Индивидуальное планирование для экстерната по физике,биологии,химии
материал по естествознанию (11 класс) на тему

Коткова Надежда Анатольевна

Индивидуальное  учебное планирование  для обучающихся в форме экстерната на 2010-201 уч. год  уроков химии, физики и биологии 11 класс

Количество часов в неделю: 1.

Учебное пособие для учащихся: О.С.Габриелян (химия), Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев (физика), А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник (биология)   

Тип программы: базовый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                                     Директор школы

                                                                                                                                                        __________ В. И. Горских

Индивидуальное                              

учебное планирование  для обучающихся в форме экстерната

на 2011-2012 учебный год  уроков биологии 11 класс

Учитель: Коткова Н.А.

Количество часов в неделю: 1.

Учебное пособие для учащихся: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология (базовый уровень).

Тип программы: базовый.

Учебный план

Раздел: «Основы генетики и селекции» -  12часов                

Раздел: «Учение об эволюции органического мира» - 10часов        

Раздел: «Основы экологии» -11часов        

Повторение курса биологии  10-11 класса - 2часа        

     Рекомендации к работе по изучению тем с помощью учебника:

 

Прочитай параграф и главы.

В конце параграфа есть рубрики «Опорные точки» и «Вопросы для повторения».

Запишите их в тетрадь и ответьте.

Завершает каждую главу рубрики:

 - «основные положения», необходимые для запоминания;

 - «задания» для выполнения в тетради.

Для более углубленного изучения материала рубрики:

 - «проблемные вопросы»;

 - «прикладные аспекты» (по желанию).

Зачет №1

НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

1. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей

  1.  наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности
  2.  определенный набор и форма хромосом
  3.  наблюдается сходство химического состава
  4.  имеется сходство внешнего и внутреннего строения

2. При определении принадлежности организма к тому или ному виду необходимо учитывать

  1.  комплекс критерием вида
  2.  знания о входящих в него популяциях
  3.  к какому роду принадлежит вид
  4.  историю развития вида

3.        Особей в одну популяцию объединяет

  1.  изоляция
  2.  общность питания
  3.  наличие хищников
  4.  свободное скрещивание

4.  Приспособленность вида к жизни в разных условиях в пределах своего ареала обеспечивает его существование в форме

1) популяций

2) отдельных особей

3) колоний

4) сообществ

5.        Для определения вида недостаточно использовать толь ко морфологический критерий, так как

  1.  существуют виды-двойники
  2.  виды разделены на популяции
  3.  близкие виды могут занимать один ареал
  4.  близкие виды могут занимать разные ареалы

6.  Элементарной единицей существования и адаптации вида является

1) особь

2)популяция

3)подвид

4) сорт

7.  Исходная единица систематики организмов –

1) вид

2) род

3) популяция

4) отдельная особь

8.  По морфологическому критерию виды птиц отличают ся от видов других хордовых

  1. хромосомным набором
  2. перьевым покровом
  3. средой обитания
  4. интенсивным обменом веществ

9.  При географическом видообразовании происходит

  1. распадение или расширение исходного ареала
  2. колебание численности популяций
  3. изоляция популяций внутри старого ареала
  4.  дрейф генов

10.        Естественный отбор - это

  1. сложные отношения между организмами и неживой природой
  2. процесс сохранения особей с полезными им наследственны ми изменениями
  3. процесс образования новых видов в природе
  4. процесс роста численности популяции

11.        В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит

  1. размножение организмов
  2. образование новых видов в природе
  3. мутационный процесс
  4. изоляция популяций

        

12.        К движущим силам эволюции относят

  1. многообразие видов
  2. борьбу за существование
  3. видообразование
  4. приспособленность

13.        Появление пятиполой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило им

  1. освоить водную среду обитания
  2. быстрее размножаться
  3. выйти на сушу
  4. питаться разнообразной пищей

14.        Изменения фенотипа особей в популяции в длительному ряду поколений возникают вследствие

  1. дрейфа генов
  2. движущей формы отбора
  3. внутривидовой формы борьбы
  4. мутационного процесса

15.        Концентрация редко встречающихся в природе генов и биотипов резко изменяется под воздействием

  1. популяционных волн
  2. естественного отбора
  3. мутационного процесса
  4. борьбы за существование

16.        Какова роль полового отбора в природе?

  1. улучшает генофонд популяции
  2. способствует развитию видовых признаков
  3. сохраняет плодовитость самок
  4. способствует высокой плодовитости

17.        Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так как она способствует

  1. уменьшению колебания численности особей в популяции
  2. увеличению генетической неоднородности особей в популяции
  3. снижению эффективности естественного отбора
  4. снижению эффективности искусственного отбора

18.        Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникнове нию приспособлений у особей к среде обитания, направляю щий характер имеет

  1. естественный отбор
  2. искусственный отбор
  3. изоляция
  4. борьба за существование

19.        В популяциях, обитающих в относительно постоянных условиях среды, действует отбор

  1. стихийный
  2. стабилизирующий
  3. движущий
  4. половой

20.        Образование новых видов в природе происходит в ре зультате

  1. методического отбора
  2. искусственного отбора
  3. деятельности человека
  4. взаимодействия движущих сил эволюции

21.        Направляющим фактором эволюции является

  1. естественный отбор
  2. наследственная изменчивость
  3. географическая изоляция
  4. дрейф генов

22.        В природе существует около 2 млн видов растений и животных, которые рассматриваются как

  1. причины эволюции
  2. результаты эволюции
  3. направление эволюции
  4. движущие силы эволюции

23.        Приспособленность организмов к среде обитания - ре зультат

  1. стремления особей к самоусовершенствованию
  2. деятельности человека
  3. модификационной изменчивости
  4. взаимодействия движущих сил эволюции

24.        Причиной формирования приспособленности популяции к новым условиям жизни не является

  1. появление новых мутаций
  2. разнообразие биотических связей
  3. действие естественного отбора
  4. борьба за существование

25.        Идиоадаптация - это

  1. случаи проявления признаков предков у отдельных особей
  2. крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъе му организации
  3. мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспо собленность к среде обитания
  4. эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации

26.        В процессе эволюции паразитический образ жизни орга низмов приводит к

  1. повышению уровня организации
  2. резкому упрощению их организации
  3. мелким приспособлениям
  4. их вымиранию

27.        Ароморфоз, обеспечивший освоение насекомыми назем ной среды обитания, - появление у них

1) конечностей

  1. нервной системы
  2. органов чувств
  3. трахейного дыхания

28.        Укажите неверное утверждение: "Биологический про гресс характеризуется "

  1. повышением жизнеспособности особей
  2. возрастанием числа дочерних таксонов
  3. расширением ареала
  4. уменьшением числа видов

29.        Укажите неверное утверждение: "Ароморфоз ведет к"

  1. общему подъему организации
  2. повышению интенсивности жизнедеятельности
  3. формированию приспособлений широкого значения
  4. формированию частных приспособлений

30.        Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время -

  1. изменение климата
  2. хозяйственная деятельность человека
  3. изменение рельефа
  4. увеличение численности хищников

31.        Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, - появление

  1.  парных плавников и жаберного дыхания
  2.  чешуи и слизи на поверхности тела
  3.  объемной грудной клетки
  4.  пятипалой конечности и легочного дыхания

32.        Упрощение внутреннего и внешнего строения организ мов называют

  1. общей дегенерацией
  2. ароморфозом
  3. идиоадаптацией
  4. регенерацией

33.        Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволю ции способствовало появление у них

  1. полового размножения, влажной кожи
  2. питания готовыми органическими веществами
  3. приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передви жению по поверхности суши
  4. внутреннего скелета (хрящевого или костного)

34.        Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют об их родстве с

1) рыбами

2) ланцетником

  1. водными змеями
  2. кальмарами

35.        В процессе эволюции внутренний скелет впервые сфор мировался у

  1. паукообразных
  2. насекомых

3)головоногих

4) хордовых

36.        В процессе эволюции два предсердия в сердце впервые появились у

  1. пресмыкающихся
  2. рыб
  3. земноводных
  4. бесчерепных

37.        Общее упрощение уровня организации обусловлено

  1. идиоадаптацией
  2. биологическим прогрессом
  3. дегенерацией
  4. биологическим регрессом

38.        Примером общей дегенерации является отсутствие

  1. хлорофилла в побегах повилики
  2. клыков в зубной системе грызунов
  3. листьев у кактусов
  4. цветков у голосеменных растений

39.        Какой путь эволюции привел к образованию пятипалой конечности у наземных позвоночных животных?

1) идиодаптация

  1. дегенерация
  2. ароморфоз
  3. регенерация

40.        Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них

  1. стеблей
  2. листьев

3)корней

4)ризоидов

41.        Человек в системе органического мира

  1. представляет собой особый отряд класса млекопитающих
  2. выделяется в особое царство, включающее наиболее высо коорганизованные живые существа
  3. представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных
  4. является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира

42.        Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример ароморфоза

  1. рудимента
  2. атавизма
  3. идиоадаптации

43.        На ранних этапах эволюции человека под контролем био логических факторов происходило формирование

  1. особенностей его строения и жизнедеятельности
  2. членораздельной речи
  3. трудовой деятельности
  4. мышления, развитого сознания

        

44.        У человека в связи с прямохождением

  1. сформировался свод стопы
  2. когти превратились в ногти
  3. срослись фаланги пальцев
  4. большой палец противопоставляется всем остальным

45. Какое значение имело приобретение людьми негроид ной расы темного цвета кожи?

  1. предохранение от ультрафиолетовых лучей
  2. усиление обмена веществ
  3. приспособление к морскому климату
  4. улучшение дыхательной функции кожи

46.        Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека

 1) диафрагмального дыхания

  1. второй сигнальной системы
  2. свода стопы
  3. 8-образного изгиба позвоночника

47.  В отличие от человекообразных обезьян у человека

1) имеется резус-фактор

  1. появилась рассудочная деятельность
  2. имеется четырехкамерное сердце
  3. развито абстрактное мышление

48.        Человек в отличие от других живых существ

  1. обладает возбудимостью
  2. размножается
  3. мыслит абстрактно
  4. обладает раздражимостью

49.        Череп человека отличается от черепа других млекопи тающих

  1. наличием только одной подвижной кости - нижней челюсти
  2. наличием швов между костями мозговой части
  3. более развитой мозговой частью
  4. строением костной ткани

50.        Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

  1. возникших мутациях
  2. о проявлении атавизма
  3. нарушении развития плода в организме
  4. происхождении человека от животных

Зачет №2

                               Движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира

Задания с выбором ответа

1. На Земле существует около 0,5 млн видов растений и 2 млн видов животных. Причиной разнообразия видов является:

А – размножение особей;
Б – эволюция;
В – приспособленность организмов;
Г – онтогенез.

2. Сбор многочисленных научных фактов, изучение практики выведения сортов растений и пород животных способствовали созданию Ч.Дарвином:

А – учения о размножении особей;
Б – науки генетики;
В – учения о движущих силах эволюции;
Г – учения о биосфере.

3. Рассмотрите рис. 91 и определите причины возникновения различных видов вьюрков:

А – модификационная изменчивость;
Б – только мутационная изменчивость;
В – только борьба за существование;
Г – наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Рис. 91

4. На определенном этапе образования новых видов между популяциями возникает биологическая изоляция, которая характеризуется:

А – утратой способности особей разных популяций скрещиваться;
Б – изменением численности популяций;
В – способностью особей разных популяций скрещиваться;
Г – возможностью обмена генами между разными популяциями.

5. Естественный отбор постоянно совершенствует черты приспособленности организмов к определенным условиям среды обитания, так как он:

А – действует на всю популяцию;
Б – имеет направленный характер;
В – имеет ненаправленный характер;
Г – снижает жизнеспособность особей популяции.

6. Модификационная изменчивость не играет большой роли в эволюции органического мира, потому что:

А – носит массовый характер;
Б – адекватна действию факторов среды;
В – не передается по наследству;
Г – носит ненаправленный характер.

7. Рассмотрите рис. 92 и определите характер взаимоотношений изображенных на нем организмов:

А – внутривидовая борьба;
Б – симбиоз;
В – борьба с неблагоприятными условиями;
Г – паразитизм.

8. Процессы, протекающие внутри вида, в результате которых возникают новые популяции, называют:

А – ароморфозом;
Б – идиоадаптацией;
В – дегенерацией;
Г – микроэволюцией.

9. Рассмотрите рис. 93 и определите черты приспособленности злаков к опылению ветром:

А – наличие завязи;
Б – пестрая окраска цветка;
В – наличие перистого рыльца и длинных тычиночных нитей;
Г – наличие нектара и запаха.

Рис. 93

10. Для географического видообразования характерно:

А – расширение ареала, появление физических преград между популяциями;
Б – обитание отдельных групп особей в разных экологических условиях;
В – возникновение между популяциями вида экологической изоляции;
Г – возникновение мутаций, действие естественного отбора на популяцию без расширения ареала, без изоляции.

11. Способность многих животных (например, семейства псовых) различать запахи сформировалась благодаря:

А – их стремлению к самосовершенствованию;
Б – постоянному упражнению органов обоняния;
В – модификационной изменчивости и искусственному отбору;
Г – наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественному отбору.

12. Мелкие систематические группы – виды, роды, семейства, как правило, возникают в процессе эволюции путем:

А – дегенераций;
Б – ароморфоза;
В – идиоадаптаций;
Г – биологического прогресса.

13. Рассмотрите рис. 94 и определите, в каком направлении шла эволюция лютиков, приведшая к образованию многих видов:

А – ароморфоз;
Б – идиоадаптация;
В – биологический прогресс;
Г – биологический регресс.

Рис. 94

14. Появление в процессе эволюции организмов, способных при дыхании использовать кислород, – это:

А – ароморфоз;
Б – идиоадаптация;
В – дегенерация;
Г – биологический прогресс.

15. Нерегулируемая деятельность человека, вызывающая изменение среды обитания, является причиной:

А – эволюции;
Б – снижения продуктивности сельскохозяйственных растений и животных;
В – вымирания видов;
Г – видообразования.

16. Организмы, совмещающие признаки разных систематических групп, например, классов животных (археоптерикс), представляют собой:

А – филогенетические ряды;
Б – переходные формы;
В – эмбриологические доказательства;
Г – генетические доказательства.

17. Социальные качества человека – труд, сознание, речь – не передаются по наследству, а:

А – возникают сразу после рождения ребенка;
Б – формируются в процессе воспитания и образования;
В – закладываются в зиготе в момент оплодотворения;
Г – формируются в процессе эмбрионального развития.

18. Причины различий в уровнях культуры и развития людей разных рас состоят в их:

А – биологической неравноценности;
Б – происхождении от разных предков;
В – жизни в разных общественно-экономических условиях;
Г – морфологических различиях (цвет кожи, глаз, волос, форма носа, губ).

1–Б; 2–В; 3–Г; 4–А; 5–Б; 6–В; 7–Б; 8–Г; 9–В; 10–А; 11–Г; 12–В; 13–Б; 14–А; 15–В; 16–Б; 17–Б; 18–В.

Зачет №3  Основы  экологии.

Задания с выбором ответа

1. Деятельность организмов – производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в биогеоценозах, закономерности изменения вещества и энергии от звена к звену, причины изменений в экосистемах изучает наука:

А – систематика;
Б – генетика;
В – геология;
Г – экология.

2. Олени, лоси, зайцы поедают кустарники, обгладывают кору деревьев, поэтому данные животные по отношению к растениям являются факторами среды:

А – антропогенными;
Б – ограничивающими;
В – абиотическими;
Г – биотическими.

3. По отношению к растению, изображенному на рис. 75, клубеньковые бактерии являются фактором:

А – антропогенным;
Б – ограничивающим;
В – биотическим;
Г – абиотическим.

Рис. 75

4. Ограничивающим фактором для обитателей непроточных водоемов часто является:

А – недостаток кислорода;
Б – отсутствие хищников;
В – обилие корма;
Г – короткие цепи питания.

5. Сооружение гидроэлектростанций, преграждающих рыбам путь к нересту, относят к факторам:

А – абиотическим;
Б – биотическим;
В – антропогенным;
Г – ограничивающим.

6. Фотопериодизмом называется:

А – реакция организма на смену времен года;
Б – реакция организма на изменение продолжительности дня;
В – движение растения к свету;
Г – закрывание цветков душистого табака с наступлением рассвета.

7. Большинство видов растений и животных состоит из нескольких более мелких и однородных по своему строению и жизнедеятельности групп особей, обитающих на территории вида. Их называют:

А – стадами;
Б – популяциями;
В – колониями;
Г – семьями.

8. Зимой у белок было недостаточно корма, поэтому их рождаемость снизилась, однако затем понизилась их смертность. Вследствие этого численность популяций белок:

А – возросла;
Б – осталась без изменения;
В – сократилась;
Г – сначала резко возросла, а затем сократилась.

9. На лугу в относительно однородных природных условиях длительное время обитает комплекс связанных между собой видов травянистых растений и животных. Поэтому луг называют:

А – биогеоценозом;
Б – полем;
В – биосферой;
Г – искусственным насаждением.

10. Биогеоценоз прекратит свое существование, если в нем погибнут все:

А – организмы-разрушители;
Б – лишайники;
В – водоросли;
Г – насекомые-вредители.

11. определите, какой буквой в цепи питания на рис. 76 обозначен потребитель второго порядка?

Рис. 76

12. какой буквой на рис. 77 обозначен организм, который питается мертвыми остатками других организмов?

Рис. 77

13. В большинстве цепей питания начальное звено составляют организмы:

А – потребители первого порядка;
Б – потребители второго порядка;
В – производители;
Г – разрушители.

14. в пищевую цепь, изображенную на рис. 78, надо включить:

А – ежа;
Б – зайца;
В – белку;
– коршуна.

Рис. 78

15. От эффективности использования и превращения энергии в пищевой цепи зависит:

А – число видов в пищевой цепи;
Б – продуктивность биоценоза;
В – продуктивность агроценоза;
Г – колебание численности вида.

16. Закономерность, в соответствии с которой в пищевой цепи от звена к звену переходит в среднем около 10% энергии, называют:

А – круговоротом веществ;
Б – правилом экологической пирамиды;
В – биологической продуктивностью;
Г – саморегуляцией.

17. Процесс поддержания численности особей вида на определенном уровне называют:

А – саморегуляцией;
Б – биологическим ритмом;
В – колебанием численности;
Г – стабильностью экосистемы.

18. В процессе фотосинтеза растений и дыхания почти всех организмов осуществляется функция живого вещества:

А – окислительная;
Б – восстановительная;
В – концентрационная;
Г – поддержание газового состава атмосферы.

1–Г; 2–Г; 3–В; 4–А; 5–В; 6–Б; 7–Б; 8–Б; 9–А; 10–А; 11–Г, Д; 12–Г; 13–В; 14–Г; 15–А; 16–Б; 17–А; 18–Г.

Аттестационный тест по биологии

11-й класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В основе роста многоклеточных организмов лежат процессы деления клеток путем митоза, что позволяет рассматривать клетку как:

1) единицу развития организмов;
2) структурную единицу живого;
3) генетическую единицу живого;
4) функциональную единицу живого.

А2. Из указанного перечня элементов в клетке меньше всего содержится:

I) кислорода;
2) углерода;
3) водорода;
4) железа.

A3. Перемещение веществ в клетке обеспечивается наличием в ней:

1) крахмала;
2) воды;
3) ДНК;
4) глюкозы.

А4. Целлюлоза, входящая в состав растительной клетки, выполняет функцию:

1) запасающую;
2) каталитическую;
3) энергетическую;
4) структурную.

А5. Денатурация – это нарушение естественной структуры молекул:

1) полисахаридов;
2) белков;
3) липидов;
4) моносахаридов.

А6. Белки, вызывающие сокращение мышечных волокон, выполняют функцию:

1) структурную;
2) энергетическую;
3) двигательную;
4) каталитическую.

А7. Ген – это участок молекулы:

1) АТФ;
2) рибозы;
3) тРНК;
4) ДНК.

А8. Запасные питательные вещества в клетке накапливаются в:

1) цитоплазме и вакуолях;
2) ядре и ядрышках;
3) митохондриях и рибосомах;
4) лизосомах и хромосомах.

А9. Клеточная оболочка у растений в отличие от плазматической мембраны образована молекулами:

1) нуклеиновых кислот;
2) клетчатки;
3) белков и липидов;
4) хитиноподобного вещества.

А10. В формировании веретена деления в клетках эукариот принимает участие:

1) ядро;
2) клеточный центр;
3) цитоплазма;
4) комплекс Гольджи.

A11. О связи пластического и энергетического обмена свидетельствует использование в ходе пластического обмена синтезированных в результате энергетического обмена молекул:

1) АТФ;
2) белков;
3) липидов;
4) углеводов.

А12. В клетках анаэробов различают стадии энергетического обмена:

1) подготовительную и кислородную;
2) бескислородную и кислородную;
3) подготовительную и бескислородную;
4) подготовительную, бескислородную и кислородную.

А13. Процесс транскрипции осуществляется в:

1) ядре;
2) митохондриях;
3) цитоплазме;
4) лизосомах.

А14. В процессе фотосинтеза световая энергия используется для синтеза молекул:

1) липидов;
2) воды;
3) углекислого газа;
4) АТФ.

А15. Вирусы проявляют активность в:

1) почве;
2) клетках других организмов;
3) воде;
4) полости тела многоклеточных животных.

А16. Бактерии, в отличие от растений, животных и грибов, считаются наиболее древними организмами, так как:

1) у них нет оформленного ядра;
2) они не имеют рибосом;
3) они очень мелкие;
4) они передвигаются при помощи жгутиков.

А17. Половые клетки мыши содержат 20 хромосом, а соматические:

1) 60;
2) 15;
3) 40;
4) 10.

А18. Прямым делением клетки размножаются:

1) нитчатые водоросли;
2) шляпочные грибы;
3) цветковые растения;
4) бактерии.

А19. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

1) оплодотворения;
2) мейоза;
3) кроссинговера;
4) митоза.

А20. Начальную стадию развития зародыша называют дроблением, так как в ее ходе:

1) клетки делятся, но не растут;
2) клетки делятся и растут;
3) образуется много гаплоидных клеток;
4) клетки делятся путем мейоза.

А21. Основу как полового, так и бесполого размножения организмов составляет процесс:

1) митоза;
2) дробления;
3) передачи генетической информации;
4) мейоза.

А22. Разные формы одного и того же гена, определяющие различное проявление одного и того же признака, например, высокий рост и низкий рост, называют:

1) аллелями;
2) гомозиготами;
3) гетерозиготами;
4) генотипом.

А23. Растение гороха с генотипом ааВВ (А – семена желтые, В – гладкие) имеет семена:

1) желтые морщинистые;
2) зеленые гладкие;
3) желтые гладкие;
4) зеленые морщинистые.

А24. В потомстве от первого поколения гибридов, в соответствии с законом расщепления, растения с желтыми семенами составляют от всего их числа:

1) 3/4;
2) 1/2;
3) 2/5;
4) 2/3.

А25. Пример наследственной изменчивости:

1) появление загара;
2) увеличение массы тела при обильном питании;
3) появление у сирени цветка с пятью лепестками;
4) появление седых волос от переживания.

А26. Мутации могут быть обусловлены:

1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет;
2) перекрестом хромосом в ходе мейоза;
3) новыми сочетаниями генов при оплодотворении;
4) изменениями генов и хромосом.

А27. Н.И. Вавилов высказал мысль о том, что:

1) популяция, как «губка», насыщена рецессивными мутациями;
2) клетки всех организмов имеют ядро и органоиды;
3) генофонд диких видов богаче генофонда культурных пород и сортов;
4) естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

А28. В селекции для получения новых штаммов микроорганизмов используется метод:

1) экспериментального мутаганеза;
2) получения гетерозиса;
3) получения полиплоидов;
4) отдаленной гибридизации.

А29. Комбинативная изменчивость, в отличие от мутационной, обусловлена:

1) изменением числа хромосом;
2) изменением наборов хромосом;
3) изменениями генов;
4) новым сочетанием генов в генотипе дочернего организма.

А30. Алкоголь, употребляемый матерью, отрицательно влияет на развитие зародыша, так как вызывает мутации в:

1) соматических клетках;
2) клетках мозга;
3) половых клетках;
4) клетках крови.

A31. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1) биогеоценозом;
2) агроценозом;
3) биосферой;
4) опытной станцией.

А32. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии являются:

1) животные;
2) грибы;
3) бактерии;
4) растения.

А33. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1) непериодическим;
2) антропогенным;
3) абиотическим;
4) ограничивающим.

А34. Сложную разветвленную систему пищевых связей между разными видами в экосистеме называют:

1) пищевой сетью;
2) пирамидой численности;
3) экологической пирамидой массы;
4) экологической пирамидой энергии.

А35. От соотношения рождаемости и смертности особей в популяциях зависит:

1) их связь с неживой природой;
2) их численность;
3) разнообразие популяций вида;
4) их связь с другими популяциями.

А36. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1) синтезу веществ организмами;
2) расщеплению веществ организмами;
3) круговороту веществ;
4) постоянному поступлению веществ из Космоса.

А37. Небольшое число видов, короткие цепи питания в экосистеме – причина:

1) ее стабильности;
2) колебания численности популяций в ней;
3) саморегуляции;
4) ее нестабильности.

А38. По сравнению с агроценозом биогеоценоз характеризуется:

1) сбалансированным круговоротом веществ;
2) несбалансированным круговоротом веществ;
3) небольшим числом видов с высокой численностью;
4) короткими, несформированными цепями питания.

А39. Под влиянием антропогенного фактора с лица Земли исчез вид животного:

1) бурый медведь;
2) африканский слон;
3) северный олень;
4) тур.

А40. Структурно-функциональной единицей биосферы является:

1) тип животного;
2) биогеоценоз;
3) отдел растения;
4) царство.

А41. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1) создание искусственных водоемов;
2) орошение земель;
3) сокращение площади лесов;
4) осушение болот.

А42. Производство продуктов питания с помощью биотехнологии наиболее эффективно, потому что этот способ:

1) не требует сложной технологии;
2) доступен каждому человеку;
3) не требует создания специальных условий;
4) не способствует сильному загрязнению окружающей среды.

А43. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1) заповедниках;
2) заказниках;
3) биогеоценозах;
4) национальных парках.

А44. Из всех факторов эволюции направляющий характер носит:

1) наследственная изменчивость;
2) внутривидовая борьба;
3) естественный отбор;
4) межвидовая борьба.

А45. Генетическая неоднородность особей в популяциях увеличивается за счет:

1) естественного отбора;
2) комбинативной изменчивости;
3) приспособленности;
4) борьбы с неблагоприятными условиями.

А46. Ярусное расположение растений – это приспособленность их к жизни в биогеоценозе, которая сформировалась под воздействием:

1) модификационной изменчивости;
2) антропогенных факторов;
3) искусственного отбора;
4) движущих сил эволюции.

А47. К ароморфным изменениям, позволившим папоротникам освоить наземную среду обитания, относят:

1) появление корневой системы;
2) развитие стебля;
3) появление полового размножения;
4) размножение с помощью спор.

А48. Органы, хорошо развитые у ряда позвоночных животных и не функционирующие у человека, называются:

1) видоизмененными;
2) рудиментарными;
3) атавизмами;
4) адаптивными.

А49. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху жизни питекантропов, главную роль играли факторы:

1) социальные;
2) преимущественно социальные;
3) биологические;
4) в равной мере биологические и социальные.

А50. При определении вида растений надо учитывать:

1) его роль в круговороте веществ, модификационную изменчивость;
2) только особенности строения и число хромосом;
3) экологические условия, в которых растение обитает, его связи в экосистеме;
4) его генотип, фенотип, процессы жизнедеятельности, ареал, среду обитания.

Часть В

Прочтите предложения и вставьте пропущенные слова.

В1. В митохондриях происходят процессы ... органических веществ с участием ферментов.

В2. В процессе полового размножения животных участвуют мужские и женские гаметы, которые образуются в результате деления клеток путем ...

В3. Пару генов, расположенных в гомологичных хромосомах и контролирующих формирование альтернативных признаков, называют ...

В4. Возвращение в окружающую среду неорганических веществ, используемых растениями на синтез органических веществ, осуществляется организмами ...

B5. В соответствии с биогенетическим законом каждая особь в процессе индивидуального развития повторяет историю развития своего ...

Ответы

А1. 1. А2. 4. A3. 2. А4. 4. А5. 2. А6. 3. А7. 4. А8. 1. А9. 2. A10. 2. A11. 1. A12. 3. A13. 1. A14. 4. A15. 2. A16. 1. A17. 3. A18. 4. A19. 1. A20. 1. A21. 3. A22. 1. A23. 2. A24. 1. A25. 3. А26. 4. А27. 3. А28. 1. А29. 4. А30. 3. А31. 2. А32. 4. А33. 3. А34. 1. А35. 2. А36. 3. А37. 4. А38. 1. А39. 4. А40. 2. А41. 3. А42. 4. А43. 1. А44. 3. А45. 2. А46. 4. А47. 1. А48. 2. А49. 3. А50. 4.

В1 – расщепления/окисления. В2 – мейоза. В3 – аллельными. В4 – редуцентами. В5 – вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)

обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...

Экстернат для 8 классе по программе Е.Е. Минченкова

Билеты по химии 8 для учащихся, обучающиеся экстернатом....

Билеты по химии 10 для экстерната

Билеты по химии 10 для экстерната по программе Г.Е. Рудзитиса...

Билеты по химии 10 для экстерната

Билеты по химии 10 для экстерната по программе Г.Е. Рудзитиса...

Производная и её применение в физике, биологии, химии, географии

Цель: Учебные:Закрепить понятие физического смысла производной.Показать межпредметную связь на примере математического моделирования.Научить применять полученную модель на практике.Воспитательные:Обуч...

Анализ предметной недели по физике, биологии, химии в МКОУ Садовской СОШ

Статья о предметной неделе по физике, биологии, химии...