урок экономики Кривая производственных возможностей
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

Урок экономики 10 класс "Кривая производственных возможностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivaya_proizvodstvennyh_vozmozhnostey.docx58.28 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Выбор»

Представьте, что выиграли в лотерею 1000 грн. Обсудите с учениками, на что они хотели бы потратить данную сумму денег. Предложите им записать свои предложения в тетрадь. После того, как список станет достаточно большим, попросите учеников выделить звездочкой самое важное для них желании, а кружочком обвести следующую за бажаністю потребность.

Разделите доску на две части. Одну часть назовите «Выбор», другую - «Стоимость» (цена выбора). Предложите нескольким ученикам записать свой ответ в столбце «Выбор». Второе по бажаністю решение записать в столбце «Стоимость».

(Следует отметить, что во время принятия решения есть реальный выбор и второе по значимости решение - цена выбора, или альтернативная стоимость).

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Выполнение практических заданий

1. Спонсоры предложили вокально-инструментальному ансамблю выбрать один из следующих подарков: синтезатор,

гитару или установку для цветной музыки. Ученики оценили полезность подарков соответственно в 7,5 и 10 баллов. По цене самый дорогой синтезатор, затем - установка для цветной музыки, потом - гитара. Определите выбор членов вокально - инструментального ансамбля и его альтернативную стоимость. (Ответ. Выбор - установка для цветной музыки, альтернативная стоимость - синтезатор.)

2. Городской голова города N решил использовать незастроенные площади в центре. Они находятся между деловой частью города и большим кварталом, где ведется жилищное строительство. Городской совет, который принимает решение, должен рассмотреть два предложения. Первая - построить детскую игровую площадку, вторая - построить стоянку для автомобилей. Прежде чем принять решение, совет устроила общественные слушания по этому вопросу. Среди тех, кто намеревался выступить, были: владелец магазина в центре города; отец ребенка, который живет в центре города; отец ребенка, который живет на окраине города; человек, который ездит на работу в центр города.

Как в каждом случае раскрывается «проблема выбора» и «цена выбора»?

Вопросы для обсуждения

1. Что такое ограниченность ресурсов?

2. В чем заключается главная проблема экономики?

3. Почему общество должно делать выбор?

Великий индийский гуманист Махатма Ганди утверждал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

1) Какую общую экономическую проблему можно соотнести с высказыванием М. Ганди?

2) Объясните, почему «человеческая жадность» (ее можно трактовать как стремление человека как можно полнее удовлетворить свои материальные потребности) приводит к проблемам с использованием имеющихся ресурсов.

3) есть потребности, удовлетворение которых не предусматривает исчерпание ресурсов?

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

ХОД УРОКА

III. Изучение нового материала

1. Альтернативные варианты использования ресурсов

В условиях ограниченности ресурсов перед обществом и отдельными производителями возникает проблема выбора из различных альтернативных вариантов использования ресурсов лучшего.

Для иллюстрации проблемы выбора сделаем предположение:

1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства.

2. Имеющиеся ресурсы постоянны как по количеству, так и по качеству.

3. Технология производственных ресурсов является постоянной.

4. Экономика производит только два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Ограниченные ресурсы могут одновременно использоваться в производстве двух видов продукции и, соответственно, перераспределяться между производствами. Результаты этого перераспределения — различные сочетания определенных количеств средств производства и предметов потребления — представлены в таблице.

 

Альтернативы выбора ресурсов

А

В

С

D

Е

F

Средства производства (тыс. шт.)

30

28

24

18

10

0

Предметы потребления (тыс. шт.)

0

2

4

6

8

10

 

Существует шесть вариантов использования ресурсов при соответствующей их комбинации. Вариант А предусматривает, что имеющиеся ресурсы используются исключительно для производства средств производства, вариант F — для производства предметов потребления, В, С, D, Е являются промежуточными вариантами использования ресурсов. С увеличением количества одного вида производимой продукции доля другого вида снижается и наоборот.

Экономика при полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью одного продукта, чтобы получить больше другого продукта. Ограниченность ресурсов не позволяет одновременно увеличивать производство обоих продуктов.

2. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость

Кривая производственных возможностей (КВМ), или кривая трансформации, представляет собой геометрическое место точек, отражающих альтернативные варианты производства тех или иных товаров при неизменной технологии и неизменного количества ресурсов.

Упражнение 1

По приведенным в таблице данным постройте кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей определяет определенный предел производства средств производства и предметов потребления имеющихся ресурсов.

 

http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image040.jpg

 

Двигаясь по кривой, наблюдаем различные варианты производства.

Точка К означает неполное использование ресурсов. Выход из этого положения — улучшение структуры производства, применения новых технологий.

Точка N лежит за пределами кривой производственных возможностей, то есть имеющихся производственных ресурсов и при данной технологии их использования недостаточно для обеспечения этого уровня производства.

Нисходящий наклон кривой иллюстрирует понятие альтернативной стоимости, а движение по кривой производственных возможностей позволяет понять явление альтернативной стоимости. Если экономика находится в точке С, это предполагает производство 24 тыс. средств производства и 4 тыс. предметов потребления. Изменение выбора в пользу варианта D означает отказ от 6 тыс. средств производства ради увеличения производства предметов потребления на 2 тыс. единиц. Следовательно, альтернативная стоимость 2 тыс. дополнительных предметов потребления равна 6 тыс. средств производства.

Альтернативная стоимость — это количество определенного продукта, от которого бы отказались, чтобы получить некоторое количество данного продукта.

Пример

Пусть у Вас есть сумма денег, за которые Вы можете купить или любимую шоколадку, или мороженое, или напиток (товары записаны за предоставлением приоритетов). Вы приняли решение — купить шоколадку. Что будет альтернативной стоимостью принятого решения?

(Ответ. Мороженое, поскольку оно занимает второе место в шкале Ваших приоритетов, а приобретение мороженого и напитка одновременно является невозможным по условию.)

Когда мы имеем дело с большим количеством вещей и известна их стоимость, то альтернативную стоимость мы определяем, исходя из цены вещей и неполученной прибыли. Альтернативная стоимость принятого решения = Альтернативные издержки + Неполученную прибыль. Альтернативная стоимость служит основанием для осуществления выбора. Предприниматель или лицо осуществляют выбор, альтернативная стоимость которого меньше.

Пример

Отказавшись от работы слесарем-авторемонтником с заработной платой 15 600 гривен в год, а также от работы шофером с зарплатой 18 000 гривен в год, Роман поступил в юридический институт с годовой оплатой обучения 9 000 в год. Чему равна альтернативная стоимость его решения в первый год обучения, если 50 % платы ему компенсирует фирма «Авто - бан», которая направила его в ВУЗ?

(Ответ. С двух упущенных возможностей лучшая — работа шофером. Альтернативная стоимость — 18 000 грн. Явные издержки равны:

• годовая стоимость обучения — 9 000 грн, из них 50 % компенсирует фирма «Автобаз»;

• 9 000 грн ∙ 0,5 = 4 500 грн.

Всего за обучение — 9 000 грн. - 4 500 грн.= 4 500 грн.

Альтернативная стоимость (альтернативные издержки ) — 4 500 грн + 18 000 = 22 500 грн).

 

Кривая производственных возможностей имеет определенное расположение относительно осей графика и отражает использование имеющихся ресурсов при условии их полной занятости. Однако расположение кривой может варьироваться. Она может перемещаться как влево, так и вправо.

Лівобічне смещение кривой производственных возможностей свидетельствует о том, что ресурсы используются неполно, а потому стал неполным и объем производства. Такое явление возникает в период экономических кризисов, спадов производства, стихийных бедствий и тому подобное.

Правосторонний смещение кривой свидетельствует о подъеме экономики, что достигается на основе увеличения количества и качества ресурсов, прогрессивных изменений в технике и технологии производства — происходит экономический рост.

Результатом экономического роста является то, что экономика способна одновременно производить больше предметов потребления и средств производства.

Однако экономический рост не сопровождается пропорциональным увеличением производства всех видов продуктов. Смещение кривой в будущем обеспечивается нынешней комбинацией ресурсов, деятельностью общества относительно накопления средств, подготовки будущих технологических изменений.

3. Закон возрастающих альтернативных издержек

Сначала в производстве используются наиболее подходящие (лучшие) ресурсы. Дальше из-за ограниченности ресурсов общество вынуждено применять менее пригодные ресурсы. При этом затраты на каждую дополнительную единицу продукции будут расти.

Закон возрастающих альтернативных издержек состоит в том, что с увеличением производства одного из товаров на каждую следующую единицу альтернативные издержки производства растут (жертва в виде уменьшения производства другого товара увеличивается).

Упражнение 2

1. Определим альтернативные издержки увеличения производства предметов потребления на каждую следующую единицу, используя данные таблицы (А. В. — альтернативная стоимость).

А → В Увеличение производства предметов потребления на 2 ед. привело к сокращению производства средств производства на 2 ед.

А. В. 1 ед. предметов потребления = 1 ед. средств производства (2:2).

В → С Увеличение производства предметов потребления на 2 ед. привело к сокращению производства средств производства на 4 ед.

А. В. 1 ед. предметов потребления = 2 ед. средств производства (4:2).

С → D Увеличение производства предметов потребления на 2 ед. привело к сокращению производства средств производства на 6 ед.

А. В. 1 ед. предметов потребления = 3 ед. средств производства (6:3).

D → Е Увеличение производства предметов потребления на 2 ед. привело к сокращению производства средств производства на 8 ед.

А. В. 1 ед. предметов потребления = 4 ед. средств производства (8:2).

Е → F Увеличение производства предметов потребления на 2 ед. привело к сокращению производства средств производства на 10 ед.

А. В. 1 ед. предметов потребления = 5 ед. средств производства (10:2).

Вывод: альтернативная стоимость увеличения производства предметов потребления на каждую следующую единицу возрастает.

2. Определим альтернативную стоимость увеличения производства средств производства на каждую последующую единицу (А. В. — альтернативная стоимость).

F → Е А. В. 1 ед. средств производства = 0,2 ед. предметов потребления (2:10).

Е → D А. В. 1 ед. средств производства = 0,25 ед. предметов потребления (2:8).

D → С А. В. 1 ед. средств производства = 0,33 ед. предметов потребления (2:6).

С → В А. В. 1 ед. средств производства = 0,5 ед. предметов потребления (2:4).

В → А А. В. 1 ед. средств производства = 1 ед. предметов потребления (2:2).

Вывод: альтернативная стоимость увеличения производства средств производства на каждую последующую единицу возрастает.

Закон возрастающих альтернативных издержек обуславливает выпуклость кривой производственных возможностей, а его действие объясняется тем, что увеличение производства одного из товаров требует все больших затрат, поскольку появляются расходы в виде подорожания дополнительных единиц сырья, затраты в связи с изменением технологий, невзаємозамінністю ресурсов.

Предельная норма замещения — это количество товара Y, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара X. Уменьшение объема потребления товара http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image041.jpgкомпенсируется потреблением товара http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image042.jpgПоэтому предельную норму замещения (MRS) возможно рассчитать так: http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image043.jpg

III. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Задача 1

Три сестры организовали семейное предприятие по вышиванию салфеток и скатертей. Мария за год может вышить 600 салфеток или 120 скатертей, Ирина — 500 салфеток или 150 скатертей, Дарья — 300 салфеток или 120 скатертей. Постройте кривую производственных возможностей сестер.

Схема решения

 

 

 

Мария

Ирина

Дарья

Максимальная продукция

Салфеток

600

500

300

Скатертей

120

150

120

Альтернативная стоимость

Салфеток

1 серв.= 0,2 ск.

1 серв.= 0,3 ск.

1 серв.= 0,4 ск.

Скатертей

1 ск.= 5 серв.

1 ск.= 3 серв.

1 ск.= 2,5 серв.

 

F. Мария, Ирина, Дарья вышивают только салфетки. Будет изготовлено 1400 салфеток и 0 скатертей.

D. Дарья вышивает скатерти (у нее альтернативная стоимость скатерти маленькая). Мария и Ирина вышивать салфетки. Будет произведено 1100 салфеток и 120 скатертей.

В. Мария вышивает только салфетки (у нее альтернативная стоимость салфетки маленькая). Ирина и Дарья вышивают скатерти. Будет произведено 600 салфеток и 270 скатертей.

А. Три сестры вышивают только скатерти. Будет изготовлено 0 салфеток и 390 скатертей.

(Построить кривую производственных возможностей сестер за данными точками можно дома)

 

http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image044.jpg

 

Задача 2

Господин Сидорук считает, что ему одинаково полезно потреблять 8 стаканов молока и 3 стакана кефира или 6 стаканов молока и 4 кефира. Определите норму замещения кефира на молоко.

http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image045.jpg

Выполните задания.

На графике изображена кривая производственных возможностей (КВМ) условной страны и различные варианты ее смещения. Покажите на графике с помощью соответствующих номеров позиции, куда сдвинется КВМ за таких ситуаций:

1. Во всех отраслях производства страны быстрыми темпами внедряются новейшие технологии.

2. Новейшие технологии внедряются только в производстве комбайнов.

3. В производстве пирожных значительно уменьшилась доля высококвалифицированных работников.

4. В стране экономический кризис.

 

http://schooled.ru/lesson/economic/10klas/10klas.files/image046.jpg

 

 

V. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Определить альтернативы использования собственного «свободного» времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм решения задач на построение графика общей кривой производственных возможностей

Данная работа была создана как методическое пособие для ребят,  интересующихся экономикой, и пожелавших принять участие в экономико-математическом конкурсе "Стратег"...

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Урок-презентация для 10 класса по учебнику Иванова с углубленным изучением экономики....

Презентация к уроку экономики в 10 кл. на тему "Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей"

Презентация "Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей" применяется на уроках экономики в 10 классе социально-экономического профиля. Эта презентация вычленяет главные моменты уро...

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Безопасность при пожарах и взрывах на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия...

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей

Экономика 10 класс, тема "Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей"...

Презентация к уроку экономики в 10 кл. (профиль) "Кривые безразличия"

Презентация "Кривые безразличия" призвана помочь в преподавании экономики на профильном уровне....

презентация Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия

презентация по ОБЖ по теме "Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия " для 8 класса...