Образовательная программа "Лаборатория зоологических профессий"
рабочая программа по экологии по теме

 Программа предназначена для ознакомления с основами ведения хозяйства и подготовки будущих зоолаборантов, а также поможет определиться с выбором профессии, углубить знания в области зоологии, биологии, экологии, ветеринарии  и придать им практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya_zoologicheskih_professiy.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

от 29.09.2015г.  № 2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»

                                                                           

 ___________ Емшанова Н.В.

«____»  ____________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _____

СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

от 29.09.2015г.  № 2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»                                                                            

 _____________ Емшанова Н.В.

«___»   ______________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________  № _____

Дополнительная

 общеобразовательная программа

«Лаборатория зоологических профессий»

для учащихся 13-15 лет

срок реализации программы – 1 год

Разработчик:

Когтева Альфия Акмаловна

педагог дополнительного образования                                                                            

 

г. Урай

2015г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                        3 стр.
  2. Учебно-тематический план                                                        7 стр.
  3. Содержание образовательной программы                                10 стр.
  4. Методическое обеспечение образовательной программы                12 стр.  
  5. Список литературы                                                                14 стр.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа «Лаборатория зоологических профессий» является модифицированной, имеет социально-педагогическую направленность с профильной ориентацией.

Новизна программы состоит в том, что она практико-ориентированная, все изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных  знаний и навыков, необходимых для работы в коллективе, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Таким образом, программа не только способствует профориентации и социальной адаптации, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества, но и открывает педагогу широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения.

Актуальность

 В последние годы в России большое внимание уделяется развитию фермерского хозяйства, многие горожане, владея участками земли, не только выращивают на них овощи, но и занимаются разведением сельскохозяйственных животных. В связи, с чем возникают вопросы по грамотному ведению хозяйства. Программа предназначена для ознакомления с основами ведения хозяйства и подготовки будущих зоолаборантов, а также поможет определиться с выбором профессии, углубить знания в области зоологии, биологии, экологии, ветеринарии  и придать им практическую направленность.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы составлено с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей учащихся от 13 -15 лет. В этом возрасте основное направление развития – мотивационно - потребностная и интеллектуально-познавательная сферы; в качестве ведущей деятельности отмечается общение и мыслительная деятельность.

Цель: Создание условий для формирования личности через осуществление профессиональной ориентации подростка.

Задачи:

Обучающие:

1. Научить основам грамотного ведения  работы зоолаборанта  на практике;

2.Расширить знания об особенностях строения и функциях растительных и животных организмов.

     

    Развивающие:

1.Развивать организаторские, коммуникативные и лидерские способности, применение их в общественной деятельности, умения решать разнообразные задачи организации жизнедеятельности объединения;

2. Повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение  к общим способностям человека;

        Воспитательные:

1. Формировать умение планировать свою деятельность и работать на результат;

2. Прививать навыки здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы – это профориентационная направленность, которая дают возможность учащимся любого возраста научиться правильно, ухаживать за животными, изучать биологические особенности, историю приручения животных, условия правильного содержания и кормления, причины возникновения и методику проведения лечения заболеваний, умение рассчитывать рентабельность разведения животных.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа адресована подросткам 13 - 15 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, тестирование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.  Наполняемость в группах составляет – 15 человек.

Сроки реализации программы – 1 год.  При нагрузке 2 часа в неделю – в год  66 часов.

Формы и методы обучения

При проведении занятий используются следующие формы обучения: беседы, экскурсии, деловые и ролевые игры, конкурсы, тесты, практические работы в мини – зоопарке, на учебно-опытническом участке по выращиванию  культурных растений, лабораторные работы, консультации, защита проектов.  

При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и  здоровье сберегающие.

В качестве рефлексии – подготовка, оформление, защита мини-проектов и  исследовательских работ.

Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные работы по выращиванию культурных растений,  практические и лабораторно-практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением  ветеринарно-профилактических мероприятий по выявлению больных и здоровых животных, приемов ухода и содержания  за ними,  технологических расчетов.

Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся будут

знать:

  1. правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
  2. биологические особенности животных, обитающих в мини-зоопарке;
  3. взаимосвязь животных и растений в природных экосистемах;
  4. особенности ухода за растениями и животными;
  5. роль  обучающихся в поддержании жизнедеятельности обитателей  мини-зоопарка;
  6. взаимосвязь  особенностей строения обитателей террариума и аквариума;
  7. роль человека в создании и поддержание связей в агрокомплексах;
  8. правила постановки опытнической и практической работы с животными;

уметь:

  1. ориентироваться в мире профессий;
  2. оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
  3. составлять жизненные и профессиональные планы;
  4. правильно ухаживать за животными и растениями;
  5. грамотно ухаживать за обитателями террариума и аквариума;
  6. проводить лабораторные анализы и исследования;
  7. грамотно анализировать результаты проведенных наблюдений;
  8. делать выводы по итогам  практической работы.

      9. находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет.

Аттестация учащихся по индивидуальным учебным планам

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль или входной;
  2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
  3. промежуточный контроль;
  4. итоговый контроль.

Входной контроль проводится в начале учебного года и состоит из индивидуальной

профориентационной беседы с учащимся, а также  тестов, анкет, опросников, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

Текущий контроль  проводится в форме зачётов по отдельным темам, отчётных творческих заданий, защиты опытнической работы.

Промежуточный контроль проводится после прохождения каждого раздела программы в форме контрольно-диагностических занятий.

- семинары (выступления учащихся с творческими работами, рефератами, докладами, сообщениями) по материалу раздела.

Итоговый контроль  проводится в форме зачета или собеседования.

- как показатели результативности программы также учитываются творческие достижения учащихся (участие в олимпиадах и конкурсах проектных и исследовательских работ по биологии разного уровня).

При аттестации применяются (мониторинг результатов обучения):  

1. Дифференциально-диагностический опросник «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина (приложение 1);

2. «Дифференциально-диагностический опросник  Е.А. Климов (приложение 2);

3. «Ориентация» анкета И.Л. Соломин (приложение 3).

- диагностику уровня теоретической подготовки учащихся, которая проводится на первом занятии каждого раздела программы в форме тестирования.

Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся заносятся в индивидуальную карточку  (таблица 1 и 2) и рекомендуются использовать с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».

Таким образом, разностороннее  исследование психологических особенностей учащихся, их профессиональных интересов способствуют расширению  их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.

Учебный  план

Наименование разделов

Общее количество часов

Количество часов

в том числе

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

1.

Зоология и зоологические профессии

8

2

6

2.

Что ты знаешь о грызунах?

14

4

12

3.

Экзотические животные

10

2

8

4.

Содержание птиц в неволе

12

4

8

5.

Аквариумные рыбки

6

2

4

6.

Ветеринарно-профилактические

мероприятия

12

4

8

Итого:

66

20

46

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Количество часов в том числе

Теория

Практика

Вводное занятие. Диагностический опросник  «Матрица выбора профессий».

2

2

1.

Зоология и зоологические профессии

8

2

6

Ботаника и агротехнические профессии

2

Зоология – наука для тех, кто любит

животных

2

Типовая инструкция по технике безопасности и производственной санитарии для рабочих по уходу за животными в мини - зоопарке.

2

2.

Что ты знаешь о грызунах?

16

6

10

Содержание декоративных карликовых кроликов,  шиншилл.

2

Составление рациона и кормление животных.

2

Заготовка веточного корма.

2

Длинношерстые, короткошерстые, морские свинки, хомячки и дегу.

2

Уход за кормовыми растениями на учебно-опытническом участке.

4

Заготовка веточного корма.

2

Обобщение  «Эти забавные грызуны».

2

3.

Экзотические животные

10

2

8

Содержание и уход за синиязыким сцинком, бородатой агамой, игуаной зеленой.

2

Содержание и уход за  королевским питоном.

2

Содержание и уход за  улитками «ахатины».

2

Содержание и уход за  сухопутными и красноухими  черепахами.

2

Обобщение  «Удивительный мир животных».

2

4.

Содержание птиц в неволе

12

4

8

Видовое разнообразие птиц.

2

Содержание и уход за  канарейками, зебровыми амадинами.

2

Природоохранная акция «Птичья столовая»

2

Содержание и уход за  краснощекими, волнистыми, ожереловыми попугаями.

2

Болезни птиц, лечение и профилактика.

2

Обобщение. «Пернатые странники».

2

5.

Аквариумные рыбки.

6

2

4

Виды аквариумных рыб.

2

Корма и основные правила кормления. Болезни рыб и их лечение.

2

Обобщение.  Викторина «В гостях у жителей подводного царства».

2

6.

Ветеринарно-профилактические мероприятия

12

4

8

Составление плана санитарных мероприятий в мини-зоопарке.

2

Выявление больных и здоровых  животных.

2

Ветеринарно-профилактические мероприятия  от ушного клеща.

2

Антропометрические данные грызунов.

2

Антропометрические данные экзотических животных.

2

Обобщение « Юные ветеринары».

2

9.

Итоговое занятие «Моя профессия - зоолаборант». Защита мини-проектов.

2

2

Итого:

66

20

46

Содержание  образовательной программы

Вводное занятие (2 часа).

Комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности в объединении.

Теория: Диагностический опросник  «Матрица выбора профессий».

Тема 1.  Зоология и зоологические профессии (8час.).

Теория: Типовая инструкция по технике безопасности и производственной санитарии для рабочих по уходу за животными в мини - зоопарке.

Практика: Ботаника и агротехнические профессии. Зоология – наука для тех, кто любит

животных.

Экскурсия: в мини – зоопарк, знакомство с животными;  в теплицу, знакомство с комнатными растениями.

Тема 2. Что ты знаешь о грызунах? (14 час).

Теория: Содержание декоративных карликовых кроликов, шиншилл. Длинношерстые, короткошерстые, морские свинки. Обобщение  «Эти забавные грызуны».

Практика: Подготовка кормов, наблюдение за животными во время кормления. Уход за кормовыми растениями на учебно-опытническом участке. Заготовка веточного корма.

Тема 3. Экзотические животные (10 час).

Теория: «Удивительный мир животных».

Практика: Содержание и уход за опоссумами, синеязыким сцинком, бородатой агамой, игуаной зеленой, королевским питоном. Содержание и уход за  улитками «ахатины». Содержание и уход за  сухопутными и красноухими  черепахами.

Тема 4. Содержание птиц в неволе (12 час).

Теория: Видовое разнообразие птиц. Обобщение. «Пернатые странники».

Практика: Содержание и уход за  канарейками, зебровыми амадинами. Природоохранная акция «Птичья столовая». Содержание и уход за  краснощекими, волнистыми, ожереловыми попугаями. Болезни птиц, лечение и профилактика.

Тема 5. Аквариумные рыбки (6 час).

Теория: Болезни рыб и их лечение. Обобщение викторина «В гостях у жителей подводного царства».

Практика: Виды аквариумных рыб. Корма и основные правила кормления. Болезни рыб и их лечение.

Тема 6. Ветеринарно-профилактические мероприятия (12 час).

Теория: Составление плана санитарных мероприятий в мини-зоопарке. Обобщение

« Юные ветеринары».

Практика: Выявление больных и здоровых  животных. Ветеринарно-профилактические мероприятия  от ушного клеща. Антропометрические данные грызунов. Антропометрические данные экзотических животных.

Итоговое занятие

Теория: «Моя профессия - зоолаборант» (защита мини-проекта).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебный кабинет (в кабинете рабочее место для педагога и место для учащихся; оборудование учебного кабинета должно соответствовать санитарным нормам охраны труда и здоровья участников образовательного процесса).

Учебное хозяйство СЮН (коллекция животных и растений уголка живой природы).

Наличие учебно-методической базы: справочники, пособия. Учебные таблицы по разделам: «Общая биология», «Человек», «Животные», «Растения».

Раздаточный материал: карточки по анатомии, зоологии, ботанике, тесты по темам занятий, олимпиадные вопросы, гербарии, оборудование для лабораторных работ.

Технические средства обучения (компьютер, медиа проекторDVD-проекторвидеомагнитофон и др.). Благодаря  Интернету и  единой коллекции  цифровых образовательных ресурсов   позволяет  обеспечить наглядный образ  к подавляющему большинству тем курса «Лаборатория зоологических профессий». Необходимые измерительные приборы: весы, термометры,  сантиметровые линейки.

  Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. коллекция кормов;
  2. макет гнездового ящика;
  3. аптечка ветеринара;
  4. определитель деревьев в осенне-зимний период;
  5. «Трафаретка»;
  6. гербарии овощных культур;
  7. муляжи овощей и фруктов;
  8. плакаты «Полезные и опасные растения»;
  9. настольные весы;
  10. колбы;
  11. измерительная лента;
  12. лупы;
  13. микроскоп;
  14. мультимедийные материалы.

Наглядно - дидактическое пособие:

  1. «Рептилии и амфибии»;
  2. «Животные на ферме»;
  3. «Животные домашние питомцы»;
  4. «Домашние птицы»;
  5. «Попугаи»;
  6. «Насекомые»
  7. «Овощи»;
  8. «Змеи».

Материально-техническое оснащение

для животных:

кормушки, поилки, чашечки, террариумы, инфракрасные лампы для террариумов,  ванночки для купания животных,  маточники.

          для птиц:

- клетки, поилки, кормушки, домики, декоративные гнезда, колокольчики, лесенки, зеркала.

для рыб:

- сочки,  помпы, кислородные фильтры, грунт (искусственные  и  натуральные камни), декоративные пленки,  искусственные и декоративные  растения, люминесцентные  лампы,

Спецодежда  для зоолаборанта:

- Халаты, фартуки, перчатки.

Список использованной литературы

  1. Аганин  А.В. Справочник ветеринарного врача/А.В. Аганин. – Ростов  н /Дону. Феникс, 2012. – 608 с.
  2. Ерин, А.Т. Приусадебное кролиководство/А.Т. Ерин, Е.И. Плотников. – Мн.: Ураджай, 2008. – 384 с.
  3. Захаро Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/ Н.Н.  Захаров, В.Д.   - М.: Просвещение, 2013. – 105 с.
  4. Теремов А. Занимательная зоология /А. Теремов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 528 с.
  5. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзамена / М.Ю. Савченко, Г.В. Резапкина. – М.: Вако, 2005. – 240 с.
  6. Ижболдина, С.И.  Животноводство в фермерском и личном подсобном хозяйстве / С.И. Ижболдина, М.В. Гоголев, 2010. – 336 с.
  7. Хицкевич  Ю.Г. Все о животных: Птицы / Ю.Г. Хицкевич. – Мн.: Харвест, 2000. – 672 с.
  8. Ерин, А.Т. Приусадебное кролиководство/А.Т. Ерин, Е.И. Плотников. – Мн.: Ураджай, 2008. – 384 с.

Список литературы для педагога

1. Артемичев М.А. Рецептурный справочник по болезням птиц/ М.А. Артемичев. – М.: Колос, 2010. - 309 с.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных/ В.А. Алексеев. – Ярославль – Академик, 2013. – 510 с.

3. Борисович, Л.В. Инфекционные болезни животных/ Л.В. Борисович, Л.В. Кириллов. - М.: Агропромиздат, 2011. – 608 с.

4. Корсунская, В.М. Уроки общей Биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко. -  М.: Просвещение, 2009. - 224 с.

5. Лукина Е.В. Экзотические птицы в вашем доме/ Е.В. Лукина. Л. Ленинградский университет,– 2008. – 427 с.

6. Мамонтов, С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования /С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. – М.:  Просвещение, 2011. -  414 с.

        Список литературы для учащихся

  1. Акимушкин И. Мир животных /И. Акимушкин. - М.: Мысль, 2012. – 49 с.
  2. Батуев, А.С.,Туленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/А.С. Батуев, М.А. Туленкова. -  М.: Дрофа, 2011. – 123 с.

        3. Грецов, А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов/ А. Грецов, Т. Бедарева. - СПб.: П итер, 2009.- 243 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

«Матрица выбора профессии» 
Г.В. Резапкина

Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngДанная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

1. С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? 
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.) 
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, программирования). 
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты). 
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины). 
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.). 
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые). 
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные). 
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты). 
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства). 
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).

2.Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? 
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью). 
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей). 
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности). 
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение). 
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства). 
2.6. Производство (изготовление продукции). 
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов). 
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо). 
2.9. Защита (охрана от враждебных действий). 
2.10. Контроль (проверка и наблюдение).
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Матрица выбора профессии

Виды труда

Сфера труда

Человек

Информация

Техника

Искусство

Животные

Растения

Продукты

Изделия

Природные ресурсы

Управление (руководство чьей-то деятель-ностью)

Менеджер по персоналу Админи-стратор

Маркетолог Диспетчер

Статистик

Технолог Авиа-диспетчер Инженер

Режиссер Продюсер Дирижер

Кинолог Зоотехник Генный инженер

Агроном Фермер Селекци-онер

Товаровед Менеджер по продажам

Менеджер по продажам Логистик Товаровед

Энергетик Инженер по кадастру

Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей)

Продавец Парикмахер Официант

Переводчик Экскурсовод Библиотекарь

Водитель Слесарь Теле-радио- мастер

Гример Костюмер Парик-махер

Животновод Птицевод Скотовод

Овощевод Полевод Садовод

Экспедитор Упаковщик Продавец

Продавец Упаковщик Экспедитор

Егерь
Лесник Мелиоратор

Образование (воспитание и обучение, формирование личности)

Учитель Воспитатель Социальный педагог

Преподаватель. Ведущий теле- и радио программ

Мастер производ-ственного обучения

Хореограф Препода-ватель музыки, живописи

Дресси-ровщик Кинолог Жокей

Препода-ватель биологии Эколог

Мастер производ-ственного обучения

Мастер производ-ственного обучения

Препода-ватель 
Эколог

Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение)

Врач
Медсестра
Тренер

Рентгенолог Врач (компью-терная  диаг-ностика)

Мастер авто сервиса Физио-терапевт

Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор

Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог

Фито-терапевт Гомеопат Травник

Диетолог Косметолог Санитарный инспектор

Фармацевт Ортопед
Протезист

Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Режиссер
Артист
Музыкант

Программист Редактор
Web-дизайнер

Коструктор Дизайнер Художник

Художник Писатель Компо-зитор

Дресси-ровщик Служитель цирка

Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист

Кондитер
Повар
Кулинар

Резчик по дереву Витражист Скульптор

Архитектор Мастер-цветово Декоратор

Производство (изготовление продукции)

Мастер производ-ственного обучения

Корректор Журналист Полиграфист

Станочник Аппаратчик Машинист

Ювелир График Керамист

Животновод Птицевод Рыбовод

Овощевод Цветовод Садовод

Технолог Калькулятор
Повар

Швея
Кузнец
Столяр

Шахтер Нефтяник Техник

Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов)

Стилист Пласти-ческий хирург

Картограф. Программист Web-мастер

Инженер-конструктор Телемастер

Архитектор Дизайнер Режиссер

Генный инженер Виварщик Селекционер

Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист

Инженер-технолог Кулинар

Модельер Закройщик Обувщик

Дизайнер ландшафта Инженер

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог Следователь Лаборант

Социолог. Математик Аналитик

Испытатель (техники) Хроно-метражист

Искус-ствовед Критик Журналист

Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог

Биолог Ботаник Микро-биолог

Лаборант Дегустатор Санитарный врач

Эргономик Контролер Лаборант

Биолог Метеоролог Агроном

Защита (охрана от враждебных действий)

Мили-ционер. Военный
Адвокат

Арбитр
Юрист
Патентовед

Пожарный
Сапер
Инженер

Поста-новщик трюков Каскадер

Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора

Эколог Микро-биолог Миколог

Санитарный врач Лаборант Микро-биолог

Сторож
Инспектор

Охрана ресурсов Инженер по ТБ

Контроль (проверка и наблюдение)

Тамо-женник Прокурор Табельщик

Корректор Системный программист

Техник-контролер Обходчик ЖД

Выпус-кающий редактор Консуль-тант

Консультант Эксперт по экстерьеру

Селекци-онер Агроном Лаборант

Дегустатор лаборант Санитарный врач

Оценщик Контролер ОТК Приемщик

Радиолог Почвовед Эксперт


Приложение 2

«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова

Методика «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

 человек — природа;

 человек — техника;

 человек — человек;

 человек — знаковая техника, знаковый образ;

 человек — художественный образ.

Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Инструкция: Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ, затем отметьте в бланке ответов выбранный вариант. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

Текст опросника:

1. а) Ухаживать за животными

б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2. а) Помогать больным людям, лечить их

б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3. а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

б) Следить за состоянием, развитием растений

4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

б) Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5. а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6. а) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7. а) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8. а) Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения

б) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. а) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а) Лечить животных

б) Выполнять вычисления, расчеты

11. а) Выводить новые сорта растений

б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, поощрять, наказывать.

б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13. а) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

б) Наблюдать, изучать жизнь микробов

14. а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15. а) Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16. а) Делать лабораторные анализы в больнице

б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

б) Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.

б) Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а) Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Ключ к тесту ДДО

Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ

1а 1б 2а 2б 3а

3б 4а 4б 5а 5б

6а 7б 6б 9б 7а

10а 9а 8а 10б 8б

11а 11б 12а 12б 13а

13б 14а 14б 15а 15б

16а 17б 16б 19б 17а

20а 19а 18а 20б 18б28

                                                                                                          Приложение 3

Анкета «Ориентация» 
И.Л. Соломин

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности: 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png0 - вовсе нет; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png1 - пожалуй, так; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png2 - верно; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png3 - совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей

0 1 2 3

       

Заниматься лечением

0 1 2 3

Обучать, воспитывать

0 1 2 3

Защищать права и безопасность

0 1 2 3

Управлять людьми

0 1 2 3

2

Управлять машинами

0 1 2 3

 

Ремонтировать оборудование

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи

0 1 2 3

Заниматься строительством

0 1 2 3

3

Редактировать тексты и таблицы

0 1 2 3

 

Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3

Обрабатывать информацию

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

4

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3

 

Рисовать, фотографировать

0 1 2 3

Создавать произведения искусства

0 1 2 3

Выступать на сцене

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

5

Ухаживать за животными

0 1 2 3

 

Заготавливать продукты

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3

Иметь дело с природой

0 1 2 3

А

Работать руками

0 1 2 3

 

Выполнять решения

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3

Б

Работать головой

0 1 2 3

 

Принимать решения

0 1 2 3

Создавать новые образцы

0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности: 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png0 - вовсе нет; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png1 - пожалуй, так; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png2 - верно; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png3 - совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

1

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3

       

Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3

Выслушивать людей

0 1 2 3

Разбираться в людях

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3

2

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3

 

Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3

 

Хорошо считать в уме

0 1 2 3

Преобразовывать информацию

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3

4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3

 

Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3

Рисовать

0 1 2 3

5

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3

 

Разводить растения или животных

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3

Работать на земле

0 1 2 3

А

Быстро выполнять указания

0 1 2 3

 

Точно следовать инструкциям

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3

 

Принимать нестандартные решения

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения

0 1 2 3

Брать на себя ответственность

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу

0 1 2 3

Обработка результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий,  разделенных «по признаку» и «предмету труда»:

1) Человек - человек;

2) Человек - техника;

3) Человек - знаковая система;

4) Человек - художественный образ;

5) Человек - природа. 
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngЗная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.


таблица 1.                                                        

Индивидуальная карточка учёта результатов учащегося по программе

 «Лаборатория зоологических профессий»

Показатели

Критерии

Степень выраженности признака

Кол-во бал-ов

Методы диагностики

минимальный

средний

высокий

1.Теоретическая подготовка

учащихся

Соответствие теоретических знаний

программным требованиям

Овладение менее,

чем ½ объёма

знаний, предусмотренных программой

Объём усвоенных  знаний,

более ½

Освоен практически

весь объём

знаний, предусмотренный программой за конкретный

период времени

Наблюдение, тестирование, контрольный

 вопрос.

2.Владение

специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Ученик избегает употреблять специальные

термины

Сочетание специальных терминов с бытовыми

Спец. термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Собеседование,

работа

с карточками

3. Практическая подготовка

учащегося

Соответствие практических

 умений и

навыков

программным требованиям

Овладение менее, чем ½ объёма умений, предусмотренных программой

Объём усвоенных  умений и навыков, более ½

Овладение практически

всеми

умениями и навыками

Практическая

 работа

4. Владение спецоборудованием

 и оснащением

Отсутствие

затруднений в использовании спецоборудованием и оснащением

Испытывает

серьёзные

затруднения

 при работе

с оборудованием

Работает с оборудованием с помощью педагога

Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает

 особых

трудностей

Практическая

работа

5. Выступление

 перед аудиторией

Свобода во владении и подачи

подготовленной информации

Испытывает

серьёзные затруднения при выступлении,

нуждается в

постоянной

помощи и контроле педагога

Работает с помощью педагога

или родителей

Работает самостоятельно, не испытывает трудностей

Наблюдение, выступление с рефератом,

Участие

 в дискуссиях

6. Умение

организовать

рабочее место

Самостоятельность подготовки

рабочего места

 и его уборка

Испытывают затруднения при работе, нуждаются в постоянной помощи

Работают с помощью педагога

Работает самостоятельно, не испытывает трудностей

Наблюдение

7. Навыки

соблюдения

правил

безопасности

 в процессе

деятельности

Соответствие реальных навыков

 в соблюдении

правил

безопасности программным требованиям

Владение мене,

 чем ½ навыков

 правил

безопасности предусмотренных программой

Объём усвоенных  навыков,

более ½

Освоен практически

весь объём навыков, предусмотренный программой за конкретный

период времени

Наблюдение

8. Умение

 аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и ответственность в выполнении

работы

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Наблюдение

9. Оценка в баллах

1

5

10

                                                                                                                               таблица 2.

Индивидуальная карточка учёта результатов учащегося по программе

 «Лаборатория зоологических профессий»

Сроки диагностики

Начальный  уровень знаний

Промежуточный уровень знаний

Итоговый уровень знаний

показатели

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.Теоретическая подготовка

учащегося

а) теоретические знания

по изучаемым разделам

б) владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка

учащегося

а) практические умения и навыки, предусмотренные программой

б) владение спецоборудованием и оснащением

в) творческие навыки

3.Общеучебные умения и навыки

3.1 учебно-интеллектуальные

 умения:

а) подбор и анализ спецлитературы

б) умение пользоваться

 компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2 Учебно-коммуникативные

умения:

а) умение слушать и слышать

педагога

б) умение вести полемику,

 участвовать в дискуссии

в) выступление пред аудиторией

3.3 Учебно-организационные

умения и навыки:

а) умение организовывать рабочее

место

б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе

деятельности

в) умение аккуратно выполнять

работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по профессии "Помощник воспитателя"

Рабочая программа разработана с целью ознакомления учащихся с ОВЗ с профессией "Помощник воспитателя". Программа направлена на формирование теоретических знаний, отработк...

Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.08Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый уровень подготовки

Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...

Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.09 Основы безопасности жизнедеятельности основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый

Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...

Цифровые образовательные ресурсы по профессии "Столяр строительный"

В документе "Цифровые образовательные ресурсы по профессии "Столяр строительный"" представлены ссылки на ресурсы сети Интернет по профессии "Столяр строительный" и информ...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОП.08 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ основной профессиональной образовательной программы по профессии: 13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБ

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальнос...

Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплине ОП.07 Технический английский язык профессиональной образовательной программы по профессии СПО: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) по программе "Профессионалитет"

Материал разработан на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), рабочей программы учебной дисциплины и на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

     Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организация...