Учет материально-производственных запасов
учебно-методический материал по экономике на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_otkrytogo_uroka11_po_bukhuchetu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Г (О) БОУ СПО «Усманский промышленно- технологический колледж»

Кабинет бухгалтерского

учета и статистики

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине: «Бухгалтерский учет»

на тему: «Учет материально-производственных запасов»

для студентов 4 курса 3 группы заочного отделения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Автор методической разработки

преподаватель экономических

 дисциплин Ильченко В.Я.

Методическая разработка

рассмотрена на заседании методической

 комиссии учетно-экономических дисциплин,

 протокол № __ от __________2012 года.

Согласовано:

Зав.оделением «Экономика и право»

                                                                      «    » __________2014г.

                                                                       _____________ В.Я.Ильченко

Усмань – 2012г

Рецензия

     На методическую разработку открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учет» на тему: «Учет материально-производственных запасов» для студентов 4 курса 3 группы заочного отделения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» преподавателя Ильченко В.Я.

      Методическая разработка проведения урока по дисциплине «Бухгалтерский учет» написана с учетом основных требований к содержанию и оформлению. Данная методическая разработка имеет разделы: заголовок (тему методической разработки), сведения об авторе, краткая аннотация, введение (где рассматривается состояние проблемы, обзор работы в данной области, цель методической разработки), материалы и методы исследования (учебно-методическая карта урока №7), результаты исследования, выводы и предложения, список литературы.

      Методическая разработка достаточно полно освещает каждый из перечисленных выше разделов. Преподавателем Ильченко В.Я. проведена большая предварительная работа при подготовки данного урока (сбора и обработки материала, написание учебно-методической карты, установка базы данных по предприятиям в программе «1С :Бухгалтерия» в персональных компьютерах в кабинете №11).

     При проведении урока были учтены индивидуальные способности каждого студента (уровень подготовки, работа в бухгалтерии, способность, память, мышление, склонность к бухгалтерскому делу, усидчивость, сообразительность, умение работать на компьютере, знание программы «1С:Бухгалтерия»).

     Данный урок способствует получению теоретических знаний и выработке практических навыков по применению знаний по учету материально-производственных запасов при работе бухгалтером материального отдела бухгалтерии предприятия (организации).

     Используя данную методическую разработку преподаватель экономических дисциплин, информатики может провести урок по данной теме в группах бухгалтерского отделения, как на заочном, так и на очном отделениях (умение работать с программой «1С: Бухгалтерия» обязательно).

Преподаватель экономических

 дисциплин Усманского промышленно-

технологического колледжа                

       _______________ /И.В. Мальцева/

«___»___________________201__г.        

Краткая аннотация

     Методическая разработка открытого урока по бухгалтерскому учету на тему: «Учет материально-производственных запасов» предназначена для преподавателей дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело», «Налоговый учет», «Аудит».

     Данная методическая разработка позволит начинающим преподавателям освоить методику проведения урока с использованием персональных компьютеров, где установлена специальная программа: «1С: Бухгалтерия». Для проведения урока преподавателем Ильченко В.Я.  разработана учебно-методическая карта, где последовательно описан ход урока, включая вопросы новой темы, вопросы закрепления изученного материала, список основной и дополнительной литературы, приложен конспект темы урока.

     По результатам изучения нового материала и закрепления его при выполнении практических заданий на ПК, решение тестов преподаватель оценивает знания студентов и выставляет оценки в журнал (объявляя их студентам и комментируя).

        

Введение

     Для повышения качества подготовки специалистов по бухгалтерскому учету как  для крупных, средних и малых предприятий любой организационно-правовой формы собственности студенты должны уметь работать с первичными документами по бухгалтерскому учету (заполнять использовать данные для разноски по счетам бухгалтерского учета, заполнения учетных регистров), базой данных для работы в программе «1С: Бухгалтерия», справочной литературой, бухгалтерской отчетностью. Проводить инвентаризацию материально-производственных запасов в местах их хранения, составлять документацию по инвентаризации, отражать на счетах результаты инвентаризации. Проводить оценку ТМЦ, вести учет производственных запасов на складе и в бухгалтерии, знать методы учета заготовления материалов, рассчитывать транспортно-заготовительные расходы, вести учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.          При закреплении теоретических знаний студенты выполняют практическое задание на ПК в программе «1С: Бухгалтерия», используя данные по условному предприятию (заполнение первичных документов, корреспонденция счетов, учет движения остатков ТМЦ на конец месяца). Используя общую базу данных по предприятию студенты вводят индивидуальные значения ТМЦ, выданные преподавателем и сверяют полученные результаты после учета движения материалов с данными преподавателя.

     Студенты формируют «Оборотную ведомость» (простую, шахматную, по счетам) и выводят на экран дисплея, распечатывают и сдают на проверку преподавателю.

     Для выполнения практического задания группа делится на две подгруппы и выполнение задания проводится одновременно в двух кабинетах (лабораториях) под руководством преподавателя и лаборанта.

Сведения об авторе

     Ильченко Валерий Яковлевич, 1952 года рождения, окончил в 1974 году Воронежский с/х институт по специальности агроном-экономист, в 1976 окончил годичный педагогический факультет Московской с/х академии, неоднократно был на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах операторов ЭВМ.

     Ильченко В.Я. с 1976г. по 1984г. и с 1991г. по настоящее время работает преподавателем экономических дисциплин в Усманском промышленно-технологическом колледже. Преподает дисциплины: «Статистика», «Сельскохозяйственная статистика», «Социальная статистика», «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело». Им написан ряд методических материалов по данным дисциплинам.

     Ильченко В.Я. постоянно повышает свой уровень знаний по специальности, использует в своей работе современную экономическую литературу, журналы, периодическую печать, справочную литературу.

Ильченко В.Я. имеет высшую педагогическую категорию, является преподавателем методической комиссии учетно-экономических дисциплин, заведующим отделения, заведующим кабинетом, куратором групп на очном и заочном отделениях.

      Ильченко В.Я. ведет занятия в группах юристов, бухгалтеров по базовому уровню и повышенному уровню обучения в колледже, руководит курсовым и дипломным проектированием, участвует в общественной жизни колледжа.

     

Результаты исследования и выводы

     Разработка и проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учет» на тему:  «Учет материально-производственных запасов» для студентов заочного отделения IV курса по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» позволяет преподавателям повысить свой уровень педагогического и методического мастерства, а студентам лучше узнать особенности учета материально-производственных запасов на предприятиях (организациях), освоить особенности учета ТМЦ при компьютерном учете, научиться заполнять первичные документы по учету ТМЦ, переносить данные из них в учетные регистры, составлять акты инвентаризации, журнал-ордер №10, оборотные ведомости; овладеть практикой составления корреспонденции счетов, закрытия счетов, использование итогов по счетам для составления «Главной книги» и «Бухгалтерского баланса».

     Теоретические знания, полученные на уроке, закрепление их при выполнении практического задания за ПК позволяет  лучше подготовить студентов очного и заочного отделений к их дальнейшей работе в качестве бухгалтера.

     В целом изучение данной темы позволяет студенту лучше узнать методику и практику бухгалтерского учета материалов, в том числе и при компьютерном учете, овладеть навыками работы на ПК в программе «1С: Бухгалтерия», научиться вести учет ТМЦ на складах и в бухгалтерии на предприятиях любой организационно-правовой формы собственности.

Приложение

Утверждаю

зам. директора по УР

Усманского промышленно-

технологического колледжа

«___»____________201__г

________________С.В.Терновых

Учебно-методическая карта урока № 7

Преподаватель: Ильченко Валерий Яковлевич

        

Время проведения: урочное

Продолжительность занятия: 90 минут

Участники занятия: студенты заочного отделения 43 «Б» группы

Дисциплины: «Бухгалтерский учет»

Тема занятия: «Учет материально-производственных запасов»

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Приемы и методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, самостоятельная работа

Обеспечение учебного занятия: мультимидийный проектор, персональные компьютеры, первичная документация по учету материалов, конспект урока

Литература:

  1. Богаченко В.М. «Бухгалтерский учет»: Учебник (В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 13-е. перераб. и доп. - Ростов н /Д: Феникс, 2010 -461с.
  2. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.-552с.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА - М, 2010. – 640с.

Цели урока:

  1. Образовательная:

- обеспечить понимание содержания учебного материала студентам, добиться уровня его усвоения;

- сформировать специальные умения и навыки по теме урока и закрепит их в ходе повторения путем решения проблемных ситуаций и практических примеров, в том числе с использованием ПК и бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия».

     2.  Развивающая:

- развитие познавательных, интеллектуальных способностей студентов, расширение их кругозора по учету;

- развитие умений работать в должном темпе, при монотонной работе;

- развивать уверенность в своих силах, опираясь на полученные знания по учету ТМЦ, действовать самостоятельно, безошибочно.

     3.  Воспитательная:

- воспитывать усидчивость, целеустремленность, аккуратность, точность, ответственность за порученное дело;

- способствовать развитию интереса к профессии «бухгалтер».

Ход занятий:

  1. Организация урока

- приветствие студентов;

- проверка списка присутствующих;

- проверка готовности к уроку.

2.  Подготовка к воспроизведению нового материала:

   а) актуализация опорных знаний:

    (фронтальная беседа)

  1. Роль и значение материалов в деятельности предприятия?
  2. Удельный вес материалов в составе оборотных средств?
  3. Виды материалов и места их хранения?
  4. Счета для учета материально-производственных запасов?
  5. Документы по учету материалов.
  6. Стадии движения материалов в ходе процесса воспроизводства.

7) Производственное и непроизводственное использование материалов.

8) Что означает «полная материальная ответственность материально-ответственных лиц»?

9) Как часто проводится инвентаризация материалов в местах их хранения?

   б) мотивация познавательной деятельности студентов:  важность темы, правильность ведения учета материально-производственных запасов – для их сохранности и целевого использования.

3. Подведение итогов актуализации.

4. Сообщение темы занятия (запись на доске, показ через мультимидийный проектор), постановка целей и задач.

5. Изложение новой темы, применяемая методика.

1) Задачи учета, оценка и документальное оформление движения материалов.- Рассказ, беседа; активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование).

2)Учет производственных запасов на складе и в бухгалтерии; методы учета заготовления материалов. Учет транспортно-заготовительных расходов. – Рассказ, беседа, активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование).

 3) Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками. Инвентаризация материально-производственных запасов. - Рассказ, беседа, активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование).

6. Закрепление пройденного материала:

  1. Назовите виды первичной документации по учету движения материалов.
  2. Что понимают под фактической себестоимостью материалов?
  3. По каким ценам ведется текущий учет движения материалов?
  4. На каком счете учитывают отклонения от учетных цен?
  5. Как определить процент отклонений от учетных цен?
  6. На каком счете учитывают материальные ценности?
  7. Перечислите основные направления расходования материалов с указанием счетов.
  8. В каком случае поступление материалов на склад оформляется Актом о приемке материалов?
  9. Каковы цели инвентаризации?
  10. Что такое инвентаризационная разница?

7. Подведение итогов занятия (краткий анализ ответов студентов,   выставление оценок)

8. Домашнее задание:

  1. Богаченко В.М. «Бухгалтерский учет»: Учебник (В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 13-е. перераб. и доп. - Ростов н /Д: Феникс, 2010 -461с. стр. 190-217
  2. Составить кроссворд из  терминов по теме «Учет материально-производственных запасов»
  3. Принести на следующее занятие копии документов по учету материалов, Акт инвентаризации, журналы ордера №10, 6.
  4. Подготовиться к практическому занятию (выучить теорию, принести тетрадь для практических занятий).

Преподаватель: Ильченко В.Я.

Рассмотрено на заседании методической комиссии учетно-экономических дисциплин и рекомендовано для утверждения, протокол №___

от «___» _____________2012г.

Председатель ЦМК ______________Н.А.Фитисова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет посещаемости в начальной школе, учет посещаемости на II и III ступенях.

Презентация к статье "Работа в системе In-Class. Учет посещаемости в начальной школе, учет посещаемости на II и III ступенях."...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

КВН по бухгалтерскому учету. Методическая разработка по предмету «Бухгалтерский учет»

Профессия должна нравиться, работа обязательно должна приносить моральное удовлетворение. Профессия бухгалтера является важнейшей профессией современности. Без бухгалтерского учёта не может обойт...

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...