Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития
творческая работа учащихся по экономике по теме

Анисимова Наталья Сергеевна

Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

Научно-исследовательская работа

на тему

Бюджет Московской области:

 анализ и перспективы развития

Автор:

Студентка 3 курса 35 группы

Жосан К.Г.

Руководитель:

Преподаватель специальных дисциплин

Анисимова Н.С.

г. Краснозаводск, 2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………..….................... 3

  1. Цели, задачи и приоритеты бюджета Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.…..…………………………..… 6
  2. Доходы бюджета Московской области …………………………………11
  3. Расходы бюджета Московской области …………………..................…14
  4. Перспективы развития Московской области ….………………….…... 19

Заключение…………………………………………………………………….....21

Список источников информации..…………………………………………...…24

Введение

Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette, означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», что означало представление этих документов на утверждение парламента. Позднее этим словом стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Бюджет как финансово-правовая категория имеет несколько значений и употребляется в разных смыслах. Так, выделяют значение бюджета: а) в материальном смысле; б) как экономическая категория; в) в финансово-организационном смысле; г) как правовая категория.

Рассматривая бюджет субъекта Российской Федерации в указанных значениях можно отметить следующее.

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации– это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав его казны.

Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные.

В финансово-организационном смысле бюджет субъекта Российской Федерации – это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта Российской Федерации) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. В системе финансовых планов бюджет выступает основным финансовым планом, так как он посвящен крупнейшему в системе финансов субъекта Российской Федерации денежному фонду. В этом смысле бюджет – это утверждаемая в особом порядке роспись денежных доходов и расходов определенного денежного фонда.

Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации – это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет субъекта Российской Федерации как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Что касается существа дела, то бюджет, как и любое другое явление объективной реальности, имеет и свое содержание, и свою форму. При этом его содержание является экономическим (что соответствует пониманию бюджета в его экономическом смысле), а форма – правовой (что соответствует пониманию бюджета в его правовом смысле).

Одним из важнейших направлений современной финансовой политики Российской Федерации является обеспечение надлежащего объема финансирования наиболее приоритетных задач государства, достижение которого должно осуществляться на всех уровнях бюджетной системы.

В связи с этим для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса,  анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, обрели в настоящее время особую актуальность.

  Целью данной научно-исследовательской работы является проведение анализа бюджета Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и выявление перспектив развития региона.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть цели, задачи и приоритеты бюджета Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
  2. Провести анализ доходов и расходов бюджета Московской области.
  3. Определить перспективы развития Подмосковья.
  4. Определить источники увеличения доходов бюджета Московской области и повышения эффективности бюджетных расходов.

При создании данной научно-исследовательской  работы использовались следующие методы: изучение нормативной документации и экономический анализ. При проведении экономическго анализа применялись традиционные способы обработки информации: метод сравнения, метод относительных и средних величин, графический метод.

Научно-исследовательская работа написана на основании данных Закона Московской области от 22.07.2013 № 84/2013-ОЗ «Об исполнении бюджета Московской области за 2012 год», Закона Московской области от 8 ноября 2013 года №130/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2013 год», Закона Московской области № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и других нормативных документов.

Цели, задачи и приоритеты бюджета Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

 12 декабря 2013 года Губернатором Московской области был подписан Закон Московской области № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Основными целями и задачами при формировании бюджета Московской области и для губернатора и для правительства и депутатов Московской областной Думы на 2014–2016 годы являлись:

 — Сохранение достигнутого уровня жизни населения Московской области и его дальнейшее повышение;

 — Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы области;

 —    Повышение эффективности бюджетных расходов;

 — Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;

 — Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

Главной особенностью Закона о бюджете, стал тот факт, что бюджет впервые сформирован на 3 года. В 2014–2016 годах, как было отмечено в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации, на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2014–2016 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации:

  —   Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

  —  Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

— Индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и материальные затраты, увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;

 — Увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе на расширение сети дошкольных образовательных учреждений.

Главный финансовый документ Подмосковья характеризуется социальной направленностью: 70% расходов областного бюджета направляется на социальные нужды. «Хочу подчеркнуть, что социальные обязательства и дальше остаются главной статьёй наших расходов. Мы направляем на эту сферу 258,5 млрд. рублей, что на 17,3 млрд. больше, чем было предусмотрено в этом году», - уточнил Андрей Воробьёв на заседании областного кабинета министров.

Глава региона отметил ещё одну важную особенность, которая предусмотрена в областном бюджете и касается работников бюджетной сферы. В следующем году расходы казны на повышение зарплат бюджетников составят 130 млрд. рублей. Комментируя это решение, губернатор подчеркнул, что повышение зарплат, которое было в текущем году, будет продолжено и в следующие три года: «Это серьёзная нагрузка на бюджет, но это единственно верный путь, который даёт нам право требовать модернизации всего того, что окружает нас каждый день. Дошкольное образование, здравоохранение, объекты культуры, социальной защиты и многое другое, всё это должно соответствовать самым высоким критериям. Люди должны чувствовать профессионализм каждого, кому мы повышаем зарплату».

С будущего года начнутся выплаты регионального материнского капитала в размере 100 тысяч рублей. «Общая стоимость этой программы составляет 347 миллионов рублей. А в целом на поддержку семьи и детей мы планируем направить 5,8 млрд. рублей», - уточнил глава региона.

Губернатор сообщил, что расходы на здравоохранение и образование будут увеличены и составят 70,7 млрд. рублей и 100 млрд. рублей соответственно.

Важно отметить, что новый бюджет впервые предусматривает средства на развитие и благоустройство парков. Ежегодно на эти цели будет выделяться по 200 млн. рублей.

«Обращаю внимание, что все наши обещания, связанные с масштабной программой расселения ветхого и аварийного жилья нашли отражение в бюджете. Тот интенсивный подход, который мы реализуем в части расселения бараков, это является нашим очевидным приоритетом», - сказал Андрей Воробьёв, комментируя бюджетные расходы.

Принятым законом доходы бюджета Московской области на 2014 год запланированы в объеме 349,4 млрд. рублей, что на 36 млрд. рублей или 11,5% выше уровня 2013 года. В 2015 году доходы прогнозируются в объеме 375,7 млрд. рублей, в 2016 году - 407,9 млрд. рублей.  

Расходы областного бюджета составляют: в 2014 году - 376,9 млрд. рублей, в 2015 году – 395,2 млрд. рублей, в 2016 году – 417,2 млрд. рублей.

Депутаты Московской областной думы на заседании 6 марта 2014 года приняли в окончательном чтении поправки в закон "О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в соответствии с которыми доходы бюджета на 2014 год будут уменьшены более чем на 1,3 млрд. руб., а расходы увеличены более, чем на 9,2 млрд. руб.

Поясняя депутатам причины изменения параметров бюджета, и.о. министра финансов Московской области Алексей Еремеев рассказал, что они связаны не с ухудшением социально- экономической ситуации в Подмосковье, а с изменениями в федеральном законодательстве.

«Например, ранее федеральный центр передавал нам средства на закупку медикаментов для определенной категории граждан, а теперь они будут передаваться в натуральном виде. Область из-за этого ничего не потеряет», - сообщил Еремеев.

Говоря об увеличении расходов, чиновник отметил, что 0,5 млрд. руб. пойдут на ремонт и приведение в надлежащий вид поликлиник. Более 1 млрд. руб. планируется потратить на строительство и ремонт различных социальных объектов. Помимо этого, почти на 4,1 млрд. руб. увеличиваются расходы дорожного фонда. Эти деньги будут направлены на строительство и реконструкцию дорог.

После корректировок, доходы бюджета уменьшатся до 348 млрд. руб., а расходы увеличатся до 386 млрд. руб. Дефицит бюджета на 2014 год увеличится более чем на 10 млрд. и составит 38 млрд. руб.

Таблица 1. Доходы и расходы бюджета Московской области, в млрд.руб.

Показатели

2012 год (отчетный)

2013 год (отчетный)

2014 год (плановый)

2015 года (плановый)

2016 год (плановый)

Доходы

347,4

313,4

348,1

375,7

409,4

Расходы

290,4

367,7

386,1

395,2

417,2

57,0 Профицит

- 54,3 Дефицит

- 38,0  Дефицит

- 19,5  Дефицит

- 7,8  Дефицит

Диаграмма 1. Доходы и расходы бюджета Московской области (млрд.руб.)

Профицит бюджета в 2012 году – 57,0 млрд.руб.

Дефицит бюджета в 2013 году – 54,3 млрд.руб. или 17,3 %

Дефицит бюджета в 2014 году – 38,0 млрд.руб. или 10,9 %

Дефицит бюджета в 2015 году – 19,5 млрд.руб. или 5,2 %

Дефицит бюджета в 2016 году –   7,8 млрд.руб. или 1,9 %

     Диаграмма 2. Динамика изменения дефицита бюджета Московской области (млрд.руб.).


      Согласно ст. 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

    Как мы видим, даже в результате увеличения расходов бюджета Московской области на 2014 год размер дефицита не превышает установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и составит 10,9%.

   Согласно этой же статьи Бюджетного кодекса РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

   Источником покрытия средств будет остаток средств на счете областного бюджета, к увеличению заимствований данные изменения привести не должны.

Доходы бюджета Московской области.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в бюджеты всех уровней.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

—    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме;

—  доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении;

—        доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

Допускается поступление и иных неналоговых доходов. Например, безвозмездные перечисления в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и др.

К категории безвозмездных перечислений относятся средства, получаемые бюджетами из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после утверждения закона о бюджете. Под взаимными расчетами понимается передача денег в качестве компенсации дополнительных расходов при передаче другому бюджету полномочий, а также в случае изменения бюджетного и налогового законодательств.

Доходная часть бюджета Московской области формируется главным образом за счет налоговых и неналоговых платежей, а также за счет безвозмездных перечислений.

Большая часть налоговых доходов бюджета области формируются за счет:

- налога на прибыль организаций;

 - налог на доходы физических лиц;

 - акцизы;

 - налог на добычу полезных ископаемых;

 - сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов и  за пользование объектами животного мира;

 - единый налог по упрощенной системе налогообложения;

 - единый сельскохозяйственный налог.

Таблица 2. Анализ доходов бюджета Московской области по отдельным доходным источникам, млрд.руб.

Показатели

по состоянию на 01.01.2013 года

по состоянию на 01.01.2014 года***

Темп роста в %

Факти-ческое

в сопостави-мых условиях**

факт

в сопостави-мых условиях**

1

2

3

4

5

6

Бюджет Московской области

Доходы, всего*

274,4

263,1

270,1

98,4

102,7

из них:

 

 

 

 

 

Налоговые доходы

268,9

257,6

264,3

98,2

102,6

в том числе:

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

102,6

94,6

95,5

93,1

100,9

Налог на доходы физических лиц

85,1

83,0

92,3

108,5

111,2

Акцизы

28,3

28,3

33,3

117,7

117,7

Налог на имущество организаций

34,7

33,6

34,5

99,4

102,5

Неналоговые доходы

5,46

5,46

5,8

106,6

107,3

* поступления по группе доходов 100 "Налоговые и неналоговые доходы" классификации доходов бюджетов Российской Федерации

** с учетом изменения границ

*** по данным месячного отчета на 28.01.2014 года

Доходы бюджета Московской области за 2013 года увеличились в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 2,7% или на 533,2 млрд.руб. Налоговые доходы составляют 97,8% всех доходов, из них налог на прибыль организаций составляет 36,1%, налог на доходы физических лиц - 34,9%, акцизы – 12,6%, налог на имущество организаций – 13,0%.

Диаграмма 3. Динамика поступлений в бюджет Московской области за 2013 год относительно 2012 года. (млрд.руб.)

Расходы бюджета Московской области.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:

1) текущие расходы

2) капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.

Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий.

  Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

· содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

·   обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

·   проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

·   реализацию региональных целевых программ;

·   формирование государственной собственности субъектов Федерации;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

·   обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

·   оказание финансовой помощи местным бюджетам;

·  прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.

Таблица 3. Расходы бюджета Московской области (млрд.руб.)

Показатели

2013 год

%

2014 год

%

Отклонение

Всего:

367,7

100

386,0

100

+ 18,3

Первоочередные расходы (заработная плата, социальные льготы, стипендии, пенсии и др.)

185,3

50,4

234,3

60,7

+ 49,0

Мероприятия государственных программ и адресных программ

152,7

41,5

111,2

28,8

- 41,5

Бюджетные инвестиции

19,4

5,3

22,4

5,8

+ 3,0

Непрограммные расходы

10,3

2,8

18,1

4,7

- 7,8

Из приведенной таблицы 3 видно, что в целом расходы бюджета Московской области в 2014 году вырастут на 18,3 млрд.руб. или на 4,9%, значительно увеличатся первоочередные расходы, в целом на 49,0 млрд.руб. Более чем на 27% снизятся расходы на мероприятия государственных программ и адресных программ.

Важно отметить, что этот трехлетний «стартовый капитал» в первую очередь рассчитывался для госпрограмм, каждая из которых утверждена на пятилетнее развитие региона. Речь идет о выполнении 16 губернаторских программ и трех адресных программ, на реализацию которых ежегодно будет тратиться около 95 процентов областного бюджета.

            Таблица 4. Структура расходов на реализацию государственных программ Московской области и адресных региональных программ.

 (млн.руб.)

Наименования государственных программ

2013 год
в сопоставимых условиях

2014 год

Плановый период

2015 год

2016 год

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес., %

Государственные программы Московской области 

"Образование Подмосковья" на 2014-2018 годы

80 571,0

21,9

110 369,1

28,6

106 170,2

26,9

96 360,2

23,1

"Здравоохранение Подмос-ковья" на 2014-2020 годы

67 083,2

18,2

71 939,0

18,6

66 264,4

16,8

64 445,7

15,4

"Социальная защита населения Московской области" на 2014-2018 годы

45 855,8

12,5

57 479,1

14,9

58 061,5

14,7

60 015,2

14,4

"Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса"

77 920,4

21,2

48 744,9

13,3

54 911,9

13,9

57 246,7

13,7

"Эффективная власть" на 2014-2018 годы

16 424,7

4,5

29 402,8

7,6

30 258,1

7,7

31 260,1

7,5

"Безопасность Подмосковья"

7 864,7

2,1

8 377,5

2,2

8 386,0

2,1

7 883,9

1,9

"Спорт Подмосковья"

4 935,2

1,3

7 790,1

2,1

5 020,9

1,3

3 245,5

0,8

"Информационная и внутренняя политика"

2 084,2

0,6

5 125,2

1,3

5 092,3

1,3

4 990,2

1,2

"Развитие жилищно-коммунального хозяйства" на 2014-2018 годы

3 994,1

1,1

4 285,7

1,1

2 417,0

0,6

2 351,9

0,6

"Культура Подмосковья"

3 503,4

1,0

4 680,0

1,2

3 279,9

0,8

3 078,2

0,7

"Предпринимательство Подмосковья"

2 434,4

0,7

3 742,2

1,0

3 709,3

0,9

3 352,2

0,8

"Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2014-2018 годы

2 023,8

0,6

3 517,8

0,9

3 572,4

0,9

2 956,1

0,7

"Жилище"

3 318,6

0,9

3 012,6

0,8

2 745,7

0,7

2 756,2

0,7

"Сельское хозяйство Подмосковья"

1 887,1

0,5

2 458,7

0,6

2 514,3

0,6

2 757,9

0,7

"Архитектура и градострои-тельство Подмосковья" на 2014-2018 годы

115,0

0,0

625,0

0,2

252,4

0,1

244,5

0,1

"Энергоэффективность и развитие энергетики"

408,4

0,1

580,2

0,2

346,0

0,1

337,0

0,1

Итого по государственным программам:

320 423,8

87,2

364630,0

94,5

353 002,3

89,3

343 281,5

82,3

Адресные программы Московской области: 

"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы"

2 396,5

0,7

2 478,5

0,6

850,7

0,2

0,0

0,0

"Модернизация системы ком-мунальной инфраструктуры"

0,0

0,0

948,3

0,2

1 185,4

0,3

0,0

0,0

"Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области"

565,1

0,2

440,4

0,1

251,8

0,1

0,0

0,0

Итого по адресным программам:

2 961,6

0,8

3 867,3

1,0

2 287,9

0,6

0,0

0,0

Всего по государственным и адресным программам:

323 385,4

88,0

368497,2

95,5

355 290,2

89,9

343 281,5

82,3

Всего расходов бюджета Московской области

367 652,1

100,0

386031,4

100,0

395 246,4

100,0

417 223,6

100,0

Это не долгосрочные правительственные целевые программы, а более гибкие региональные, адресные программы, которые готовили в комплексе и которые отвечают интересам каждого муниципалитета.

Приоритеты расставлены четко. На социальную поддержку, нужды образования и культуры пойдет две трети доходов бюджета: расходы Московской области на социально-культурную сферу вырастут в 2014 году по сравнению с этим годом на 7,2%, до 258,5 миллиарда рублей.

Больше всего из бюджета планируется выделить средств на программу «Образование Подмосковья»: в 2014 году – 110,4 миллиарда рублей; в 2015 году – 106,7 миллиарда рублей; в 2016 году - 96,4 миллиарда рублей. На программу «Здравоохранение Подмосковья» выделят в 2014 году 71,9 миллиарда рублей; в 2015 году - 66,3 миллиарда рублей; в 2016 году – 64,4 миллиарда рублей.

Кроме того, на программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья» планируется потратить в 2014 году 4,3 миллиарда рублей; в 2015 году – 2,4 миллиарда рублей; в 2016 году – 2,3 миллиарда рублей. Следом будут профинансированы не менее важные программы: «Жилище», «Спорт Подмосковья», «Сельское хозяйство Подмосковья», «Культура Подмосковья», «Экология Подмосковья», «Безопасность Подмосковья». Больше всего бюджетных средств будет выделено на развитие всех программ именно в следующем году.

Диаграмма 3. Расходы на реализацию государственных программ Московской области  в 2014-2016 годах.                    (млрд.руб.)

- в 2013 году  действует 36 долгосрочных целевых программ Московской области;

- в 2014-2016 годах  будет действовать  16 государственных программ Московской области и 3 адресные программы Московской области

Перспективы развития Московской области

Правительство Московской области  ставит перед собой пять ключевых принципов, которые станут фундаментом преобразований в ближайшие годы.

Первое. Сделать так, чтобы Подмосковье и впредь оставалось территорией роста, где особое внимание уделяется социально-экономическим показателям.

Второе. Подмосковье становится регионом комфортной жизни. Люди оценивают власть не по уровню развития экономики, а по чистоте двора, по облику города, по удобству электрички.

Третье. Умная социальная политика. 70% бюджета Московской области — это социальные расходы. В эту сферу постоянно привлекаются и средства инвесторов. Но дело не только в деньгах или высоких технологиях. Необходим профессионализм и человеческое отношение: изменение подхода к пациенту, школьнику, посетителю.        

Четвертое. Подмосковье — территория неравнодушных людей. Существуют реальные инструменты общественного контроля, правительство готово и дальше поддерживать яркие и интересные инициативы.

Пятое. Область как территория чуткой власти. Власти, внимательной к запросам граждан. Власти, не боящейся выйти из кабинета или служебного автомобиля и вступить в прямой и, что важно, регулярный диалог с людьми.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Московской области на 2014-2016 годы являются базой для формирования бюджета области на 2014 год и среднесрочного финансового плана до 2016 года, определяют стратегию действий в части формирования доходов и расходов бюджета и будут направлены на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств.

В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритетом налоговой политики остается создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. Налоговая политика будет направлена на создание условий для увеличения темпов экономического роста.

Налоговая политика Московской области в 2014-2016 годах будет направлена на увеличение доходного потенциала, повышение уровня собственных доходов бюджета области и будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства.

В данных условиях основными задачами на плановый период являются разработка предложений по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Московской области и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также принятие активного участия в процессе контроля полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками путем взаимодействия с органами федерального казначейства и налоговой службой.

В сфере неналоговых доходов главной задачей является реализация имеющегося на сегодняшний день потенциала. Наиболее перспективными направлениями на сегодняшний день здесь следует считать доходы от использования имущества. Должны быть приняты все необходимые меры по проведению объективной оценки доходного потенциала и неиспользуемых возможностей получения доходов от использования имущества.

Комплексная реализация всех вышеперечисленных направлений ориентирована на обеспечение сбалансированности бюджета Московской области, что в свою очередь способствует достижению основной цели социально- экономического развития – повышения уровня и качества жизни населения.

Заключение

Из проведенного анализа мы видим, что в 2012 году бюджет Московской области имел профицит 57,0  млрд.руб., а в 2013 году бюджет был утвержден с дефицитом 27,5 млрд.руб. В результате внесенных изменений в марте 2014 года дефицит бюджета увеличился почти в 2 раза и составил  54,3 млрд.руб.

В ближайшие годы бюджет Московской области будет дефицитным, большое количество средств уйдет на улучшение системы здравоохранения и объектов ЖКХ, развитие образования и социально-культурной сферы.

«С нашими планами бюджет не будет профицитным, он просто не может быть профицитным», - сказал Губернатор области.

Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2014–2016 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации:

  —   Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

  —  Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

— Индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и материальные затраты, увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;

 — Увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе на расширение сети дошкольных образовательных учреждений.

Главный финансовый документ Подмосковья характеризуется социальной направленностью: 70% расходов областного бюджета направляется на социальные нужды.

Увеличение доходов бюджета Московской области видится во вложении денежных средств в эффективные проекты, в строительство новых предприятий, ферм, кроме того нужны стратегические планы развития легкой, пищевой, машиностроительной и химической промышленностей. Это быстро окупаемые отрасли, дающие во всех странах более половины доходов бюджета.

Покрытие дефицита бюджета необходимо осуществлять и за счет повышения эффективности бюджетных расходов.

Основой развития любого региона является создание высокопроизводительных рабочих мест, что позволит привлечь высококлассных специалистов, поднять их производительность труда и, в конечном счете, увеличить поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц.

Развитие малого предпринимательства Московской области имеет мощный потенциал, способный решать многогранные задачи регионального и межрегионального сотрудничества. С ростом числа малых предприятий решается проблема создания новых рабочих мест, областной рынок товаров и услуг становится более насыщенным и качественным, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Основным направлением на пути увеличения доходов бюджета является привлечение дополнительных инвестиций. В регион необходимо привлекать новых инвесторов. В 2013 году объем инвестиций в экономику Московской области составил 600 млрд.руб., а иностранные вложения превысили 5,5 млрд. Губернатор Московской области в своем обращении призвал каждое муниципальное образование разработать инвестиционный паспорт, с целью привлечения прямых инвестиций. Также в Интернете заработал информационный ресурс для потенциальных инвесторов, содержащий полный список площадок для развития бизнеса в Московской области. 

В марте 2014 года Правительством Московской области   подготовлен Законопроект о льготном налогообложении для инвесторов, согласно ему инвесторы могут быть освобождены от региональной части налога на прибыль и имущество на срок до семи лет в зависимости от вложенной в проект суммы.

«Есть три стратегических слагаемых (для привлечения инвесторов). Первое - льготное налогообложение. В случае если инвестор следующие пять лет будет сдавать или отель, или гостиницу, он будет платить ноль по налогу на имущество и ноль по налогу на прибыль в части региональной. Я думаю в марте (примут этот закон). Обсуждение состоялось уже на парламентской площадке, понимание есть, поэтому мы не будем затягивать», - сказал Воробьев.

Он отметил, что благодаря этому закону, а также мероприятиям по обеспечению "доступа к земле" и подключению к инженерным сетям удастся привлечь больше инвесторов. Это необходимо, чтобы развить в Подмосковье туризм, деловые и офисные центры. Данный законопроект в скором времени поступит на рассмотрение в Мособлдуму. Принять его могут уже в марте 2014 года.

Для строителей гостиниц и деловых центров предусмотрены максимальные льготы: если инвестиции в офис или гостиницу составляют от 50 миллионов рублей, то инвестор будет освобожден от региональной части налога на прибыль и имущество организации на пять лет, если от 500 миллионов рублей - то на семь лет.

Список источников информации

  1. Закон Московской области от 22.07.2013 № 84/2013-ОЗ «Об исполнении бюджета Московской области за 2012 год».
  2. Закон Московской области от 8 ноября 2013 года №130/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2013 год».
  3. Закон Московской области № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
  4. Обращение Губернатора «Наше Подмосковье. Идеология лидерства».
  5. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Московской области в 2013 году.
  6. Официальный сайт Правительства Московской области http://mosreg.ru.
  7. Официальный сайт Минфина Московской области http://mf.mosreg.ru
  8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики – Мособлстат http://msko.gks.ru
  9. Официальный сайт Министерства экономики Московской области http://me.mosreg.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

урок географии в 6 классе по теме "Рельеф Московской области и Дмитровского района"

Урок географии в 6 классе по теме "Рельеф Московской области и Дмитровского района, основные формы. Полезные ископаемые"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».

Дети с общим недоразвитием речи  значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...

Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".

Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры....

Проверочная работа по теме: Экономика Челябинской области

Работа содержит тестовую часть и вопросы, требующие письменного ответа....

Проверочная работа по теме: «Создание Московского царства. Политика Ивана IV»

Учебник. «История России. XVI – конец XVII в. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2017....

«МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие при организации работы в отношении семей с детьми, опыт и перспективы развития»

В БУ «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» состоялась рабочая встреча по вопросу межведомственного взаимодействия при организации работы с семьями несовершенно...