Формирование у учащихся умений и навыков работы с источниками информации
статья по естествознанию на тему

Чащина Вера Александровна

Благополучие любого общества  и государство в целом зависит от того насколько широко образованы люди. Собственное благополучие детей в будущем зависит от их духовного и умственного развития. Основная задача школы состоит в том, чтобы помочь учащимся раскрыть и развить те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в окружающем мире. В настоящее время необходимо формирование информационных умений учащихся, которые будут способствовать становлению творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности. Работа с различными источниками информации является важной составной частью учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_2010_navyki_raboty_s_istochnikami_informatsii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся умений и навыков работы с источниками информации

Благополучие любого общества  и государство в целом зависит от того насколько широко образованы люди. Собственное благополучие детей в будущем зависит от их духовного и умственного развития. Основная задача школы состоит в том, чтобы помочь учащимся раскрыть и развить те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в окружающем мире. В настоящее время необходимо формирование информационных умений учащихся, которые будут способствовать становлению творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности. Работа с различными источниками информации является важной составной частью учебного процесса. Сейчас на уроках используются следующие формы подачи материала: лекция, объяснение учителя (ученика, приглашенного консультанта); работа с традиционными носителями информации, работа с компьютерными носителями информации. Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя. К традиционным источникам информации относятся: учебники, справочники, таблицы, аудио, видео-, теле, фильмы, мультимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п. Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Поиск становится сейчас все сложнее и сложнее. Умение работать с источниками информации является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся. Целенаправленных методик формирования системы информационных умений пока, увы, нет.

Прививая учащимся навыки самостоятельной работы с различными источниками информации необходимо учитывать что, во-первых, всякой самостоятельной деятельности  учащихся должна предшествовать продолжительная подготовка; во-вторых, учащиеся сначала должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и, в-третьих, у них должна выработаться устойчивая привычка пользоваться приемами работы с разными носителями  информации.

К сожалению, наша массовая школа пока ещё в большинстве своём по-прежнему учит детей лишь частно - предметным знаниям. Мы пользуемся технологиями, все механизмы которых направлены на формирование специальных, предметных знаний, умений и навыков. Но при этом мы не можем не заметить, что у многих учащихся не формируются обобщённые (общеучебные) умения, особенно информационные. При наиболее распространённом объяснительно-иллюстративном способе обучения учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания, просвещению школьников. При новых технологиях обучения меняется роль информации: она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для использования самими учениками в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

 Источники информации могут устаревать по мере накопления новых знаний. Современность источника информации имеет прямое отношение к возможности его применения. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся с учебной литературой успех обусловлен определенными дидактическими условиями. Первое условие — наличие у обучающихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения. Третье условие — необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий. Рассмотрим подробнее некоторые современные методические приемы формирования информационных умений, например, при работе с учебником. Классические методические пособия рекомендуют организовать работу с учебником так, «чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, делать выводы, находить материал, необходимый для решения задач». Начинать рекомендуют с заданий репродуктивного характера: внимательное чтение, запоминание, воспроизведение прочитанного посредством решения определённых задач. Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользоваться, потом предложить вводить задания на более глубокое понимание смысла изучаемых понятий, на активное применение мыслительных операций. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своём очень быстро ориентируются на систему опроса учителя. При этом на уроке воспроизводятся в тетрадях учащихся определения и фразы, которые можно дома или в классе прочитать в учебнике, а не тратить драгоценное время урока на переписывание определений. В начале учебного года необходимо настроить учащихся на работу с учебником в классе и дома. Предлагаю некоторые полезные приёмы. Самый простой - вставить пропущенные слова в предложения. В роли предложений можно взять ключевые фразы из домашнего параграфа. Задания можно усложнять по мере овладения умениями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся. Например, учащимся при подготовке домашнего задания предлагается дать формулировку определённых понятий с использованием нескольких источников информации. Конечно, можно надиктовать эти определения, но образовательный эффект тогда сводится к нулю. Отдельные ученики получают карточку с перечнем терминов, они должны раскрыть их на уроке за определённое время. Можно предложить учащимся дать собственную формулировку определений. Большую гордость испытывают учащиеся, когда учитель на уроке  использует данные ими определения. В конце года можно предложить учащимся самостоятельно оформить макет учебника. На странице ученики отображают основные разделы учебника, используя рисунки и символы. Введение заданий творческого характера в работе с источниками информации не отменяет классические приемы работы с учебником, а только переносит акцент на более высокий уровень самостоятельности учащихся. Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе. Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изучении принципа действия и устройства приборов и технических устройств, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся. В процессе разбора нового материала наиболее распространенной является работа с рисунками. Рисунки составляют неотъемлемую часть учебника. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали. Опыт показывает, что очень важным этапом в работе с рисунками учебника является внимательное рассмотрение рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Можно предложить самостоятельно составить вопросы к рисунку. Иногда излагая содержание предлагаемого рисунка, можно  включить его в свой рассказ. Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понимания учебного материала. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое. При работе с любой учебной литературой ученикам можно предположить выполнить конспект. Конспект (от лат. сonspectus – обзор) - это краткое письменное последовательное изложение основного содержания книги, статьи, освобожденное от мелочей, повторений. Работая над конспектом, надо помнить:
- при конспектировании надо записывать самое главное, по возможности, кратко;
- конспект не должен быть “глухим” - стоит создать систему знаков, обращающих внимание. Это могут быть цифровые и буквенные обозначения, деления, подчеркивания. Для получения краткой, но точной характеристики интересующего предмета самым простой  и эффективный путь обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу. Для того чтобы усвоить материал, необходимо не просто читать, а осмысленно работать с книгой. Некоторые правила работы с литературой: - необходимо предварительно просмотреть книгу или статью, познакомиться с ее структурой и содержанием; - желательно сделать закладки с указанием, о чем на той или иной странице говорится; - выделять необходимо лишь те места, которые имеют непосредственное отношение к теме работы; - свои мысли, которые возникают по ходу работы необходимо сразу фиксировать, так как они облегчают запоминание. Записи можно делать на листах бумаги или на карточках. Самый простой вид записи – выписки (выдержки). При работе с выписками необходимо помнить некоторые правила:- на каждом листе (сверху) обязательно указывается источник, откуда взят материал (ФИО автора, название, выходные данные книги) и номер страницы; - выписки делаются на одной стороне листа; - цитаты должны выписываться совершенно точно, не допускаются никакие искажения. После того, как литература и источники обработаны, сделаны необходимые записи и выписки, можно приступать к написанию работы, в соответствии с пунктами плана, а затем обязательно внимательно прочитать, для того чтобы устранить возможные пропуски, ошибки в датах, цифрах и другие погрешности. Проверяется орфография. Серьезное внимание следует обратить на дополнительную сверку всех цитат.

Наконец, все большее количество учащихся обращаются за поиском информации к электронным источникам, в частности, к всемирной сети Интернет. Здесь можно использовать множество способов поиска, но, как правило, существует два наиболее оптимальных варианта: использование поисковых систем и поиск по конкретному электронному адресу. Самые популярные русскоязычные поисковые системы ЯNDEX, RAMBLER и АПОРТ. Что касается использования электронных ресурсов, следует предупредить учащихся  о точности и достоверности найденного материала, опасности использования непроверенной информации через Интернет.


Список литературы
1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрис-Пресс, 2005.
2. Библиографическое описание электронных ресурсов. Методические рекомендации / Сост.: Т. А. Бахтурина, И. С. Дудник, Л. Д. Плохоцкая; Редкол.: Н. Н. Каспарова (отв. ред.), Р. А. Круглова, Н. В. Сарычева (ГПНТБ России), Д. В. Перепелица; РГБ, Межрегиональный комитет по каталогизации // Российская Государственная библиотека [Электрон. ресурс]: Офиц. сайт / РГБ. - М.: РГБ, 1998. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rsl.ru/pub/erdes.htm
3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М.: Книга, 1984. 120 с.
4. Гузик Н.П. Учись учиться. М., 1981.
5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.
6. Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.
7. Корсаков И.А. и др. Наедине с памятью. М., 1984.
8. Кушнир А.М. Азбука чтения. М., 1996.
9. Лапп Д. Вспомнить все. М., 1994.
10. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
11. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное. М., 1980.
12. Львов С.Л. Книга о книге: Для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1980. 208 с.
13. Николаева Л.Л. Учись быть читателем. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
14. Пинский В.А. Азбука учебного труда. М., 1988.
15. Поварнин С.И. Как читать книги. М.: Книга, 1978. 53 с.
16. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. Мн: Харвест, 1999.
17. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. 88 с.

18. Учимся учиться / Под ред. А.М. Зимичева. Л., 1990.
19. Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М., 1987
20. Чирва А. Учись учиться. М., 1977.

21.http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/bibliotekaru/samostoyatelnay.htm

22.http://www.erudition.ru/referat/ref/id.31257_1.html