ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ»
методическая разработка по экономике

Цель:   создание и совершенствование необходимых условий для формирования у детей младшего школьного возраста азов финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина

Задачи:

  1.  Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в школьном возрасте.
  4. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие"

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ»

Разработчики:

Петровская Н.А.

Воспитатель

Киселевский городской округ, 2024

Цель:   создание и совершенствование необходимых условий для формирования у детей младшего школьного возраста азов финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина

Задачи:

  1.  Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в школьном возрасте.
  4. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего школьного возраста.

Перечень вопросов по самообразованию:

-  изучение психолого-педагогической литературы;

-  разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

-  проектная и исследовательская деятельность;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

 Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;

- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по экономическому воспитанию младших школьников;

- актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с обучающимися;

- цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей младшего школьного возраста;

- этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;

-особенности экономического воспитания ;

- роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;

- изучение педагогического опыта других педагогов;

- внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Основные формы реализации программы по самообразованию:

Беседы.

Игровые занятия.

Дидактические игры.

Моделирование ситуаций – тренингов.

Чтение художественной литературы.

Работа с родителями: досуги, беседы и консультации

Мастер - класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста».

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в профессиональных конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Направления самообразования:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими  технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Изучение ФГОС основного общего образования.

3.Систематически использовать электронный журнал  «Начальная школа»

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах учителей начальных классов

Регулярно

Регулярно

Ежегодно

Регулярно

Регулярно

Психолого-

педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области возрастной  психологии и педагогики.

Регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся  

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами обучения в начальной школе

3. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС .

4. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей

5. Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в  конкурсах творческих работ, предметных олимпиадах, конференциях.

6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

9. Создать собственную базу сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

10.Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

11. Выступать с докладами по теме самообразования.

12. Выступить с творческим отчетом о своей работе.

регулярно

ежегодно

регулярно

регулярно

 

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

Информационно-

технологические

технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по теме

3. Мастер-классы

4. Вести контакт с единомышленниками.

регулярно

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье-сберегающие технологии.

2.Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

I этап

Организационно-ознакомительный

II этап

Основной

III этап

Заключительный

-обнаружение проблемы;

-подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний;

-определение содержания и объема работы;

-изучение и анализ литературы, интернет -ресурсов;

-подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала;

-создание предметно-развивающей среды;

-разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

-предполагает внедрение в работу подготовленного материала;

- апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ОУ.

-предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы;

-самоанализ педагогической деятельности;

-анализ результативности решения противоречий.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и

оценке их достоинств и недостатков.

_________________________________________________________________________________                 _________________________________________________________________________

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как: 

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым  непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он  самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

План реализации проблемы

Изучить литературу по данной проблеме:

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6. 
  3. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 140.
  4. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012. 106 с. 
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  6. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999. 
  8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  9. Смоленцева А.А. Знакомим с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
  10. Ульева Е.Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018. 45 с.
  11. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  12. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 
  13. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг. 
  14. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016. 147 с.

Учебная исследовательская работа:

1 Реализация проектной деятельности на уроках и внеурочное время

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1 -2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.

- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.

- Творческое сотрудничество с учителем информатики  по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point

4. Участие в системе школьной методической работы:        

- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

- Участие в заседаниях МО, педагогических советах.

- Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

- Повысить качество преподавания  в центре.

- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной  деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную  медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в обучении.

Результаты работы над темой самообразования поместить сайте учреждения.

-Обобщить опыт по исследуемой теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Формирование основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамотности и рисования в детской художественной школе

В работе описаны теоретические обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования, а также затронуты практические аспекты использования методики организации и проведения уроко...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Статья на тему: "Формирование социальной активности у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности" с 168-174

Л.Е. Горячева ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, РФlyubov.gorya4ewaa@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗ...