Методическая разработка открытого урока учебной практики по профессии "Бухгалтер"
методическая разработка по экономике по теме

Котович Инна Алексеевна

Тема урока: "Расчет амортизации (износа) основных средст".

Ход урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний и умений.

3. Обьяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6. Текущий инструктаж.

7. Приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Тема  №6 «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ»

Тема урока 28 «РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ (ИЗНОСА) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

Цель урока: сформировать практические умения и навыки по расчету износа основных средств линейным способом

Ожидаемый результат: рассчитывать амортизацию основных средств за месяц, выводить остаточную стоимость основных средств на конец месяца, используя линейный способ начисления амортизации

Учебные задачи:

  • способствовать  формированию и применению базы знаний, умений и навыков учащихся по расчету амортизации основных средств
  • способствовать активизации познавательной деятельности уч-ся к развитию положительной мотивации путем использования преимуществ активных методов обучения
  • развивать любовь к избранной профессии

Тип урока – выполнение простых комплексных работ

Способ организации работы – индивидуальная, фронтальная, групповая

Педагогические технологии –   активная, работа в сотрудничестве, проблемная, личностно-ориентированная.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
  • сдача дежурным информации о присутствии уч-ся на  уроке, отметка в журнале мастером п/о
  • осмотр внешнего вида
  • приветствие уч-ся
  • название общей темы и целей

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

2.1. Сегодня, особенно в период экономического кризиса, где мы отмечаем потерю рабочих мест на предприятиях и организациях – социальное партнерство обозначает качественный процесс профессиональной подготовки. Востребованность  специалистов по профессии бухгалтер определяет знание бухгалтерского учета, экономических и правовых основ. Квалифицированный специалист востребован в любой организации.

У нас в гостях главный бухгалтер таможенного терминала Булгакова И.Ю.  Целью ее визита к нам является стремление показать насколько важна и интересна профессия бухгалтер, и какие требования работодатели предъявляют к выпускникам. Чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо хорошо учиться и стремиться повышать свои знания.

Слово предоставляется Булгаковой И.Ю.

2.2.Знание теоретических основ бухгалтерского учета очень актуально. Поэтому сейчас мы проведем короткий фронтальный опрос по теме «учет основных средств» – это тема прошлого урока.

1. Что относится к основным средствам? (Здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные вложения на улучшение земель и прочие основные средства).

2. Объясните, чем отличаются основные средства от материальных запасов? (основные средства многократно участвуют в производственном процессе, служат более 12 месяцев, изнашиваются и частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей  вещественно – натуральной формы).

3. Сравните два документа: инвентарная карточка по учету основных средств и накладная на внутренне перемещение основных средств и сделайте вывод, чем отличается один документ от другого. ( В инвентарной карточке учета основных средств отражается информация об одном  объекте основных средств, а в накладной может содержаться информация об нескольких объектах).

Подведение итогов по фронтальному опросу.

2.3. После повторения теоретической части пройденного материала, выполняем практические действия по учету основных средств.

Уч-ся рассаживаются по рабочим местам

 и работают с карточкой-заданием:

Составить корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям.

(приложение №1)

  • Поступили основные средства в качестве вклада в уставный капитал на сумму 20000 руб. (Дт 01  Кт75)
  • Безвозмездно получены основные средства на сумму 50000 руб. (Дт 01  Кт 98)
  • Введены в эксплуатацию построенные объекты основных средств на сумму 100000 руб. (Дт 01  Кт 08)
  • Реализованы основные средства на сумму 80000 руб. (Дт 90  Кт 01)
  • Безвозмездно переданы основные средства на сумму 50000 руб. (Дт 98  Кт 01

Проанализировать составленные корреспонденции счетов.

Во время  работы, мастер п/о контролирует каждого ученика,

консультирует индивидуально.

Возможен также  взаимоконтроль и взаимопомощь рядом сидящих  уч-ся.

Подведение итогов по актуализации знаний и умений уч-ся.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мотивационная часть. Тема нового урока «Расчет амортизации (износа) основных средств». Вспоминая определение основных средств, мы говорили, что основные средства в процессе производства изнашиваются, т.е. теряют свою стоимость.

Износ - это стоимостной показатель потери объектом своей стоимости.

Амортизация - это процесс перенесения стоимости объекта на выпускаемую продукцию.

Для организации чрезвычайно важно правильно выбрать способ начисления амортизации, т.к. это напрямую связано с проблемой своевременного списания износившегося  или устаревшего объекта основных средств. Износ бывает физический, моральный. Из теории бухгалтерского учета давайте вспомним, что представляет собой физический и моральный износ? Приведите примеры.

В зависимости от того, какие основные средства необходимо погасить, организации могут выбрать любой из способов начисления амортизации.  Это:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Сегодня мы разберем несколько способов начисления амортизации и более подробно остановимся на линейном способе начисления амортизации.

        Давайте практически разберем каждый метод начисления амортизации. Специальных бланков для расчета амортизации нет, поэтому используется произвольная форма. Возьмите лист бумаги с условиями задач и напишите «Образец».(приложение№2)   

Показ расчета амортизации и результат, к которому мы должны прийти, после выполнения последовательного алгоритма действий.   Практический показ мастером выполнения расчета на доске и коментарий своих действий. Первый способ: линейный.

        Расчет проводится по следующей формуле: А = Пс х N, где А – амортизация, Пс – первоначальная стоимость объектов основных средств,  N – годовая норма амортизации объекта основных средств. Пример: в феврале 2013 года предприятие приняло к учету объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта составила 500 тысяч руб. Норма амортизационных отчислений в год 20% погашается за 5 лет. Найти сумму амортизации за месяц и остаточную стоимость основных средств. 1) 500 000 х 20% : 12 мес. = 8333 (руб.)

2) 500 000 – 8333 = 491667 (руб.)

Второй способ: способ уменьшаемого остатка.  Расчет проводится по следующей формуле: А = Ос х k х N, где Ос – остаточная стоимость основных средств, k – коэффициент ускорения, N – линейная норма амортизации основных средств. Пример: первоначальная стоимость объекта составляет 100000 рублей. Полезный срок службу – 5 лет. Коэффициент – 2. Линейная норма амортизации 20%, годовая норма амортизации определяется с учетом коэффициента ускорения и равна 20% х 2 = 40%. Расчет амортизации проводится следующим образом:

1 год – 100000 х 40% = 40000 рублей. Остаточная стоимость 100000 – 40000 = 60000 руб.

2 год – 60000 х 40% = 24000 руб. Остаточная стоимость 60000 – 24000 = 36000 руб.

3 год – 36000 х 40% = 14400 руб. Остаточная стоимость 36000 – 14400 = 21600 руб.

4 год – 21600 х 40% = 8640 руб. Остаточная стоимость 21600 – 8640 = 12960 руб.

5 год – 12960 х 40% = 5184 руб. Остаточная стоимость 12960 – 5184 = 7776 руб. Применение этого способа не позволяет начислить амортизацию стоимости объекта основных средств в установленный срок.

Третий способ: списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Расчет проводится по следующей формуле: А = Пс n/m

Пс – первоначальная стоимость объекта основных средств

n – число лет, остающихся до конца срока службы объекта;

m – сумма чисел лет службы объекта.

Пример: первоначальная стоимость объекта составляет 100000 рублей. Полезный срок службы – 5 лет. Сумма чисел лет срока полезного использования, необходимая для расчета амортизации при этом способе, определяется как 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Сумма амортизации, подлежащая списанию в отчетном году определяется следующим образом:

1 год – 5/15 х 100000 = 33333 руб. Остаточная стоимость 100000 – 33333 = 67667 руб.

2 год – 4/15 х 100000 = 26666 руб. Остаточная стоимость 67667 – 27666 = 40000 руб.

3 год – 3/15 х 100000 = 20000 руб. Остаточная стоимость 40000 – 20000 = 20000 руб.

4 год – 2/15 х 100000 = 13333 руб. Остаточная стоимость 20000 – 13333 = 6667 руб.

5 год – 1/15 х 100000 = 6667 руб. Остаточная стоимость 6667 – 6667 = 0 руб.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

             проводится фронтальный опрос:

  1. Как находится остаточная стоимость основных средств? (от первоначальной стоимости основного средства отнимается сумма начисленного износа);
  2. Чем отличается линейный способ расчета амортизации от способа уменьшаемого остатка? (при начислении амортизации линейным способом стоимость основного средства полностью списывается, а при уменьшаемом остатке нет);
  3. Как рассчитываются среднемесячные амортизационные отчисления? (первоначальная стоимость объекта основных средств умножается на годовую норму амортизационных отчислений и делится на 12 месяцев).

Подведение итогов по фронтальному опросу.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧ-СЯ

 Сегодня ваша самостоятельная работа будет заключаться в расчете амортизационных отчислений линейным методом. Ваша задача – рассчитать амортизацию основных средств линейным способом, руководствуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, а также знаниями, полученными сегодня. Работу выполнить в таблице (приложение №3). Свою работу вы сможете сверить с эталоном - образцом (приложение №4). Воспользуйтесь алгоритмом-действия по выполнению задания (приложение №5). Есть и другой способ и метод расчета амортизации линейным способом, но он сложнее, возможно вы самостоятельно до него додумаетесь, это будет очень приветствоваться. Внимательно изучите учебно-производственное задание. Нормы амортизационных отчислений по объектам основных средств самостоятельно найдите и выпишите с нормативного справочника.

Выполнение задания:

репродуктивный уровень – расчет амортизации линейным способом по алгоритму действия.

конструктивный уровень – расчет амортизации основных средств другим способом.

При отработке умений и навыков необходимо у уч-ся обеспечить ощущение продвижения вперед, т.е. создать ситуацию успеха.

        

6.   ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

 В процессе работы мастер проходит по рабочим местам учащихся и помогает решить вопросы, вызывающие затруднения. Особое внимание уделяется учащимся с более слабой мотивацией к обучению. В процессе работы производится физпауза. Осуществляется  контроль за соблюдением техники безопасности.

7.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

  1. По окончании работы мастер проверяет работы учащихся, давая возможность учащимся самим сверится с эталоном-образцом и разобраться в своих ошибках (если они есть), увидеть свой результат. (рефлексия)
  2. Анализирует работы, определяет степень достижения понимания материала, целей урока.
  3. Обращает внимание на ошибки, допущенные в работах, и показывает способы их исправления (уч-ся должен осмыслить свою деятельность и ответить «почему нет успеха?»)
  4. Выделяет лучшие работы и обосновывает свой выбор.
  5. Отвечает на вопросы учащихся по выполненной работе.
  6. Выставляет оценки.
  7. Напоминает о правилах дорожного движения в гололед.

Домашнее задание: закрепить расчет амортизации основных средств тремя способами.

Цель урока достигнута. Результат:  сформированы практические умения и навыки  рассчитывать амортизацию основных средств за месяц, выводить остаточную стоимость основных средств на конец месяца, используя линейный способ начисления амортизации

                                                                                 Приложение №1

Карточка - задание

  • Поступили основные средства в качестве вклада в уставный капитал на сумму 20000 руб.
  • Безвозмездно получены основные средства на сумму 50000 руб.
  • Введены в эксплуатацию построенные объекты основных средств на сумму 100000 руб.
  • Реализованы основные средства на сумму 80000 руб.
  • Безвозмездно переданы основные средства на сумму 50000 руб.

                                                                                      Приложение №2

         Бланк для составления образца расчетов амортизационных

отчислений.

 Первый способ: линейный.

Пример: в феврале 2013 года предприятие приняло к учету объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта составила 500 тысяч руб. Норма амортизационных отчислений в год 20% погашается за 5 лет. Найти сумму амортизации за месяц и остаточную стоимость основных средств.

Второй способ: способ уменьшаемого остатка.  

Пример: первоначальная стоимость объекта составляет 100000 рублей. Полезный срок службу – 5 лет. Коэффициент – 2. Линейная норма амортизации 20%, годовая норма амортизации определяется с учетом коэффициента ускорения и равна 20% х 2 = 40%.

Третий способ: списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Пример: первоначальная стоимость объекта составляет 100000 рублей. Полезный срок службы – 5 лет. Сумма чисел лет срока полезного использования, необходимая для расчета амортизации при этом способе, определяется как 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

                                                                                               Приложение №3

                             Таблица для заполнения расчетов.

№ п/п

Инвентарный

Наименование объекта

Место эксплуатации

Первоначальная стоимость, руб.

Норма амортизации, %

Годовая сумма амортизации, руб.

Сумма амортизации за месяц, руб.

Остаточн

СТОИМОС1

руб.

1

    2

3

4

5

6

7

8

9

1.

10101

Здание кирпичное

Цех№1

324000

2.

10103

Станок металлорежущий сЧПУ

Цех№1

66000

3.

10105

Станок металлорежущий сЧПУ

Цех№1

88000

4.

10109

Станок

металлорежущий сЧПУ

Цех№1

115000

5.

10110

Станок сверлильный

Цех№1

140070

6.

10113

Станок токарный

Цех№1

310500

7.

10114

Станок фрезерный

Цех№1

138000

8.

10115

Прочие основные средства цеха № 1

Цех№1

495000

Итого по цеху №1:

9.

20100

РТК

Цех №2

241500

10.

20104

гпс

Цех №2

250000

11.

20105

Прочие основные средства цеха №2

Цех №2

185020

»

Итого по цеху №2:

12.

30106

Автомобиль «Москвич»

Цех №3

62500

13.

30108

Автомобиль «КАМАЗ»

Цех №3

65550

14.

30109

Прочие основные средства цеха №3

Цех №3

146300

Итого по цеху №3:

15.

40101

Прочие основные средства цеха №4

Цех №4

176000

Итого по цеху №4:

16.

50102

Здание заводоуправления

Цех №5

648000

17.

50111

Компьютер

Цех №5

11250

18.

50112

Ксерокс

Цех №5

6300

19.

50116

Компьютер

Цех №5

18000

20.

50117

Принтер

Цех №5

18000

21.

50118

Прочие основные средства цеха №5

Цех №5

313830

Итого по цеху №5:

22.

60101

Жилое здание

194400

Всего:


Приложение №4

 Эталон – образец.

№ п/п

Инвентарный

Наименование объекта

Место эксплуатации

Первоначальная стоимость, руб.

Норма амортизации, %

Годовая сумма амортизации, руб.

Сумма амортизации за месяц, руб.

Остаточн

СТОИМОС1

руб.

1

    2

3

4

5

6

7

8

9

1.

10101

Здание кирпичное

Цех№1

324000

1,2

3888

324

323676

2.

10103

Станок металлорежущий сЧПУ

Цех№1

66000

6,7

4422

368,50

65631,5(

3.

10105

Станок металлорежущий сЧПУ

Цех№1

88000

6,7

5896

491,40

87508,6(

4.

10109

Станок

металлорежущий сЧПУ

Цех№1

115000

6,7

7705

642,10

114357,5

5.

10110

Станок сверлильный

Цех№1

140070

5,0

7003,50

583,70

139486,2

6.

10113

Станок токарный

Цех№1

310500

5,0

15525

1293,80

309206,;

7.

10114

Станок фрезерный

Цех№1

138000

5,0

6900

575

137425

8.

10115

Прочие основные средства цеха № 1

Цех№1

495000

5,2

25740

2145

492855

Итого по цеху №1:

77079,50

6423,30

1670146

9.

20100

РТК

Цех №2

241500

7.1

17146,50

1428,90

240071,1

10.

20104

гпс

Цех №2

250000

8,3

20750

1729,20

248270,*

11.

20105

Прочие основные средства цеха №2

Цех №2

185020

5,2

9621,10

801,80

184218,;

»

Итого по цеху №2:

47517,60

3959,90

672560,1

12.

30106

Автомобиль «Москвич»

Цех №3

62500

11,1

6937,50

578,20

61921,8(

13.

30108

Автомобиль «КАМАЗ»

Цех №3

65550

0,17

111,50

9,30

65540,7(

14.

30109

Прочие основные средства цеха №3

Цех №3

146300

5,02

7607,60

634

145666

Итого по цеху №3:

14656,60

1221,50

273128,f

15.

40101

Прочие основные средства цеха №4

Цех №4

176000

5,2

9152

762,70

175237,2

Итого по цеху №4:

9152

762,70

175237,2

16.

50102

Здание заводоуправления

Цех №5

648000

1,0

6480

540

647460

17.

50111

Компьютер

Цех №5

11250

2,0

225

18,80

11231,2(

18.

50112

Ксерокс

Цех №5

6300

10,0

630

52,50

6247,50

19.

50116

Компьютер

Цех №5

18000

20,0

3600

300

17700

20.

50117

Принтер

Цех №5

18000

20,0

3600

300

17700

21.

50118

Прочие основные средства цеха №5

Цех №5

313830

5,2

16319,20

1360

312470

Итого по цеху №5:

30854,20

2571,30

1012808

22.

60101

Жилое здание

194400

1,0

1944

162

194238

Всего:

181203,90

15100,70

3998118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

методическая разработка открытого урока «Учебная речевая деятельность «My working day»

Данная  методическая разработка предназначена для преподавателей  иностранных дисциплин   средних  специальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРАКТИКЕ «ФАКТУРНАЯ ОТДЕЛКА КОМНАТЫ»

ПЛАН УРОКА  ПРАКТИКИ Тема урока:   «ФАКТУРНАЯ ОТДЕЛКА ПОВЕРХНОСТЕЙ»Цель урока:I. Образовательная1. научить технологии выполнения нанесения шпатлевки;2. Научить правильной обработке её, ...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"

Методическая разработка открытого материала по ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....

Методическая разработка к занятию учебной практики на тему: Изготовление ночной сорочки. Подготовить детали кроя.

Методическая разработка, включающая презентацию и конспет занятия учебной практики, позволит мастеру производственного обучения дать обучающимся в ходе урока обширные знания, умения кроить изделие, вы...

Методическая разработка к занятию учебной практики на тему: Изготовление ночной сорочки. Окончательная отделка.

Методическая разработка включает презентацию и конспект к занятию учебной практики, которая поможет мастеру производственного обучения в объяснении обучающимся нового материала по теме...