Рабочая программа и методические рекомендации по использованию 3D проектора в учебном процессе
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Программа по использованию ИКТ, а именно 3Д проектора, в учебном процессе, составлена с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана), а также программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011, и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (II вариант учебного плана).

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3d.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 755 «Региональный центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа и методические рекомендации по использованию 3D проектора в учебном процессе

                                                                                                    Разработчик

                                                                                                    Галкина О.А.

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по использованию ИКТ, а именно 3Д проектора, в учебном процессе, составлена с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана), а также программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011, и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (II вариант учебного плана).

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).

 Цель Программы: используя возможности 3Д проектора, как ИКТ в учебном процессе, закрепить знания, полученные обучающимися на уроке, повысить эффективность образовательного процесса, способствовать развитию логического мышления и воображения учащихся.

 Задачи Программы:

- Обобщать и актуализировать знания, полученные на уроках естественно-научной направленности;

- Формировать познавательный и творческий опыт благодаря современному программному обеспечению;

- Развивать психические процессы, абстрактно–образные виды мышления;

- Корректировать сенсорное восприятия при просмотре обучающих видео на 3Д проекторе;

- Благодаря возможностям 3Д проектора получить целостную картину о растительном и животном мире, а также явлениях природы.

В настоящее время разные средства ИКТ активно внедряются в процесс обучения разных категорий обучающихся. Компьютеризация непосредственно касается всех сфер жизни человека. Уже сложно представить урок в школе без включения в него таких ИКТ, как проектор, интерактивная доска, иногда планшеты, и даже мобильные устройства. Все больше технических возможностей появляется у школ, чтоб сделать насыщенным и интересным урок. Это продиктовано внедрением инновационных технологий в учебный процесс и политикой Государства.

Для того, чтоб использовать 3Д проектор в учебном процессе педагогу важно учитывать специфику учреждения и цель, которую преследует педагог, прибегая к его помощи.

Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся средней школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию; 98% обучающихся – дети-инвалиды.

Специфические особенности данной категории обучающихся:

- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

- боязнь всего нового, приверженность к сохранению постоянства окружающей обстановки;

- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

- своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;

- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;

- умственная отсталость легкой и умеренной степени.

Учитывая все выше сказанное, можно предположить, что длительность фильма в 3Д формате должна составлять не более 10-15 минут. Также необходимо учитывать перед использованием 3Д проектора в учебных целях наличие эпистатуса у обучающихся. Такие обучающиеся не допускаются до просмотра материалов на 3 Д проекторе (находятся в классе с воспитателем, прорабатывая материал на плоскостной наглядности). Возможны всплески нежелательного поведения. В таких случаях обучающийся находится в классе с воспитателем, а учитель с помощником воспитателя проводит обобщающее занятие в специальном помещении, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Один из самых важных инструментов объяснения программного материала для данной категории обучающихся является наглядность. Благодаря плоскостному изображению эта задача стала в большей степени решаемой для педагога, но часть материала не осваивается обучающимися несмотря на эту возможность, как в силу своих особенностей, так и из-за того, что для более ясного понимания процессов по предметам естественно-научного цикла необходимо 3Д изображение явлений и процессов, происходящих в природе и живых и неживых объектов.

Разделы программы

5 класс

Природоведение

  1. Временные представления

Итогом темы должен быть фильм в 3Д формате, где обязательно необходимо отразить следующее:

  • Каким образом связана жизнь на Земле с Солнцем?
  • Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг солнца. За счет такого вращения происходит смена дня и ночи, смена времен года;
  • Полное вращение Земли вокруг Солнца равна 365 дням;
  • Какая система отсчета дней и месяцев, сколько дней в недели;
  • Главные характеристики погоды (температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки);
  • От чего зависит погода?
  • Дождь, облака (перистые, слоистые, кучевые), схема образования дождя, все виды осадков;
  • Времена года (характерные признаки каждого времени года, в животном, растительном мире, человек и его занятия в разные времена года).

  1. Россия. Города и люди
  • Географическое положение нашей страны на физической карте мира;
  • Рельеф России, самая длинная и самая полноводная реки;
  • Народы России (русские, татары, украинцы, башкиры, чукчи, ненцы);
  • Гимн и флаг РФ;
  • Столица, правительство Российской Федерации;
  • Достопримечательности Москвы. Деревянная, белокаменная и современная Москва;
  • Основные города России (4-6 городов).

  1. Неживая природа
  • Разнообразие земной поверхности. Что это?
  • Равнина;
  • Низменность;
  • Овраг;
  • Холм. Элементарное строение;
  • Самые яркие примеры рельефа России (горы, низменности, горные хребты);
  • Почва. Состав и свойства. Почвенный разрез;
  • Образование перегноя;
  • Вода и ее свойства. 3 состояния воды. Перемещение воды в природе;
  • Воздух и его свойства. Состав и его значение;
  • Ветер и его перемещение днем и ночью;
  • Горные породы – полезные ископаемые.

4.Разнообразие живой природы леса и водоема

  • Царства живой природы и их представители;
  • Условия, необходимые живым организмам. Сходства и отличия живой и неживой природы;
  • Наиболее типичные и яркие представители животных и растений леса;
  • Грибы (элементарное строение грибов и отличия съедобных и несъедобных грибов);
  • Растительный и животный мир водоема;

5.Разнообразие живой природы луга

  • Растительная и животная составляющая каждого «этажа» луга;
  • Растения и животные сада;
  • Декоративные растения садов;
  • Комнатные растения;
  • Растения и животные огородов;
  • Растения и животные полей;
  • Домашние животные.

6. Элементарное строение тела человека

  • Отделы, которые выделяют в теле человека (голова, туловище, верхние и нижние конечности);
  • Туловище делят на 2 части: грудную клетку и брюшную полость (органы, находящиеся в каждой части);
  • Орган. Значение легких, сердца, органов пищеварения, выделения и размножения. Связь органов и ее значение;
  • Кожа человека. Значение и функции кожи;
  • Органы опоры и движения: отделы скелета и особенность работы мышечных волокон;
  • Пищеварительная система;
  • Кровеносная система;
  • Процесс дыхания человека;
  • Нервная система и органы чувств.

6 класс

Биология

1.Вода

  •  3 состояния воды. Значение воды для живых организмов;
  •  Состояния воды по временам года и по материкам (в Африки в зоне пустынь, воды почти нет, в Антарктиде вода в твердом состоянии – лед и снег)
  •  Соотношение воды и суши на Земле;
  •  Вода – жидкость. Свойства (прозрачность, текучесть, без запаха, без вкуса);
  •  Переход воды из одного состояния в другое под действием разных температур (лед, пар). Кипение воды;
  •  Круговорот воды в природе;
  •  Опыт, демонстрирующий, что вода растворитель. Нерастворимые в воде вещества;
  •  Соотношение морской и пресной воды на Земле. Свойства и особенности морской воды;
  •  Строение источника питьевой воды (колодец).

2. Воздух

  • Воздух – газообразное тело;
  • Опыт с землей, который демонстрирует свойство воздуха занимать различные пустоты;
  • Свойства воздуха (сжимаемость, упругость, теплопроводность);
  • Расширение и сжатие воздуха под действием температур;
  • Холодный воздух тяжелее холодного (опыт);
  • Состав воздуха;
  • Кислород и его значение для жизни растений, животных и человека;
  • Углекислый газ и его свойства. Применение;

3. Полезные ископаемые

  • Твердые полезные ископаемые. Гранит, состав, способ добычи, применение;
  • Известняк. Состав, способ добычи, разнообразие известняков, применение;
  • Песок и глина. Способы добычи, место расположения природных ископаемых, состав, свойства, применение;
  • Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. Способы добычи, характерные особенности, свойства, состав, применение;
  • Природный газ. Свойства, характерные особенности, способы добычи, применение, меры предосторожности;
  • Железные руды, металлы. Свойства, характерные особенности внешнего вида, добыча, состав.

  1. Почва
  • Виды почв;
  • Что влияет на плодородие почв;
  • Состав почвы. Перегной. Процесс его образования;
  • Органическая и минеральная части почв (перегной, песок, глина, минеральные соли);
  • Сравнение песчаных и глинистых почв, быстрота проникновения воды в разные виды почв;
  • Отличие весенней и осенней обработки почв.

6 класс

География

  1. Временные представления, ориентирование на местности

  • Влияние положения Земли, относительно Солнца на погоду и смену времен года;
  • Высота Солнца в разное время года. Функция метеорологических центров;
  • Явления природы: ветер, шторм, ураган, осадки, молния, гроза, гром;
  • Что такое небосвод;
  • Горизонт, линия горизонта;
  • Стороны света. Как их определить без компаса и используя компас;
  • Ориентирование по местным признакам природы (звездам, мху на пне, муравейнику, проталинам).

  1. Равнины и холмы
  • Примеры равнин. Положительное значение для человека (сельское хозяйство);
  • Разновидности равнин: плоские и холмистые. Самая большая равнина нашей страны;
  • Холм. Строение;
  • Различие равнин по высоте над уровнем моря (низменность, возвышенность, плоскогорье).

  1. Овраги и горы
  • Процесс образования оврага. Погодные явления, которые влияют на его образование;
  • Строение оврага;
  • Меры борьбы с образованием оврагов;
  • Горы России;
  • Строение гор. Горных хребтов. Горные долины;
  • Деление гор по высоте и возрасту образования (примеры, особенности);
  • Причины землетрясения;
  • Строение вулкана, механизм извержения вулкана.

  1. Вода на Земле
  • Круговорот воды в природе;
  • Родник (источник) и его образование (водопроницаемые и водоотталкивающие горные породы);
  • Колодец, водопровод. Схемы строения;
  • Выдающиеся реки нашей страны. Их строение;
  • Равнинные и горные реки. Ледники и водопады;
  • Использование рек людьми;
  • Озеро. Общая характеристика. Основные озера РФ. Сточные и бессточные озера;
  • Болота. Причины возникновения болот, какое полезное ископаемое добывают в болотах?
  • Океан. Основные характеристики;
  • Моря. Окраинные и внутренние моря;
  • Острова и полуострова. Основные отличительные особенности.

  1. Земной шар
  • Космос, Солнечная система;
  • Краткая характеристика и основные особенности каждой планеты Солнечной системы. Астероид;
  • Доказательства шарообразности Земли, освоение космоса;
  • Материки и части счета на глобусе и карте. Краткая характеристика, особенности растительного и животного мира материков;
  • Первые кругосветные путешествия;
  • Влияние положения Солнца на климат в поясах;
  • Отличия климата от погоды;
  • Особенности поясов: северного, северного полярного круга (северное сияние, причины его возникновение), северного умеренного, северные тропики, экватор, тропический пояс, южный тропик, южный умеренный, южный полярный круг, южный полярный пояс.

6 класс

Развитие речи и окружающий мир

  1. Я и мой город
  • Экскурсия по Василеостровскому району;
  • Достопримечательности Василеостровского района;
  • Дорога до школы;
  • Улица (проезжая часть и пешеходная зона);
  • Набережная и река, на которой основан наш город.

  1. Временные представления
  • Характерные особенности времен года;
  • Изменения в животном и растительном мире;
  • Занятия людей в разные времена года;
  • Прогулка по городу в разные времена года.

  1. Знакомство с развлекательными мероприятиями (цирком, театром, концертным залом, кинотеатром)
  • Основные правила поведения в общественном месте и на развлекательных мероприятиях;
  • Отличия циркового представления, театрального, концертного и фильма;
  • Профессии: клоун, гимнаст, жонглер, дрессировщик, актер, балерина, оперная певица, пианист, скрипач, дирижер, режиссер, сценарист;
  • Фрагменты цирковых представлений, спектакля, балета, оперы, музыкального вечера, фильма.

  1. Строение растений
  • Строение цветкового растения (подземная часть – корень, надземная часть – стебель листья, бутон, цветок). Функции частей цветкового растения;
  • Строение дерева. Функции частей дерева (корень, ствол – кора, ветви, листья);
  • Знакомство с разнообразием растительного мира на примере древесных растений (клен, дуб, береза, осина, липа, каштан)
  • Процессы, происходящие внутри растения в зависимости от времени года.

  1. Животный мир
  • Домашние животных и дикие зверей (корова, свинья, собака, кошка, лошадь, еж, кабан, лиса, медведь, волк, белка, заяц);
  • Каким образом человек заботится о домашних животных;
  • Жизнь диких зверей в разное время года;
  • Отличия хищного и травоядного животного (примеры);
  • Перелетные и зимующие птицы: снегирь, клест, синица, ласточка, скворец, грач, утка (отличительные особенности строения, особенности питания, места обитания);
  • Прослушивание голосов птиц;
  • Насекомые: божья коровка, бабочка, комар, муравей (особенности строения, среда обитания, способы передвижения, особенности питания).

  1. Транспорт
  • Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
  • Наземный транспорт (общественный, личный);
  • Правила поведения в метро (видео экскурсия от момента входа в метрополитен, спуск по эскалатору, нахождение на станциях, в вагоне метрополитена);
  • Воздушный транспорт: самолет, вертолет, воздушный шар;
  • Водный транспорт: лодка, катер, теплоход.

7 класс

Биология

  1. Цветковые растения
  • Разнообразие растений вокруг нас (деревья, кустарники, цветковые растения, травы). Произрастающие в разных средах (почве, пустынях, водных объектах);
  • Дикорастущие и культурные растения;
  • Значение и охрана растений;
  • Условия для жизни и роста растений;
  • Строение цветкового растения (цветоножка, чашелистики, венчик, нектар, пестики, тычинки, пыльца);
  • Строение цветка. Виды соцветий (зонтики, колосок, корзинка);
  • Опыления: самоопыление и перекрестное (ветром, насекомыми).

  1. Плоды
  • Процесс образования плодов;
  • Сухие (орех, боб, зерновка, семянка, коробочка) и сочные плоды (ягода, костянка);
  • Размножение растений семенами и плодами (с помощью ветра: одуванчик, клен, тополь; с помощью животных и человека: лопух, рябина, орешек; саморазбрасывание: акация, горох);

  1. Семя
  • Разнообразие внешнего вида семян по форме и окраске;
  • Строение семени в разрезе (процесс набухания, рассмотрение строения семядоли фасоли;
  • Строение зерновки пшеницы;
  • Условия произрастания семян;
  • Влияние разных условий (температура, влажность, воздух) на произрастания семян;
  • Всхожесть и невсхожесть семян. Условия. Глубина посадки семян;

  1. Корень
  • Главный и боковой корень. Придаточные корни;
  • Отличия корневой системы у двудольных и однодольных;
  • Черенки;
  • Процессы происходящие в корневой системе. Поглощение и проведение воды корневой системой;
  • Значение корня. Видоизменение корней (корнеплоды, корнеклубни.

  1. Лист
  • Внешнее строение листовой пластины. Соединение листовой пластинки со стеблем;
  • Жилкование. Понятие простого и сложного листа;
  • Вещества, из которых состоит растение. Процесс фотосинтеза (солнце+углекислый газ -лист, образование крахмала+углекислый газ);
  • Испарение воды листьями;
  • Дыхание растений;

  1. Стебель
  • Строение стебля дерева (сердцевина, древесина, камбий, кора, кожица);
  • Значение стебля в жизни растений;
  • Способы размножение черенками. Разнообразие стеблей (укороченные стебли, прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся);
  • Взаимосвязь частей растений между собой и со средой обитания.

  1. Многообразие растений
  • Мхи (кукушкин лен, сфагнум). Образование торфа;
  • Папоротники. Участие в образовании каменного угля;
  • Голосеменные (хвойные) растения (сосна, ель, лиственница, кипарис, кедр, пихта;
  • Покрытосеменные (характерные особенности);
  • Многообразие покрытосеменных растений. Однодольные: злаковые, лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные. Двудольные: пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные.

 7 класс

География

  1. Особенности природы и хозяйства России
  • Географическое положение России на карте мира;
  • Европейская и Азиатская части России;
  • Административное деление России (области, края, округа, республики);
  • Разнообразие рельефа (равнины, плоскогорье, горы, моря, низменность);
  • Полезные ископаемые России и их местоположения;
  • Климат (влияние географического положение на климатические условия);
  • Водные объекты России;
  • Население России, народы. Промышленность, сельское хозяйство, экономическое развитие;

  1. Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
  • Природные зоны России на карте;
  • Зона арктических пустынь (моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и реки), айсберги;
  • Климат. Полярная ночь и полярный день. Северное сияние;
  • Растительный и животный мир (мхи, лишайники, водоросли, планктон, треска, сельдь, морской окунь, камбала, белухи, нарвалы, тюлени, моржи, морские котики, нерпы, белые медведи, кайры, гаги, тупики, чайки, чистики, белые гуси, казарки);
  • Население и его основные занятия.

  1. Зона тундры
  • Чем характеризуется данная зона. Положение на карте;
  • Полезные ископаемые зоны и их местоположение;
  • Климат. Водные объекты зоны (лето короткое, прохладное, зима долгая и холодная с сильными ветрами и метелями);
  • Растительный и животный мир (растительный мир беден: многолетние низкорослые растения, многие из которых стелющиеся, мхи, лишайники, вороника, арктическая толокнянка, морошка, карликовые ивы, карликовые березы, осока, лютик, пушица, грибы, брусника, черника, голубика, клюква, морошка; Богатый животный мир: густой мех и оперение. Лемминги или полярные пестушки, зайцы-беляки, песцы, волки, белые куропатки, полярные совы, северный олень, кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки, чайки). Заповедник на полуострове Таймыр.
  • Население и его основные занятия;
  • Города тундры. Экологические проблемы севера.

  1. Лесная зона
  • Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые (Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье), Курильский архипелаг, остров Сахалин, реки;
  • Климат (умеренно-континентальный, резко-континентальный;
  • Реки, озера, каналы;
  • Растительный мир (хвойные леса – тайга, смешанные и лиственные леса);
  • Животный мир (травоядные животные, хищники, всеядные);
  • Охрана лесов;
  • Промышленность и сельское хозяйство Центральной России;
  • Города Центральной России;
  • Особенности развития хозяйства Северо-Западной России и города;
  • Западная Сибирь и Восточная Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса;

  1. Зона степей
  • Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки;
  • Растительный мир (широко распространены травы, встречаются: гусиный лук, лиловые ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак, тонконог, чертополох, перекати-поле, полынь, степная осока, мятлик, пшеница, подсолнечник, кукуруза);
  • Животный мир (перепела, куропатки, жаворонки, дрофа, суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки, степные орлы, коршун, ястреб, пустельги, совы, волки, лисы, барсуки, степные хорьки, горностаи, ласки, степные гадюки, полозы, кузнечики, сверчки);
  • Население и его основные занятия;
  • Города лесостепной и степной зон;
  • Охрана природы зоны степей;

  1. Зона полупустынь и пустынь
  • Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые;
  • Климат и реки;
  • Растительный мир (песчаная осока, ревень, маки, лиловые ирисы, тюльпаны, верблюжья колючка, полынь, солянка, злаки, песчаная акация, саксаул);
  • Животный мир (много змей и ящериц, черепах, вараны, скорпионы, пауки-фаланги, муравейники находятся под землей, тушканчики, сайгаки, верблюд, кабаны, камышовый кот, ушастая круглоголовка);
  • Население и его основные занятия;
  • Города зоны полупустынь и пустынь;

  1. Зона субтропиков
  • Положение на карте, климат, природа субтропиков;
  • Растительный и животный мир;
  • Население и его основные занятия. Города;

7 класс

Развитие речи и окружающий мир

  1. Временные представления
  • Времена года: изменения, происходящие в каждое время года, одежда людей, спортивные занятия в каждое время года;
  • Части суток: занятия людей, поведение животных в разные части суток;

  1. Ягоды, фрукты, овощи. Отделы магазинов
  • Садовые и лесные ягоды на примере: малины, клубники, смородины, брусники, клюквы;
  • Фрукты: яблоко, слива, груша, персик, киви, ананас, абрикос. Характерные особенности внешнего и внутреннего строения, произрастание, способы употребления в пищу;
  • Овощи: картофель, капуста, свекла, горох, огурец, помидор. Использование в пищу, приготовление блюд;
  • Разные магазины, отделы, где можно приобрести овощи, фрукты, ягоды.

  1. Соль и сахар
  • Свойства (белый, сладкий/соленый, внешний вид, помол соли, кусковой и сахарный песок);
  • Использование в пищу (компоты, варенье, кисель, морсы, супы, приготовление вторых блюд, соленья);
  • Роль в питании.

  1. Театр
  • Устройство театра внутри;
  • Экскурсия в гримерную, ее роль для актеров театра;
  • В чем суть работы разных актеров (музыкантов, балерины, актеров сцены);
  • Экскурсия и правила поведения в театре от входа до момента, когда гость занимает свое место, согласно билету.

  1. Медицинские профессии
  • Устройство поликлиники;
  • Устройство больницы;
  • Правила нахождения в медицинском учреждении;
  • Медицинские профессии их значение для нас;
  • Признаки болезней (ангина, грипп, корь, перелом ноги/руки, травма, гепатит, воспаление легких).

8 класс

Биология

  1. Беспозвоночные животные
  • Общие признаки червей (дождевой, пиявка, трубочник, аскарида, сосальщик);
  • Разнообразие мест обитания (в том числе и паразиты);
  • Общие признаки насекомых (внешнее строение, внутреннее строение, образ жизни);
  • Процесс развития насекомых на примере бабочки-капустницы (самка, самец, яйца, личинки-гусеницы, куколка);
  • Характерные особенности следующих представителей насекомых: яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.

  1. Рыбы
  • Общие признаки беспозвоночных;
  • Общие признаки рыб (среда обитания, значение, роль покровов тела);
  • Внешнее строение и скелет (голова, туловище, хвост, что такое чешуя, тело покрыто слизью, ее роль, боковая линия, плавники, скелет костный);
  • Внутреннее строение рыб (системы: пищеварительная, дыхательная, кровообращения, нервная);
  • Размножение рыб (икринка-зародыш, личинка, взрослая особь);
  • Многообразие рыб (речные, морские);

  1. Земноводные
  • Общие признаки, среда обитания, внешнее строение на примере лягушки;
  • Внутреннее строение земноводных (позвоночные животные);
  • Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная системы;
  • Строение сердца. Круги кровообращения;
  • Размножение и развитие (икра-головастики-лягушонок-взрослая особь);

  1. Пресмыкающиеся
  • Общие признаки, среда обитания, особенности внешнего строения;
  • Внутреннее строение: дыхательная, кровеносная, система, скелет, нервная система;
  • Размножение и развитие (яйца-влияние тепла-молодые особи);
  • Многообразие пресмыкающихся (серый варан, безногие ящерицы).

  1. Птицы
  • Общие признаки. Особенности внешнего покрова тела (разнообразие перьев, связанные с их функцией);
  • Особенности внешнего строения птиц (клюв, надклювье, ноздри, шея, слуховое отверстие, голова, туловище, крыло, пальцы с когтями, хвост;
  • Особенности скелета птиц (череп, позвоночник, скелет конечностей). На грудине имеется высокий гребень, к которому крепятся крупные мышцы;
  • Особенности внутреннего строения птиц (органы пищеварения, органы дыхания и процесс дыхания, кровообращение, строение сердца, круги кровообращения, выделительная система);
  • Размножение и развитие птиц (яйца-птенцы-взрослая особь);
  • Многообразие птиц (кормящиеся в воздухе, птицы леса, хищные, пресных водоемов и болот, птицы, обитающие вблизи жилья человека).

  1. Млекопитающие
  • Общие признаки. Места их обитания;
  • Внешнее строение (покровы, расположение ног относительно туловище);
  • Особенности строения скелета (отделы, подвижное и неподвижное соединение костей);
  • Нервная система. Принципы работы, особенности развития головного мозга;
  • Внутренние органы млекопитающих (пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения);
  • Многообразие млекопитающих особенности строения каждой группы (грызуны, зайцеобразные, хищные звери, дикие пушные хищные звери, самый маленький хищный зверь, домашние хищные звери, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы).

8 класс

География

  1. Мировой океан
  • Атлантический океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности (айсберги), течения, острова, рыбы, значение;
  • Северный ледовитый океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности, течения, острова, рыбы и другие морские животные, значение, Северный морской путь;
  • Тихий океан. Географическое положение, моря, которые его омывают, Большой Барьерный риф, течения, острова, животный и растительный мир, значение, судоходные пути;
  • Индийский океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности, течения, острова, животные и растения, населяющие его, значение, крупные порты;
  • Изучение мирового океана.

  1. Африка
  • Основные особенности материка;
  • Океаны, которые его омывают, географическое положение;
  • Разнообразие рельефа, климата материка (Эфиопское нагорье, Атласские горы, пустыня Сахара, вулкан Килиманджаро, драконовы горы);
  • Полезные ископаемые;
  • Реки и озера Африки;
  • Природные зоны материка (растительный и животный мир в каждой зоне). Тропические леса, саванна, пустыня;
  • Население и государства (Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР).

  1. Австралия
  • Географическое положение, океаны, заливы, острова;
  • Разнообразие рельефа, климат, реки, и озера, полезные ископаемые;
  • Растительный и животный мир;
  • Население, их занятия, промышленность;
  • Австралийский союз (как Австралия стала государством);
  • Океания. Остров Новая Гвинея.

  1. Антарктида
  • Географическое положение. Антарктика;
  • Открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
  • Рельеф, климат;
  • Растительный и животный мир;
  • Современные исследования Антарктиды («Полюс недоступности»).

  1. Северная Америка
  • Открытие Америки (Христофор Колумб, Америго Веспуччи, открытие Северо-западной части континента русскими в 1732 г). Открытие Аляски и Алеутских островов;
  • Географическое положение, моря, океаны, каналы, омывающие материк. Острова и полуострова;
  • Рельеф (горы Кордильеры, вулкан Орисаба, высочайшая гора Мак-Кинли, великие равнины, Центральные равнины, низменности, горы Аппалачи, течения: Гольфстрим и Лабрадорское), климат, природные ископаемые;
  • Реки и озера (Миссисипи с притоком Миссури, Маккензи, Колорадо, Великие озера, Ниагара-водопад);
  • Растительный и животный мир (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, прерии, пустыни, области высокой поясности);
  • Население и государства. Занятия населения. Многонациональность населения;
  • США: географическое положение, экономическое развитие, полезные ископаемые, пастухи-ковбои, население США, столица, крупные города;
  • Канада: географическое положение, полезные ископаемые, промышленность, население, столица – Оттава, мосты, крупные города (Торонто, Монреаль, Ванкувер);
  • Мексика. Географическое положение и исторические корни населения. Климат и рельеф. Полезные ископаемые, промышленность, столица Мексики – Мехико;
  • Куба. Географическое положение, рельеф и его особенности, основные занятия населения Кубы, революция (Фидель Кастро), столица Гавана.

  1. Южная Америка
  • Географическое положение. Океаны, моря, острова, пролив, мыс Горн, Панамский перешеек и канал;
  • Разнообразие рельефа, климат, природные ископаемые;
  • Реки и озера (Амазонка, Панара, Ориноко, Маракайбо);
  • Растительный и животный мир тропических лесов;
  • Растительный и животный мир саванн, степей, пустынь и горных районов;
  • Население, его занятия, государства (Бразилия, Аргентина, Перу).

  1. Евразия
  • Географическое положение;
  • Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова;
  • Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова;
  • Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Европы;
  • Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Азии;
  • Климат Евразии;
  • Реки Европы (Волга, Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Эльба, Сена, Висла, Темза) и озера (Ладожское, Онежское, Женевское);
  • Реки и озера Азии (Янцзы, Обь, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Евфрат, Амударья, Сырдарья, Аральское море, Каспийское море, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш);
  • Растительный и животный мир Европы;
  • Растительный и животный мир Азии;
  • Население, культура и быт народов Евразии.

8 класс

Развитие речи и окружающий мир

  1. Прогулка по лесу в разное время года
  • Многообразие растительного мира и изменения в нем в зависимости от наступления времени года (осень, зима, весна, лето);
  • Изменения погодных условий;
  • Изменения в повадках и внешнем виде диких зверей и птиц в зависимости от времени года;
  • Изменение в растительном и животном мире (лесном сообществе) с наступлением разных частей суток.

  1. Транспорт
  • Грузовой транспорт (фургоны, бетономешалки, вагоны-цистерны, танкеры);
  • Общественный и личный транспорт;
  • Отличия транспорта по следующим категориям: водный, воздушный, наземный.

  1. Грибы
  • Строение грибов (трубчатые и пластинчатые);
  • Особенности окраски и строения ядовитых грибов. Сходство ядовитых грибов с неядовитыми;
  • Представители животного мира, пищей для которых служат грибы;
  • Чем питаются грибы и за счет соблюдения каких условий они растут.

  1. Профессии
  • Представители профессий и их роль в жизни человека и общества (медицинский работник, учитель, пожарный, полицейский, инженер, строитель, повар, продавец, библиотекарь);
  • С какими сложностями сталкиваются представители этих профессий;
  • Что необходимо знать тем, кто работает в этих профессиях;
  • Экскурс в каждую из перечисленных профессиональных областей.

9 класс

Развитие речи и окружающий мир

  1. Предметы одежды. Экскурсия в магазин одежды и обуви
  • Влияние погодных условий на выбор одежды и обуви;
  • Средства и способы определения размеров одежды и обуви;
  • Уход за одеждой и обувью;
  • Принципы работы химчистки и стиральной машины;

  1. Российская Федерация
  • Общее представление о нашей стране;
  • Знакомство с гимном РФ;
  • Знакомство с цветами флага;
  • Что такое столица нашей Родины;
  • Экскурсия по достопримечательностям Москвы;
  • Экскурсия по городу, в котором мы живем.

  1. Птицы
  • Внутреннее и внешнее строение;
  • Строение перьев;
  • Особенности зимующих и перелетных птиц;
  • Содержание птиц дома. Сложности для человека, польза и вред для птиц;
  • Экскурсия в зоопарк (птицы).

  1. Животные и птицы родного края
  • Потребности диких животных в необходимых условиях обитания на примере кабана, зайца, медведя, лисы, ежа, волка, белки;
  • Внешнее и внутреннее строение диких зверей;
  • Сезонные изменения в повадках и жизни диких зверей;
  • Внутреннее и внешнее строение рыб;
  • Влияние среды обитания рыб на повадки и особенности окраски.

  1. Цветочные растения
  • Общее строение деревьев, кустарников, цветковых растений;
  • Плоды различных растений (отдельно деревьев, кустарников и цветковых растений). Как связано строение плодов со способами их распространения;
  • Характеристики полевых и садовых цветочных растений (схожие и различные черты в строении);
  • Экскурсии в парк, оранжерею, поле, лес.

  1. Насекомые
  • Многообразие насекомых родного края;
  • Детальное изучение внешнего строения следующих представителей: стрекоза, паук, жук-пожарник, мошка;
  • Сезонные изменения, влияющие на жизнь насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Рабочие программы и практические рекомендации в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по бадминтону.

Программы дополнительного образования по бадминтону 1-4 классы, 5-9 классы, 5-11 классы. Планы-конспекты учебных занятий по бадминтону....

Методические рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-гиревиков.

Пособие включает учебный и методический материалы и со­держит рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолет­ней подготовки спортсмено...

Методические рекомендации по использованию РППС в рамках технологии «Говорящая стена» в образовательном процессе и режимных действиях

С целью организовать и обогатить самостоятельную детскую деятельность, а также улучшить речевые навыки детей в нашей группе компенсирующей направленности создали пособие "Говорящая стена". э...

Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет

Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет...