Основы финансовой грамотности
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)

Григорьева Любовь Любомировна

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности" для обучающихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx374.95 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\OG58T14S\image_20210113030130[1].jpg

  1. Комплекс основных характеристик образования

1.1 Общая характеристика программы/пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Направленность программы: социально-экономическая.

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 15-18 лет.

Сроки освоения программы – 1 год.

Форма обучения: очная. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, при реализации программы могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

Уровень программы: базовый

Формы реализации программы: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1часу. Продолжительность 1 академического часа с обучающимися 15-18 лет – 45 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цель - содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи:

  1. проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
  2. показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
  3. способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
  4. научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.

1.3. Объем программы

Программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю.

1.4 Содержание программы

Тема 1. Банки: чем они могут быть полезны (6 часов)

  Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5 часов)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4часа)

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6часов).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (6 часов)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. 

Тема 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 часов)

Способы сохранности денег;  финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.

 Тема 7. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»

(2 часа)

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.

1.5 Планируемые результаты

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,

флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;

— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;

— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные УУД:

— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт

и т. д.);

— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты :

Обучающийся научится:

 - владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, старта, финансовый риск, финансовое мошенничество);

- владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).

- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;

- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Обучающийся получит возможность научиться:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.).

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Учебный план

Наименование раздела, модуля, темы

Кол-во часов

Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

Банки: чем они могут быть полезны (6 часов)

1

Игра «Семейный бюджет: что делать чтобы хватило денег?»

1

1

Работы обучающихся

2

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов.

1

1

0

опрос

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в золоте.

1

1

0

опрос

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить.

1

1

0

опрос

5

Игра «Как взять кредит и не разорится?»

1

0

1

Работы учащихся

6

Викторина. Решение практических задач и тестов.

1

0

1

Работы учащихся

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5 часов)

7

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

1

0

опрос

8

Игра «Как сохранить и  приумножить денежные накопления»

1

0

1

Работы учащихся

9

Граждане на рынке ценных бумаг

1

1

0

опрос

10

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

1

0

опрос

11

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1

0

1

Работы учащихся

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4часа)

12

Что такое налоги и почему их нужно платить. Решение зада

1

0

1

Работы учащихся

13

Основы налогообложения граждан

1

1

0

опрос

14

Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет

1

1

0

опрос

15

Решение практических задачи тестов. Викторина

1

0

1

Работы учащихся

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6часов).

16

Страховой рынок России: коротко о главном. Советы по выбору страховщика

1

1

0

опрос

17

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

1

0

опрос

18

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1

1

0

опрос

19

Если нанесен ущерб третьим лицам

1

1

0

опрос

20

Игра «Как обезопасить личный бюджет посредством страхования»

1

0

1

Работы учащихся

21

Решение практических задач и тестов. Викторина

1

0

1

Работы учащихся

Собственный бизнес: как создать и не потерять (6 часов)

22

Игра «С чего начать свой бизнес?»

1

0

1

Работы учащихся

23

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес план.

1

0

1

работы учащихся

24

Расходы и доходы в собственном бизнесе. Расчеты

1

0

1

Работы учащихся

25

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

1

0

опрос

26

Выводы: с какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. викторина

1

0

1

Работы учащихся

опрос

«Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 часов)

27

Финансовые риски стратегии инвестирования

1

1

0

опрос

28

Финансовая пирамида или как не попасть в сети мошенников

1

1

0

опрос

29

Виды финансовых пирамид

1

1

0

опрос

30

Игра «Финансовые мошенники. Как распознать и не тать жертвой»

1

0

1

Работы учащихся

31

Сюжетно-ролевая  обучающая игра «Все слышат»

1

0

1

опрос

32

Решение практических тестов и задач

1

0

1

Работы учащихся

«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (2 часа)

33

Думай о пенсии с молоду или как формируется пенсия

1

1

0

опрос

34

Как распорядится своими пенсионными накоплениями

1

1

0

опрос

 

  1. Календарный учебный график

п/п

Дата

начала реализации

Дата

окончания реализации

Режим

занятия

Колчество

недель\дней\ часов

 Год обучения

1

20.09

30.05.

После уроков

34

2021-2022

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

20.09

27.09

14.45-15.30

очная

1

1

Игра «Семейный бюджет: что делать чтобы хватило денег?»

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов.

учебный класс

Опрос

Работы учащихся

2

октябрь

04.10

11.10

18.10

25.10

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Банки и золото: как сохранить сбережения в золоте.

Кредит: зачем он нужен и где его получить.

Игра «Как взять кредит и не разорится?»

Викторина. Решение практических задач и тестов.

учебный класс

опрос

Работы учащихся

3

ноябрь

08.11

15.11

22.11

29.11

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Игра «Как сохранить и  приумножить денежные накопления»

Граждане на рынке ценных бумаг

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

 

учебный класс

опрос

Работы учащихся

4

декабрь

06.12

13.12.

20.12

27.12

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Что такое налоги и почему их нужно платить. Решение зада

Основы налогообложения граждан

Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет

учебный класс

опрос

 Работы учащихся

5

январь

17.01

24.01

31.01

14.45-15.30

очная

1

1

1

Решение практических задачи тестов. Викторина

Страховой рынок России: коротко о главном. Советы по выбору страховщика

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

учебный класс

опрос

Работы учащихся

6

февраль

07.02

14.02

21.02

28.02

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

Если нанесен ущерб третьим лицам

Игра «Как обезопасить личный бюджет посредством страхования»

Решение практических задач и тестов. Викторина

учебный класс

опрос

Работы учащихся

7

март

07.03

14.03

21.03

28.03

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Игра «С чего начать свой бизнес?»

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес план.

Расходы и доходы в собственном бизнесе. Расчеты

Налогообложение малого и среднего бизнеса

учебный класс

опрос

Работы учащихся

8

апрель

04.04

11.04

18.04

25.04

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Выводы: с какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. викторина

Финансовые риски стратегии инвестирования

Виды финансовых пирамид

Финансовая пирамида или как не попасть в сети мошенников

учебный класс

опрос

Работы учащихся

9

май

02.05

09.05

16.05

23.05

14.45-15.30

очная

1

1

1

1

Сюжетно-ролевая  обучающая игра «Все слышат»

Решение практических тестов и задач

Думай о пенсии с молоду или как формируется пенсия

Как распорядится своими пенсионными накоплениями

учебный класс

опрос

 Работы учащихся

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

АРМ учителя:

  1. Проектор
  2. Акустическая система
  3. МФУ
  4. Ноутбук
  5. Экран настенный

Наглядный материал:

  1. Учебник
  2. Рабочая тетрадь

Кадровое обеспечение:

Григорьева Любовь Любомировна – учитель истории первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

         Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности с ними. В ходе занятий педагогом инициируется у детей самооценка творческой деятельности, проводится совместный анализ продуктов образовательной  деятельности.

2.5. Оценочные материалы (диагностики)

Участие в конкурсах, выполнение проектных работ, открытого мероприятия, мастер-класса среди педагогов.

2.6. Методические материалы

Методы обучения

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Основные педагогические технологии:

Игровая технология,

Проблемное обучение,

Личностно-ориентированный подход,

Здоровьесберегающая технология

Формы занятий:  индивидуальная работа, практическая работа в парах, практическая работа в условиях группы,  беседа.

2.8 Список литературы и электронных источников

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

www.imf.org – Международный валютный фонд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по основам финансовой грамотности

Проведение меропрятий по основам финансовой грамотности....

Проценты как основа финансовой грамотности будущих выпускников.

Научно-исследовательская работа, посвящена  актуальному, на данный момент, вопросу  - финансовой грамотности. Самые разнообразные жизненные ситуации, связанные с финансами: планирование семе...

Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предл...

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для школьников.Вводное занятие.

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»для школьников.Вводное занятие...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...