рабочая программа по природоведению 5 класс линия Сонина
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Чивкунова Елена Викторовна

 

Аннотация к рабочей программе
учебного курса природоведение
5 класс

Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для УМК Н.И. Сонина, В.Б. Захарова: "Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 г."
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
5 класс - 68 часов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса , УМК учителя и учащихся. Преподавание ведется по УМК автора А.А. Плешаков, Н. И. Сонин. Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Целью рабочей программы является
" освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
" овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
" развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
" воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
" применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине - биологии. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   Ужовская средняя общеобразовательная школа

Принята на педагогическом совете                                                                                                        Утверждаю

Протокол №12 от 30.08.2013                                                                                                                  Директор школы___________/Добряева Т.В./                        

                                                                                                                                                                    Приказ № 282  от 02.09.2013

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Рабочая    программа   учебного предмета  « Природоведение»  для  5 класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  компонента государственного образовательного стандарта

Программа разработана

учителем биологии

МБОУ Ужовская СОШ

Чивкуновой Е.В.

2013 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе программы по природоведению А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по природоведению в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе предусмотрены практические работы. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать объекты, а также  другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

  Содержание рабочей программы

Название раздела

Количество часов

Учащиеся должны знать/уметь

1

Изучение природы

3

знать/понимать

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

2

Вселенная

16

знать/понимать

  • как люди открывали новые планеты
  • как выглядит Солнечная система
  • какие планеты входят в состав Солнечной системы
  • небесные тела
  • созвездия
  • галактики

уметь:

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

3

Земля

21

знать / понимать:

  • естественные науки
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • природные явления
  • особенности материков планеты;
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

4

Жизнь на Земле

15

знать / понимать:

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

5

Человек на Земле

13

знать / понимать:

  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

уметь:

  • приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • описывать собственные наблюдения или опыты,
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

 Основное содержание

68 часов (2 часа в неделю)

Тема 1. Введение. Изучение природы  (3 часа).

Введение.  Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы.  Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований:  увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.  Великие  естествоиспытатели6 карл линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения  естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы:  лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых - естествоиспытателей.

Практические работы.

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами, сетью интернет.

Тема 2. Вселенная (16 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля,  Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника,  Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав.  Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет.  Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро,  пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты,  свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы.  Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы.

Нахождение созвездий и Млечного  Пути.

Тема 3. Земля  (21 час).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение  Земли. Ядро, мантия,  земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана.  Действующие и потухшие вулканы.  Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа.  Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.

Практические работы

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

 Наблюдение признаков химической реакции. Исследование физических явлений.

 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная  мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора  и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

Изучение устройства светового микроскопа.

Изучение строения клеток с помощью микроскопа.

Определение наиболее распространенных растений, животных, грибов.

Тема 5. Человек на Земле (13 часов).

      Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая  дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на  природу.

Демонстрации

        Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Практические работы

Измерение своего роста и массы тела

Календарно-тематическое планирование

№ урока в теме

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Тема 1. Изучение природы(3часа)

Введение. Науки о природе.

Методы изучения природы. Развитие представлений о Вселенной.

Практ. работа № 1. Знакомство с оборудованием для научного исследования.

Тема 2. Вселенная (16 часов)

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Модель Вселенной Н. Коперника.

Развитие представлений о Вселенной.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

Планета Земля и ее соседи.

Планеты – гиганты и маленький Плутон.

Небесные тела. Астероиды и кометы.

Таинственные соседи Солнца.

Обобщение знаний о Солнечной системе.

Мир звезд.

Созвездия.

Галактики.

Практ. работа №2. Нахождение созвездий и Млечного Пути.

Далекие миры. Многообразие галактик.

Повторение.

Обобщение: «Что мы узнали о Вселенной»

Тема 3. Земля(21час)

Представление людей о возникновении Земли.

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практ.работа№3. ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Вещества и явления в окружающем мире.

Практ. работа№ 4.наблюдение признаков химических реакций. Исследование физических явлений.

Природные явления. Землетрясения.

Вулканы и гейзеры.

Обобщение: строение Земли. Природные явления.

Суша планеты. Материки. Острова.

Характеристика природных условий материков.

Особенности материков планеты Земля.

Атмосфера планеты Земля.

Погода. Климат.

Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Практич. работа№5 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

Гидросфера Земли. Мировой океан.

Воды суши.

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Повторение.

Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле.

Животные прошлого.

Живые клетки. Методы их изучения.

Практ. работа №6. Изучение устройства светового микроскопа.

Практ. работа№7. Изучение строения клеток с помощью микроскопа.

Разнообразие живого на Земле. Одноклеточные организмы.

Многоклеточные организмы.

Практ. работа №8. Определение наиболее распространенных растений, животных, грибов.

Среда обитания организмов.

Организмы различных сред обитания.

Практ. работа№9.приспособление растений и животных к среде обитания.

Живые организмы разных материков.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Обобщение: что мы узнали о живой природе.

Тема 5. Человек на Земле (13часов)

Происхождение человека.

Первые люди. Жизнь наших предков.

История географических открытий.

Великие путешественники.

Как человек изменил Землю.

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека.

Практ. работа№10. Измерение своего роста и массы тела.

Безопасность человека.

Ядовитые животные и растения.

Обобщение: что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле.

Материально-техническая база кабинета

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс,- М.:Дрофа,2011.

Программа основного общего образования по природоведению 5 класс для общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А., Сонин Н.И. – М.: Дрофа ,2009.

Плешаков А.А. Сонин Н.И. Естествознание. Рабочая тетрадь. - М,: Дрофа, 2012 г

Учебно-наглядные пособия:

Микроскопы

Микропрепараты растений и животных

Природные зоны мира (карты)

Физическая карта мира(карты)

Глобусы Земли раздаточный

Модель вулкана

Флюгер демонстрационный и раздаточный

Барометр

Коллекция «Минералы и горные породы»

Коллекция « полезные ископаемые»

Плакаты:

Океаны Земли

Смена природных зон от полюсов к экватору

Атмосферные процессы и явления

Горные породы и полезные ископаемые

Мультимедийный материал:

Землетрясение-пр

Земля как планета-CD

Земля и Солнце- CD

Материки и океаны-CD

Электронное учебное издание

  • Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина , «Дрофа»,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...