Урок. Деньги и банки. 11кл. экономика.
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

                                                              План урока обществознанию в 11 классе

                                                                      учителя истории МБОУ СОШ №8

                                                        ст. Новопашковской  Крыловского района

                                                                      Юрченко Л.А.

                         

                 Тема: «Деньги,  их  роль  в  экономике.  Банковская  система.»

Цель – знакомство учащихся с историей, видами и функциями денег,банков-

            ской  системой; рассмотреть причины и виды инфляций;

         – научить анализировать механизмы денежного обращения; составлять

            конспект; работать над развитием речи;

         – воспитывать экономическую культуру и интерес к экономической по-

            литике.

Оборудование.

  1. Мультимедийный показ  учебного пособия «Экономика и право. 9 – 11  

кл.» «Вита-Пресс» 2004. Раздел «Галерея. Хронологическая шкала.»

  1. Витринная  выставка  иностранных, российских и советских денег:

монет и бумажных банкнот.

  1. Стенд с  публикациями СМИ из «Комсомольской правды» и «АиФ» за

2005 – 2006 г. по данной теме урока.

                               Х о д     у р о к а . 

 1. Орг. момент.

     а) сообщение темы и цели урока;

     б) знакомство с ходом  урока и планом: 1. История денег, их виды.

                                                                         2. Функции денег.

                                                                         3. Факторы формирования  

                                                                              величины денежной массы.

                                                                    4. Инфляция.

                                                                         5. Банковская система.

в) запись в дневники  домашнего задания :           , конспект, найти

    объяснение терминов, предложенных во время урока.

                                                 

  2. Изучение нового материала.

       1. История денег,  их виды.                                                                           

Учитель. Вводное слово , в котором обращается внимание на эпиграф:

                                       Деньги составляют средство для людей умных

                                       и цель – для глупцов.

                                                               П. Декурсель.

Сообщение учащегося «История возникновения денег».

(Учитель обращает внимание класса на необходимость записей в рабочих

  тетрадях  по всем сообщениям во время урока)

 – Что же такое деньги?

( запись в тетради ) Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего

эквивалента, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником

при их обмене друг на друга.

(Учитель рисует схему на доске, объясняя, а ребята заносят ее в тетрадь)

                                              Д е н ь г и

       

 

       полноценные                                                     неполноценные

                                                    наличные                                   безналичные

                          монеты                            бумажные

                                                              (первоначально бумажные деньги

                                                                    появились в Китае в середине 13 в.

                                                в Швеции с 1644г., во Франции  с 1701г.,

                                                                    в России с 1769г.)                                                                                                                              

                                                                                                                            чек      вексель

                                                                         

Сообщение учащегося : «Современные формы денег.»

(После сообщения учитель обращает внимание ребят на стенд со статьями  

 для более подробного самостоятельного ознакомления  по данному вопросу)

Задание на следующий урок. Самостоятельно найти объяснение терминов:

ВЕКСЕЛЬ, ОБЛИГАЦИЯ, ЛИКВИДНОСТЬ. 

 – Вспомним, а какие существовали деньги в Русском государстве?

Мультимедийный просмотр диска «Экономика и право». 1535г.,  1 четверть

XVII века, 1724г., вторая половина XVIII века, 1841г., 1881 – 1894гг., 1921г.,

1947г.,  1993г., 2003г.

Затем учитель обращает внимание учащихся на витринную выставку

монет и на названия русских денег : рубль, полушка, алтын и т. д.

                                                                                 

2. Функции денег.

    Учитель знакомит с функциями , поясняя их.

  1. Средство обращения. ( Т – Д – Т – Д – Т – Д – Т - )
  2. Средство сбережения (накопления).
  3. Мера стоимости.   ( Вопрос: Что такое цена? )

Между количеством денег в обращении и ценами на товары и услуги существует связь. С увеличением количества денег в обращении покупатель-

ная способность денег падает. О том, какие факторы формируют величину

денежной массы и как рассчитать нужное количество денег, чтобы не было

резкого роста цен, мы сейчас и узнаем.

3.Факторы формирования величины денежной массы.

Сообщение учащегося о факторах, в котором раскрывается понятие

денежная масса, формула Фишера.

Денежная масса – сумма денег, которой владеют и которую используют

для расчетов и в качестве сбережений  граждане, фирмы и государственные

организации.

Факторы: а) объем продающихся на рынках этой страны товаров,

                 б) их цены,

                 в) скорость обращения денег (чем /  скорость, тем меньше денег

                     надо),

           

         общая стоимость товаров за год на  10 млн фунтов    5 раз каждый

         количество денег в обращении             2  млн фунтов      фунт участвует

                                                                                                         в сделке      

Формула  Фишера :  М х V     =  Р  х  Q

М – средняя масса денег, которая необходима стране

V  - скорость  обращения

 Р – средние цены

Q – объем  товаров, продающихся в стране за год                      

  1. Инфляция.

Наличие «лишних» денег в стране ( которые превышают действительную

потребность экономики в них) приводит к инфляции.

Сообщение учащегося: Виды инфляций и варианты борьбы с ней.

Записи в тетради:

  1. Умеренная инфляция ( на 10%  в год)
  2. Галопирующая инфляция (  100 % - 150%  в год )
  3. Гиперинфляция  ( до 1000 % в год )

Два варианта политики государства в ситуации инфляции:

1.Приспособление к инфляции ( периодическая индексация доходов

   населения) . Однако непрерывная индексация может в свою очередь  

   спровоцировать усиление инфляции, породив спираль «зарплата – цены».

2.Борьба с инфляцией предполагает жесткую денежно-кредитную политику,

   сокращение дефицита бюджета за счет социальных программ, ограничение

   роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепен-

   ное уменьшение денежной массы и другие меры. Если же они не помогают,

   то  тогда  государство бывает вынуждено проводить денежную реформу –

   полное или частичное изменение денежной системы страны. Такое измене-

   ние может проводиться  государством несколькими методами.

К дом. заданию добавляется самостоятельный поиск и объяснение терми-

нов (методов) ДЕФЛЯЦИЯ, ДЕНОМИНАЦИЯ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ЭМИССИЯ,

РЕВАЛЬВАЦИЯ, НУЛЛИФИКАЦИЯ.

 

     Гиперинфляция для экономики так же опасна, как СПИД для человека.

Например, в 20 – е  годы в Германии цены росли на 10% каждый час,

в середине  80 – х  годов  в  Боливии за год цены  вырастали более чем в 80 раз. СПИД  человека не убивает, а разрушает систему организма – иммун-

ную, поэтому человек становится беззащитным перед болезнями  и в итоге

наступает смерть. И гиперинфляция не уничтожает экономику, некоторое

время страна еще живет , но в это время разрушаются важнейшие механизмы

экономики: торговля, сбережение денег, инвестирования и т.д., что приводит

к  страшным последствиям не только в экономической сфере, но и в полити-

ческой, социальной и духовной сферах. Можно сформулировать рецепт эко-

номического благоразумия: Денежное обращение должно находиться под

пристальным контролем государства, чтобы не развивалась инфляция.

          5.Банковская  система.

Чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идет денежный оборот.    

    Возникновение банков – Древний Восток VII - VI вв. до н. э. Бурный рост в

XV - XVI вв. в Европе в период зарождения капитализма.

     Сообщение учащегося: «Функции Центрального банка» сопровождается

записями в тетради:

   1.Выпуск наличных денег.

   2. «Банк банков».

   3. «Банкир правительства».

   4. Регулирует денежно-кредитные операции.

      Сообщение учащегося: «Коммерческий банк».

Учитель: - Какие банки существуют в нашем районе? Что вы о них знаете?

  1. Закрепление. 

Проводится обсуждение и анализ статьи из газеты «Комсомольская прав-

да»  «В какой валюте хранить сбережения?»  и данных опроса «Зачем Росси-

яне ходят в банк?» из журнала «Преподавание истории и  обществознания  в

школе» , 2005, №5, стр.78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деньги и банки в век электроники

Презентация к уроку по экономике в 8 классе по учебнику Липсица И.В. "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности"...

Презентация к уроку по теме "Деньги и банки" (9 класс)

Презентация поможет учителю построить урок по теме...

Элективный курс «Деньги, инфляция, банки»

Понимание механизмов функционирования современного рыночного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. Что такое деньги, каковы их функции и формы, что такое инфляция, каковы её причин...

Проверочный тест по теме "Деньги и банки" задания ЕГЭ

Проверочное тестирование для 11 по теме "Банки и деньги", задания ЕГЭ...

Презентация к уроку "Деньги и денежное обращение" Экономика 10-11 класс

Презентация "Деньги и денежное обращение" создана к блоку тем по экономике раздела ДЕНЬГИ. Обозначены задачи для изучения темы, дано полное определение понятия "Деньги". Рассматрив...

Презентация на тему: "Деньги и банки в век электроники"

Презентацияподготовлена дляурока экономики 8-го класса...