Программа "Основы финансовой грамотности" в 10 классе
рабочая программа по экономике (10 класс)

Ковальчук Лира Александровна

Программа "Основы финансовой грамотности" для учащихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx20.17 КБ
Файл programma.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности» в 10 классе (социально-экономический профиль)

Тема

Количество часов

Дата

Фактически

Модуль 1 «Личное финансовое планирование»  

6 часов

1

Введение. Центральный банк - независимый регулятор финансовой системы России

1

2

Понятие человеческого капитала

1

3

Каковы ваши активы и пассивы

1

4

Доходы и расходы. Основные источники доходов и расходов семьи

1

5

Как составить семейный, личный бюджет

1

6

Стратегия достижения финансовых целей. Личный финансовый план: понятие, стратегия достижения

Практикум. Составление личного финансового плана

1

Модуль 2 «Депозит»

4 часа

1

Зачем и как копить деньги?

1

2

Что такое депозит?

1

3

Депозитный договор: как выбрать нужные вам условия депозита 

Практикум. «Изучаем депозитный договор»

1

4

Риски и особенности депозита в России

1

Модуль 3 «Кредит»

5 часов

1

Что такое банковский кредит? Основные виды кредитов

1

2

Место кредита в личном финансовом плане

1

3

Особенности автокредитования, ипотечного кредита

1

4

Условия кредитования

1

5

Типичные ошибки при использовании кредита

Практикум. «Заключаем кредитный договор»

1

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции»

3 часа

1

Для чего нужна банковская ячейка? Операции по обмену валюты. Денежный перевод

1

2

Операции с банковской картой 

1

3

Что такое электронные деньги? 

Практикум. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег»

1

Модуль 5 «Страхование»

4 часа

1

Функции страховой компании

1

2

Виды страхования: личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности

1

3

Риски страхования. Как правильно выбрать страховую компанию

1

4

Правила страхования

Практикум. «Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов»

1

5

Ошибки при страховании

1

Модуль 6 «Инвестиции»

4 часа

1

Для чего нужны инвестиции? Во что нужно инвестировать?

1

2

Какой доход приносят разные активы?

1

3

Определение инвестиционных предпочтений

Практикум. «Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств»

1

4

Типичные ошибки при инвестировании

1

Модуль 7 «Пенсии»

2 часа

1

Что такое пенсия и какой она бывает? Государственная пенсионная система

1

2

Как накопить и приумножить пенсионные сбережения

1

Модуль 8 «Налоги»

2 часа

1

Зачем нужно платить налоги. Функции налогов. Виды налогов

1

2

Системы налогообложения в России.

Практикум. «Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц»

1

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество»

4 часа

1

Что угрожает банковским картам? Способы защиты банковских карт.

1

2

Что делать, если вы стали жертвой мошенников

1

3

В чем суть мошеннических инвестиционных предложений? Признаки финансовой пирамиды

1

4

Как отличить добросовестное инвестирование от мошеннических схем? 

Тренинг. «Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке».

1

Всего

34 часа



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

освоения курса «Основы финансовой грамотности»

в 10 классе (социально-экономический профиль)

Личностные результаты изучения курса:

 • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты изучения курса:

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 1. Регулятивные универсальные учебные действия:

 • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

 • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

 • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

 • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

 • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 • различать экономические явления и процессы общественной жизни;

 • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

 • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

• применять способы анализа индекса потребительских цен;

 • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

 • знать и конкретизировать примерами виды налогов;

• различать сферы применения различных форм денег;

• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

 • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

• различать виды ценных бумаг;

 • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

 • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

 • различать виды кредитов и сферу их использования;

• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;  

• разумному и безопасному финансовому поведению; • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

 • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

 • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

 • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

   

                                                                   

Примерная тематика  Мини-проектов. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

       

 Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1 «Личное финансовое планирование»  6 часов

Вводная часть: Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета. 

Модуль 2 «Депозит» 4 часа

Основные понятия: Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикум. «Изучаем депозитный договор».

Модуль 3 «Кредит» 5 часов

Основные понятия: Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика,  микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практикум. «Заключаем кредитный договор».

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» 3 часа

Основные понятия: Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практикум. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование» 4 часа

Основные понятия: Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикум. «Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов».

Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа

Основные понятия: Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Практикум. «Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств».  

Модуль 7 «Пенсии» 2 часа

Основные понятия: Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Модуль 8 «Налоги» 2 часа

Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

 Практикум. «Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц».

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» 4 часа

Основные понятия: Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Тренинг. «Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке».

                                            тематическое планирование

Тема

Количество часов

Модуль 1 «Личное финансовое планирование»  

6 часов

1

Введение. Центральный банк - независимый регулятор финансовой системы России

1

2

Понятие человеческого капитала

1

3

Каковы ваши активы и пассивы

1

4

Доходы и расходы. Основные источники доходов и расходов семьи

1

5

Как составить семейный, личный бюджет

1

6

Стратегия достижения финансовых целей. Личный финансовый план: понятие, стратегия достижения

Практикум. Составление личного финансового плана

1

Модуль 2 «Депозит»

4 часа

1

Зачем и как копить деньги?

1

2

Что такое депозит?

1

3

Депозитный договор: как выбрать нужные вам условия депозита 

Практикум. «Изучаем депозитный договор»

1

4

Риски и особенности депозита в России

1

Модуль 3 «Кредит»

5 часов

1

Что такое банковский кредит? Основные виды кредитов

1

2

Место кредита в личном финансовом плане

1

3

Особенности автокредитования, ипотечного кредита

1

4

Условия кредитования

1

5

Типичные ошибки при использовании кредита

Практикум. «Заключаем кредитный договор»

1

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции»

3 часа

1

Для чего нужна банковская ячейка? Операции по обмену валюты. Денежный перевод

1

2

Операции с банковской картой 

1

3

Что такое электронные деньги? 

Практикум. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег»

1

Модуль 5 «Страхование»

4 часа

1

Функции страховой компании

1

2

Виды страхования: личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности

1

3

Риски страхования. Как правильно выбрать страховую компанию

1

4

Правила страхования

Практикум. «Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов»

1

5

Ошибки при страховании

1

Модуль 6 «Инвестиции»

4 часа

1

Для чего нужны инвестиции? Во что нужно инвестировать?

1

2

Какой доход приносят разные активы?

1

3

Определение инвестиционных предпочтений

Практикум. «Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств»

1

4

Типичные ошибки при инвестировании

1

Модуль 7 «Пенсии»

2 часа

1

Что такое пенсия и какой она бывает? Государственная пенсионная система

1

2

Как накопить и приумножить пенсионные сбережения

1

Модуль 8 «Налоги»

2 часа

1

Зачем нужно платить налоги. Функции налогов. Виды налогов

1

2

Системы налогообложения в России.

Практикум. «Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц»

1

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество»

4 часа

1

Что угрожает банковским картам? Способы защиты банковских карт.

1

2

Что делать, если вы стали жертвой мошенников

1

3

В чем суть мошеннических инвестиционных предложений? Признаки финансовой пирамиды

1

4

Как отличить добросовестное инвестирование от мошеннических схем? 

Тренинг. «Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке».

1

Всего

34 часа

Программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 №68-ФЗ. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования». Приказа Минобрнауки от 17.12.2010 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 31.12 2015 № 1577, п.18.2.2.  и других Приказов Минобрнауки. Методических рекомендаций ЦБ РФ по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных учреждениях.

Методические рекомендации по разработке и реализации

программы курса в общеобразовательных организациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой  грамотности...