Охранять природу - значит охранять жизнь.
план-конспект урока по естествознанию по теме

Матвеев Демьян Викторович

Урок обществознания в 7 классе по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь". Содержание: технологическая карта урока; тематические тесты; презентация с видеофрагментами. P.S. Если видеофрагменты не запускаются в скачанной презентации обновите гиперссылки для них, скачав видеофрагменты по указанным в конце презентации ссылкам. К слайдам 6-9 основная ссылка на полное видео, ниже - нарезка видео на фрагменты. Для удобства сохраните скачанную презентацию и видеофрагменты в одной папке, обновите гиперссылки внутри папки. Теперь презентацию можно с помощью флешки использовать на любом устройстве использующем Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –  ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Информационно-методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

  • Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред.
    Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
  • Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О. А. Котова,
    Т. Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.
  • Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. — М.: ВАКО, 2011.

План урока

  1. Что значит относиться к природе по-человечески?
  2. Тяжелые последствия безответственности.
  3. Экологическая мораль

Цель урока

Формирование основ экологической этики, ответственном отношении к природе.

Формы и методы
обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Экосистема, экологический кризис, утилизация, экологическая мораль.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять,  что мы называем экологической моралью; характеризовать взаимодействие человека на природу.

Получат возможность научиться: выбирать критерии для сравнения; строить логические цепочки для рассуждений; анализировать выделенные признаки; принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению

Информационная компетенция

Умеют: работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями; отбирать и анализировать необходимую информацию

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время
(мин)

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации
взаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организацио-нный момент

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Беседа по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные: 

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Работа в тетради

II. Актуализация знаний

6

Беседа по теме «Как зарождалась жизнь на Земле» (видеофрагмент).

Диалог с учащимися
по вопросам:

- Как образовалась Земля?

- Как возникает жизнь на Земле?

- Когда появляется человек?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – осознанное речевое высказывание  в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – дополняющие и расширяющие имеющееся представление об охране природы

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

20

Самостоятельная работа с учебником: «Медвежьи ясли» зоолога Пажетнова.

Выполнение
заданий в рабочей тетради: № 3, с. 100

Пояснение задания
учащимся.

Выполняют задания.

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные –  составление диалогов; осознанное речевое высказывание, формулирование ответов;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Записи в тетради.

1

2

3

4

5

6

7

8

Работа с видеоматериалами презентации:

Фрагмент № 1

Фрагмент № 2

Фрагмент № 3

Фрагмент № 4

Фрагмент № 5

Беседа по вопросам:

- Что делают Крош и Ёжик?

- Дайте оценку их деятельности.

Ознакомление с новыми понятиями.

Отвечают на вопросы.

Работа со словарём.

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование
цели;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти).

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Устные ответы.

Записи в словарях.

IV. Первичное  осмысление и закрепление

7

Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 4, 5, с. 100–101

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради

Выполняют задания  в рабочей тетради

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов; 

логические осуществление
поиска информации.

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному предмету (теме)

Проверка выполнения
заданий в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений («Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды»)

Обсуждение принципов Барри Коммонера

Отвечают  на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

Прочитать параграф 17, подготовиться к обсуждению

Объясняет домашнее
задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Чисто не там где убирают, а там где не сорят. Матвеев Демьян Викторович учитель истории и обществознания МОБУ СОШ с. Старые Маты

Слайд 2

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Цель урока: формирование основ экологической этики. Задачи урока: образовательная: познакомить с основами экологической морали; развивающая: развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения учебных задач; воспитательная: развитие чувства личной ответственности перед природой за свое поведение.

Слайд 3

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. План урока: Что значит относиться к природе по человечески? Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль.

Слайд 4

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Как образовалась Земля? Солнечная система возникла из нехолодной туманности - скопления пыли и газа. Наша планета образовалась около 5 миллиардов лет назад. Как возникает жизнь на Земле? На Землю в течение миллионов лет в виде дождей выпадала вода. В углублениях земной поверхности образовался доисторический Океан. В нем примерно 4 млрд. лет назад зародилась первоначальная жизнь. Когда появляется человек? Первые животные появились между 12 000 000 и 600 000 лет до появления первого человека . Но до появления человека, было еще долго - он появился 500 000 лет назад!

Слайд 5

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. «Медвежьи ясли» зоолога Пажетнова

Слайд 6

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ (задание 3 стр. 100 в рабочей тетради). Опиши черты ответственного человека. Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и не думает о последствиях своих действий. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное назначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное.

Слайд 7

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Экологический кризис – нарушение равновесия в природе. По степени угрозы выделяются: - неблагоприятная экологическая ситуация - загрязнение окружающей среды; - экологическое бедствие - стихийное бедствие или промышленная авария; - экологическая катастрофа – необратимые изменения в природе.

Слайд 8

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Утилизация Специальная обработка мусора (брикетирование, термообработка, превращение в остекленные гранулы, сжигание, захоронение на полигонах и т. п.) с целью превращения его в инертный вид, не оказывающий вредного влияния на экологию

Слайд 9

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Три главных правила экологической морали : Я лично несу ответственность за сохранение природы. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.

Слайд 10

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Четыре правила Барри Коммонера: Всё связано со всем. Природа знает лучше. Всё должно куда-то деться. За всё надо платить.

Слайд 11

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ. Домашнее задание: прочитать параграф 17, подготовиться к обсуждению

Слайд 12

фото слайд 5 - http://v1serdyuk.ru/wp-content/uploads/2014/03/V.Pazhetnov-212x300.jpg - http://v1serdyuk.ru/wp-content/uploads/2014/03/Biopitomnik-Pazhetnovyih-300x205.jpg видео слайд 4 - https://youtu.be/cD_tcIGVw7I (Как зарождалась жизнь на Земле) слайды 6-9 - https://youtu.be/t8iggRi0MSU (Смешарики. Маленькое большое море) 1 часть - https://yadi.sk/i/HbWff146ujEfB 2 часть - https://yadi.sk/i/BxPWRS1xujEhT 3 часть - https://yadi.sk/i/cdnk4xupujEjX 4 часть - https://yadi.sk/i/z3EoMInMujEmF 5 часть - https://yadi.sk/i/BVOiyFBsujEo9 слайд 10 - https://youtu.be/z4FYw736Y_c (Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли) шаблоны презентации «Зелёное дерево» - http://shablony-powerpoint.ru/images/priroda/06.jpg



Предварительный просмотр:

Тест 23. Охранять природу - значит охранять жизнь

Вариант 1

А1. Человек, который губит природу, незаконно охотится:

  1. охотник
  2. егерь
  3. браконьер
  4. лесник

А2. «Благоговение перед жизнью» — основная мысль учения:

  1. В.И. Вернадского
  2. А. Швейцера
  3. Петра I
  4. В.Г. Распутина

А3. Верны ли суждения об ответственности:

а) ответственность за свои поступки позволит сохранить природу;

б) ответственный человек испытывает тревогу за окружающий мир?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения об экологической морали:

а) экологическая мораль не имеет смысла, так как она приведёт к остановке развития общества;

б) под экологической моралью нужно понимать способность человека выживать на нашей планете?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «экологическая мораль». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. ответственность
  2. благоговение перед жизнью
  3. предвидение последствий
  4. браконьерство
  5. забота

Ответ: ______________________

Тест 23. Охранять природу - значит охранять жизнь

Вариант 2

А1. Ответственное поведение человека по отношению к природе предполагает:

  1. использование природных ресурсов
  2. предвидение последствий своей деятельности
  3. знание мест обитания животных
  4. строительство жилья в лесу

А2. Указ Петра I об охране лесов является примером:

  1. удовлетворения возрастающих потребностей промышленности
  2. бессмысленной вырубки лесных угодий
  3. решения создать дополнительные рабочие места
  4. выполнения основного экологического правила

А3. Верны ли суждения о браконьерстве:

а) браконьер — человек, нарушающий законы государства;

б) браконьер не может нанести большого вреда природе?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения об экологической морали:

а) экологическая мораль требует сохранять жизнь всему живому на земле;

б) загрязнение рек — результат нарушения экологической морали?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного соответствует главным правилам экологической морали?

  1. восстановление лесов
  2. создание заповедников
  3. осушение Аральского моря
  4. уменьшение популяций животных
  5. охота на китов
  6. строительство кормушек в зимнее время

Ответ: ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"  по обществознанитю для учащихся 7 класса (программа под редакцией Л.Н.Боголюбова)...

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ

формирование представления о законодательстве по вопросам об охране природы, ответственном отношении к природе...

Экоурок «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Цели и задачи: познакомить учащихся с основами экологической морали; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.Планируемые результаты...

Презентация к воспитательному мероприятию "Охранять природу - значит охранять жизнь (законы экологии)"

Презентация к воспитательному мероприятию по экологическому воспиатению для обучающихся основной и старшей школы....