Использование нетрадиционных форм уроков в преподовании экономики.
статья по экономике на тему

Лыгина Лариса Михайловна

Содержание статьи направлено  на проведение различных видов уроков и интересные подходы в преподовании экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.uroki_.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных

форм уроков в преподавании уроков экономики

 

         

Учитель :     Лыгина  Л.М.

         

          Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни. 

          Экономическая   подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных экономических правил.

       Преподавание экономики  в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание её элементарных правил и законов приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание основ  экономики  поможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы в условиях  рыночной  экономики.

          В процессе преподавания  основ  экономики и предпринимательской деятельности используются различные по уровню сложности вопросы и задания, в том числе творческого, поискового, тестового характера.  В конце каждого  урока  учащимися  заполняется  словарь  экономических терминов  , что удобнее, чем общий словарь в конце учебника, к которому учащиеся обращаются редко. Урок начинается с описания проблемной ситуации, прямо относящейся к теме и ее основным понятиям. Это сразу настраивает на практическое, живое применение  экономических   знаний. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов».  Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

          Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания  экономических проблем  и  поиском  их  решения.  Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение учащегося, создают условия, при которых может развиваться творчество. Результативностью применения нетрадиционных форм на уроках права является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся: внимание, восприятие, мышление, память, воображение.

           Нетрадиционные формы уроков экономики  повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям экономикой и предпринимательством , а именно, развивают  память учащихся, в первую очередь на специальную терминологию; развивают способности к логическому мышлению.

         Хорошие результаты дают уроки-дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Рыночная  экономика », «Деньги», «Потребители и защита  их  прав». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме.  На этих уроках не навязывается  «правильный ответ»,  а участники дискуссии получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение.

         Научиться творчески, экономически  мыслить можно только в том случае, если для этого созданы условия. В ходе обучения в русле новой технологии правового образования учащиеся "проживают" весь познавательный цикл в единстве эмпирического и теоретического познания.

         На традиционных уроках  экономики  господствует репродуктивный тип деятельности. Ученику заранее известно, если он добросовестно перескажет параграф учебника да еще вспомнит, что на уроке говорил учитель, то пятерка обеспечена (в этой логике понять - значит назвать). Творческая мыслительная деятельность на уроке отсутствует. Обычно учебник навязывает ученику определенную точку зрения, преподносит готовые истины, выводы, которые даже искать-то совсем нетрудно, они выделены особым шрифтом. Дети получают некие готовые формулы, штампы, стереотипы.

         Другое дело уроки-практикумы,  на которых обучающиеся  составляют  бизнес-планы,  вычисляют  банковские  проценты по кредитам и депозитам,  составляют семейный  бюджет. Они играют огромную практическую роль по формированию  экономического  сознания школьников. Такие уроки  формируют  активную жизненную позицию старшеклассника. 

       Трудно согласиться с мнением тех педагогов, которые считают, что нужна максимальная доступность и облегченность учебного материала. Скорее наоборот! Нужно создавать больше затруднений для ребенка как "отправных точек для его мыслей", ведь "мышление всегда возникает из затруднений". Библейская мудрость гласит: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Учитель дает старшеклассникам способ действия, т.е.  учит  их  читать  экономическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных  экономических  источниках (  Закон о защите прав потребителей, Закон о развитии предпринимательской деятельности и др.).  Работа с документами позволяет получать информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобретать умение анализировать текст закона, учит высказывать собственное мнение и аргументировать его. Учащиеся совместными усилиями  решают вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений нормам Международного права  в аспекте защиты прав и свобод человека.  

          Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и над чем думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокую ступень сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках «Основ  экономических  знаний» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника  урока задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего (учителя), так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача учителей гуманитарного цикла, в том числе обществоведческих дисциплин, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств, владение юридической терминологией, выстраивание  сложных многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых конструкций - все это способствует приобщению старшеклассников к навыкам ораторского искусства.

         В период изучения курса «Основы  экономических знаний» обучающиеся  проявляют огромный интерес к предмету, так как им уже по 12-16 лет, они задают огромное количество конкретных, волнующих их вопросов, что стимулирует учителя постоянно повышать свой профессиональный уровень. Тем самым образуется реальная обратная связь: учитель-ученик. А возникающее доверие учеников помогает им решить насущные проблемы, найти ответы на многочисленные трудные вопросы, которые ставит перед ними жизнь, причем даже те, на которые, не всегда могут ответить их родители.         

          Уроки «Основ экономических  знаний» обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования  экономической  информации; формируют умения сравнительного анализа экономических правил и законов; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают навыки использования тех умений и навыков, которые так необходимы при решении учебных и практических задач.

        В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных  с реализацией профессиональных интересов.
В современной школе существует достаточное разнообразие форм и направлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Некоторые из них являются обобщением накопленного, в течение многих лет, опыта, другие –  попытками заглянуть в будущее. Интересы наших воспитанников сегодня необыкновенно разнообразны и затрагивают нередко сферу рыночных отношений, предпринимательства.
Новые формы работы с подростками, старшеклассниками должны предоставлять им уже сейчас возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Ведь именно от современных школьников будет зависеть будущее нашей страны. Деловому, цивилизованному человеку в равной степени нужно быть честным и порядочным, способным к общению и образованным  экономически. Возможно тогда из нашей жизни и  лексикона постепенно исчезнут понятия  «черный рынок», «теневая экономика».
Классно-урочная система не дает широкой возможности закрепить полученные дополнительные знания.  Экономическая игра показалась  мне наиболее интересной формой реализации экономического образования.  Дети с огромным удовольствием и желанием решают порой  непростые  экономические задачи, пополняя багаж своих  знаний, так необходимых  молодому человеку в современном мире сложных экономических отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний».

Использование  нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний». Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, к...

Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодого поколения, в формировании личности ребёнка. Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обла-дает бо...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?...

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....