного  дела  во  внеурочной  деятельности»

                                                          Автор  работы:

       Пахомова  Ольга  Николаевна

       Высшая  категория

педагог  МБОУ  СОШ  № 82

       г. о. Самара

Самара,  2012


АННОТАЦИЯ  ПРОЕКТА

В  педагогической  теории,  на  практике  усилилось  внимание  к  развитию  творческого  потенциала  учащихся  в  естественных  для  них  условиях  и  в  самых  разных  формах  самовыражения.

Сегодня  главное – создать  условия  для  саморазвития  творческого  человека  как  субьекта  деятельности.

XXI  век  называют  веком  знаний,  веком  информационных  технологий.  Новые  идеи  и  основанные  на  них  нововведения,  или  инновации,  постоянно  меняют  все  сферы  жизни.  Ценность  полученных  знаний  будет  расти,  если  их  эффективно  использовать  на  практике  и  одновременно  постоянно  их  обновлять  и  дополнять.

Трудно  найти  человека,  который  не  хотел  бы  иметь  не  только  денежную,  но  и  интересную  работу,  где  реализуются  таланты  и  возможности,  где  есть  место  творчеству  и  вдохновению.  У  каждого  человека  свой  путь  и  своё  видение  «желаемого  будущего»,  основанное  на  присущих  ему  и  именно  ему  личностных  качествах (интересах,  мотивах,  памяти,  эмоциях,  темпераменте,  опыте).

Сегодняшние  школьники  завтра  будут  принимать  решения,  от  которых  зависит  судьба  страны.  Жизненно  важно,  чтобы  они  получили  знания,  умения  и  навыки,  которые  помогут  им  овладеть  экономическим  мышлением.  Определение  оптимального  варианта  профессии  предполагает  понимание  собственных  способностей,  интересов,  ценностей,  целей.  Часто  успешная  карьера – результат  выбора  профессии,  которая  соответствует  природе  человека  и  доставляет  ему  радость  и  удовлетворение.

        Организовано  несколько  учебных  фирм  по  производству  необычных  изделий.

ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ  ПРОЕКТА

Каждый  ребёнок,  рождаясь,  обладает  колоссальными  возможностями  развития  способностей  ко  всем  видам  человеческой  деятельности.  «Детский  талант»  зачастую  остаётся  нераскрытым,  неразвитым,  невостребованным.  Причина  заключена  в нас,  окружающих  ребёнка  взрослых  людях.  

Проблема  формирования  творческих  способностей  и  организации  творческой  деятельности  детей  была,  есть  и  будет  актуальнейшей  во  все  времена.

Общество  испытывает  высочайшую  потребность  в  специалистах  творческого  потенциала  в  самых  разных  областях  деятельности.  

Анализируя  окружающую  нас  действительность, становится  понятным, что  особым  спросом  пользуются  товары,  которые  отличаются  от большинства  других  тем, что они  необычны  и  уникальны. Оригинальные изделия  всегда  были,  есть  и  будут  востребованными  и  актуальными.  Этот факт навел на мысль о развертывании определенного  вида  деятельности – создание  учебно-производственного  коллектива,  в  котором  учащиеся  смогут  реализовать  свои  творческие  способности,  знания  и  умения.

Цель  проекта:  создать  условия  для  саморазвития  творческого человека  как  субъекта  деятельности  и  дать  возможность  учащимся  в  ходе  учебного  процесса  получить  практический  опыт  в  области  предпринимательства.

Задачи  проекта:

  1. Создать  учебно – производственный  коллектив
  2. Разработать  план  деятельности
  3. Организовать  производственный  процесс
  4. Выбрать  сырьё  и материалы  для  производства
  5. Изготовить  пробные  образцы
  6. Внедрить  инновационные  технологии  для  широкого  применения

Ведущий  компонент   деятельности

Организовать  общение  детей,  направленное  на  социально – значимые  дела  на  основе  коллективной  творческой  деятельности.

        «Учебная  фирма»  -  проект,  направленный  на   развитие  прикладного  экономического  образования  и  предпринимательских  навыков  у  учащихся.

        «Учебная  фирма»  - учебно-производственный  коллектив,  создаваемый  на  добровольной  основе  учащимися  школы  с  целью  получения  практических  навыков  по  основам  предпринимательства  и  управления.

Сегодняшний  рынок  насыщен  различными  товарами, которые  в  той или  иной  степени  удовлетворяют  потребности  людей. Как  известно, сколько людей, столько  мнений,  вкусов  и  предпочтений. Чтобы  занять  достойное место  на  рынке  сбыта,  необходимо  создать  уникальный продукт, способный удивить  и  порадовать  человека.  Был  определен  круг  проблем,  волнующих потенциальных  потребителей  сегодня  и  сейчас.  Методом  «Мозгового штурма»  было  принято  решение  определиться  с  выбором  товара, который станет актуальным в  жизни  людей.

        Каждому  из  нас  приходится  сталкиваться  с  такой  проблемой, как: какой  подарок  сделать  друзьям,  родным  и  близким  к  празднику,  юбилею или  просто  на  день  рождения.  Не  всегда  сразу  приходит правильное решение  относительно  выбора  подарка.  А  так  хочется, чтобы  тот,  кому  он предназначен, пришелся  по  душе,  понравился  и,  главное,  приносил  пользу. В  наш  век  компьютеризации  прикладное  искусство  немного  отошло  на задний  план. Несмотря  на  это,  изделия,  выполненные  руками  человека, всегда  привлекали  внимание  людей. Одни  прекрасно  вышивают  крестиком, другие  плетут  изделия  из  лозы  и  макраме, третьи — выжигают  по  дереву. Человеку,  владеющему тем  или  иным  мастерством, однозначно, будет  легче при  выборе  подарка  или  презента.

        Для  выполнения  поставленной  цели  и  задач  были  тщательно просмотрены  несколько  номеров  журналов  «Рукоделие»,  «Мастерица», «Сделай сам»  с целью определиться  с  выбором  продукции.  Изучены материалы  по  экономическим  курсам  «Прикладная  экономика»,  «Основы достижений», «Учебная фирма», по  методической  структуре  составления бизнес — плана. Получены  консультации  профессиональных  специалистов — производственников.  Проведены  обучающие  занятия  по  производству изделий.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Шаг 1.  Организационный

  1. Выбрать  управление  учебной  фирмы
  2. Провести  исследование  рынка  и  определить  деятельность  учебного  предприятия

Шаг  2.  Разработка  плана  деятельности

  1. Разработать  рекламную  кампанию  и  стратегию  продаж
  2. Составить  бизнес – план  и  план  производства

Шаг  3.  Деятельность  фирмы

  1. Провести  обучение  персонала  учебного  мини - предприятия
  2. Организовать  производство  и  продажу  продукции
  3. Организовать  контроль  за  продвижением  мини - предприятия  к  поставленным  целям

Шаг  4.  Завершение  деятельности

  1. Завершить  производство  и  продажу  продукции
  2. Составить  годовой  отчёт

Предлагается новый взгляд на досуговую деятельность  молодёжи – активное включение  в социум посредством организации  учебного мини - предприятия. Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключевых  компетенций. Социальный опыт через интеграцию профильного обучения и досуговой деятельности, выход за рамки учебного процесса и включение  альтернативных механизмов формирования творческой, развивающей среды в общеобразовательном  учреждении.   На современном этапе молодёжная досуговая среда достаточно  бедна.  Дети подросткового  возраста,  как правило, не умеют организовать своё свободное время. Основная  цель  работы учителя  по активизации  познавательной деятельности  учащихся -  развитие  их  творческих способностей. Для  достижения этой цели была создана модель школьной компании, в результате которого учащиеся приобретают опыт  профильного обучения во внеурочное время.

   Создание  учебных  мини – предприятий  - это учебно – деловой практикум, организующий досуговое пространство для детей; в процессе игровой деятельности участники создают  «предприятия», действующие на базе образовательного учреждения в течение учебного года, летних каникул.

Была  разработана  практическая  досуговая часть проекта. Интересен  опыт  разновозрастного  сотрудничества  детей  в  коллективе  школьной  компании.      

  В  проекте учебных  мини - предприятий  действует  система  самоуправления. Основные  аспекты и функции связанны с направлениями деятельности: административное  управление, работа с  персоналом, маркетинг, производство, финансы, информационно – коммуникационные технологии. Выбирается один  из видов деятельности - производство товаров или оказание  услуг,  составляется  бизнес-план,  ведётся  ведомость учета акционеров, финансовая документация руководителей отделов в  процессе  работы.  

       Особую ценность данному  опыту придают такие факторы, как привлечение практикующих предпринимателей, организация ознакомительных  визитов учащихся в компании и фирмы,  специализирующиеся на производстве различных видов товаров и оказании услуг, проведение дней карьеры и стажировок в процессе которых учащиеся могут больше узнать о предпринимательстве и интересующих их профессиональных сферах. Ученики определяют цели совместной деятельности, работают ради их достижения.  

  Участие в практикуме «Учебная  фирма» предоставляет  учащимся  комфортные условия  для  их социальной адаптации  и  личностного  развития,  широкие  и  разнообразные  возможности  группового  и  индивидуального  обучения,  направленного  на  усвоение  теоретических  знаний  и  практических умений  в  следующих  сферах:

- предпринимательская  деятельность  и  менеджмент;

- эмиссия  акций  и  акционерный  капитал;

- рыночные  исследования;

- планирование  хозяйственной  деятельности;

- разработка  стратегии  и  учёт  реализации  планов;

- производство  и  продвижение  товаров  и  услуг;

- участие  в  деловых  встречах;

- финансовое  планирование  и  бухгалтерский  учёт;

- составление  «годового  отчёта»  по  окончании  учебного  года.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Проведение опроса

Являясь  потребителем  и покупателем  различных  товаров  стало  понятным,  что  наибольшим  спросом  пользуются  товары,  необходимые  для  обеспечения  бытовой  сферы  жизни  людей.  Новые  изделия  ширпотреба,  способные  решать  различные  повседневные  проблемы  каждого  человека,  будут  всегда  востребованными  и  актуальными.  Чтобы занять достойное место на рынке сбыта, необходимо создать инновационный продукт, способный удивить и порадовать человека. Необходимо было определиться с выбором товара, который станет актуальным и полезным.

В повседневной  жизни  каждый  из нас сталкивался с какими-то проблемами. Этот  факт  привел  на  мысль  о создании  приспособлений,  облегчающих  бытовую  сферу  жизни  людей.  

СЫРЬЕ  И  МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  НОСОВИЧКА


п/п

Наименование материала

Количество

Сумма

1

Пластмассовая крышка для консервирования

 1

5 руб.

2

Нож канцелярский

1 шт.

12,00 руб.

3

Ножницы

1 шт.

 10,00 руб.

ИТОГО:

27, 00  руб.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПРОИЗВОДСТВА  НОСОВИЧКА

Выполнение операции

Инструменты, приспособления

1

Выбрать  необходимую  тару

Пластмассовая  крышка  для  банок,  пластик  и  другие  недеформирующиеся  материалы

2

Определиться  с  формами  и  размерами

Канцелярский нож,  ножницы

3

Разметить надрезы симметрично  на  расстоянии  3 - 4 см  друг  от  друга

Простой  карандаш,  линейка

4

Сделать  надрезы  на  форме

Нож,  ножницы

5

Придать  приспособлению  форму  

Ножницы

15

Проверить качество изготовления

РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ

           

ОСОБЕННОСТИ   ПРИСПОСОБЛЕНИЙ  


п/п

Характеристики приспособлений

Особенности приспособлений

1

Размеры

Приспособления  маленьких размеров, не требуют специального места для хранения.

2

Срок использования

Срок годности не ограничен при аккуратном использовании.

3

Легкость изготовления

Изготавливаются с помощью обычных ручных инструментов, без применения специального промышленного оборудования.

4

Качество

Надёжное.

5

Возраст изготовителей

С 10 лет и выше, так как для изготовления не требуется профессиональная подготовка.

6

Время изготовления

40 – 50 минут.

7

Дизайн

Неограниченные возможности дизайнерского решения.

8

Удобство для пользователей

Приспособления удобны и легки в использовании, предназначены в помощь пользователям.

9

Сырье

Дешевое и доступное сырье, имеющееся во всех торговых точках. Можно использовать производственные отходы.

10

Сезонность товара

Может использоваться в любое время года, поэтому является всесезонным.

11

Оригинальность

Изделия необычны и оригинальны.

12

Практичность

Практичны при аккуратном использовании.

Основные  характеристики  товара:

  1. практическая  значимость;
  2. удобство  в  использовании;
  3. оригинальный  дизайн;
  4. доступная  цена.

Моя  деятельность  направлена  на:

  1. исследование рынка;
  2. выработку и реализацию предпринимательской идеи;
  3. рациональное использование вторичного сырья;
  4. изготовление качественной, эксклюзивной продукции;
  5. реализацию продукции в условиях конкуренции.

 Исследование  новейших информационных  источников  и использование оригинальных  технологий  позволило разнообразить ассортимент и повысить качество изделий, сделать продукцию интересной потенциальным клиентам.  Клиентоориентированный  подход  является  одной  из основных  задач и залогом  успешного  развития  бизнеса.

Основными  потребителями  моей продукции являются физические лица. Благодаря  разнообразию приспособлений  покупатель  сможет  подобрать  необходимое  для  него  устройство.  Моя  продукция  может  быть  приобретена  покупателями любого  достатка.  Школа является своеобразным источником рекламы нашей продукции - в течение года школа организует различные семинары, конкурсы и  конференции, где я презентую  свою деятельность, рекламирую и реализую продукцию.

Основные  способы и каналы  рекламы:

  1. рекламные листовки;
  2. устная реклама на родительских собраниях;
  3. реклама на мероприятиях различного уровня.

Изготовлена  различная  рекламная  продукция (буклеты, визитные  карточки, шейные  платки, шарфы, коврики  для  компьютерной  мышки,  кружки,  подставки  под  горячее).

Мне было интересно узнать мнение людей о моей продукции. Я опросила всех, кто приобретал мои изделия и кому они были подарены. Практически все отметили, что продукция оригинальна и может стать хорошим подарком к любому празднику и мероприятию, а так же великолепным  дополнением к любому интерьеру.

Моя  продукция отличается высокой технологичностью и рентабельностью, что позволяет быстро реагировать на изменение спроса.

Меры  по  достижению  необходимого  качества  продукции

Для того чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Стоимость}

Для достижения наилучшего качества продукции я привлекла  к работе заинтересованных  учащихся, родных  и  знакомых.  Моя продукция адаптируется под требования  заказчика и постоянно обновляется, либо полностью изготавливается под заказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - необходимость развития творческого потенциала учащихся, формирования способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность, повышения культуры учебной деятельности, интенсификации учебно–воспитательного процесса.

Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключевых  компетенций. Социальный опыт через интеграцию профильного обучения и досуговой деятельности, выход за рамки учебного процесса и включение  альтернативных механизмов формирования творческой, развивающей среды в общеобразовательном  учреждении. Использование  модернизированных  современных  технологий, таких как проектная деятельность, методов и приёмов  критического и конструктивного мышления и эффективной  коммуникации  позволяет  организовать  учебный  процесс  с  учётом  интересов  учащихся,  уровней  их  творческих  и  интеллектуальных  способностей,  подготовить  школьников  к  самостоятельной  профессиональной  деятельности.

Технология дифференцированного обучения способствует приобретению или развитию личностно–деловых качеств и практических навыков, помогающие учащимся ориентироваться в современных социально-экономических условиях, подготовиться к следующему этапу жизни по окончании школы,  а  также способствующие социализации и улучшению психологического  самочувствия  в процессе активного поиска точки приложения своих сил и  профессионального самоопределения. Получение учащимися социального опыта и их выход  на  межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы.

Освоение техники межличностного взаимодействия и делового общения, признание роли каждого участника (ученика и учителя) в реализации целей, которые поставил перед собой коллектив, развитие конкурентоспособности, воспитания  лидерских качеств учащихся, самоуважения и уверенности в себе, внесения своего вклада в успех общего дела. Проведение для учителей – предметников обучающих семинаров, распространение УМК «Школьная компания»

Организация  досуговой среды в школе во внеурочное время. Приобретение  учащимися навыков межличностного общения и сотрудничества,  социального  опыта  активного  включения  в  жизнь  общества.  Каждый  консультант (представители бизнеса, профессиональных сообществ и  общественности), передавая учащимся свои знания и опыт, внушает  уважение к трудовой деятельности, помогает раскрыть потенциал, сделать более  осмысленный  выбор профессии и карьеры, и уточнить цели  на  будущее.  

   В процессе  деятельности  формируются  навыки  работы  в  команде,  выявляются  лидерские  качества, способствующие перспективному развитию ученика.

   Результат  работы  мини – предприятий:  участники практикума демонстрируют полученные теоретические знания, умения, навыки и результаты  деятельности  в  ходе  выставок – ярмарок  и  слётов Школьных  компаний,  в  сетевых  конкурсах  и  соревнованиях;  на  региональных,  всероссийских  и  международных  экономических  форумах.  Региональные победители  участвуют  в  национальных  соревнованиях.  Лучшие  мини - предприятий  ежегодно  представляют  свои  идеи  на  всероссийских  и  международных  ярмарках  и  соревнованиях.

  Описывая  результат  данного  педагогического  опыта,  следует  отметить  уникальность  приобретения  учащимися  социального  опыта  через  интеграцию  профильного  обучения  и  досуговой  деятельности, выход  за  рамки  учебного  процесса  и  включение  альтернативных  механизмов  формирования  творческой,  развивающей  среды  в  общеобразовательном  учреждении.

Использование  модернизированных  современных  технологий, таких как проектная деятельность, методов и приёмов  критического и конструктивного мышления и эффективной  коммуникации  позволяет  организовать  учебный  процесс  с  учётом  интересов  учащихся,  уровней  их  творческих  и  интеллектуальных  способностей,  подготовить  школьников  к  самостоятельной  профессиональной  деятельности.

        Исследование показало, что большинство его участников одобрило нововведения. Пуговичок,  носовичок  и  шнуровичок  не сложны в изготовлении, имеют достаточный сегмент рынка и большое количество покупателей. Можно использовать недорогое и доступное сырье или производственные отходы, поэтому имеет смысл данные приспособления изготавливать большими партиями. Технология изготовления приспособлений чрезвычайно проста, поэтому целесообразно наладить производство изделия в домашних условиях.

         Основной  целью  моего  проекта  является  углубление  и  расширение  теоретических  знаний  у  учащихся,  полученных  на  уроках  технологии  и  экономики,  приобретение  опыта  практической  деятельности  в  предпринимательской  среде  и  формировании  способности  легко  ориентироватьтся  в  условиях  рыночных  отношений.

Создание  собственного  мини-предприятия  даёт  учащимся  возможность  постоянно  осваивать  и  развивать  навыки  предпринимательской  деятельности,  представлять  свои  социальные  и  бизнес-проекты,  обмениваться  идеями  и  опытом.  Благодаря  данному  проекту ученики научились  более  рационально  планировать  свою  работу  и  поэтапно  идти  к  своей  цели.

        Все  изделия - пуговичок,  носовичок  и  шнуровичок  вызывают интерес людей, значит, при правильной стратегии продаж, они будут востребованы.  

В ходе работы сделаны  следующие выводы: 

  1. Универсальные  приспособления получили хорошие отзывы людей
  2. Продукция интересна и необычна, а значит, будет востребована
  3. Недорогое и доступное сырьё для производства
  4. Возможность развития индивидуальных творческих способностей
  5. Приобретение определённых знаний, умений и навыков  прикладного  искусства  на  уроках  труда  


Участники исследования


Вопросы к участникам


Сумма баллов

Удобство в использовании

Качество приспособлений

Необходимость массового производства

Друзья

5

5

4

14

Мамы друзей

5

5

5

15

Родственники

5

5

4

14

Соседи

5

5

5

15

Коллеги-учителя

5

5

5

15

Учащиеся

5

4

4

13

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                                                    средняя  общеобразовательная школа № 82

«Организация  собственного  дела  во  внеурочной  деятельности»

                                                          Автор  работы:

       Пахомова  Ольга  Николаевна

       Высшая  категория

педагог  МБОУ  СОШ  № 82

       г. о. Самара

Самара,  2012


АННОТАЦИЯ  ПРОЕКТА

В  педагогической  теории,  на  практике  усилилось  внимание  к  развитию  творческого  потенциала  учащихся  в  естественных  для  них  условиях  и  в  самых  разных  формах  самовыражения.

Сегодня  главное – создать  условия  для  саморазвития  творческого  человека  как  субьекта  деятельности.

XXI  век  называют  веком  знаний,  веком  информационных  технологий.  Новые  идеи  и  основанные  на  них  нововведения,  или  инновации,  постоянно  меняют  все  сферы  жизни.  Ценность  полученных  знаний  будет  расти,  если  их  эффективно  использовать  на  практике  и  одновременно  постоянно  их  обновлять  и  дополнять.

Трудно  найти  человека,  который  не  хотел  бы  иметь  не  только  денежную,  но  и  интересную  работу,  где  реализуются  таланты  и  возможности,  где  есть  место  творчеству  и  вдохновению.  У  каждого  человека  свой  путь  и  своё  видение  «желаемого  будущего»,  основанное  на  присущих  ему  и  именно  ему  личностных  качествах (интересах,  мотивах,  памяти,  эмоциях,  темпераменте,  опыте).

Сегодняшние  школьники  завтра  будут  принимать  решения,  от  которых  зависит  судьба  страны.  Жизненно  важно,  чтобы  они  получили  знания,  умения  и  навыки,  которые  помогут  им  овладеть  экономическим  мышлением.  Определение  оптимального  варианта  профессии  предполагает  понимание  собственных  способностей,  интересов,  ценностей,  целей.  Часто  успешная  карьера – результат  выбора  профессии,  которая  соответствует  природе  человека  и  доставляет  ему  радость  и  удовлетворение.

        Организовано  несколько  учебных  фирм  по  производству  необычных  изделий.

ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ  ПРОЕКТА

Каждый  ребёнок,  рождаясь,  обладает  колоссальными  возможностями  развития  способностей  ко  всем  видам  человеческой  деятельности.  «Детский  талант»  зачастую  остаётся  нераскрытым,  неразвитым,  невостребованным.  Причина  заключена  в нас,  окружающих  ребёнка  взрослых  людях.  

Проблема  формирования  творческих  способностей  и  организации  творческой  деятельности  детей  была,  есть  и  будет  актуальнейшей  во  все  времена.

Общество  испытывает  высочайшую  потребность  в  специалистах  творческого  потенциала  в  самых  разных  областях  деятельности.  

Анализируя  окружающую  нас  действительность, становится  понятным, что  особым  спросом  пользуются  товары,  которые  отличаются  от большинства  других  тем, что они  необычны  и  уникальны. Оригинальные изделия  всегда  были,  есть  и  будут  востребованными  и  актуальными.  Этот факт навел на мысль о развертывании определенного  вида  деятельности – создание  учебно-производственного  коллектива,  в  котором  учащиеся  смогут  реализовать  свои  творческие  способности,  знания  и  умения.

Цель  проекта:  создать  условия  для  саморазвития  творческого человека  как  субъекта  деятельности  и  дать  возможность  учащимся  в  ходе  учебного  процесса  получить  практический  опыт  в  области  предпринимательства.

Задачи  проекта:

  1. Создать  учебно – производственный  коллектив
  2. Разработать  план  деятельности
  3. Организовать  производственный  процесс
  4. Выбрать  сырьё  и материалы  для  производства
  5. Изготовить  пробные  образцы
  6. Внедрить  инновационные  технологии  для  широкого  применения

Ведущий  компонент   деятельности

Организовать  общение  детей,  направленное  на  социально – значимые  дела  на  основе  коллективной  творческой  деятельности.

        «Учебная  фирма»  -  проект,  направленный  на   развитие  прикладного  экономического  образования  и  предпринимательских  навыков  у  учащихся.

        «Учебная  фирма»  - учебно-производственный  коллектив,  создаваемый  на  добровольной  основе  учащимися  школы  с  целью  получения  практических  навыков  по  основам  предпринимательства  и  управления.

Сегодняшний  рынок  насыщен  различными  товарами, которые  в  той или  иной  степени  удовлетворяют  потребности  людей. Как  известно, сколько людей, столько  мнений,  вкусов  и  предпочтений. Чтобы  занять  достойное место  на  рынке  сбыта,  необходимо  создать  уникальный продукт, способный удивить  и  порадовать  человека.  Был  определен  круг  проблем,  волнующих потенциальных  потребителей  сегодня  и  сейчас.  Методом  «Мозгового штурма»  было  принято  решение  определиться  с  выбором  товара, который станет актуальным в  жизни  людей.

        Каждому  из  нас  приходится  сталкиваться  с  такой  проблемой, как: какой  подарок  сделать  друзьям,  родным  и  близким  к  празднику,  юбилею или  просто  на  день  рождения.  Не  всегда  сразу  приходит правильное решение  относительно  выбора  подарка.  А  так  хочется, чтобы  тот,  кому  он предназначен, пришелся  по  душе,  понравился  и,  главное,  приносил  пользу. В  наш  век  компьютеризации  прикладное  искусство  немного  отошло  на задний  план. Несмотря  на  это,  изделия,  выполненные  руками  человека, всегда  привлекали  внимание  людей. Одни  прекрасно  вышивают  крестиком, другие  плетут  изделия  из  лозы  и  макраме, третьи — выжигают  по  дереву. Человеку,  владеющему тем  или  иным  мастерством, однозначно, будет  легче при  выборе  подарка  или  презента.

        Для  выполнения  поставленной  цели  и  задач  были  тщательно просмотрены  несколько  номеров  журналов  «Рукоделие»,  «Мастерица», «Сделай сам»  с целью определиться  с  выбором  продукции.  Изучены материалы  по  экономическим  курсам  «Прикладная  экономика»,  «Основы достижений», «Учебная фирма», по  методической  структуре  составления бизнес — плана. Получены  консультации  профессиональных  специалистов — производственников.  Проведены  обучающие  занятия  по  производству изделий.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Шаг 1.  Организационный

  1. Выбрать  управление  учебной  фирмы
  2. Провести  исследование  рынка  и  определить  деятельность  учебного  предприятия

Шаг  2.  Разработка  плана  деятельности

  1. Разработать  рекламную  кампанию  и  стратегию  продаж
  2. Составить  бизнес – план  и  план  производства

Шаг  3.  Деятельность  фирмы

  1. Провести  обучение  персонала  учебного  мини - предприятия
  2. Организовать  производство  и  продажу  продукции
  3. Организовать  контроль  за  продвижением  мини - предприятия  к  поставленным  целям

Шаг  4.  Завершение  деятельности

  1. Завершить  производство  и  продажу  продукции
  2. Составить  годовой  отчёт

Предлагается новый взгляд на досуговую деятельность  молодёжи – активное включение  в социум посредством организации  учебного мини - предприятия. Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключевых  компетенций. Социальный опыт через интеграцию профильного обучения и досуговой деятельности, выход за рамки учебного процесса и включение  альтернативных механизмов формирования творческой, развивающей среды в общеобразовательном  учреждении.   На современном этапе молодёжная досуговая среда достаточно  бедна.  Дети подросткового  возраста,  как правило, не умеют организовать своё свободное время. Основная  цель  работы учителя  по активизации  познавательной деятельности  учащихся -  развитие  их  творческих способностей. Для  достижения этой цели была создана модель школьной компании, в результате которого учащиеся приобретают опыт  профильного обучения во внеурочное время.

   Создание  учебных  мини – предприятий  - это учебно – деловой практикум, организующий досуговое пространство для детей; в процессе игровой деятельности участники создают  «предприятия», действующие на базе образовательного учреждения в течение учебного года, летних каникул.

Была  разработана  практическая  досуговая часть проекта. Интересен  опыт  разновозрастного  сотрудничества  детей  в  коллективе  школьной  компании.      

  В  проекте учебных  мини - предприятий  действует  система  самоуправления. Основные  аспекты и функции связанны с направлениями деятельности: административное  управление, работа с  персоналом, маркетинг, производство, финансы, информационно – коммуникационные технологии. Выбирается один  из видов деятельности - производство товаров или оказание  услуг,  составляется  бизнес-план,  ведётся  ведомость учета акционеров, финансовая документация руководителей отделов в  процессе  работы.  

       Особую ценность данному  опыту придают такие факторы, как привлечение практикующих предпринимателей, организация ознакомительных  визитов учащихся в компании и фирмы,  специализирующиеся на производстве различных видов товаров и оказании услуг, проведение дней карьеры и стажировок в процессе которых учащиеся могут больше узнать о предпринимательстве и интересующих их профессиональных сферах. Ученики определяют цели совместной деятельности, работают ради их достижения.  

  Участие в практикуме «Учебная  фирма» предоставляет  учащимся  комфортные условия  для  их социальной адаптации  и  личностного  развития,  широкие  и  разнообразные  возможности  группового  и  индивидуального  обучения,  направленного  на  усвоение  теоретических  знаний  и  практических умений  в  следующих  сферах:

- предпринимательская  деятельность  и  менеджмент;

- эмиссия  акций  и  акционерный  капитал;

- рыночные  исследования;

- планирование  хозяйственной  деятельности;

- разработка  стратегии  и  учёт  реализации  планов;

- производство  и  продвижение  товаров  и  услуг;

- участие  в  деловых  встречах;

- финансовое  планирование  и  бухгалтерский  учёт;

- составление  «годового  отчёта»  по  окончании  учебного  года.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Проведение опроса

Являясь  потребителем  и покупателем  различных  товаров  стало  понятным,  что  наибольшим  спросом  пользуются  товары,  необходимые  для  обеспечения  бытовой  сферы  жизни  людей.  Новые  изделия  ширпотреба,  способные  решать  различные  повседневные  проблемы  каждого  человека,  будут  всегда  востребованными  и  актуальными.  Чтобы занять достойное место на рынке сбыта, необходимо создать инновационный продукт, способный удивить и порадовать человека. Необходимо было определиться с выбором товара, который станет актуальным и полезным.

В повседневной  жизни  каждый  из нас сталкивался с какими-то проблемами. Этот  факт  привел  на  мысль  о создании  приспособлений,  облегчающих  бытовую  сферу  жизни  людей.  

СЫРЬЕ  И  МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  НОСОВИЧКА


п/п

Наименование материала

Количество

Сумма

1

Пластмассовая крышка для консервирования

 1

5 руб.

2

Нож канцелярский

1 шт.

12,00 руб.

3

Ножницы

1 шт.

 10,00 руб.

ИТОГО:

27, 00  руб.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПРОИЗВОДСТВА  НОСОВИЧКА

Выполнение операции

Инструменты, приспособления

1

Выбрать  необходимую  тару

Пластмассовая  крышка  для  банок,  пластик  и  другие  недеформирующиеся  материалы

2

Определиться  с  формами  и  размерами

Канцелярский нож,  ножницы

3

Разметить надрезы симметрично  на  расстоянии  3 - 4 см  друг  от  друга

Простой  карандаш,  линейка

4

Сделать  надрезы  на  форме

Нож,  ножницы

5

Придать  приспособлению  форму  

Ножницы

15

Проверить качество изготовления

РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ

           

ОСОБЕННОСТИ   ПРИСПОСОБЛЕНИЙ  


п/п

Характеристики приспособлений

Особенности приспособлений

1

Размеры

Приспособления  маленьких размеров, не требуют специального места для хранения.

2

Срок использования

Срок годности не ограничен при аккуратном использовании.

3

Легкость изготовления

Изготавливаются с помощью обычных ручных инструментов, без применения специального промышленного оборудования.

4

Качество

Надёжное.

5

Возраст изготовителей

С 10 лет и выше, так как для изготовления не требуется профессиональная подготовка.

6

Время изготовления

40 – 50 минут.

7

Дизайн

Неограниченные возможности дизайнерского решения.

8

Удобство для пользователей

Приспособления удобны и легки в использовании, предназначены в помощь пользователям.

9

Сырье

Дешевое и доступное сырье, имеющееся во всех торговых точках. Можно использовать производственные отходы.

10

Сезонность товара

Может использоваться в любое время года, поэтому является всесезонным.

11

Оригинальность

Изделия необычны и оригинальны.

12

Практичность

Практичны при аккуратном использовании.

Основные  характеристики  товара:

  1. практическая  значимость;
  2. удобство  в  использовании;
  3. оригинальный  дизайн;
  4. доступная  цена.

Моя  деятельность  направлена  на:

  1. исследование рынка;
  2. выработку и реализацию предпринимательской идеи;
  3. рациональное использование вторичного сырья;
  4. изготовление качественной, эксклюзивной продукции;
  5. реализацию продукции в условиях конкуренции.

 Исследование  новейших информационных  источников  и использование оригинальных  технологий  позволило разнообразить ассортимент и повысить качество изделий, сделать продукцию интересной потенциальным клиентам.  Клиентоориентированный  подход  является  одной  из основных  задач и залогом  успешного  развития  бизнеса.

Основными  потребителями  моей продукции являются физические лица. Благодаря  разнообразию приспособлений  покупатель  сможет  подобрать  необходимое  для  него  устройство.  Моя  продукция  может  быть  приобретена  покупателями любого  достатка.  Школа является своеобразным источником рекламы нашей продукции - в течение года школа организует различные семинары, конкурсы и  конференции, где я презентую  свою деятельность, рекламирую и реализую продукцию.

Основные  способы и каналы  рекламы:

  1. рекламные листовки;
  2. устная реклама на родительских собраниях;
  3. реклама на мероприятиях различного уровня.

Изготовлена  различная  рекламная  продукция (буклеты, визитные  карточки, шейные  платки, шарфы, коврики  для  компьютерной  мышки,  кружки,  подставки  под  горячее).

Мне было интересно узнать мнение людей о моей продукции. Я опросила всех, кто приобретал мои изделия и кому они были подарены. Практически все отметили, что продукция оригинальна и может стать хорошим подарком к любому празднику и мероприятию, а так же великолепным  дополнением к любому интерьеру.

Моя  продукция отличается высокой технологичностью и рентабельностью, что позволяет быстро реагировать на изменение спроса.

Меры  по  достижению  необходимого  качества  продукции

Для того чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Стоимость}

Для достижения наилучшего качества продукции я привлекла  к работе заинтересованных  учащихся, родных  и  знакомых.  Моя продукция адаптируется под требования  заказчика и постоянно обновляется, либо полностью изготавливается под заказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - необходимость развития творческого потенциала учащихся, формирования способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность, повышения культуры учебной деятельности, интенсификации учебно–воспитательного процесса.

Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключевых  компетенций. Социальный опыт через интеграцию профильного обучения и досуговой деятельности, выход за рамки учебного процесса и включение  альтернативных механизмов формирования творческой, развивающей среды в общеобразовательном  учреждении. Использование  модернизированных  современных  технологий, таких как проектная деятельность, методов и приёмов  критического и конструктивного мышления и эффективной  коммуникации  позволяет  организовать  учебный  процесс  с  учётом  интересов  учащихся,  уровней  их  творческих  и  интеллектуальных  способностей,  подготовить  школьников  к  самостоятельной  профессиональной  деятельности.

Технология дифференцированного обучения способствует приобретению или развитию личностно–деловых качеств и практических навыков, помогающие учащимся ориентироваться в современных социально-экономических условиях, подготовиться к следующему этапу жизни по окончании школы,  а  также способствующие социализации и улучшению психологического  самочувствия  в процессе активного поиска точки приложения своих сил и  профессионального самоопределения. Получение учащимися социального опыта и их выход  на  межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы.

Освоение техники межличностного взаимодействия и делового общения, признание роли каждого участника (ученика и учителя) в реализации целей, которые поставил перед собой коллектив, развитие конкурентоспособности, воспитания  лидерских качеств учащихся, самоуважения и уверенности в себе, внесения своего вклада в успех общего дела. Проведение для учителей – предметников обучающих семинаров, распространение УМК «Школьная компания»

Организация  досуговой среды в школе во внеурочное время. Приобретение  учащимися навыков межличностного общения и сотрудничества,  социального  опыта  активного  включения  в  жизнь  общества.  Каждый  консультант (представители бизнеса, профессиональных сообществ и  общественности), передавая учащимся свои знания и опыт, внушает  уважение к трудовой деятельности, помогает раскрыть потенциал, сделать более  осмысленный  выбор профессии и карьеры, и уточнить цели  на  будущее.  

   В процессе  деятельности  формируются  навыки  работы  в  команде,  выявляются  лидерские  качества, способствующие перспективному развитию ученика.

   Результат  работы  мини – предприятий:  участники практикума демонстрируют полученные теоретические знания, умения, навыки и результаты  деятельности  в  ходе  выставок – ярмарок  и  слётов Школьных  компаний,  в  сетевых  конкурсах  и  соревнованиях;  на  региональных,  всероссийских  и  международных  экономических  форумах.  Региональные победители  участвуют  в  национальных  соревнованиях.  Лучшие  мини - предприятий  ежегодно  представляют  свои  идеи  на  всероссийских  и  международных  ярмарках  и  соревнованиях.

  Описывая  результат  данного  педагогического  опыта,  следует  отметить  уникальность  приобретения  учащимися  социального  опыта  через  интеграцию  профильного  обучения  и  досуговой  деятельности, выход  за  рамки  учебного  процесса  и  включение  альтернативных  механизмов  формирования  творческой,  развивающей  среды  в  общеобразовательном  учреждении.

Использование  модернизированных  современных  технологий, таких как проектная деятельность, методов и приёмов  критического и конструктивного мышления и эффективной  коммуникации  позволяет  организовать  учебный  процесс  с  учётом  интересов  учащихся,  уровней  их  творческих  и  интеллектуальных  способностей,  подготовить  школьников  к  самостоятельной  профессиональной  деятельности.

        Исследование показало, что большинство его участников одобрило нововведения. Пуговичок,  носовичок  и  шнуровичок  не сложны в изготовлении, имеют достаточный сегмент рынка и большое количество покупателей. Можно использовать недорогое и доступное сырье или производственные отходы, поэтому имеет смысл данные приспособления изготавливать большими партиями. Технология изготовления приспособлений чрезвычайно проста, поэтому целесообразно наладить производство изделия в домашних условиях.

         Основной  целью  моего  проекта  является  углубление  и  расширение  теоретических  знаний  у  учащихся,  полученных  на  уроках  технологии  и  экономики,  приобретение  опыта  практической  деятельности  в  предпринимательской  среде  и  формировании  способности  легко  ориентироватьтся  в  условиях  рыночных  отношений.

Создание  собственного  мини-предприятия  даёт  учащимся  возможность  постоянно  осваивать  и  развивать  навыки  предпринимательской  деятельности,  представлять  свои  социальные  и  бизнес-проекты,  обмениваться  идеями  и  опытом.  Благодаря  данному  проекту ученики научились  более  рационально  планировать  свою  работу  и  поэтапно  идти  к  своей  цели.

        Все  изделия - пуговичок,  носовичок  и  шнуровичок  вызывают интерес людей, значит, при правильной стратегии продаж, они будут востребованы.  

В ходе работы сделаны  следующие выводы: 

  1. Универсальные  приспособления получили хорошие отзывы людей
  2. Продукция интересна и необычна, а значит, будет востребована
  3. Недорогое и доступное сырьё для производства
  4. Возможность развития индивидуальных творческих способностей
  5. Приобретение определённых знаний, умений и навыков  прикладного  искусства  на  уроках  труда  


Участники исследования


Вопросы к участникам


Сумма баллов

Удобство в использовании

Качество приспособлений

Необходимость массового производства

Друзья

5

5

4

14

Мамы друзей

5

5

5

15

Родственники

5

5

4

14

Соседи

5

5

5

15

Коллеги-учителя

5

5

5

15

Учащиеся

5

4

4

13