Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
план-конспект урока по экономике (5 класс) по теме

Морцева Елена Сергеевна

Разработка урока

 

 

«Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.»

 

Урок включён в раздел программы

 

« Труд»

курса экономики 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_5.docx22 КБ
Файл trud.pptx619.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.»

Урок включён в раздел программы

« Труд»

курса экономики 5 класс

Работу выполнила

учитель МБОУ СОШ № 19

с углублённым изучением

отдельных предметов

г. Заволжье

Морцева Е.С.

2013 год

Тема: Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель урока:

-Уяснить понятие труда, разделения труда, производительности труда, специализации.

Задачи урока:

Образовательные: подвести обучаемых к формулировке определений труда, производительности труда, специализации, разделения труда, сравнивать и выделять различия между разделением труда и специализацией.

Развивающая:  развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая: учить правильному построению фраз, владению аудиторией, высказыванию и доказательству своего мнения, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

Дидактические средства: презентация, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Психолого-педагогические комментарии

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

(Предыдущая тема: «Проблема выбора в экономике».)

Фронтальный опрос

-В чём заключается проблема выбора в экономике?

-Какие ресурсы вы знаете?

     

-Что такое трудовые ресурсы?

- Когда целью использования трудовых ресурсов является создание необходимых человеку благ, трудовые ресурсы называют ТРУДОМ.

-Как вы думаете, какой будет сегодня тема урока?

Слайд 1 презентации: тема урока.

Слайд 2: цель урока.

Слайд 3-определение труда

ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ:

  -А сейчас я предлагаю вам потрудиться: разделимся на группы по 4 человека. У нас получилось 7 бригад. Целью каждой бригады является строительство домиков (слайд 4 презентации), чем больше каждая бригада построит домиков, тем лучше. Но строим строго по правилу: каждый целиком строит свои домики. Времени на строительство вам даётся-5 минут.

-Время вышло, давайте посчитаем результаты нашего труда (результаты подсчётов заносятся в таблицу-см приложение)

-Что у нас занесено в таблицу?

-Количество продукции, произведённое за определённое время, называется производительностью труда (слайд4)

-А теперь в течение всё тех же пяти минут вы опять строите домики, но сейчас я предлагаю вам так распределить свой труд, чтобы их количество возросло.

-Давайте подсчитаем, чему равна производительность труда каждой бригады при такой организации труда (результаты заносятся в таблицу).

-Что вы можете сказать о производительности труда в первом и втором случае?

-А почему так получилось?

ВОСПРИЯТИЕ

-совершенно верно. Оказывается всё, что вы делали во втором случае, называется разделение труда и специализация (слайд 5)

-Чем отличается разделение труда от специализации?

-Как зависит производительность труда от разделения труда и специализации?

-Итак, мы сегодня славно потрудились. Что являлось целью нашего труда?

-А из чего мы строили наш дом?

-Что мы использовали при строительстве?

-Какой получили результат?

-Каждый труд, ребята, имеет цель, орудия труда, предметы труда, усилия человека и результат труда (слайд 6).

Рассмотрим пример: (слайд 7)

ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ.

Домашнее задание:

1.Составить такую же таблицу для производства любого блага в тетради.

2. Выучить определения новых понятий.

На этапе осознания-осмысления используется фронтальная работа

-А с какими понятиями мы сегодня познакомились?

-Что такое труд?

-Чем специализация отличается от разделения труда?

-Что такое производительность труда?

-Что всегда бывает у труда?

-В невозможности удовлетворения безграничных потребностей ограниченными ресурсами.

-природные, трудовые, капитальные, предпринимательские, информационные.

-Знания, умения, навыки людей, их физические и умственные способности.

-Труд

-В течение пяти минут занимаются трудовым процессом.

-Количество домиков, которые мы построили за 5 минут.

Учащиеся в своих группах разделяют свой труд и специализируются.

 

-Во втором случае домиков построили больше.

-Потому, что во втором случае мы объединились и каждый стал заниматься своим делом.

-Разделение труда-это когда все делают часть общей работы, а специализация-когда каждый занимается тем, что у него лучше получается.

-В условиях разделения труда и специализации производительность труда растёт.

-Строительство дома.

-Из картона и цветной бумаги.

-Ножницы и клей.

-Домики.

-Труд, разделение труда, производительность труда, специализация.

Отвечают на вопросы

Связь с предыдущей темой необходима для того, чтобы у учащихся сложилось впечатление об экономике, как о науке последовательной, логически обоснованной.

Фронтальным опросом стимулируется деятельность учащихся (акцент лучше сделать на слабых учениках)

Во время фронтального опроса возможны неправильные или неоднозначные вопросы.В такой ситуации желательно организовать дискуссию.  

Формулировка темы урока самими учащимися и постановка цели урока.

Практическая ситуация является моделью трудового процесса (элемент моделирования на уроке), мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы, детям становится очень интересно.

Восприятие нового материала происходит наглядно за счёт практической ситуации, предложенной детям в начале урока. Учащиеся как бы углубляются в эту модель, анализируют её и делают выводы. Самостоятельно пытаются формулировать определение разделение труда и специализации, показывают разницу между этими понятиями.

На этапе осознания осмысления выбрала фронтальную работу потому что, на мой взгляд, урок получился очень информационноёмким, и закрепить и до конца осмыслить, отточить суть новых понятий возможно лишь при повторении.

Приложение.

№ бригады

1 способ организации труда

2 способ организации труда

1

2

3

4

5

6

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Труд - деятельность людей с целью создания необходимых благ.

Слайд 3

Производительность труда - результат труда человека за определённое время.

Слайд 4

Разделение труда - выполнение человеком или группой людей части общей работы. Специализация - выполнение человеком строго определённой работы.

Слайд 5

Производительность труда увеличивается при разделении труда и специализации!!!

Слайд 6

Цель - произвести конкретное благо. Предметы труда - сырьё и материалы. Орудия труда - инструменты, оборудование. Усилия человека Результат труда - произведённое благо.

Слайд 7

цель произвести стол предметы труда гвозди, доски, клей, краска орудия труда пила, рубанок, топор усилия человека затраты физической энергии результат стол Изготовление стола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по экономике. Тема: "Производительность труда"

Для привития интереса к предмету «Экономика» после  изучения больших тем я провожу обобщающие уроки в форме тестов, уроков- викторин, решения кроссвордов, деловых игр, вовлекая детей в их п...

Урок с элементами проекта на тему "Производительность труда"

Работая в малых группах, обучающиеся принимают участие в упражнении,   моделирующем    процесс производства, и определяют влияние на производительность труда специализации, ра...

Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).

Мастер-класс: «Применение элементов  хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора:   Использован...

Приложение 6 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Производительность труда

Приложение 6 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Производительность труда...

Интерактивный опрос "Баскетбол" по теме "Производительность труда"

Презентацию можно использовать на этапе закрепления знаний на уроках по дисциплине "Экономика организации" по теме: "Производительность труда"...

Роль повышения производительности труда в экономике страны

Роль повышения производительности труда в экономике страны...

Разделение труда. Сферы производства. Специализация.

Изучаем материал и отвечаем на вопросы....