КТП элективного курса в 10 классе «Основы финансовой грамотности»
календарно-тематическое планирование по экономике (10 класс) на тему

Черячукина Анжела Сергеевна

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Основы финансовой грамотности»37.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Способы реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в образовательной организации

Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД).Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

  1. Программа разрабатывается для возрастной группы 13–18 лет. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.
  2.  Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами1 :

 • в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в видеотдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений1 ;

 • в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, правом, ОБЖ;

• в рамках программы дополнительного образования.

При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу. Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практикоориентированный подход к реализации программы в полном объеме.

 Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016.

В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.

Структура и содержание рабочей программы курса «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и/или среднего общего образования.

Программа предусматривает следующую структуру:

  1. Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
  2. Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты изучения курса:

•сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты изучения курса

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

  1.  Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты

При описании в рабочей программе планируемых предметных результатов необходимо учесть особенности их формирования в зависимости от уровня образования, на котором реализуется программа данного курса.

2 группы

На уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС планируемые результаты подразделяются на две группы: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

 На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС эти две группы результатов формируются на двух уровнях освоения предмета: базовом и углубленном. При интегративном подходе к разработке программы предметные результаты соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы учебных предметов, которые интегрируются с данным курсом. Это следует учитывать при разработке рабочей программы на основе интеграции. Особое место при реализации курса «Основы финансовой грамотности» отведено предметам обществознание и экономика. Темы данного курса включены в планируемые результаты примерной основной образовательной программы по этим предметам

УМК «Основы финансовой грамотности» может применяться в образовательных организациях при преподавании курса экономики, так как полностью соответствует содержанию и будет способствовать достижению предметных результатов. В этом случае достаточно рабочей программы по предмету экономика или обществознание. Если рабочая программа реализуется отдельным курсом, дисциплиной (модулем), следует обратить внимание на следующее.

Курс «Основы финансовой грамотности» не является стандартизированным предметом. Его цель — формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладение методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач. Результаты курса в целом относятся к базовому уровню .

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

 Выпускник научится: 

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 • различать экономические явления и процессы общественной жизни;

• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

• применять способы анализа индекса потребительских цен;

 • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

• знать и конкретизировать примерами виды налогов;

 • различать сферы применения различных форм денег;

 • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

 • различать виды ценных бумаг;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

• различать виды кредитов и сферу их использования;

 • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

 • разумному и безопасному финансовому поведению;

• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. Выпускник получит возможность научиться: 

• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

Знания, полученные выпускниками по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» позволят им эффективно выполнять социальноэкономические функции потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора:

•применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

 • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1 «Личное финансовое планирование» -6 часов

Вводная часть

• Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. Основные понятия

• Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

 • Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

Модуль 2 «Депозит»--4 часа

 Основные понятия

• Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

 • Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

Модуль 3 «Кредит» - 5 часов

 Основные понятия

• Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

• Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

• Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» -3 часа

Основные понятия

• Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

• Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование»- 4 часа

Основные понятия

 • Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;

 • Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Модуль 6 «Инвестиции» -4 часа

Основные понятия

• Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);

• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

• Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; • Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Модуль 7 «Пенсии» -2 часа

 Основные понятия

• Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

Модуль 8 «Налоги» -2 часа

 Основные понятия

• Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» -4 часа

 Основные понятия

• Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке

Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»

35- общее количество часов

10 А

10 Б

модуль

тема

часы

примечание

18.09

25.09

19.09

26.09

«Личное финансовое планирование»- 6 часов

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений

2

02.10

03.10

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета

1

09.10

10.10

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

1

16.10

23.10

17.10

24.10

Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет

2

06.11

07.11

«Депозит»- 4часа

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов

1

13.11

20.11

14.11

21.11

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

2

27.11

28.11

Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

1

04.12

05.12

«Кредит»- 5 часов

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) —

1

11.12

18.12

12.12

19.12

Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах

2

25.12

26.12

Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности

1

Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины»

1

«Расчетно-кассовые операции»- 3 часа

Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц

1

Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом

1

Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом

1

«Страхование»-4 часа

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования

1

Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц

1

Как использовать страхование в повседневной жизни

1

Практикум. Кейс «Страхование жизни»

1

«Инвестиции»-4 часа

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций

1

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков

1

Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане

1

Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»

1

«Пенсии»- 2 часа

Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают

1

Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане

1

«Налоги» - 2 часа

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц

1

Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты

1

«Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» - 4 часа

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами

1

Махинации с кредитами

1

Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды

1

Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

1

Итоговое занятие

1

Итого

35

Образовательные технологии

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность.

В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем.

Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы учителя:

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 №68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;

• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578;

• Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;

• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования www.fgosreestr.ru;

• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342. Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций:

• Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru 

• Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru 

• Федеральная налоговая служба www.nalog.ru 

• Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru 

• Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru 

Литература:

• В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;

• А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;

• А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;

 • Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

 • Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

• Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;

• Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;

 • Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;

 • Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса. Основы финансовой грамотности

Знания, полученные при изучении этого материала, будут применяться в дальнейшей жизни каждого учащегося.Программу можно изменять и дополнять в зависимости от потребностй коллектива....