Статья "Системно-деятельный подход в обучении младших школьников в дополнительном образовании"
статья по естествознанию по теме

В статье рассматривается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и  ориентирован   не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.  Приводится пример применения системно-деятельностного подхода при разработке  практического занятия для учащихся младшего школьного возраста на тему «Эти забавные комочки». Статья рекомендована учителям начальных классов по предмету «Окружающий мир», методистам по учебно-воспитательной работе, педагогам дополнительного образования  в области экологии, биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья

Обучение младших школьников в образовательной организации дополнительного образования детей

Когтева Альфия Акмаловна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр дополнительного образования»

Аннотация. В статье рассматривается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и  ориентирован   не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам Приводится пример применения системно-деятельностного подхода при разработке  практического занятия для учащихся младшего школьного возраста на тему «Эти забавные комочки». Статья рекомендована учителям начальных классов по предмету «Окружающий мир», методистам по учебно-воспитательной работе, педагогам дополнительного образования  в области экологии, биологии.

Актуальность данной статьи  обусловлена использованием в образовательном процессе  приемов и методов, которые формируют  умение  у учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и  делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

 Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а  дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Функция педагога  заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов  деятельности  учащихся   через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает учащихся к поиску возможностей  других решений и  развитию ситуации на новом уровне.

 В связи с этим педагогам дополнительного образования  необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного и проектного обучения.  Одна из них -  «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона.

Данный подход направлен на развитие каждого  учащегося,  формирование его индивидуальных способностей и позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки.

 Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед учащимися,  организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими учащимися.

Функция педагога  заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов  деятельности  учащихся  через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают не окончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1). Принцип деятельности заключается в том, что  обучающийся получает знания  не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его  общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что  обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.  

2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.

В практической деятельности  используются следующие типы занятий: «открытие нового знания», « формирование знаний, умений и навыков (работа в парах)», «развивающий контроль», «общение».  Все вышеуказанные типы занятий способствуют формированию предметных умений и навыков и позволяют развивать универсальные  учебные действия.

Рассмотрим подробнее типы занятий:

1. «Открытие новых знаний» -   формирование умения ставить цели и задачи, выявлять места и причины затруднений, анализировать результаты своей деятельности и подводить итог.  Обучающиеся комбинируют  имеющиеся знания, выдвигают гипотезы, находят  пути решения проблем путем наблюдения, сравнения, анализа  и обобщения. 

  Результат - творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий и познавательной активности.

2. «Работа в парах» (формирование знаний, умений и навыков, коррекция пробелов) - формирование навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в парах (обучающиеся учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлению взаимоконтроля и самоконтроля). Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

3. «Общение» (теоретический опрос по теме и  небольшие практические задания) -  формирование умения организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатам товарищей.  В процессе таких  занятий формируется критическое мышление и вырабатывается  способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной  проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом  поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

 Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение технологии  деятельностного метода обучения создает условия для формирования у  учащегося готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.  Данный метод перспективен в проведении исследовательских и лабораторно – практических работ.

Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.

Системно-деятельностный  подход  предполагает создание у учащихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты.

Список использованных источников

1. Асмолов А.Т. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, 2009.

 2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М :. БАЛЛАС, 2008.

3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- М:. Просвещение, 2010.

Ресурсы сети Интернет

1.http://festival.1september.ru/ Деятельностный метод в школе.

2. http://nsportal.ru/ Технология системно – деятельностного  обучения для младших школьников.

ПРИЛОЖЕНИЕ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.

основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...

Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"

Презентация  о системно-деятельностном-подходе  к уроку...

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....

Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".

В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....

"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски"

Работа посвящена рассмотрению вопроса о роли системно-деятельностного подхода в начальной школе...