Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10- 11 класса (профильный уровень)
рабочая программа по экономике (10, 11 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного  предмета «Экономика»  для 10- 11 класса (профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_11_kl.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

                                           Согласовано  

Научно-методический совет    

Протокол№ 1    от 30.08.2016г

                  Утверждено

   Директор школы

___________________-И.И.Шакина

Приказ№163- П от   «1.09.2016г

Рабочая программа

учебного  предмета «Экономика»  для 10- 11 класса.

профильный уровень

разработана   Ризатдиновой Р.И.,

учителем истории и обществознания

высшей категории

г. Магнитогорск, 2016г.


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                          

1.1.нормативно – правовые документы

1.2.общая  характеристика предмета, его место в системе наук

1.3. основные особенности рабочей программы

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса

1.6.учебно – тематический план

1.7. методические  рекомендации и технологические подходы

1.8. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

2. Учебно – методическое обеспечение предмета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3. Календарно – тематический план  

4.Характкристика КИМОв

5. Приложение                                                                                                                                                                                                      

5.1. нормы оценок

5.2. литература

5.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет

5.4. лист коррекции

5.5. КИМы


1. Пояснительная записка

1.1.Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.  

3.Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации от 05.03.2004 г.  № 1089  «Об  утверждении  Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) .

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г. №1400 «Об утверждении Порядка проведения  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»»

8. Приказ Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400»

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»

10. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

11. Письмо МО и Н Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

12.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева;  Минитерство образования и науки Челябинской области – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

13. Методическое письмо  «О преподавании учебных предметов «Экономика» в 2016/2017 учебном году   в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06.2016г.  № 03-02/5361.

14.Положение о порядке разработки и  утверждении рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МОУ «СШИ №2» Приказ№203 – П от23.09.2014г.

15. Учебный план МОУ «СШИ№2»на 2016-2017 учебный год.

16. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.

               

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Общеобразовательный предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области «Общественные науки» наряду с обществознанием, правом, историей, географией. В курсе экономики учащимися изучаются базовые понятия экономической теории и некоторых прикладных дисциплин (предпринимательство, менеджмент, маркетинг).

Цель предмета – сформировать целостную социально-экономическую картину мира у учащихся 10-11 классов, научить их исследовательски относиться к экономической действительности.

Поэтому в ходе изучения предмета посредством совместной деятельности учеников и учителя осуществляется решение исследовательских задач. В ходе решения таких задач учащиеся осваивают методы научного познания и получают опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики. Вместе с тем для понимания сущности современного экономического знания необходимо изучить появление этого знания в генезисе. Поэтому на углубленном уровне изучения экономики учащиеся исследуют основные этапы формирования экономической мысли.

Одной из важнейших целей современного образования является освоение учащимися культуры проектной деятельности, которая предполагает формулирование целей и способов их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта, реализацию проекта. Учиться проектированию на уроках экономики можно в форме экономических игр как в рамках самого урока, так и вне его.

Вместе с тем важно проводить параллель между экономикой и другими предметами области «Общественные науки», в первую очередь обществознанием (философией, политологией, социологией, психологией, культурологией), а так же экономической географией и историей. Необходимо не просто знать экономическую теорию, но и уметь понимать сущность экономических явлений и процессов, объяснять их историческое развитие и географическую детерминацию. Поэтому на уроках экономики должны устанавливаться межпредметные связи, позволяющие ученикам сформировать целостное представление и понимание общества и экономической сферы, развивающихся во времени и пространстве.

Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • основные концепции экономики;
  • микроэкономика;
  • макроэкономика и международная экономика;
  • прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Рекомендуется изучать экономику в X и XI классах из расчета 2учебных  часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 По УП МОУ «СШИ № 2» 1ч в неделю в 10 и 11 классах на профильном уровне.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение математических знаний в экономической сфере;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

1.3.Основные особенности рабочей программы

Рабочая  программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, изучающих профильный курс экономики. Резервные часы по экономике направлены на изучение тем НРЭО.

1.4.Цели и задачи

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

1.5. Базовые требования

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

  •  смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  • приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;
  • сравнивать (различать):спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

1.6. Учебно – тематический план

Тема 11 класс

Кол час.

К.Р.

НРЭО

1

Валовой внутренний продукт и национальный доход

6

1

45 мин

2

Макроэкономическое равновесие

6

1

3

Экономический цикл. Занятость и безработица

4

1

45 мин

4

Инфляция

4

5

Экономический рост

3

45 мин

6

Роль государства в экономике

4

1

7

 Международная торговля. Экономическая интеграция

4

8

Итоговое повторение

2

4

135 мин.

1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.

Методы и формы обучения

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  • коллективная     система обучения (КСО)
  • Проблемное обучение
  • Развитие исследовательских навыков
  • Лекционно-семинарско-зачетная система.
  • Технология игрового обучения

Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены  следующие принципы:

  •  вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  •  синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  •  приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке  используются такие  виды деятельности  учащихся как:

  •  индивидуальная;
  •  групповая;
  •  коллективная;
  •  самостоятельная работа

  С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме:учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке,оборудованной ортопедической подставкой; класс оснащен двумя досками, расположенными на противоположных стенах. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.

Современный урок экономики – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к общественным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.

                В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков истории.

Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.

Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ,  письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные  проекты и т.д..  

В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОР из  школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.

1.7.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

При изучении предмета «Экономика» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В рамках реализации национально-регионального компонента содержание экономического компонента рекомендуется дополнять информационным материалом по Челябинской области.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего (2010 г.) образования национальные, региональные и этнокультурные особенности также учитываются при разработке образовательной программы в целом. Все разделы и структурные компоненты основных образовательных программ, определенные федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, предусматривают возможности включения таких особенностей в их содержание в части, формируемой участниками образовательного процесса (в объеме 30 % от общего объема программы основного общего образования).

В Рабочую программу  введены темы по  изучению НРЭО:

Тема НРЭО 11 класс

1.

Налоговое регулирование в Челябинской области

45мин.

2.

Рынок труда в Челябинской области

45мин.

3.

Основные проблемы экономики Челябинской области

45мин.

Итого

135 мин.

        

Тематика содержания Рабочей программы по  экономике   для 10- 11 класса в части НРЭО согласована с темами, предусмотренными стандартом по экономике. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:

  • способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  • речевой компетенции;
  • социокультурной компетенции;
  • учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
  • активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  • воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
  • формирование культурологического потенциала;
  • формирование адаптивного типа жизнедеятельности;

систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства

2. Учебно – методическое обеспечение предмета.

Класс: 11 (профильный уровень)

Количество часов в неделю: 1 час в 11 кл.

Программа

Учебники, ученые и методические пособия

Практическая часть

НРЭО

вид работ

количество работ

количество часов

Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень). – М.: Дрофа, с 2007

Иванов С.И, Шереметова В.В., Скляр М.А. и др./под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень). 10-11 класс. – М.: Вита-Пресс, 2008

Иванов С.И. Основы экономической теории. 10-11 класс. Преподавание курса. – М.: Вита-Пресс, с 2006

Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики – в 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2001

Формулирование собственных заключений и оценочных суждений.

Решение познавательных и практических задач.

обучающие игры и тренинги, дискуссии, диспуты, дебаты.

написание творческих работ по экономическим вопросам.

13-15

135 мин


  1. Календарно-тематическое планирование 11 класс  

П.П

Тема урока

Дата проведения

Кол часов

Тип урока

Элементы предметного содержания

Требования Госстандарта

Контроль, измерители

Дом.зад.

ВВП и национальный доход

6

1

 Что такое ВВП? Как исчисляется ВВП?

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Конечные товары и услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт
Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод суммирования потока доходов, косвенные налоги

Знать: макроэкономика; агрегирование; система национальных счетов; ВНП; ВВП; конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция   Уметь: все способы расчета ВВП (ВНП), рассчитать ВВП (ВНП) тремя способами. Систематизировать данные раздаточного материала

2

Как формируется располагаемый личный доход. ЧНП и НД

1

Комбинированный урок.

Чистый национальный продукт, национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода, государственный бюджет, совокупный личный доход

Знать: главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны; личный доход; норма личных сбережения.трансферты; ценовой индекс; инфлирование; дефлирование

Уметь: обработав информацию составить план выступления

Текущий

3

Номинальный и реальный ВВП

1

Комбинированный урок: лекция-практикум.

Номинальный и реальный ВВП, индекс дефлятор ВВП

Знать: номинальный ВНП (ВВП); дефлятор ВНП (ВВП); реальный ВНП (ВВП);  инфляция; дефляция

Уметь: рассчитать дефлятор ВВП (ВНП); реальный ВВП (ВНП). Обрабатывать самостоятельно большой объем публицистической информации

Текущий

4

НРЭО Налоговое регулирование Челябинской области

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Конспект, презентация

5

Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Автономное потребление, индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению функция потребления, неравновесное, равновесное состояние экономики, равновесный уровень национального дохода

Знать:. различия между автономным и индуцированным потреблением; предельная склонность к сбережению и потреблению, почему доход распадается на две части – на потребляемую и сберегаемую; равновесное и неравновесное состояние экономики

Уметь:строить график функции потребления и анализировать его; анализировать тенденции возникновения и действия в условиях неравновесного состояния экономики, видеть эти различия; формулировать основополагающие вопросы, ответы на которые можно найти в источниках СМИ

Индивидуальный. Групповой.

6

Сбережения и инвестиции. Мультипликатор

1

Уроки приобретения новых умений и навыков.

Автономные, индуцированные инвестиции автономные затраты, индуцированные сбережения, государственные затраты и равновесие

Знать: различия между автономными, общими и индуцированными инвестициями; общие свойстваразличных видов затрат, объединяемых общим понятием автономных затрат Уметь: анализировать данную информацию

Знать: сущность эффекта мультипликатора и его связью с предельной склонностью к потреблению. Уметь: анализировать влияние изменения величины автономных затрат и мультипликатора на равновесный уровень национального дохода. Использовать для поиска информации тематический каталог, мультимедийную энциклопедию

Тестирование.

Макроэкономическое равновесие

5

7

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Кривая IS

1

Проблемная лекция

Процентная ставка и инвестиции, процентное реагирование инвестиций, криваяIS

Знать что представляет кривая IS

Уметь доказывать, что изменения автономных затрат под воздействием процентной ставки ведут к изменению равновесного уровня ВВП

Индивидуальный. Групповой.

8

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

1

Изучение нового материала

Предложение денег, уравнение количественной теории денег, уравнение Фишера, процентное реагирование спроса на деньги, кривая LM

Знать: терминологию

Уметь анализировать, как взаимосвязаны равновесный уровень ВВП и процентной ставки, кривая LM; объяснять, почему изменения процентной ставки вызывают изменения спроса на деньги

Групповой.

9

Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM

1

Проблемная лекция

Модель IS – LM

Знать: терминологию

Уметь анализировать модель IS – LM, что представляет собой общее равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках; определять величину процентного реагирования инвестиций, мультипликатор, графически решать задачи.

Индивидуальный. Групповой.

10

НРЭО Рынок труда в Челябинской области

1

Рабочие места, Центр занятости, безработица

Знать : проблемы рынка труда Челябинской области,  "новые" профессии

Текущий

Конспект, презентация

11

Повторительно – обобщающий урок по теме «ВВП. Макроэкономическое равновесие»

1

Повторение и обобщение знаний

Все термины по теме :"ВВП"

Тестирование

Повт.тему "ВВП"

Экономический цикл

4

12

Экономический цикл. Механизм экономического цикла

1

Урок приобретения новых умений и навыков

Фазы экономического цикла, продолжительность цикла, экзогенные и эндогенные теории цикла, принцип акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП

Знать: понятие экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный) уровень ВВП, принцип акселерации; различия между равновесным и потенциальным уровнями ВВП

Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций; различать эндогенные и экзогенные причины циклических колебаний

Групповой, индивидуальный

13- 14

Занятые и безработные.

Причины и формы безработицы

2

Урок приобретения новых умений и навыков, практикум

Трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая безработица, циклическая, технологическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень безработицы, полная занятость

Знать: формы и типы безработицы

Уметь: различать трудоспособное и экономически активное население, экономически активное и занятое часть населения; безработных и неработающих; рассчитать норму безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы

Групповой, индивидуальный

15

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Контрольная работа «занятость и безработица»

1

Урок приобретения новых умений. Проблемная ситуация

Закон Оукена, кейнсианские рецепты

Знать: закон Оукена, различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицыУметь: анализировать социальные и экономические последствия безработицы; анализировать влияние темпа роста ВВП на динамику нормы безработицы

Индивидуальный

Инфляция

4

16

Определение инфляции и ее измерение. Причины инфляции

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции, индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания

Знать: особенности различных видов инфляции; различия между индексом – дефлятором ВВП и индексомпотребительских цен; различия между причинами, порождающими инфляцию, механизм действия этих причин на повышение общего уровня цен. Уметь: различать и высчитывать индекс – дефлятор ВВП и индекс потребительских цен; объяснять, почему не каждое повышение цен должно рассматриватьсякакинфляция; объяснять источники избыточного спроса, что представляет собой инфляционная спираль; анализировать взаимодействие роста цен и заработной платы, роста цен и издержек производства товаров и услуг; положение о монополистическом ценообразование, как одной из главных причин инфляции

Индивидуальный контроль

17- 18

Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения

2

Комбинированный

Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция, инфляционные ожидания. Социальные группы, последствия

Знать: различия между формами инфляции; о положительном и негативном влияние инфляции на экономику; почему большая часть населения любой страны относится к инфляции отрицательно, в чем заключается непредсказуемость инфляции.Уметь: анализировать влияние различных форм инфляции на экономику; анализировать процессы, происходящие во время инфляции, на основе использования уравнения количественной теории денег. Строить график спроса инфляции и объяснять по нему ожидаемые изменения

Парный, индивидуальный

19

НРЭО Основные проблемы экономики Челябинской области

1

Лекция

Основные проблемы экономики Челябинской области

Знать - основные проблемы экономики Южного Урала,

Уметь- выбор наиболее эффективных способов решения проблем  в зависимости от конкретных условий

Текущий

Конспект, презентация

Экономический рост

5

20

Содержание экономического роста.

Измерение экономического роста.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП. Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП

Знать:различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП

Уметь:использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста  для экономики страны

Индивидуальный контроль.

21- 22

Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Производственная функция, свойства экономического роста, сбалансированный рост, совокупная факторная производительность

Знать:различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух

Уметь:среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП

Групповой, индивидуальный контроль.

23

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста?

1

Комбинированный урок: лекция-практикум.

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы, особенности циклов, четыре длинных цикла

Знать: о различииэкстенсивных и интенсивных факторах; факт феномена 50 -60 – летних колебаний в экономике, о выдающемся русском экономисте Н. Д. Кондратьеве; о теории длинных циклов Уметь: анализировать статистические материалы, делать свои выводы об экстенсивных и интенсивных факторах; решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями

Групповой, индивидуальный контроль. Тестирование.

24

Политика экономической стабилизации

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Государственная политика по стабилизации экономического развития

Знать: задачи государства в области регулирования занятости, проведения антициклических мероприятий и осуществления антиинфляционных мероприятий. Уметь: анализировать роль участия государства в производстве ВВП и его распределение через механизм госбюджета.

Групповой

Роль государства в экономике

3

25

Бюджетно-финансовая политика

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика, бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета

Знать: об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамику цикла и развитие инфляционных процессов; проанализировав эффект налоговой и бюджетной политики финансирования. Уметь: доказывать воздействия государства с помощью государственного бюджета и Центрального банка на регулирование экономики России. Анализировать механизм воздействия мероприятий, проводимых Центральным банком на макроэкономические показатели экономической активности

Групповой

26

Кредитно – денежная политика

1

Комбинированный

Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция, политика «дешевых» и «дорогих» денег

Знать: роль Центрального банка в регулировании рыночной экономики. Уметь: различать методы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; различать политику «дорогих» и «дешевых» денег; анализировать решения правительства при проведении экономической политики

Групповой

27

Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг

1

Комбинированный

Налоговая политика, государственное финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера,  задачи политики стимулирования экономического роста. Государственный долг, причины роста гос.долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП

Знать: задачи политики стимулирования экономического роста. О причинах возникновения государственного долга, различия в последствиях для возникновения и роста госдолга; условия, в которых рост госдолга представляет определенную опасность для экономикиУметь: различать задачи экономической политики связанные со стабилизацией экономики и со стимулированием экономического роста; различать долговые обязательства, эмитированные государством и банкнотами как долговыми обязательствами Центрального банка

Групповой

Международная торговля и интеграция

4

28

Мировое хозяйство. Международная торговля

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП. Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения, фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование

Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике.  Уметь:объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО

Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.

Индивидуальный контроль.

29

Международная торговля Внешнеторговая политика

1

Комбинированный

«фритредерство», таможенные пошлины, демпинг  Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка, сделки форвард, спот, валютно-процентный арбитраж, монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс, валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы, валютные ограничения, золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская, Ямайская система, конвертируемость валюты

Знать:протекционизм; таможенная пошлина; международная зона свободной торговли; квота. Познакомиться с инструментами регулирования внешней торговли и последствиями этого регулирования для различных групп населения и государства в целомУметь: провести сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей

Парный, индивидуальный

30

Валютный рынок.Международное движение капиталов

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Финансовый рынок, секьюритизация, еврорынок, либор, ООН, МВФ, МБРР, прямые зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании (ТНК), свободные экономические зоны

Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капиталаУметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений

Парный, индивидуальный

31

Платежный баланс. Международная экономическая интеграция

1

1

Комбинированный

Платежный баланс, резиденты, нерезиденты, принцип двойной бухгалтерской записи. Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, ЕЭС, ЭКЮ.

Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС

Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок

Парный, индивидуальный

32

Итоговое повторение

1

Повторение и обобщение

Все термины курса

Контрольная работа за год


4.   Характеристика КИМов.

Своеобразие измерителей по  экономике  обусловлено:

  1. Комплексным характером учебного содержания, отражающего данные совокупности экономических наук с некоторыми особенностями использования терминологии в каждой из них
  2. Необходимостью учитывать различия в толковании ряда терминов, понятий в условиях научного плюрализма

Тесты по экономике на профильном уровне  измеряют уровень и правильность усвоения положений учебников по экономике 10 - 11  класса. Тесты имеют 2 разновидности: двухвариантные и многовариантные. Решение тестов позволяет лучше усвоить и систематизировать учебный материал. Контролируемые элементы определяются обязательным минимумом обществоведческого образования в основной школе. Тесты ориентированы в первую очередь на использование учебника «Экономика» Иванова С.И. Пособия позволят сэкономить учебное время, быстро проверить полученные знания, закрепить пройденный материал и в форме тестирования

5. Приложение

5.1.Нормы оценок.

Критерии

5(отл.)

4(хор)

3(уд)

2(неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство.

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2.Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иофффе


5.2. литература

  1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2014.
  2. «Экономика», учебник И. Липсица, М, 2013
  3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2015 г.
  4. Неровня Т.Н. История экономики.  Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
  5. Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2009.
  6. Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2006.
  7. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2015 г.
  8. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2014 г.
  9. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов.  М.: «Начала – Пресс», 2013 г.
  10. Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
  11. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2008 г.
  12. Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
  13. Сборник задач по экономике

                                5.3. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб - сайтов Интернет

Президент России — гражданам школьного возраста

http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

http://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация

http://www.gks.ru

Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа»

http://economicus.ru

50 лекций по микроэкономике

http://50.economicus.ru

Виртуальная экономическая библиотека

http://econom.nsc.ru/jep/

Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал

http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/

Галерея экономистов

http://gallery.economicus.ru

Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»

http://www.economics.ru

Информационно-аналитический портал «Наследие»

http://www.nasledie.ru

Инфотека «Основы экономики»

http://infoteka.economicus.ru

Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу

http://www.aup.ru/books/

Макроэкономика

http://hsemacro.narod.ru

Московская школа прав человека

http://www.mshr-ngo.ru

Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова

http://danur-w.narod.ru

Организация Объединенных Наций

http://www.un.org/russian/

Основы экономики: вводный курс

http://be.economicus.ru

Открытая экономика: информационно-аналитический сервер

http://www.opec.ru

Открытые курсы бизнеса и экономики

http://www.college.ru/economics/

Права человека в России

http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКОСоциальные и экономические права в России

http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам

http://socionet.ru


СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ

http://www.smi.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http://ombudsman.gov.ru

Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга

http://afromberg.narod.ru

Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю

http://www.cebe.sib.ru

Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети

http://www.websib.ru/noos/economy/

Энциклопедия маркетинга

http://www.marketing.spb.ru

5.4. лист коррекции

Класс

Кол – во часов по программе

Фактически дано

Коррекция

5.5.КИМы

См. папку КИМы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) по учебникам авторов Ю.М. Колягина, Л. С. Атанасяна

Рабочая программа  учебного курса по математике  для 10 класса  разработана  на  основе Примерной программы среднего(полного) общего образования (профильный  уровен...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (профильный уровень)

Данная программа составлена из расчета 4 часа в неделю, по учебнику Угриновича...

Рабочая программа по информатике для 10 класса. Профильный уровень

Рабочая программа по информатике для 10 класса, профильный уровень, учебник Н.Д. Угриновича...

Рабочая программа по математике для 11 класса (профильный уровень-на 6 часов)

Рабочая программа составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, примерной программы среднего (полного) общего...

Рабочая программа по математике для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, примерной программы среднего (полного) общего...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по рускому языку к учебнику Власенкова (профильный уровень), 3 часа в неделю....

Рабочая программа по экономике 10-11 кл.(профильный уровень

Рабочая программа по экономике 10-11 класс (профильный уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Курс расчитан на 68 часов (2 часа в неделю). ...